ШЭ ВОШ обществознание 9 кл
олимпиадные задания по обществознанию (9 класс)
Задания Школьного этапа ВОШ По обществознанию + ключи 9 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_9_klass.doc | 70.5 КБ |
9_klass_klyuchi.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВОШ по обществознанию
2016-2017 уч. год
9 класс.
1 ТУР
ЧАСТЬ I. Задания с одним правильным ответом
- Отношения общества и природы характеризуются:
1) полным доминированием общества над природой
2) неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории
3) зависимостью общественных процессов от природной среды
4) поглощением природой общественных отношений
- Функционирование народного хозяйства, выбор способов рационального поведения производителем и потребителем изучает:
1) социология 2) экономика 3) история 4) политология
- Характерной чертой общества традиционного типа является:
1) создание электронных средств связи
2) значительное влияние общины, семьи на личность
3) преобладание фабричной промышленности
4) быстрота, стремительность общественных перемен
4. Наука, изучающая властные отношения в обществе:
1) социология 2) юриспруденция 3) политология 4) этика
5. Под личностью человека понимаются:
1) в первую очередь своеобразие внешнего облика
2) качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом
3) качества, присущие человеку от рождения, врожденные инстинкты
4) уникальность и неповторимость отдельного человека
6. Приобретение тем или иным явлением или процессом общепланетарного
характера называется:
1) исторический процесс 2) глобализация 3) интеграция 4) дифференциация
7. Высказывание «Все в этом мире, даже признанные авторитеты, должны
быть подвергнуты сомнению, нет ничего бесспорного» характерно для:
1) пессимиста 2) скептика 3) оптимиста 4) альтруиста
8. Социальные группы, возникающие на основе взаимных симпатий, интересов –
1) формальные социальные группы
2) коллективные социальные группы
3) неформальные или контактные социальные группы
9. Какие из названных групп относятся к этническим группам?
1) мужчины и женщины 2) дети и старики 3) аборигены 4) малые народы
10. Социальными потребностями являются потребности в:
1) общении, самоутверждении, самореализации
2) познании окружающего мира, поиске смысла и предназначения своего
существования
3) дыхании, движении, самосохранении, сохранении рода
4) производстве материальных ценностей
11. Среди необходимых условий социализации индивида, формирования
личности лишним является:
1) осуществление совместной трудовой деятельности
2) развитие ребенка вне человеческого общества
3) общение с другими людьми
4) участие в общественной деятельности
12. Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в чем-либо называется:
1) желание 2) мотив деятельности 3) потребность 4) цель
13. Принцип толерантности в межнациональных отношениях означает:
1) уважение к традициям и обычаям других народов
2) насаждение определенной религии
3) невнимание к чужому мнению
4) развитие международной торговли
14. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса,
закрепленная в культуре и общественном мнении – это:
1) социальная традиция 2) социальная роль
3) социальный престиж 4) социальная иерархия
15. Прямое действие конституции означает:
1) определенный порядок действия законов
2) соблюдение законов представителями государственной власти
3) возможность граждан обращаться в суд, ссылаясь непосредственно на
статьи конституции
4) нет правильного ответа
16. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России
является:
1) Президент РФ 2) Федеральное собрание
3) народ РФ 4) Конституционный суд РФ
17. Как соотносятся названия «Российская Федерация» и «Россия»?
