Разработка открытого урока по обществознанию на тему «Одноклассники, сверстники, друзья»
методическая разработка по обществознанию (5 класс)
Разработка открытого урока по обществознанию на тему
«Одноклассники, сверстники, друзья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_odnoklassniki_sverstniki_druzya_1.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 2
Разработка открытого урока по обществознанию на тему
«Одноклассники, сверстники, друзья»
(5 класс)
Разработала учитель
истории и обществознания
Цапина И.В.
г. Усмань, 2018
Цели и задачи урока:
- Познакомить уч-ся с понятиями сверстники, одноклассники, друзья, товарищи, приятели, раскрыть их значение;
- показать значение социальных связей, формирующихся в процессе обучения как деятельности значимой для дальнейшего самоопределения личности;
- способствовать рефлексии собственного стиля и форм общения с одноклассниками и др. людьми;
- создать условия для совершенствования опыта взаимодействия в классном коллективе;
- развивать личностные УУД: умение следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к другим людям; умения обращать внимание на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку.
- Развивать метапредметные УУД: работа в группах, высказывать свою позицию, используя ПОПС-формулу.
- Развивать предметные УУД: применять полученную информацию в новых условиях.
Характеристика основных видов деятельности ученика:
После проведения урока уч-ся смогут:
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями;
- иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека;
- оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.
План урока:
- Класс как коллектив сверстников.
- Отношения в классе – какие они?
- Школьная дружба.
- Актуализация знаний: 10 мин.
- Что такое образование? В каких учебных заведениях человек получает образование?
2)Как вы понимаете пословицу: «Учиться – одно, научиться – другое»?
3) Сообщения уч-ся о школе, в которой учились родители. (Зад.1 из практикума учебника на стр. 71)
4)Чем школа ваших родителей отличается от нашей, современной?
Изучение нового материала:
Вступительное слово учителя:
Как мы видим, школа – это не только знания, но и отношения между одноклассниками, общение, взаимопомощь.
(Рассказ учителя о Л.С. Понтрягине, материал на стр. 65 учебника, в рубрике «Жил на свете человек»)
«Учился в одной школе Лёва Понтрягин, в 14 лет он ослеп, операции не помогли, и Лёва навсегда остался в темноте. Он перестал ходить в школу, а родители переживали настоящее горе. Но тут на помощь Лёве пришли одноклассники: они стали помогать ослепшему товарищу. У родителей появилась надежда и они стали приводить Лёву в школу, а там его окружали заботой друзья. Сосед по парте вполголоса рассказывал, что написано на доске, какие опыты показывает учитель. Каждый вечер ребята делали с Лёвой уроки, читали ему книги. Он научился писать при помощи листа картона, в котором была прорезана узкая щель, а потом ему купили печатную машинку и он научился быстро печатать. Друзья проводили с ним и свободное время: ходили на каток, в театр, на концерты.С помощью верныхдрузей Лёва не только с отличием окончилшколу, но и поступил в Московский университет. И здесь нашлись товарищи, которые помогали ему учиться. Лёва оказался талантливым математиком и в 27 лет стал профессором, а позднее - академиком».
Вопрос классу:
1) Как вы думаете, что помогло Л.С. Понтрягину стать достойным человеком?
(уч-ся делают вывод – сила воли и помощь одноклассников)
2) Какие слова я употребляла, заменяя слово «Одноклассники»? (товарищи, друзья)
3) Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня? («Одноклассники, сверстники, друзья»)
Определение цели и задач урока.
Давайте попробуем определить кто же такие одноклассники, чем они отличаются от сверстников?
- Одноклассники – ребята, которые учатся в одном классе.
- Сверстники – люди одного возраста, живущие в разных местах. Толковый словарь Д.Н. Ушакова определяет слова «сверстник» и «ровесник» следующим образом: человек одинакового с кем-нибудь возраста, однолеток (от слова «верста», означавшего в старину так же и «возраст»). Но обратите внимание – слово «ровесник» пишется без буквы «Т»
- В языке русских писателей 19 века употреблялось ещё одно понятие – однокашник в значении «старый школьный товарищ». В сельских школах существовал обычай, по которому при переходе из младшего класса в старший, уч-ся приносили в школу горшки с кашей, её вместе съедали. А на прощание с остающимися в младшем классе, разбивали горшки
- Работа с текстом учебника. 10 мин.
О том, кто такие друзья и товарищи прочитаем в учебнике на стр.68 «Какой ты, друг?» ( Чтение «по цепочке»)
Выполнение задания на стр. 70, зад.3
Учитель:
Пословица – это обобщённый в образной форме опыт народа. Объясните им смысл наших пословиц:
- Приятелей много, да друга нет.
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель:
Ребята, а всегда ли надо говорить правду в глаза? Ведь правдой можно и обидеть, не зря ведь говорят: «Гору ветер рушит, а людскую дружбу – слово». Нет ли тут противоречия? Какую правду можно сказать другу?
