МЫ - против коррупции. ( Занятие для обучающихся СКОШИ 8 ВИДА)
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Сутормина Ирина Николаевна

 - Предмет нашего обсуждения – коррупция, ее последствия и противодействия коррупционным проявлениям.  Коррупция охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с вымогательством, шантажом, подкупом. Неужели ей нельзя противостоять? А если можно, то кто и как должен это сделать?

 - Давайте все вместе попробуем разобраться, что же такое КОРРУПЦИЯ?

                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Антикоррупционное воспитание30.85 КБ

Предварительный просмотр:

НА КОНКУРС ПО АНТИКОРРУПЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ, ВОСПИТАНИЮ            И ПРОСВЕЩЕНИЮ.

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЫ - ПРОТИВ КОРРУПЦИИ

9 класс

Составила : Сутормина  Ирина Николаевна, воспитатель,

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Архангельской области для обучающихся воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

 «Савинская специальная (коррекционная)  общеобразовательная

школа – интернат  (ГБОУ АО «Савинская СКОШИ).

                           ПЛЕСЕЦКИЙ Р – ОН, П. САВИНСКИЙ,

                                          Тел.8(818)-32-6-17-33

                             

                                        МЫ-ПРОТИВ КОРРУПЦИИ,

Цель:  пропаганда правовых основ антикоррупционного поведения.

Задачи:

 1. Познакомить с понятием «КОРРУПЦИЯ», с формами проявления коррупции, ее последствиями.

2. Расширять кругозор учащихся,  развивать элементы поисковой деятельности,  способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений.

3.Способствовать воспитанию ответственности за собственные действия и поступки,  создавать условия для воспитания правового самосознания, нравственности.

Форма проведения: Час общения.

Предварительная работа:

1.Совместное создание словаря  терминов.

2.Знакомство с пословицами и поговорками о коррупции.

3. Самостоятельная поисковая деятельность учащихся.

-опрос сотрудников школы (как вы понимаете слово «коррупция?»).

-подведение итогов опроса, составление таблиц:

Опрошено (кол-во чел.)

Дача/прием  взятки

Вымогательство

Шантаж

Подкуп

Растрата, хищение

Устройство на работу

Получение доли взятки

Незаконная деятельность

Установление высоких выплат

Оборудование:  Чистые листы, надписи с формами коррупции, декорации для инсценировок.

                                        Ход мероприятия:

                               1.Организационный момент:

- Сегодня мы проводим заключительное занятие по теме  «Формирование антикоррупционных мировоззрений». На предыдущих занятиях мы составили словарь новых понятий, обсудили  пословицы и поговорки, которые отражают незаконные действия между людьми, провели самостоятельное исследование для формирования определения слова « КОРРУПЦИЯ».  

                              2. Основная часть

- Предмет нашего обсуждения – коррупция, ее последствия и противодействия коррупционным проявлениям.  Коррупция охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с вымогательством, шантажом, подкупом. Неужели ей нельзя противостоять? А если можно, то кто и как должен это сделать?

 - Давайте все вместе попробуем разобраться, что же такое КОРРУПЦИЯ?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ( искусственное создание ситуации - педагоги подготовлены к даче нужного ответа) 

- Вам заранее были выданы задания - провести социологический опрос среди работников школы. Давайте послушаем ответы окружающих нас людей.(по мере поступления ответов на доску вывешиваются таблицы с названием форм коррупции: установление высоких гонораров, незаконное вознаграждение, прием/дача взятки, получение руководителями доли взятки от подчиненных, устройство на работу родственников, друзей, знакомых, подкуп, обман, растрата, хищение, мошенничество, вознаграждение за получение выгодных условий, вымогательств), пояснение.

 -ответы учащихся.

- Таким образом, опираясь на наше исследование, мы можем самостоятельно дать определение этому явлению: коррупция – это незаконная деятельность, в которой участвует 2 стороны. Это - подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. (коррупция - незаконная корыстная деятельность)

- Согласно  Российскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения  в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, имущества. Таким образом, коррупционная деятельность связана  с людьми, наделенными властными полномочиями (властью), так как они могут принимать решения и осуществлять деятельность, ведущую к коррупционным отношениям. В Российском законодательстве уделено внимание различным формам проявления коррупции.

-Какой документ ограничивает незаконную деятельность граждан?  (ответы учащихся).

