Программа+КТП Обществознание Боголюбов 10 класс 2 ч
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Программа+КТП Обществознание Боголюбов 2 ч в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.ktp_-_10_kl._a_b._obshchestv._2ch._2021-22_uch.god_.docx | 94.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для учащихся 10(-11) классов А, Б
МБОУ ЦО № 44 г. Тулы
2021-2026 уч. гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для базового уровня среднего общего образования составлена на основе модульного принципа построения учебного материала.
Рабочая программа на базовом уровне ориентирована на 10-11 классы из расчёта 2 часа в неделю (136 часов). Срок реализации программы - 2 года, с учетом учебного плана школы, программа рассчитана на 34 учебных недели, т.е. на 136 часов том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для учащихся 10-11-х классов и разработана из следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы».
- Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 // Реестр Примерных основных общеобразовательных программ Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://fgosreestr.ru/reestr.
12. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-3) //Реестр Примерных основных общеобразовательных программ Министерство образования и науки Российской Федерации.
В 10-11 классе интегрированный учебный предмет «Обществознание» является учебным предметом федерального компонента и изучается обязательно.
13. Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СОО, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31.12. 2015 № 1578 и от 29.06.2017 № 613);
Рабочая программа разработана на основе примерной программы СОО по обществознанию (базовый уровень) - М. "Просвещение" 2018 г. с учетом авторской программы: Лазебникова А.Ю. Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 10 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И.Городецкая, Л.Е. Рутковская. – М.: Просвещение, 2018
Рабочая программа по обществознанию ориентирована на предметную линию учебников Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение.
Используемый УМК и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса:
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) для 10-11 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования на базовом уровне, примерной Программой среднего общего
образования по обществознанию (базовый уровень) - М. "Просвещение" 2018 г. с учетом авторской программы: Лазебникова А.Ю. Обществознание. Примерные рабочие программы.
Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 10 – 11 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И.Городецкая, Л.Е. Рутковская. – М.: Просвещение, 2018-19.
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 10 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И.Городецкая, Л.Е. Рутковская. – М.:Просвещение, 2019.
2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.В., Телюкиной – М.: Просвещение, 2018.
3. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой – М.:Просвещение, 2018.
4. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Аверьянов Ю. И. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2018.
5. Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2017.
6. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова – М.: Просвещение, 2018.
7. Брандт М.Ю. ЕГЭ. Обществознание: словарь понятий и терминов - М.: 2020.
8. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Тетрадь-тренажёр. 10 класс. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2018.
9. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы.: пособие для учителя / под Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2017.
10. Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва: АСТ: Астрель, 2018.
11. Сборники КИМов, тематических тестов, вариантов ЕГЭ за 2017-19 гг.
12. Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ФИПИ, 2016-20гг.
13. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. - Москва 2010
Методическая литература для учителя:
1.. Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2018 – 384 с.
2.Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. - М.:
Издательство «Экзамен», 2017 – 320 с.
3.Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2016. - 160 с.
4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2018.-159-191 с.
5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2017.- – 175 с.
6.Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». - М.: Дрофа, 2019.– 288 с.
7 Малышевский А.Ф. Введение в философию. 10-11 кл.: Методические рекомендации к учебному пособию. – М.: Дрофа, 2017. - 96 с.
8. Гуревич П.С. Введение в философию. 11 кл.: Методическое пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2018. – 112 с.
9.Сухолет И.Н. Вопросы культуры в школьном обществознании: Пособие для учителя. - М.: Школьная Пресса, 2019.- 144 с.
Учебно-информационные ресурсы:
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства РФ
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
Газеты «История» и «Обществознание» Издательского дома «Первое сентября» | |
Российский государственный архив кинофотодокументов | |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) |
Сайты для учителя:
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm-Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.
