Рабочая программа 10-11 класс обществознание по ФГОС
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_rab_prog_10-11.docx | 59.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения “Обществознания”. Планируемые личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты о
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
- Выделять черты социальной сущности человека;
- определять роль духовных ценностей в обществе;
- распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
- различать виды искусства;
- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
- выявлять особенности научного познания;
- различать абсолютную и относительную истины;
- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
- выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
- Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
- приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
- формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
- Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
- конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
- объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
- оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
- различать формы бизнеса;
- извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
- различать экономические и бухгалтерские издержки;
- приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
- различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
- различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
- выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
- определять причины безработицы, различать ее виды;
- высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
- объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
- анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
- приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
- высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
- различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
- различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
- Выделять критерии социальной стратификации;
- анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
- конкретизировать примерами виды социальных норм;
- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
- различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
- определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
- различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
- характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
- характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
- характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
- высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
- формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
- оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
- Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
- различать политическую власть и другие виды власти;
- устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
- высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
- раскрывать роль и функции политической системы;
- характеризовать государство как центральный институт политической системы;
- различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
- обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
- характеризовать демократическую избирательную систему;
- различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
- устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
- определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
- конкретизировать примерами роль политической идеологии;
- раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
- формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
- оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
- иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
- различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
- Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
- выделять основные элементы системы права;
- выстраивать иерархию нормативных актов;
- выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
- различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
- обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
- аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
- раскрывать содержание гражданских правоотношений;
- применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
- различать организационно-правовые формы предприятий;
- характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
- давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
- находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
- характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
- иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
- извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
- объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
- Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
- оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
- характеризовать основные методы научного познания;
- выявлять особенности социального познания;
- различать типы мировоззрений;
- объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
- выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
- выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
- систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
- Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
- выявлять противоречия рынка;
- раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
- раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
- обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
- различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
- определять практическое назначение основных функций менеджмента;
- определять место маркетинга в деятельности организации;
- применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
- оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
- раскрывать фазы экономического цикла;
- высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
- извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
- Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
- анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
- выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
- толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
- находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
- выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
- выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
- анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
- Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
- выделять основные этапы избирательной кампании;
- в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
- отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
- самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
- характеризовать особенности политического процесса в России;
- анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
- Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
- перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
- характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
- ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
- выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
- применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
- характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Содержание учебного предмета “Обществознание”.
Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного
аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Задачами реализации примерной программы учебного предмета
«Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:
- формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
- формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Примерная программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) для базового уровня среднего общего образования составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не задает последовательности изучения материала, распределения его по классам, не определяет количество часов на изучение учебного предмета.
Примерная программа учебного предмета «Обществознание» определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Содержание программы
Раздел 1. Социальное развитие современного общества (35 часов)
Социальная стратификация. Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу. Социальная мобильность и социальные лифты. Люмпены и маргиналы. Тенденции в развитии социальных отношений. Понятие социальный институт. Типы социальных институтов. Функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.
Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальный статус личности. Социальные роли личности. Социализация личности и социальная адаптация. Социальные регуляторы и социальный контроль. Социальные интересы. Формы социального взаимодействия. Социальный конфликт. Этническая общность и ее виды. Этнос, нация и национальность. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений. Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации. Демографическая политика в России. Семья как социальный институт. Социальный институт брака. Тенденции развития семьи в современном мире. Молодежь как социальная группа. Конституционные основы социальной политики. Государственная стратегия борьбы с бедностью.
Раздел 2. Политическая сфера общества (34 часа)
Политическая система: общая характеристика. Политический режим. Демократия и парламентаризм. Проблемы современной демократии. Внутренняя и внешняя политика государства. Понятие бюрократии
Сущность правового государства. Гражданское общество и правовое государство. СМИ в политической системе общества. Политическое сознание. Сущность политической идеологии. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Понятия политической партии и политического движения. Политическая элита. Политическое лидерство, роль политического лидера.
