Учим истории с интересом
статья по обществознанию

Анчукова Аурика Владимировна

Предмет история часто воспринимается школьниками неоднозначно, так как особую трудность вызывает анализ и систематизация большого количества данных. И если изучение древнего мира часто похоже на знакомство с приключенческим жанром, то знакомство с событиями нового времени и современности приносит ученикам разочарование. Чтобы урок истории стал понятным, близким, информация хорошо усваивалась, запоминалась и эффективно переходила в разряд осознанной аргументации и опрерирования фактами, необходимо использовать приемы и методы, приближающие изучение истории к возрастным психо-физическим особенностям школьников. О них и пойдет речь в статье.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные методы обучения на уроках истории и обществознания

Обучение истории направлено на решение комплексной задачи: обучения, воспитания и развития учащихся. Реализация этой задачи успешно достигается за счет содержания курса истории и широкого спектра методов и форм работы с материалом как под руководством педагога, так и в самостоятельном изучении обучающимися.

В педагогике различают пять групп общих методов обучения истории: I) монологический (метод монологического изложения), 2) показательный (методы наглядности), 3) диалогический (метод диалогического изложения), 4) эвристический (метод эвристической беседы), 5) исследовательский (метод исследовательских заданий), 6) программированный (метод программных заданий). Среди методов обучения педагогом можно выделить следующие, перекликающиеся с методами обучения истории учащихся: I) информационно-сообщающий, 2) объяснительно-иллюстративный, З) стимулирующий, 4) побуждающий, 5) инструктивный. Методы учения самих детей могут быть представлены следующим перечнем: а) исполнительский, б) репродуктивный, в) частично-поисковый, г) творчески-поисковый, д) практический. Выбор метода обучения, форм его реализации зависит от: а) теоретического замысла, б) дидактической цели, в) уровня обученности учащихся, г) уровня подготовки учителя.

Приемы обучения истории могут быть различны: схемы, алгоритмы, рисунки в презентации, на доске, инфографика, проведение параллелей с другими учебными предметами, объяснение, описание, построение таблиц, чертежей, Мем-якорей и т.д.

     В соответствии со спецификой содержания курса истории работу по усвоению исторических терминов и понятий, ключевых моментов, слов и событий целесообразным и эффективным станет использование следующих методов:  

 1. Создание и ведение словаря.

В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении. Возможно создание словаря по определенной теме, используя сквозной подход.

2. «Кластер» или «Кейс» – групповая форма изучения терминов. Историческая цепочка или параллель, может проводиться с целью вспомнить все термины по заданной теме.

3. Тестовые приемы или викторины по темам, бланковая тестовая система, аналогичная формату ЕГЭ или ОГЭ, где использование заданий с пропущенными в тексте понятиями направлено на формирование понимания и умение связно излагать изученный материал.

4. Группа активных форм стимулирует учебную самостоятельную деятельность ученика, помогает усвоению понятий, развивает логическое мышление, актуализирует предмет: составление кроссвордов, ребусов, историческое домино, фестиваль знаний, историческое лото.

Отдельно стоит упомянуть и игровые формы обучения, стимулирующие активность обучающихся: исторический театр, игра «Адвокат события», игры «Назови лишнее». «Найди пару», «аналоги «Своей игры» и «Что? Где? Когда?»

Полезно и эффективно создание юмористических рисунков по терминам или персоналиям, событиям. Здесь важно научить отображать основные признаки понятия, события, качественный и информативные черты. Сюда же можно отнести и составление схем, алгоритмов, дерева признаков.

Интересны формы групповой работы, которые приучают учеников к аргументации мнения, умению дискутировать, работать с печатной и визуальной информацией. Одним из методов, реализующих такие задачи можно назвать метод «6 кейсов», когда класс делится на шесть групп для работы с текстом изучаемого параграфа. Каждая группа берет один кейс и соответственно своему направлению проводит анализ текста.

1 кейс – эмоциональное восприятие текста и события, непосредственная читательская реакция.

2 кейс – структурирование и пересказ фактов, описаний, статистики.

3 кейс –критическая аргументация: оценка негативного влияния события или персоны.

4 кейс – аргументация положительной деятельности человека.

5 - аналитико-поисковый: подведение итогов события или явления, осмысление глобальных последствий.

6  - оценка конкретных влияний, итогов, последствий.

Для изучения и особенно для закрепления исторического материала очень полезны дискутивные методы работы: дискуссионная среда, «За и против», «составление схем, взаимообучение, защита проекта или отдельного информационного материала, ведение блоков информации группами учащихся и пр.

Не менее интересен и полезен прием составления кластера. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто выражать мнение, аргументировать и анализировать аргументы оппонента, систематизировать имеющиеся знания и получаемые в процессе составления кластера. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе и дома.

Рисуночное письмо – пиктограмма, используется как методическое средство опосредованного запоминания. Общий вид пиктограммы – совокупность графических образов, используемых с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения событий, дат, понятий. Можно использовать при объяснении нового материала и при проверке домашнего задания.

Чрезвычайно удобной для организации урока с различными целями и в различных формах становится составление инфографики. Инфографика позволяет не толье ко систематизировать материал, но и распределить его по степени значимости, по категориям, иметь наглядный вид параграфа на одной страницы, стимулирует запоминание, ассоциативное мышление, учит детей работать с данными статистики, датами, производить сравнение, анализ по нескольким параметрам одновременно.

Таким образом, спектр форм и приемов работы с материалов на уроках истории чрезвычайно широк, причем наибольший эффект наблюдается у не чисто научных и академических форм и приемов работы с информацией, а игровых, направленных на запоминание, анализ и структурирование материала, что в основном и является затруднением для школьников при работе с историческим материалом: часто объемным, текстовым, имеющим много параллельных смысловых и событийных отсылок, множество цифровых и фактологических данных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим английский с интересом!

Уважаемые гости и посетители сайта!В этом разделе вы найдете песни, которые помогут вам в изучении английского языка.     Погрузитесь в мир английских мультфильмов и...

Как учить истории

Небольшая памятка по обучению истории...

История в жизни общества. Зачем учить историю?

Историческое знание является неотъемлемой частью духовного и политического сознания человека. Поэтому утверждение  о том, что  история краеугольный камень, формирующий  общественное соз...

Родительское собрание по теме "Зачем нужно учить историю и обществознание? Как правильно это делать? "

Часто возникают конфликты с родителями или из-за необъективно выставленных оценок, предвзятого отношения и непонимания. Я считаю, что для нормальной рабочей атмосферы все субъекты учебного процесса, у...

Родительское собрание. "Зачем нужно учить историю и обществознание. Как правильно это делать"

Данная презентация  помогает родителям и детям усвоить правила, действующие на уроках  истории и обществознания. Когда правила известны и не менеяются, всем заинтересованным сторонам легче ж...

«Геродот: зачем нужно учить историю» эссе для конкурса педагогов

Эссе для  конкурса "Учитель года" 2022Ссылка на материал на странице "Академической гимназии": https://vk.com/@zaochnaya_onlayn_akademiya-zachem-uchit-istoriu...

Для чего учить историю

Аргументы для изучения истории...