http://www.hpo.org – Права человека в России
http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»
http://www.ant-m.ucoz.ru/ -"Виртуальный кабинет истории и обществознания"
http://www.mon.gov.ru – Министерство просвещения;
http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
http://www.rusedu.ru/- Архив учебных программ и презентаций
http://pedsovet.org/ -Всероссийский Интернет – педсовет
http://www.uchportal.ru/ -Учительский портал
http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
Оборудование:
- Компьютер
- Видеопроектор
- Демонстрационный экран для проектора
- Презентации и видеоуроки https://infourok.ru по темам курса
https://videouroki.net по темам курса
Роль и место дисциплины | Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)»знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира. Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире. |
Цели изучения обществознания в 10-11 классах | Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
|
Место обществознания в учебном плане | Программа учебного предмета «Обществознание» для 10-11 классов (базовыйуровень) рассчитана на два учебных года: два учебных года - 136 часов по 68 часов в год, из расчета 2 учебных часа в неделю. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. |
Планируемые результаты | Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются: 1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; 2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; 3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в: 1. Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); 2. Умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; 3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; 5. Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на: - использование элементов причинно – следственного анализа; - исследование несложных реальных связей и зависимостей; - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов; - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа; - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; - подкрепление изученных положений конкретными примерами; - оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; - определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются: 1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; 2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; 3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности; 4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей; 5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; 6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; 7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; 8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; 9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества; 10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания; 11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; 12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; 13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; 14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; 15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении; 16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. |
Формы и методы обучения:
При определении варианта проведения занятия программа ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
- школьная лекция;
- индивидуальный, устный, фронтальный опрос; групповые задания
- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
- использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
-выполнение заданий в формате ЕГЭ различного уровня сложности
- написание сочинений-эссе;
- различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
- виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
- заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.
– методы этапа восприятия-усвоения (методы монологически-диалогического изложения и изучения материала: рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуального изучения явлений: демонстрация и иллюстрация;
- самостоятельная работа с источниками: изучение документов, работа с учебником, книгой, использование справочной литературы;
- работа с компьютером;
- проектная деятельность;
- решение упражнений и задач,
- составление опорных конспектов, планов, кластеров
- методы этапа усвоения-воспроизведения (проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, лабораторный эксперимент, упражнение, взаимное обучение, опорный конспект, опросно-ответный метод, зачетно-экзаменационный метод);
- методы этапа учебно-творческого выражения (самостоятельный поиск, эссе, художественное исполнение и критический анализ результатов учебной деятельности).
Используемые технологии:
– ИКТ-технологии, дистанционное обучение (платформы Zoom, Sferum), компьютер, мультимедийный проектор, Интернет: формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы; развиваются познавательные способности обучающихся;
– блочно-модульное обучение: модульная организация учебно-воспитательного процесса позволяет избежать постоянного применения комбинированного урока;
– игровые технологии: нестандартные уроки, призванные увлечь, заинтересовать обучающихся;
– личностно ориентированное обучение: дает возможность дифференцированно подходить к возможностям и способностям учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
10-11 кл. (базовый уровень)
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Человек. Человек в системе общественных отношений
Общество как сложная динамическая система
Экономика
Социальные отношения
Политика
Правовое регулирование общественных отношений
| Человек. Человек в системе общественных отношений
Общество как сложная динамическая система
Экономика
Социальные отношения
Политика
Правовое регулирование общественных отношений
характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. |
Содержание учебного курса «Обществознание» (68 ч)
Название темы (раздела) | Количество часов | Содержание учебного материала |
1. Общество как сложная динамическая система | 7 | Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. |
2. Человек в системе общественных отношений | 13 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. |
3. Человек как творец и творение культуры Духовная сфера общества. | 12 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности |
4. Экономика | 27 | Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России. |
5.Социальные отношения | 17 | Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. |
6. Политика | 21 | Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России |
7. Правовое регулирование общественных отношений Итого: | 35 136 ч | Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. |
Оценка результатов
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижений планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать
индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач.
Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»);
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
Решение о достижении или не достижении планируемых результатов или об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. С введением Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий
базового уровня.
Критерий оценки устного ответа:
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для
анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных
ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10
правильных ответов.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию.
% | 0-39 | 40-59 | 60-79 | 80-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Промежуточная и итоговая аттестация:
- проверочные работы терминологии и понятийного аппарата,
- тестирование по итогам изучения темы, решение вариантов ЕГЭ
- обобщающие уроки,
- семинары.
Учебно-тематический план по учебному курсу «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Учебно-тематический план 10 класс.
№ | Раздел/ тема | Кол-во | Контрольные |
1 | Человек в обществе | 20 | 1 |
2 | Общество как мир культуры | 12 | 1 |
3 | Правовое регулирование общественных | 34 | 2 |
4 | Итоговое повторение/Резерв | 2 | 1 |
5 | Итого | 68 часов | 5 |
Учебно-тематический план 11 класс.