-Посмотрите, вот УК РФ (показ), в котором, сказано о том, что коррупционная деятельность преследуется законом.

- Коррупция – сложное социальное явление, которое зародилось  еще в глубокой древности и существует сегодня во всех странах.

- Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. Спустя время появились профессиональные чиновники, которые должны были получать установленную правителем зарплату. Но на практике они стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. В разное время власти применяли различные наказания для виновных  в совершении служебного преступления: от легких штрафов или снятия с должности до вечной ссылки с вырыванием ноздрей и отнятием всего имущества или смертной казни путем повешения или даже четвертования. Но, несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер.

-Как вы думаете, для чего были установлены такие меры наказания?  (ответы детей).

- Коррупция  разрушает экономику страны, вызывает у ее граждан недоверие к государству, т. е. неверие граждан в торжество закона, и как следствие - пренебрежение его нормами.

- Не случайно в 2004 году  9 декабря было объявлено Международным днем борьбы с коррупцией. (дата - на доску)

- В России отношение к коррупции нашло свое отражение  во всевозможных пословицах и поговорках. О чем же гласит народная мудрость? Давайте вспомним, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе? В каких литературных произведениях вы встречались с этими выражениями?

 ( обсуждение пословиц, поговорок с детьми, каждая пословица вывешивается на доске)

-  НЕ ПОДМАЖЕШЬ - НЕ ПОЕДЕШЬ. ( вымогательство, взяточничество).

- РУКА РУКУ МОЕТ (групповая запланированная деятельность в подкупе, укрывательство).

- ЗАГРЕБАТЬ ЖАР ЧУЖИМИ РУКАМИ. (несознательное соучастие в мошенничестве и аферах)

- ВОР У ВОРА ДУБИНКУ УКРАЛ. (дача - прием взятки)

- ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ. (безрезультативность борьбы с коррупцией).

- Ни для кого не секрет, что в повседневной жизни гражданам часто приходиться сталкиваться с коррупцией при  получении медицинской помощи, образования, обращения в правоохранительные органы, устройстве детей в образовательные учреждения, получение каких либо справок и документов. Давайте посмотрим несколько миниатюр, подготовленных нашими учениками, и попробуем выяснить, какие формы коррупции нам были продемонстрированы. ( После каждой инсценировки – обсуждение проступка)

СЦЕНКА 1. «Приезд из дома». (Роман К. и Яша Ц.)

     Ученик возвращается в школу из дома. Учащиеся, угрожая расправой,  отбирают сумку и вытаскивают оттуда сладости.

ВОПРОСЫ:- Встречали ли вы такую ситуацию в своей жизни?

-Приятно ли быть участником подобной ситуации?

-Какие меры можно принять, чтобы  этих ситуаций не было?(ответы детей).

СЦЕНКА 2. «Дай списать!» (Катя В. И Слава К.)

Девочка уговаривает дать ей списать домашнюю работу по математике, предлагая взамен конфеты.

ВОПРОСЫ:- Попадали ли вы в такую ситуацию?

-Почему случаются такие ситуации?

-Как избежать подобного?(ответы детей)

СЦЕНКА 3. « Разбитое окно». (Ваня Х. и Класс)

Мальчик выбегает из спальни, слышен звук разбитого стекла. Уговаривает не рассказывать взрослым, предлагая деньги.

ВОПРОСЫ:-  Почему случилось подобное?

-Кто считает, что за этот проступок должны пострадать другие?

-Если класс  укроет истинного виновника, кто может пострадать?(ответы детей).

СЦЕНКА 4. « Давай, я за тебя отдежурю…». (Алик Т. и Катя В.)

Девочка ищет того, кто бы за нее продежурил по классу, предлагая за это сладости.

ВОПРОСЫ:- Знакома ли вам подобная ситуация?

-Часто ли в нашем классе случается подобное?

- Каковы причины нежелания выполнять обязанности дежурного?(ответы детей).

СЦЕНКА 5. « А то всем расскажу…». ( Люба Т.и Марина К.)

.Девочка угрожает рассказать секрет  подружки, если та не даст ей свой телефон…

ВОПРОСЫ:- Как избежать подобной ситуации?

-Какие другие пути решения существуют?(ответы детей).

СЦЕНКА 6. «Малыш, отдай деньги по–хорошему…». (Марина К. Катя В. Люба Т.  Максим К.)

Девочки забирают у  школьника деньги, используя физическую силу.

