"Государство"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
Дата проведения урока:
Класс: 9
Тема урока: «Государство»
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи урока: создать условия для формирования представлений о правовом государстве и его признаках, продолжить развивать мыслительные навыки, навыки формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами, вызвать интерес к предмету, коррекция мышления на основе анализа и синтеза.
Оборудование: учебник, проектор, интерактивная доска, доска
Основные понятия: государство, монархия, ограниченная монархия, абсолютная монархия, республика, парламентская республика, президентская республика, унитарное государство, федерация, суверенитет, гражданин.
План урока:
- Теории происхождения государства.
- Понятие «государство».
- Признаки государства.
- Функции государства.
- Формы государства.
Ход урока
I. Актуализация предыдущих знаний:
Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Политика, власть, политическая власть, санкция, средства массовой информации.
Задание 2. Определите понятие.
- ________________ – это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.
- ________________________________ – это влияние на людей в рамках закона.
- ____________________ – это наказание.
- ___________________________________ - это организации, которые обеспечивают сбор, обработку и массовое распространение информации.
- Газеты, журналы, интернет, радио, телевидение, интернет – это __________________________________
II.Мотивация к учебной деятельности:
Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
Н. Бердяев (Русский религиозный и политический философ)
III. Изучение нового материала:
1. Теории происхождения государства
На сегодняшний день существует несколько теорий происхождения государства. (Слайд)
Теории происхождения государства:
- патриархальная
- договорная
- теория завоевания
- классовая
- теологическая
2. Понятие «государство».
Называя ту или иную страну государством, мы используем понятие «государство» в широком смысле. Б современном мире существует множество государств, т. е. множество стран, каждая из которых имеет собственное правительство. Все они прошли свой путь исторического развития. Тысячелетнюю историю имеет и наше государство. Основные вехи этого пути вам известны из курса отечественной истории.
Часто понятие «государство» используется в более узком значении — как совокупность органов государственной власти и управления.
Государство – это страна.
Государство – это совокупность органов государственной власти и управления.
3. Признаки государства
Задание. Определите признак государства. (Работа с Презентацией).
Признаки государства:
- Единство территории
- Публичная власть.
- Суверенитет.
- Законодательная деятельность.
- Налоговые сборы.
Суверенитет – самостоятельность и независимость. (Запись определения в тетрадь).
Задание «Подумай». Организация Z распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги.
Можно ли сказать, что Z это государство? Докажи.
4. Функции государства (Слайд)
Работа с учебником стр. 14-15.
Осуществляя свое социальное назначение, государство выполняет определенные внутренние и внешние функции.
К основным внутренним функциям современных государств относят: поддержание и охрану общественного порядка, а также выработку стратегических целей развития общества, учет и согласование интересов различных социальных групп, поддержку незащищенных слоев населения, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.
Внешние функции государства включают развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.
5.
Задание 2.Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Форма правления | Отображает порядок организации и деятельности высших органов государственной власти |
... | Включает в себя средства и методы реализации государственной властью своих полномочий |
Государственное устройство | Определяет характер и способы взаимодействия центральной власти и региональной |
Задание 3.Определи понятие.
- _____________это государство во главе которого стоит монарх и его власть, как правило, передается по наследству.
- _____________это государство где власть первого лица ограничена чем-либо.
- _____________это государство, где власть первого лица ничем не ограничена.
- _____________это государство, где высшие органы власти избираются на строго установленный срок.
- _____________это государство, где ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент.
- _____________государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом.
- _____________государство, где отдельные территории, обладают значительной самостоятельностью.
Работа по карточке.
Задание 3. Используя схему из задания 6 и текст учебника, определите форму государства в следующих примерах:
- Во главе государства А находится единоличный правитель, получивший власть по наследству.
- На территории государства В действует единая центральная власть, отсутствуют территории, обладающие политической автономией. _________________________
- Государство Д состоит из нескольких частей, каждая из которых обладает определенной степенью самостоятельности.______________________________________________________
4) В государстве Т власть принадлежит выборным органам. _________________________
Задание 4. В государстве К правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Президент выполняет представительские функции. Назовите форму правления государства К и ее конкретный тип.
________________________________________________________________________________
IV. Закрепление изученного:
Работа со словарём.
Государство, монархия, ограниченная монархия, абсолютная монархия, республика, парламентская республика, президентская республика, унитарное государство, федерация, суверенитет, гражданин.
Фронтальный опрос:
- Каковы различные точки зрения на причины появления государства?
- Что такое «государство»?
- На основе каких признаков можно сделать вывод о наличии в обществе государственного устройства?
- В чём выражается суверенитет государства?
- Каковы внутренние и внешние функции государства?
- Какое государство мы называем унитарным?
- Что присуще федеративному государственному устройству?
- Что такое «республика»?
- Назови разновидности республиканской формы власти?
- Что такое «монархия»?
- Назови разновидности монархической формы власти?
V.Домашнее задание:
- пересказать 2 параграф, стр.10-16
- выучить определения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.
Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе...
программа элективного курса «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»
Элективный курс «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»предназначен для...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9,11 КЛАССЫ...
ТЕСТ «ГОСУДАРСТВО. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА»
Тест "Государство и формы государства (2 варианта)" По программе : Певцова, Козленко "Право и основы правовой культуры 10-11 класс"...
Презентация "Происхождение государства.Понятие и признаки государства", электив по политологии, 10-11 классы
Раскрывает суть понятия "государство", теории о его происхождении, признаки государства, содержит большой иллюстративный материал, может использоваться на уроках обществознания в основной и средней шк...
Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."
Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка...
Государство и его признаки. Формы государства.
Презентация...