№ | Раздел/ тема | Кол-во | Контрольные |
1 | Экономическая жизнь общества | 26 | 2 |
2 | Социальная сфера | 16 | 1 |
3 | Политическая жизнь общества | 20 | 1 |
4 | Итоговое повторение | 6 | 1 |
5 | Итого | 68 часов | 5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по учебному курсу «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
10 классы А, Б
(2 ч в неделю – 68 ч)
2021-22 уч. год
№ п/п | Раздел/Тема урока | Дата | Д/З | |
Раздел 1. Человек в обществе. (20 ч) | ||||
1 | Введение. Общество. Общественные науки. | 1 неделя | термины, записи, схема,введение | |
2 | Развитие знаний об обществе. Сферы общества, их характеристика. | 1 неделя | термины, записи, схема, введение, таблица | |
3 | Что такое общество. Общество как совместная жизнедеятельность людей. | 2 неделя | п. 1, вопр.1-4, термины, записи | |
4 | Общество и природа. Общество и культура. | 2 неделя | п. 1, вопр.5-8, термины, записи | |
5 | Общество как сложная система. | 3 неделя | п. 2, вопр., термины, записи | |
6 | Динамика общественного развития. | 3 неделя | п. 3, вопр., термины, записи | |
7 | Проблемы общественного прогресса. Прогресс и регресс. | 4 неделя | п. 3, вопр., термины, записи | |
8 | Социальная сущность человека. Индивид, индивидуальность, личность. | 4 неделя | п. 4, вопр., термины, записи | |
9 | Самосознание и самореализация. | 5 неделя | п. 4, вопр., термины, записи | |
10 | Деятельность - способ существования людей. | 5 неделя | п. 5, вопр., термины, записи | |
11 | Многообразие деятельности, её виды. Сознание и деятельность. | 6 неделя | п. 5, вопр., термины, записи | |
12 | Познавательная и коммуникативная деятельность. | 6 неделя | п. 6, вопр., термины, записи | |
13 | Истина и ее критерии. Абсолютная и относительная истина. | 7 неделя | п. 6, вопр., термины, записи | |
14 | Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. | 7 неделя | п. 6, вопр., термины, записи | |
15 | Свобода и необходимость в деятельности человека. | 8 неделя | п. 7, вопр., термины, записи | |
16 | Свобода и ответственность. Что такое свободное общество. | 8 неделя | п. 7, вопр., термины, записи | |
17 | Современное общество. Глобализация: плюсы и минусы явления. | 9 неделя | п. 8, вопр., термины, записи | |
18 | Глобальная информационная экономика. | 9 неделя | п. 8, вопр., термины, записи | |
19 | Глобальная угроза международного терроризма. | 10 неделя | п. 9, вопр., термины, записи | |
20 | ПОУ по теме: «Человек в обществе. Современное общество». | 10 неделя | Повт.главы 1, вопр., с.100, термины, схемы, табл. | |
Раздел 2. Общество как мир культуры. (12 ч) | ||||
21 | Духовная культура общества. | 11 неделя | п. 10, вопр., термины, записи | |
22 | Многообразие культур. | 11 неделя | п. 10, вопр., термины, записи | |
23 | Духовный мир личности. | 12 неделя | п. 11, вопр., термины, записи | |
24 | Мировоззрение и его роль в жизни человека. | 12 неделя | п. 11, вопр., термины, записи | |
25 | Мораль. Её роль в жизни человеческого общества и жизни отдельного человека. | 13 неделя | п. 12, вопр., термины, записи | |
26 | Наука и образование. | 13 неделя | п. 13, вопр., термины, записи | |
27 | Наука и образование. Образование в РФ, его ступени. «Закон об образовании РФ». | 14 неделя | п. 13, вопр., термины, !-записи | |
28 | Религия, её виды, роль в жизни общества. | 14 неделя | п. 14, вопр., термины, записи | |
29 | Понятие свободы совести. Религиозные организации в РФ. | 15 неделя | п. 14, вопр., термины, записи | |
30 | Искусство как форма человеческой деятельности. | 15 неделя | п. 15, вопр., термины, записи | |
31 | Массовая культура. Плюсы и минусы явления. | 16 неделя | п. 16, вопр., термины, записи | |
32 | ПОУ по теме: «Общество как мир культуры». | 16 неделя | Повт.главы 2, вопр., с.173, термины, схемы, табл. | |
Раздел 3. Правовое урегулирование общественных отношений. (34 ч) | ||||
33 | Современные подходы к пониманию права. | 17 неделя | п. 17, вопр., термины, записи | |
34 | Взаимосвязь естественного и позитивного права. | 17 неделя | п. 17, вопр., термины, записи | |
35 | Право в системе социальных норм. Право и мораль. | 18 неделя | п. 18, вопр., термины, записи | |
