Конспект урока по обществознанию "Правовое государство" 9 класс.
материал по обществознанию (9 класс)
Материал для урока в 9-м классе по теме Правовое государство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_gosudarstvo.pptx | 61.16 КБ |
konspekt_uroka_levenkova_o.g.docx | 32.52 КБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие правового государства Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.
Признаки правового государства Верховенство (господство, приоритет) права . Верховенство закона . Разделение властей Широкие права и свободы человека Взаимная ответственность гражданина и государства
Верховенство права Верховенство права - Это значит, что ни один государственный, орган или должностное лицо, ни одна организация не могут быть освобождены от обязанностей подчиняться закону.
Незыблемость прав и свобод человека Незыблемость прав и свобод человека Власть признает, гарантирует и надежно защищает основные неотчуждаемые права и свободы человека .
Система разделения властей в РФ Разделение властей - это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.
Законодательная ветвь Законодательная власть в РФ - это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты - Государственной Думы, и верхней палаты - Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть - по партийным спискам, часть - по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.
Исполнительная ветвь Исполнительная власть в РФ - это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.
Судебная ветвь Судебная власть в РФ - это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по обществознанию
на тему «Правовое государство»
Выполнила – Левенкова Ольга Георгиевна. Учитель истории и обществознания, МБОУ «Гатчинская Гимназия им. К.Д. Ушинского»
Класс – 9
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Вид урока: элементы лабораторно-практического занятия в малых группах
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Правовое государство
Общая дидактическая цель урока: формирование представлений о правовом государстве и его признаках.
Образовательная: охарактеризовать суть и основные признаки правового государства;
Развивающая: продолжить развивать мыслительные навыки, умения формировать понятия, выделять признаки, работать с текстом учебника и документальными источниками;
Воспитательная: способствовать формированию уважительного отношения к высшим демократическим ценностям.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся смогут раскрывать сущность понятия «правовое государство», называть основоположников концепции правового государства; выявлять признаки правового государства, такие как: верховенство закона, разделение властей, реальность прав личности, а также их реализацию на современном этапе развития России; различать законодательную, исполнительную и судебную ветви власти;
Личностные: смогут продемонстрировать заинтересованность в построении в России правового государства, об известных им проблемах этого процесса; занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, почему право должно быть выше власти; а также коммуникативные компетентности в процессе учебной деятельности;
Метапредметные: продолжат учиться работе с текстом учебника, документальными источниками (выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста), составлять информационную карту.
Оборудование: «Обществознание». Учебник для 9 класса/ Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др. – М.: Просвещение, 2016., презентация по теме, раздаточный материал, Конституция РФ, словари.
План урока:
1.Понятие правового государства.
2.Развитие теории правового государства.
3.Принципы (признаки) правового государства.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Фиксация темы на доске. Вопросы к классу: - Как вы понимаете выражение «Правовое государсво»? -Какова цель нашего сегодняшнего урока? | Учащиеся отвечают на вопрос о понятии «Правовое государство», дополняют ответы друг друга. Формулируют цель урока. |
| -На прошлом уроке мы изучили тему «Политические режимы» Вспомните и дайте, пожалуйста, краткую характеристику каждому режиму. Как вы думаете, при любом ли режиме возможно, ли правовое государство? - Выделите признаки правового государства, можете посовещаться в парах. Перед вами находится текст документа, написанный, Ш. Монтескье в 1748 г., воспользуйтесь им для формулировки, еще одного признака. (см. Приложение 1.) -Какой признак, сформулирован в данном документе? Можете ли вы ответить каким образом, реализован принцип разделения властей в правовом государстве? Для ответа на этот вопрос, вам необходимо обратиться к учебнику и тексту Конституции РФ. Так же в процессе поиска информации, вам необходимо заполнить таблицу «Разделение властей в РФ» (см. Приложение 2.) | Отвечают на вопросы, работают в парах.
Формулируют признаки правового государства. Работают с текстом учебника и Конституцией РФ. Сотрудничают в парах. Заполняют таблицу. |
| Обсуждаем результаты заполнения таблицы, корректируем неточности (при наличии) | Проговаривают результаты. |
| Теперь, работая в парах вам необходимо заполнить документ, в котором не пропечаталась некоторая информация (см. Приложение 3) Проверим заполнение вместе. | Заполнение рабочих листов. Проговаривают заполнение. |
| Вопросы к учащимся: - Что необходимо сделать, прежде чем закончим урок? - Что нового вы узнали на уроке? - Какую цель поставили? – Вы достигли поставленной цели? - В чем было затруднение? - Как вы открывали новое знание? - Что вам помогло открыть новое знание? - Какие качества помогли вам добиться цели? | Отвечают на вопросы учителя. |
| Прочитать параграф 5. Ответить письменно на вопросы к параграфу, №- 3,4. | Записывают домашнее задание. |
Приложение 1.
Текст документа
Французский просветитель, правовед и философ Ш.Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) писал:
«Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы.
С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнитель ной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».
Приложение 2.
Таблица «Разделение властей в РФ»
Ветвь власти | Состав | Основные функции |
Законодательная (Представительная – избирается всем народом и защищает его интересы) | ||
Исполнительная (назначается) | ||
Судебная (самостоятельная и независимая) |
Приложение 3.
Текст с пропусками «Правовое государство»
- В правовом государстве перед законом все ………….. , власть подчинена
…….., существует принцип разделения властей
3 ветви власти
законодательная исполнительная судебная
Парламент в РФ глава ……… система судов называется…… + министры
состоит из двух………..