Типология и функции политических партий. Типы партийных систем. Избирательная система. Политическое участие. Понятие и типология политической культуры. Развитие политического конфликта, его урегулирование. Типология политических процессов. Особенности политического процесса в современной России.
Раздел 3. Духовная сфера общества (21час)
Культура как явление общественной жизни. Субкультура и контркультура. Проблема многообразия культур. Диалог культур. Толерантность. Духовный мир и духовность. Мировоззрение. Мораль. Наука, ее функции. Личностная и социальная значимость образования. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Искусство. Функции искусства. Современное искусство. Массовая культура. Сущность и особенности массовой культуры.
Раздел 4. Современный этап мирового развития (12 часов)
Единство мира в многообразии. Азиатский прорыв. Индустриальные общества. Достижения и противоречия постиндустриального общества. Многоаспектность процессов глобализации. Противоречия процесса глобализации.
Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема взаимоотношений Севера и Юга.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Колич ество часов | Календарные сроки | |
Плани руемы е | Факти ческие | |||
1. Социальное развитие современного общества (35 часов) | ||||
1 | Социальная стратификация. Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу. | 1 | ||
2 | Социальная мобильность и социальные лифты. Люмпены и маргиналы. | 1 | ||
3 | Тенденции в развитии социальных отношений | 1 | ||
4 | Понятие социальный институт. Типы социальных институтов. | 1 | ||
5 | Функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. | 1 | ||
6 | Экономика как подсистема общества. | 1 | ||
7 | Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. | 1 | ||
8 | Экономика и политика. Экономика и культура. | 1 | ||
9 | Социальный статус личности. Социальные роли личности. | 1 | ||
10 | Социализация личности и социальная адаптация. | 1 | ||
11 | Социальные ценности и нормы | 1 | ||
12 | Социальные регуляторы. | 1 | ||
13 | Отклоняющееся поведение | 1 | ||
14 | Правонарушения. Преступность. | 1 | ||
15 | Социальный контроль. | 1 | ||
16 | Социальные интересы. Формы социального взаимодействия. | 1 | ||
17 | Социальный конфликт. | 1 | ||
18 | Этническая общность и ее виды. Этнос, нация и национальность. | 1 | ||
19 | Национальный менталитет. | 1 | ||
20 | Межэтнические отношения. | 1 | ||
21 | Межнациональные конфликты. | 1 | ||
22 | Государственная национальная политика в Российской Федерации. | 1 | ||
23 | Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 1 | ||
24 | Демографическая политика в России. | 1 | ||
25 | Семья как социальный институт. Социальный институт брака. | 1 | ||
26 | Тенденции развития семьи в современном мире. | 1 | ||
27 | Государственная политика поддержки семьи. | 1 | ||
28 | Молодежь как социальная группа. | 1 | ||
29 | Процесс социализации молодежи. | 1 | ||
30 | Молодежная субкультура. | 1 | ||
31 | Социальная структура российского общества | 1 |
32 | Тенденция развития социальных отношений в российском обществе. | 1 | ||
33 | Конституционные основы социальной политики. | 1 | ||
34 | Государственная стратегия борьбы с бедностью. | 1 | ||
35 | Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа. | 1 | ||
2. Политическая сфера общества (34 часа) | ||||
36 | Политическая система | 1 | ||
37 | Типы политических систем | 1 | ||
38 | Политический режим. Автократии. | 1 | ||
39 | Демократический режим. | 1 | ||
40 | Парламентаризм. | 1 | ||
41 | Проблемы современной демократии. | 1 | ||
42 | Государство как институт политической системы. | 1 | ||
43 | Форма государства. | 1 | ||
44 | Политическая власть | 1 | ||
45 | Современная государственная служба и ее задачи. | 1 | ||
46 | Правовое государство. | 1 | ||
47 | Гражданское общество и его институты | 1 | ||
48 | Общественный контроль | 1 | ||
49 | СМИ в политической системе общества. | 1 | ||
50 | СМИ и избирательный процесс | 1 | ||
51 | Политическое сознание. Политическая психология. | 1 | ||
52 | Современные политические идеологии. | 1 | ||
53 | Политические партии. | 1 | ||
54 | Типология партий и партийных систем. | 1 | ||
55 | Политическая элита. Теория элит | 1 | ||
56 | Политическое лидерство | 1 | ||
57 | Типы лидерства. Группы давления. | 1 | ||
58 | Избирательные системы | 1 | ||
59 | Избирательный процесс | 1 | ||
60 | Политические технологии и политический менеджмент | 1 | ||
61 | Политическое участие. | 1 | ||
62 | Понятие и типология политической культуры | 1 | ||
63 | Политическая культура российского общества | 1 | ||
64 | Политический конфликт | 1 | ||
65 | Урегулирование конфликтов. | 1 | ||
66 | Политический процесс | 1 | ||
67 | Типология политических процессов. | 1 | ||
68 | Особенности политического процесса в современной России. | 1 | ||
69 | Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа. | 1 | ||
Духовная сфера общества (21 час) | ||||
70 | Культура. Субкультура и контркультура. | 1 | ||
71 | Многообразие и диалог культур. | 1 | ||
72 | Мировоззрение и его исторические типы | 1 | ||
73 | Менталитет человека. | 1 | ||
74 | Мораль в жизни людей. | 1 | ||