36 | Система права. Норма права. | 18 неделя | п. 18, вопр., термины, записи | |
37 | Источники права. | 19 неделя | п. 19, вопр., термины, записи | |
38 | Обобщение по теме: «Право как особая система норм» | 19 неделя | Повт. пп.17-19, вопр., термины, записи | |
39 | Классификация законов. Федеральные законы и законы субъектов РФ. | 20 неделя | п. 18-19, вопр., термины, записи | |
40 | Правоотношения и правонарушения. | 20 неделя | п. 20, вопр., термины, записи | |
41 | Система судебной защиты прав человека. | 21 неделя | п. 20, вопр., термины, записи | |
42 | Предпосылки правомерного поведения. | 21 неделя | п. 21, вопр., термины, записи | |
43 | Правовая культура, её элементы. | 22 неделя | п. 21, вопр., термины, записи | |
44 | Гражданин Российской Федерации. Права и обязанности. | 22 неделя | п. 22, вопр., термины, записи | |
45 | Права и обязанности гражданина. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». | 23 неделя | п. 22, вопр., термины, записи | |
46 | Права и обязанности гражданина. Альтернативная гражданская служба. | 23 неделя | п. 22, вопр., термины, записи | |
47 | Права и обязанности налогоплательщика. | 24 неделя | п. 22, вопр., термины, записи | |
48 | Гражданское право и гражданские правоотношения. | 24 неделя | п. 23, вопр., термины, записи | |
49 | Способы защиты гражданских прав. | 25 неделя | п. 23, вопр., термины, записи | |
50 | Семейное право. Брак. Дети и родители. | 25 неделя | п. 24, вопр., термины, записи | |
51 | Опека и попечительство. | 26 неделя | п. 24, вопр., термины, записи | |
52 | Трудовое право. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. | 26 неделя | п. 25, вопр., термины, записи | |
53 | Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование. | 27 неделя | п. 25, вопр., термины, записи | |
54 | Экологическое право. | 27 неделя | п. 26, вопр., термины, записи | |
55 | Экологические правонарушения. | 28 неделя | п. 26, вопр., термины, записи | |
56 | Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Арбитражный процесс. | 28 неделя | п. 27, вопр., термины, записи | |
57 | Уголовный процесс. Административная юрисдикция. | 29 неделя | п. 27, вопр., термины, записи | |
58 | Конституционное судопроизводство. Судьи Конституционного суда. | 29 неделя | п. 28, вопр., термины, записи | |
59 | Конституционное право. | 30 неделя | п. 28, вопр., термины, записи | |
60 | Международная защита прав человека. | 30 неделя | п. 29, вопр., термины, записи | |
61 | Международные преступления и правонарушения. | 31 неделя | п. 29, вопр., термины, записи | |
62 | Международный уголовный суд. | 31 неделя | п. 29, вопр., термины, записи | |
63 | Правовые основы антитеррористической политики российского государства. | 32 неделя | п. 30, вопр., термины, записи | |
64 | Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. | 32 неделя | п. 30, вопр., термины, записи | |
65 | Человек в XXI веке. | 33 неделя | С.334-335 | |
66 | ПОУ по теме: «Правовое регулирование общественных отношений». | 33 неделя | Повт.главы 3, вопр., с.332-333, термины, схемы, табл. | |
Итоговое повторение (2 ч) | ||||
67 | Итоговое повторение. | 34 неделя | Повт. курса: термины, схемы, табл. | |
68 | Итоговое повторение. | 34 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию (Боголюбов) 7 класс
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса по учебнику Боголюбова Л.Н....
Рабочая программа по обществознанию (Боголюбов) 11 класс
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса по учебнику Боголюбова Л.Н. (3 часа), ключая модуль "Основы малого предпринимательства" (17 час)...
Рабочая программа по обществознанию 7 класс (Боголюбов, ФГОС)
Рабочая программа по обществознанию 7 класс (Боголюбов, ФГОС)...
Рабочая программа по обществознанию 9 класс Автор Л.Н.Боголюбов
рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочие программы, КТП обществознание 5 класс ФГОС Боголюбов 2013 г. PDF
Рабочая программа и КТП в PDF-формате...
рабочая программа по обществознанию 8 класс (Боголюбов)
Содержание программы: пояснительная записка, цели, задачи, содержание и тд...
рабочая программа по обществознанию 9 класс (Боголюбов)
Содержание: пояснительная записка, темат. планирование и тд...