ВОПРОСЫ:- Встречались ли вы с такой ситуацией в жизни?

- Возможна ли такая ситуация в нашем классе?

-Как противостоять таким поступкам?(ответы детей).

(В результате обсуждения каждой миниатюры подводить итог, - при проявлениях подобной ситуации необходимо обращаться к взрослым для решения возникших проблем.)

- И вот здесь нам необходимо остановится на том, что все формы коррупции – это нарушение прав человека и в административном и уголовном кодексах за подобные деяния предусматриваются наказания:

Мошенничество - штраф, исправительные работы. ( Ст.159 УК РФ)

Вымогательство – ограничение свободы, арест, лишение свободы. (Ст. 163 УК РФ)

Получение взятки - Получение должностным лицом  штраф от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или  лишением свободы на срок до пяти лет. (Ст. 291)

 Дача взятки - Дача взятки  штраф  до двухсот тысяч рублей, лишение  свободы до трех лет.( Ст. 291)

- Но, к счастью, не только мошенничество, взяточничество, хищения и коррупция правят на земле. Были и есть люди, способные совершать красивые поступки, не требуя ничего взамен.

-Какая взаимопомощь существует в нашем классе? Как мы выручаем товарища, попавшего в беду?  (ответы детей).

- На Руси существует прекрасная традиция бескорыстной помощи,  т. е.  помощи без вознаграждения, соседям в уборке урожая, в строительстве дома, в уходе за детьми, людям, попавшим в беду. «Всем миром» собирается народ, чтобы возвести дом новоселам. Существует традиция желать «Бог в помощь» тем, кто трудиться. Доброта - это основа человеческих отношений и жизнь дана человеку на добрые дела.

- В чем же проявляется доброта, бескорыстие человека? Когда мы говорим, что человек творит добро? Какие качества русской души проявляет добрый человек? (ответы детей).

(Учащимся выдаются чистые листы и перечень качеств человека  - доброта, внимание, честность, щедрость, великодушие, взаимопомощь, трудолюбие, душевность, терпение, жалость, любовь, сопереживание, сострадание, забота, уважение, нежность, сердечность; на доске вывешивается аналогичный  список. Вслух прочесть, выяснить, все ли понятно.)

ЗАДАНИЕ:

- Перед вами на листочках указаны различные качества русской души, которые проявляет добрый человек. Выберите 5 из них, которые вы считаете  основными  и запишите их.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети зачитывают ответы.

- Каждый из вас выбрал те качества души доброго человека, которые он считает самыми важными. Все они различны: для кого то - доброта и щедрость, а кто-то решил, что трудолюбие и бескорыстие самые главные для человека. Но все качества, которые вы видите перед собой, являются противоположенными различным корыстным проявлениям, сопровождающим  формы коррупции.

                               3.Заключительный этап.

ВЫВОД: Приходится признать,  что  в нашей жизни присутствует  вымогательство, подкуп, нечестные отношения, обман. Одни  люди разбогатели, другие стали бедными, поменялись нравственные ориентиры, на первое место вышли деньги и материальные ценности. Может быть, пока вы и не задумывались, какие  ценности выбрать, но рано или поздно вам придется  решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, с  добром и милосердием, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу и истину. Поэтому мы не должны прятаться от проблем, наоборот, мы должны быть готовыми бороться и побеждать.

Все материалы нашего занятия дополнят наш правовой уголок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мы против коррупции"

Презентация для проведения воспитательного часа....

Классный час "Мы против коррупции"

Коррупция-это термин,обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав с целью личной выгоды,противоречащее законодательству и моральным установкам. ...

Презентация внеклассного занятия "Вместе против коррупции"

Целью антикоррупционной   политики   является  снижение  уровня коррупции и обеспечение защиты прав и  законных  интересов  граждан, общества  и...

План-конспект занятия "Мы-против коррупции" (9 класс)

- Предмет нашего обсуждения – коррупция, ее последствия и противодействия коррупционным проявлениям.  Коррупция охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек хотя бы...

Положение об оценке качества обученности обучающихся СКОШИ-2 VIII вида

В положении определен порядок системы оценивания образовательных достижений....

Методическая разработка внеурочного занятия «Дорогою добра. Путь к мечте» (курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции»), 6 класс

Представленное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции» для учащихся 6 класса. Это курс гуманитарного направления, целью которого...