1) употребляются в зависимости от ситуации
2) официально употребляется только «Российская Федерация»
3) «Россия» - неофициальное название государства
4) нет правильного ответа
18. К исполнительной ветви власти относится:
1) Федеральное собрание 2) Конституционный суд РФ
3) Правительство РФ 4) все перечисленное
19. Арест, заключение под стражу допускаются по решению:
1) суда 2) прокурора 3) следователя 4) администрации
20. Запрет пыток и насилия относится к праву:
1) на жизнь 2) личной неприкосновенности
3) достоинства личности 4) неприкосновенности частной жизни
21. Доказательства невиновности человека входят в компетенцию:
1) обвиняемого в преступлении 2) адвокатов
3) следователей, расследующих преступление 4) всех перечисленных лиц
22. Государственная Дума назначает уполномоченного по правам человека:
1) консула 2) прокурора 3) омбудсмена 4) апатрида
23. Прием в гражданство называется:
1) экстрадицией 2) натурализацией 3) эмиграцией 4) филиацией
24. В случае досрочного сложения полномочий, обязанности президента
временно исполняет:
1) вице-президент 2) Председатель Правительства РФ
3) Председатель Государственной Думы 4) Председатель Совета Федерации
25. По поводу своей деятельности Правительство РФ издает:
1) указы и постановления 2) указы и распоряжения
3) постановления и распоряжения 4) постановления и разъяснения
26. Высшим судебным органом по гражданским делам является:
1) Конституционный суд РФ 2) Верховный суд РФ
3) Высший арбитражный суд РФ 4) все перечисленное
27. Материальное обеспечение члена парламента называется:
1) индемнитет 2) иммунитет 3) инвеститура 4) инаугурация
28. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на
экономическую жизнь через:
1) систему налогообложения
2) централизованное установление цен
3) директивное планирование производства товаров
4) снабжение населения товарами
29. Спрос – это:
1) желание покупателя приобрести определенный товар или услугу
2) количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить
при определенном уровне цен
3) потребность государства в производстве того или иного вида товаров или
услуг
30. В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или
иные налоги, они подразделяются на:
1) пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
2) прямые и косвенные
3) федеральные, региональные, местные
31. Для современной экономики характерно:
1) государственное ценообразование
2) преобладание аграрного сектора
3) свободная, ничем не ограниченная рыночная конкуренция
4) регулирование государством отдельных сторон рынка
32. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А. в человеке самой природой заложено умение жить в обществе,
взаимодействовать с другими людьми;
Б. социально значимые качества формируются у человека только под
влиянием общества
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны и А и Б 4) оба суждения неверны
33. Укажите верный ответ:
А. Глобальные проблемы порождены деятельностью одного государства
Б. Решение глобальных проблем возможно при условии объединения усилий
всего мирового сообщества
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны и А и Б 4) оба суждения неверны
34. Укажите правильный ответ:
А. Наука создается с исключительной целью – искать и доказывать истину
Б. Основу высшего образования составляют ВУЗы, университеты и колледжи
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны и А и Б 4) оба суждения неверны
ЧАСТЬ II. Задания на установление соответствия
- Соотнесите системные элементы общества и характеризующие их объекты.
(одной цифре соответствует одна буква)
Элементы Объекты
1) социальные институты А. обычаи, традиции, ритуалы
2) социальные нормы Б. эволюция, прогресс, регресс
3) социальные процессы В. конфликт, консенсус, компромисс
4) социальные отношения Г. референдум, выборы, импичмент
Д. образование, здравоохранение, семья
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
- Соотнесите формы социальных изменений и их характерные черты.
Характерные черты Социальные изменения
1) быстрые скачкообразные перемены А. эволюция
2) качественное преобразование общественной системы Б. революция
3) слом старых порядков
4) постепенность изменений
5) органичное сочетание нового с традиционным
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- Соотнесите высказывание с его автором.
Высказывания:
1) «Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее
обозревать все, что есть в мире. Я сделал тебя ни небесным, ни земным,
ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам,… сформировал себя в
образе, который предпочтешь…»
2) «Для того чтобы обходиться без общества, надо быть Богом или
скотом»
3) «Жизнь все-таки лучше смерти»
Авторы:
А. Эзоп Б. И. Кант В. Аристотель Г. Пико дела Мирандола
Ответ:
1 | 2 | 3 |
4. Назовите термин
- Международный документ рекомендательного характера.
- Насильственное переселение отдельных групп народа.
- Государственный надзор за средствами массовой информации.
- Лица, не имеющие права гражданства в каком-либо государстве.
- Политика, ориентированная на военные средства решения проблем.
- Устойчивая правовая и политическая связь человека с государством.
- Совокупность поддерживаемых общественным мнением правил поведения.
- Приспособление к общим взглядам и мнениям, отсутствие личной позиции.
- Политическая тактика заигрывания с народом путем нереальных обещаний.
- Организованные группы давления на депутатов парламента в чью-либо пользу.
- Вводная часть официального документа, правового акта.
- Въезд граждан одного государства в другую страну на постоянное жительство.
5. Задания с выбором ответа: «да» или «нет»
- Тотемизм представляет собой веру в существование духов и души.
- Аудитория профессионала и дилетанта совершенно разные: у первого – большие социальные группы, у второго – малая.
- Поклонение иконам и святым мощам, существующие в современным религиях, - это пережиток одновременно фетишизма и идолопоклонства.
- К искусству относится вся художественная культура.
- Часть населения не включается в состав рабочей силы.
- Абсолютно ликвидными считаются только цены.
- Товар – это не любой продукт, который можно продавать и покупать.
- Ресурсы – это любые материальные источники, которые могут использоваться для зарабатывания денег.
- Подоходный налог – самый прогрессивный.
- Самый древний способ пропитания – земледелие.
6. Задания с кратким или развернутым ответом
1. Вставьте вместо пропусков термины.
