Методические материалы
методическая разработка по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

РМО учителей истории, обществознания и географии Романовского района Саратовской области

Методические материалы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_motivatsiya.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

РМО

Тема: «Мотивация учащихся на уроках гуманитарного цикла»

Докладчик: Березина Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания МОУ Романовская СОШ им. И. В. Серещенко.

Романовка 2021 год.

С проблемой формирования положительной мотивации учащихся сталкиваются многие педагоги.

Нет, и не может быть универсального решения этой задачи, поэтому учитель сам находит оптимальные пути, исходя из особенностей классного коллектива, возрастной группы учащихся, уровня их готовности и к позитивной учебной деятельности. Конечной целью работы с детьми в этом направлении является достижение наивысшего проявления мотивации – стойкого интереса к предмету. Часто процесс обучения превращается для детей в обыденную повинность.

 Если ребенок чувствует, что он не полноправный участник учебного процесса, а всего, лишь пассивный субъект, обязанный воспринимать наваливающийся на него поток теоретической информации, то достичь высокого уровня мотивации будет сложно.

    Пробуждение в нем интереса - процесс, в котором педагогу отведена одна из главных ролей. Интерес ребенка к учению напрямую зависит от содержания образования, поэтому мы не должны удивляться, когда в одном случае ученик на уроках проявляет апатию и полное безразличие, а в другом – по-настоящему и с интересом трудится.

Перед учителем стоит задача состоит в изучении причин слабой мотивации учащихся и найти тот подход и те приемы, которые будут отвечать мотивационным потребностям детей, и послужат стимулом для их активной учебно-познавательной деятельности.

Рассмотрим основные составляющие мотивационного блока.

Организационная часть. Озвучиваются или совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы, определяются роли, сообщается о системе оценивания, даются инструкции. В отличие от традиционных целей и задач урока, ожидаемые результаты ставятся максимально конкретно, с использованием приема фиксации предполагаемого результата (дать определения следующих понятий, назвать не менее трех характеристик такого-то явления, привести два примера и т.д.); они обращены к учащимся и формулируются от их лица («В результате проведения занятия учащиеся смогут…»), затрагивают не только знаниевые компоненты, но также области умений, ценностей, отношений.

Содержательная часть. В данном случае речь идет о стремлении непосредственно заинтересовать учащихся изучаемой темой.

Проблемная часть. Постановка проблемы может осуществляться с помощью наводящих вопросов, знакомства с разными (противоположными) взглядами, противоречащими друг другу изображениями, графиками и пр. Возможно и простое формулирование проблемы учителем.

Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, с помощью которых большинство учащихся вовлекается в активную учебную работу. Усилению интереса способствуют занимательность изложения (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся).

Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор, вызывающий у учащихся интерес к теме, создающий положительную, эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была связана с актуализацией определенных знаний и умений школьников.

Мотивацию можно рассматривать как структурный компонент урока. Тогда она помогает реализовать цели конкретного урока: объяснить, сформировать, отработать, закрепить, сравнить, узнать, дополнить и т. д.

Мотивацию можно рассматривать и как результат повышения уровня и качества обученности. В этом случае мы можем говорить о формировании у учащихся таких навыков, как умение делать вывод и давать оценку событиям, сравнивать и анализировать явления, работать с несколькими источниками, извлекать информацию, самостоятельно формулировать задачу и создавать алгоритм ее решения.

А сейчас я хочу привести некоторые приемы для проведения мотивационной части занятия.

Рассмотрение ситуации. Ситуативная методика имеет огромное значение в преподавании обществознания и истории. Предлагаемые учащимся ситуации должны быть близки к повседневной жизни и вместе с тем вызывать неоднозначные оценки и подходы. В ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы учащиеся не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося. Ситуации могут быть реальными и выдуманными, но основанными на реальных фактах.

Графическое изображение. Картина, рисунок, фотография, карикатура могут стать началом обсуждения проблемы. Задействованы образное мышление и творческие способности учащихся (фото Хрущева н. С. и анекдот)

Умер Хрущев. Идет по загробному миру и видит у всех на груди две буквы - ТК. Он побежал в загробное Политбюро к Вершителю Судеб и спрашивает: почему у всех буквы ТК, а меня обошли?

            - Сейчас дам указание, и тебе присвоят звание ТК.

            - А что это означает?

            - Вон видишь, Карл Маркс с Фридрихом Энгельсом ходят - у них тоже ТК! Это теоретики коммунизма. Владимир Ленин вон читает на лавочке - творец коммунизма. Сосо Джугашвили, или, по-вашему, Иосиф Сталин, сидит, у него ТК означает тиран коммунизма.

            - Ну, а я, я кто? - допытывается Хрущев.

            - А ты - тля кукурузная!

Правда ли, что за последнее время здоровье товарища Хрущева ухудшилось?

            - Да. Он страдает грыжей от поднятия целины, язвой желудка от кукурузы, одышкой от соревнования с Америкой и словесным поносом неизвестно от чего.

Использование нескольких терминов или понятий. Ряд понятий или терминов, представляющих смысловое единство, может быть предложен для самостоятельного определения темы. Кроме того, преподаватель может использовать несколько определений одного понятия, попросив выбрать наиболее удачное и пояснить. Эффективным способом мотивации является предложение учащимся вставить пропущенные слова в высказывание, предложение

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются»(Сенека)

« Женщины только тогда достигнут равенства с мужчинами, когда они согласятся быть лысыми и находить, что это изысканно» (А. Камю) Ценности демократии. Нужно понять цель урока, может послужить темой для дискуссии.

Произведения художественной литературы. В сказке Андерсена « Новое платье короля»король покупает у портных платье, т. е он является потребителем. Какое уточнение надо внести в текст сказки, чтобы король перестал им быть? (в конце урока учащиеся объяснят, что потребитель тот, кто покупает вещи для личных нужд. Если предположить, что платье – спецодежда, то король не потребитель)

Документ. Начало занятия может быть посвящено обсуждению письма, интервью в газете. Кроме того, документы могут представлять взгляды известных исторических деятелей, публицистов, ученых.

Афоризм. « Малое знание дает людям гордыню, великое – дает смирение: так пустые колосья поднимают к небу надменные головы, полные зерном склоняют их долу к земле, своей матери»(Мережковский)Многообразие путей познания.Неоконченное предложение. Гражданин заплатил налоги. Родители должны воспитывать детей.Определение автора. Предположения об авторе, теме произведения. Времени его создания способны превратить начало занятия в увлекательную игру и вызвать интерес к изучаемой теме. Выбор вида мотивации зависит от многих факторов: темы урока, уровня подготовленности и эмоционального настроя класса, технических возможностей школы и даже психологических аспектов взаимодействия учителя и учащихся. Но безусловно одно: мотивация – не эпиграф к уроку, она важная составляющая элемент урока. К мотивации можно возвращаться в ходе занятия, на этапе рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание. И, конечно, мотивация должна использоваться в системе уроков, а не от случая к случаю, иначе теряется всякий смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.

Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»

Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...

Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ

В помощь руководителю школьного методического объединения...

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...