состоит из …………….
Президент –
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока, реализующего ФГОС Общего образования
(Обществознание, 9класс, тема урока «Правовое государство»)
Левенкова О.Г.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гатчинская Гимназия им. К.Д. Ушинского»
Предмет: Обществознание
Класс: 9 класс
Автор УМК: Л.Н. Боголюбов
Тема урока: Правовое государство
Тип урока: Урок открытия нового знания
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляе мые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществля емые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляе мые действия | Формируемые способы деятельности | ||
I. Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне Тема фиксируется на доске Вопросы:
| Чтение темы урока на доске | Осмысленное чтение текста | Слушают, осмысливаю т вопросы учителя, отвечают на них, дополняют ответы одноклассни ков | Оформление мысли в устной речи | Называют цель работы на уроке | Определение цели учебной деятельности, осуществление поиска средства её достижения |
II. Актуализация | - Мы изучили политические режимы. - Дайте пожалуйста краткую характеристику | Ответы учащихся | Воспроизведе ние и | Слушают, осмысливаю | Оформление мысли в устной речи | Определяют затруднение | Контроль, коррекция |
знаний и фиксация затруднения в пробном действии | каждому режиму. Как вы думаете, при любом режиме существует правовое государство?
Но есть еще один признак Французский просветитель, правовед и философ Ш.Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) писал:
| Учащиеся дают отрицательны й ответ Демократичес кий режим В государстве осуществляет ся народовласти е, соблюдаются права человека, перед законом все равны. Работа с текстом документа Затруднение в ответе | применение полученных на предыдущих уроках знаний по теме: умение структурироват ь знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | т вопросы учителя, отвечают на них, дополняют ответы одноклассни ков |
- Каким образом разделяются 3 ветви власти в РФ? | |||||||
III. Выявление | Почему у вас | Ответ: | Структурирова | Ответы на | Учет разных | Определяют | Определение |
места и причины затруднения | затруднение? | «Недостаток информации» | ние знания, постановка и формулирован ие проблемы, умение | поставленны е вопросы | мнений и стремление к координации различных позиций | причины затруднения | эффективных путей достижения цели урока |
осознанно и | |||||||
произвольно | |||||||
строить | |||||||
речевое | |||||||
высказывание | |||||||
IV. Построение | - Как выйти из | Ответы: | Фрмулировка предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи. | Ответы на | Умение | Составляют план выполнения задания совместно с учителем | Определение |
проекта выхода из затруднения | затруднения? - Где можно найти | «Найти информацию | поставленны е вопросы | принимать точку зрения другого | новых учебных целей | ||
нужную информацию? | - в учебнике | и задачи, | |||||
- послушать | планирование | ||||||
рассказ | их реализации. | ||||||
учителя | Осуществлени | ||||||
- поработать с | е выбора | ||||||
Конституцией | эффективных | ||||||
» | путей и | ||||||
средств | |||||||
достижения | |||||||
цели | |||||||
V. Реализация | Какой вариант наиболее | Работа в парах | Поиск и выделение необходимой информации по теме, применение | Проговарива | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество | Вычерчиван | Определение |
построенного | эффективен? | по | ние | ие таблицы и | новых | ||
проекта | Предлагаю вам | заполнению | информации | применение | учебных целей | ||
заполнить | таблицы с | , обсуждение | способов | и задачи, | |||
сравнительную таблицу | помощью | с соседом по | краткой | планирование | |||
текста | парте | их реализации. |
«Разделение властей в РФ» | учебника (параграф 4) и текста Конституции РФ. Чтение текста Запись в тетради | методов информационн ого поиска; смысловое чтение | в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли | записи текста | Осуществлени е выбора эффективных путей и средств достижения цели | ||
VI. Первичное | Предлагает учащимся | Озвучивание | Осмысление и | Рассказ | Умение | ||
закрепление во внешней речи | проговорить результаты заполнения таблицы | выполненной работы | запоминание новой информации | ученика | выражать свои мысли, формулировать собственное | ||
мнение и | |||||||
позицию, | |||||||
аргументировать | |||||||
ее | |||||||
VII. Корректировка неточностей (при наличии) | Проговаривает правильные ответы | Корректируют таблицу | Осмысление и запоминание новой информации | ||||
VIII. | Предлагаю вновь | Чтение | Умение структурироват ь знания по новой теме | Сотрудничес | Умение задавать вопросы необходимые для организации собственной | Внесение необходимых корректив по ходу его | Выделение и |
Включение в систему знаний и повторение | поработать в парах и заполнить документ, в котором некоторая | рабочих листов и заполнение | тво в парах, чтение и | осознание учащимися того, что уже усвоено |
информация не пропечаталась | пропущенной информации в парах, озвучивание текста «Правовое государство» | обсуждение информации | деятельности и сотрудничества с партнером | реализации задания | |||
VIII. Рефлексия | Вопросы к учащимся: | Ответы на | Умение | Ответы на | Умение | Волевая | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозировани е. |
учебной деятельности |
| вопросы учителя | структурироват ь знания по новой теме | вопросы учителя | выражать свои мысли | саморегуляци я, ответы на предлагаемые учителем вопросы | |
- Какую цель поставили? | |||||||
- Вы достигли | |||||||
поставленной цели? | |||||||
- В чем было | |||||||
затруднение? | |||||||
- Как вы открывали | |||||||
новое знание? | |||||||
- Что вам помогло | |||||||
открыть новое знание? | |||||||
- Какие качества | |||||||
помогли вам добиться | |||||||
цели? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...