(уч-ся делают вывод, что нельзя говорить о физических недостатках, которые человек не в силах исправить. Это может обидеть. А о поступках, которые совершает сам человек – можно, для того, чтобы сделать друга лучше)
Учитель:
Многие люди считают, что дружба рождается в школе, в классе. Пример тому – лицеистская дружба А.С.Пушкина и его одноклассников. Так ли это? Как вы думаете, у нас дружный класс или нет?
- Групповая работа. 10 мин.
( Идёт работа по группам по 4 человека. Одни обсуждают вопрос «Мы считаем, что у нас дружный класс…», другие – «Мы считаем, что у нас не дружный класс…», 5 мин. Работа по ПОПС – формуле, которая написана на доске.)
П - позиция («Я считаю, что…»)
О – объяснение («Потому, что…»)
П – пример («Я могу доказать это на примере…»)
С – следствие или суждение (« Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…») (выступления групп)
4.Игра «Угадай чья рука» 5 мин.
В каждом классе бывает всякое: вы ссоритесь и миритесь, обижаете других и обижаетесь сами, но такое бывает от того, что люди не всегда хорошо знают друг друга. А вы хорошо знаете друг друга?
Есть такое выражение «рука друга». Что оно означает?
Касание рук - древнейший жест, сообщающий очень много собеседникам без единого слова. По тому, насколько сильным и долгим является рукопожатие, можно определить чрезвычайно много. Его длительность пропорциональна теплоте отношений, близкие друзья или люди, давно не видевшие друг друга и радующиеся встрече могли совершать горячее рукопожатие не одной рукой, а обеими. Старший обычно первым протягивал руку младшему - это было как бы приглашением того в свой круг. Рука обязательно должна быть "голой" - это правило сохранилось и до наших дней. Открытая рука свидетельствует о доверии.
(Игра «Угадай, чья рука?» - 6-7 человек протягивают руку, а водящий с завязанными глазами по рукопожатию определяет, чья это рука.)
Ребята, а почему в классе бывают ссоры, неприязненные отношения? Что мешает дружбе в классе? (обидные слова, насмешки, клички, обиды друг на друга)
(Чтение текста «Слово не воробей» стр.66 в учебнике; работа с иллюстрацией на стр. 67 «Спорщики»)
Учитель:
А можно ли сделать так, чтобы наш класс стал дружнее? Что для этого нужно?
( внимательное отношение друг к другу, умение видеть в людях не только плохое, но и хорошее)
Подумай о своих отношениях с одноклассниками. Что тебе нравится, а что обижает и огорчает? Как ты относишься к своему соседу по парте? К ребятам, которые хорошо учатся? К девочкам -одноклассницам? К мальчикам -одноклассникам?
- Игра « Волшебный стул» 5 мин.
(Игра «Волшебный стул» - учитель предупреждает, что у него есть волшебный стул. У того, кто на него садится, становятся видны все его хорошие качества и черты характера, надо только внимательно посмотреть. На стул садится ребёнок, а остальные стараются рассмотреть в нём хорошее. Вслух называются только достоинства.)
5.Рефлексия настроения и эмоционального состояния. 5мин.
Учащимся предлагается выбрать и унести с собой сердечки разных цветов, которые соответствуют их настроению на сегодняшнем уроке. Можно подарить своё сердце другу!
Подведение итогов.
-Что больше всего запомнилось с урока? Что понравилось на уроке? Какие можно сделать выводы?
Оценки.
Домашнее задание: параграф 8, зад.3 стр.72, презентация «О нас и нашем классе» - творческие группы по желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обществознанию по теме: Одноклассники, сверстники, друзья.
конспект урока по обществознанию для 6 класса Одноклассники, сверстники, друзья...
Конспект урока по обществознанию 5 класс "Одноклассники, сверстники, друзья.
Урок составлен в соответствии с ФГОС....
Урок обществознания в 5 классе по теме: "Одноклассники, сверстники, друзья"
Данный урок разработан в соответствии с темой и возрастными особенностями учащихся. Учащимся предлагаются занимательные вопросы, упражнения. На уроке использовалась презентация, как сопров...
интегрированный урок обществознания с психологией "Одноклассники, сверстники, друзья" 6 класс
Урок обществознания, интегрированный с психологией, предстваляет собой групповое занятие в командах по теме "Одноклассники, сверстники, друзья". Урок для 6 класса....
5 кл Тема.Одноклассники,сверстники,друзья (дружба)
Работа с пословицами о дружбе.Объяснение понятия "дружба".Составление памятки....
Разработка открытого урока по обществознанию по теме "Общение"
Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.Задачи:• Обучающая: Способствовать углублению знаний уча...
Презентация к уроку обществознание 5 класс "Одноклассники, сверстники, друзья"
Презентация предназначена к уроку "Одноклассники, сверстники, друзья"...