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) представляет собой
_______________(1), т.е. объединение производителей, регулирующих
объемы добычи нефти с целью поддержания высоких ________(2). Нефтяной
шок 1970-х гг. заключался в том, что в ответ на агрессию Израиля против
арабских стран ОПЕК резко подняла цены на сырую нефть. В результате
__________________(3) сократилось при неизменном ___________(4). В
развитых странах это привело к _____________(5), т.е. к уменьшению
реального внутреннего _____________________________________(6).
2. Замените всего одно слово, чтобы утверждение стало верным.
1) людей, находящихся вне основных социальных групп, называют
люмпенами
2) судьи Конституционного Суда избираются Советом Федерации по
представлению Президента РФ
3) общие черты, присущие людям, позволяют применять ко всем им
понятие «индивидуальность».
3. Дайте развернутый ответ на вопросы.
Известный английский писатель Дж. Оруэлл обратил внимание на то, что
«заповедь старых деспотий начиналась словами: «Не смей». В отличие от
деспотий, тоталитарные режимы говорят человеку: «Ты должен».
- В чем различия в требованиях деспотий и тоталитарных режимов?
- Что в них общего?
- Какая формула действует в отношении граждан при демократии?
2 ТУР.
Темы эссе.
1. «Цель наказания – не лишение, а исправление» (А.Н.Радищев).
2. «Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть» (Н.М.Карамзин).
3. «Бедность порождает бунт и преступление» (Аристотель).
4. «Нравственное – это прекрасное в действии» (Ж.Ж.Руссо).
5. «Стыжусь – значит существую» (В.Соловьев).
6. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л.Питер).
7. «Семья – это кристалл общества» (В.Гюго).
8. «Молодость – это время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения» (Ж.Ж.Руссо).
9. «Деятельность – единственный путь к знаниям» (Б.Шоу).
10. «Человек становится вполне человеком только в процессе культуры» (Г.П.Федотов).
11. «Человек – единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком только благодаря воспитанию» (И.Кант).
12. «Всякое знание есть благо» (П.Абеляр).
13. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы бездействуют» (Саади).
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВОШ по обществознанию
2016-2017 уч. год.
9 класс
1 ТУР.
Часть I. Задания с одним правильным ответом
Один балл за правильный ответ – всего 34 балла
- 3 18. 3
- 2 19. 1
- 2 20. 3
- 3 21. 4
- 2 22. 3
- 2 23. 2
- 2 24. 2
- 3 25. 3
- 4 26. 2
- 1 27. 1
- 2 28. 1
- 3 29. 1
- 1 30. 3
- 3 31. 4
- 3 32. 2
- 3 33. 2
- 4 34. 1
Часть II. Задания на установление соответствия
Один балл за правильное соответствие – всего 12 баллов,
если один ответ не верен – 0 баллов
- ДАБВ – 4 балла
- БББАА – 5 балов
- ГВА - 3 балла
- Назовите термин. Один балл за названный термин – всего 12 баллов
- декларация
- депортация
- цензура
- апатриды
- милитаризм
- гражданство
- мораль
- конформизм
- популизм
- лобби
- преамбула
- иммиграция
5.Задания с выбором ответа: «да» или «нет»
Один балл за правильный ответ – всего 10 баллов
- нет
- да
- да
- нет
- да
- нет
- да
- да
- нет
- нет
6. Задания с кратким или развернутым ответом
1 задание: за каждый термин – 1 балл – всего 6 баллов
1. (1) картель
(2) цен
(3) предложение
(4) спросе
(5) спаду
(6) национального продукта
2. 2 задание: за каждый ответ – 1 балл – всего 3 балла
- Вместо люмпенами – маргиналами
- Вместо избираются – назначаются
- Вместо индивидуальность – человек
3. 3 задание: за каждый ответ – 2 балла – всего 6 баллов
- Различия: деспотия запрещает человеку определенные действия, тоталитаризм требует от него определенных поступков, апеллируя к долгу. Важно указать роль идеологии при тоталитарном режиме
- Общее: эти требования однотипны, т.к. навязывают человеку внешнюю волю, подавляя волю внутреннюю.
- «Разрешено все, что не запрещено законом» («Ты имеешь право»). Важно употребление термина «общедозволительный порядок» (а не разрешительный).
2 ТУР.
25 баллов - за каждый критерий по 5 баллов.
Работа оценивается по следующим критериям:
1) понимание сущности поставленной проблемы;
2) представление собственной точки зрения при раскрытии темы;
3) раскрытие проблемы на теоретическом уровне, владение понятиями курса;
4) аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт, соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом;
5) оригинальность решения проблемы.
ВСЕГО 108 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...
Преподавание истории и обществознания в условиях открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....
Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"
Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и являет...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...