75 | Мир моральных категорий. | 1 | ||
76 | Нравственная культура | 1 | ||
77 | Наука, ее функции. | 1 |
78 | Этика науки. | 1 | ||
79 | Роль образования в обществе | 1 | ||
80 | Тенденции развития образования в современном мире. | 1 | ||
81 | Российское образование на пути модернизации. | 1 | ||
82 | Религия как одна из форм культуры. | 1 | ||
83 | Мировые религии. | 1 | ||
84 | Принцип свободы совести. | 1 | ||
85 | Искусство. Структура искусства. | 1 | ||
86 | Функции искусства. Современное искусство. | 1 | ||
87 | Массовая культура | 1 | ||
88 | Массовое общество и человек массы. | 1 | ||
89 | Сущность и особенности массовой культуры. | 1 | ||
90 | Обобщающий урок. Контрольная работа | 1 | ||
Современный этап мирового развития (12 часов) | ||||
91 | Модели развития общества | 1 | ||
92 | Особенности традиционных обществ | 1 | ||
93 | Индустриальные общества. | 1 | ||
94 | Процессы глобализация. | 1 | ||
95 | Многоаспектность процессов глобализации. | 1 | ||
96 | Противоречия процесса глобализации. | 1 | ||
97 | Сетевой терроризм на фоне глобализации. | 1 | ||
98 | Глобальные проблемы современности. | 1 | ||
99 | Экологическая проблема. Демографическая проблема. | 1 | ||
100 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Социальная стратификация. Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу. Социальная мобильность и социальные лифты. Люмпены и маргиналы. Тенденции в развитии социальных отношений Понятие социальный институт. Типы социальных институтов. | 1 | ||
101 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Экономика как подсистема общества. | 1 | ||
102 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Экономика и культура. | 1 | ||
103 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Экономика и политика. Экономика и культура. Социальный статус личности. Социальные роли личности. | 1 | ||
104 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Социализация личности и социальная адаптация. Социальные ценности и нормы | 1 | ||
105 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Социальные регуляторы. Отклоняющееся поведение | 1 | ||
106 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Правонарушения. Преступность. Социальный контроль. | 1 | ||
107 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Социальные интересы. Формы социального взаимодействия. Социальный конфликт. | 1 | ||
108 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Этническая общность и ее виды. Этнос, нация и национальность. Национальный менталитет. | 1 | ||
109 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Межэтнические отношения. Межнациональные конфликты. | 1 | ||
110 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Государственная национальная политика в Российской Федерации. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 1 | ||
111 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Демографическая политика в России. Семья как социальный институт. Социальный институт брака. | 1 | ||
112 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная политика поддержки семьи. | 1 | ||
113 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Молодежь как социальная группа. Процесс социализации молодежи. | 1 | ||
114 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Молодежная субкультура. Социальная структура российского общества | 1 | ||
115 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Тенденция развития социальных отношений в российском обществе. Конституционные основы социальной политики. | 1 | ||
116 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Государственная стратегия борьбы с бедностью. Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа. | 1 | ||
117 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Политическая система Типы политических систем | 1 | ||
118 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Политический режим. Автократии. Демократический режим. | 1 | ||
119 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Парламентаризм. Проблемы современной демократии. | 1 | ||
120 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Государство как институт политической системы. Форма государства. | 1 | ||
121 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Политическая власть Современная государственная служба и ее задачи. | 1 | ||
122 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Правовое государство. Гражданское общество и его институты | 1 | ||
123 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Общественный контроль СМИ в политической системе общества. | 1 | ||
124 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам СМИ и избирательный процесс Политическое сознание. Политическая психология. | 1 | ||
125 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Современные политические идеологии. Политические партии. | 1 | ||
126 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Типология партий и партийных систем. Политическая элита. Теория элит. | 1 | ||
127 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Политическое лидерство Типы лидерства. Группы давления. | 1 | ||
128 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Избирательные системы Избирательный процесс. | 1 | ||
129 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Политические технологии и политический менеджмент Политическое участие. | 1 | ||
130 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Понятие и типология политической культуры Политическая культура российского общества. | 1 | ||
131 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Политический конфликт Урегулирование конфликтов. | 1 | ||
132 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Политический процесс Типология политических процессов. | 1 | ||
133 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Особенности политического процесса в современной России. | 1 | ||
134 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Культура. Субкультура и контркультура. Многообразие и диалог культур. | 1 | ||
135 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Мировоззрение и его исторические типы Менталитет человека. | 1 | ||
136 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Мораль в жизни людей. Мир моральных категорий. | 1 | ||
137 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Нравственная культура Наука, ее функции. | 1 | ||
138 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Этика науки. Роль образования в обществе | 1 | ||
139 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам | 1 | ||
140 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам | 1 | ||
141 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Тенденции развития образования в современном мире. Российское образование на пути модернизации. | 1 | ||
142 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. | 1 | ||
143 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Принцип свободы совести. Искусство. Структура искусства. | 1 | ||
144 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Функции искусства. Современное искусство. | 1 | ||
145 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Массовая культура. Массовое общество и человек массы. Сущность и особенности массовой культуры. | 1 | ||
146 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Модели развития общества | 1 | ||
147 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Особенности традиционных обществ | 1 | ||
148 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Индустриальные общества. | 1 | ||
149 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Процессы глобализация. | 1 | ||
150 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Многоаспектность процессов глобализации. Противоречия процесса глобализации. | 1 | ||
151 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Сетевой терроризм на фоне глобализации. | 1 | ||
152 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Сетевой терроризм на фоне глобализации. | 1 | ||
153 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Глобальные проблемы современности. | 1 | ||
154 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Экологическая проблема. | 1 | ||
155 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ по темам Демографическая проблема. | 1 | ||
156 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||
157 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||
158 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||
159 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||
160 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||
161 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||
162 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||
163 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||
164 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||
165 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||
166 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||
167 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||
168 | Обобщающий урок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||
169-170 | Промежуточная аттестация | 2 |
Рекомендуемая литература
- Обществознание. 11 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций: профильный уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016 (базовый учебник)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочя программа математика 5 класс Виленкин по ФГОС
Рабочая программа к учебнику Виленкина 5 класс ( по стандартам второго поколения) . Приложение : календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа для 5 класса (с учётом ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Физической культуре для 5 «А» класса(учебный предмет) Разработана на основе Примерной государственной программы«Комплексная программа физического воспитания ...
Рабочая программа 5-9 класс по информатике ФГОС
Рабочая программа...
Рабочая программа 5-9 класс. Учебник Spotlight (ФГОС)
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели курсаОБЩАЯ ...
рабочая программа 2-4 класс Гальскова, Гез фгос
Название курсаНемецкий языкКласс2-4Количество часов204 часа (2 раза в неделю)СоставителиГорохова Наталья Викторовна Цель курса· Формирования умений устного (ау...
Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС
Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС...