Итоговый индивидуальный проект Права и обязанности школьника
творческая работа учащихся по обществознанию (9 класс)

Баскова Наталья Николаевна

Итоговый индивидуальный проект Права и обязанности школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Озерная средняя школа №9.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

Тема

«ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ»

                                                               Выполнил:

                                                                            ЕрбягинаВераника,

                                                                           учащийся 9 класса.

                                                                                   Куратор проекта:

                                                                                   Баскова Наталья Николаевна,

                                                                                               учитель истории и  

                                                                     обществознания.

с. Черное Озеро

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...стр.3

1.Подростковая преступность и её причины.…………………………….....стр.4

2.Анализ профилактической работы по предупреждению подростковой преступности в МБОУ Озерная СШ №9 …………………………………...стр.6

3.Уровень правовой культуры обучающихся 7, 9, 10  классов……............стр.8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....стр.9 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...стр.10

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….стр.11


ВВЕДЕНИЕ

Тема:Подростковая преступность

Цель:рассмотреть возможности формировании в правосознании учащихсянашей школы,уважение к праву, закону,путём применения профилактических мер.

Актуальность (проблема):Актуальность обусловлена тем, что данная работа посвящена одной из важнейших проблем нашего времени проблеме подростковой преступности. Изучение подростковой преступности, в настоящее время имеет особую значимость. Подростковый возраст традиционно считается проблемным периодом в ходе формирования и развития личности. Подросток всем своим поведением пытается доказать, что он уже не ребенок. Иногда излишнее желание стать взрослым или наоборот неприятие этого ведет к проявлению у подростков девиантного поведения. Важно не только выяснить каковы причины роста преступности в подростковой среде, но и понять, какие профилактические меры наиболее действенны в борьбе с детской и подростковой преступностью.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по выбранной теме;

2. Изучить систему профилактических мер  нацеленных на предупреждение подростковой преступности, используемую в МБОУ Озерная СШ №9.

3. Провести мониторинговые исследования правовой культуры  среди обучающихся школы;

4. Проанализировать полученные данные;

Проектный продукт:  плакат «Профилактика правонарушений несовершеннолетних».

План (этапы исследования):

Ноябрь – работа с литературой;

Декабрь – анализ литературы;

Январь – опрос учащихся 7,9-10 классы;

Февраль – сравнение и обобщение материалов. Оформление работы.

 1. Подростковая преступность и её причины

Преступность – явление отклоняющегося поведения, представляющее высокую опасность для социума и потому преследуемое по закону. Подростковая преступность – преступность, совершенная подростками.

Причины подростковой преступности:

Причины, побуждающие подростков совершать преступления, необходимо искать в их психологических особенностях, в желании чувствовать свою значимость в мире.

Если подросток неуспешен, то совершая преступления, он стремится привлечь к себе внимание окружающих. Подростки, в отличие от взрослых, легко попадают под дурное влияние.

Возможными причинами подростковой преступности являются любопытство и шалость, состояние наркотического или алкогольного опьянения, желание самоутвердиться в лице сверстников. Также к совершению преступления может подтолкнуть криминальный авторитет. Не стоит забывать и про корыстные мотивы, зависть. Причинами могут также быть – недостаточная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, не значительная ответственность за совершенные преступления. Существенное влияние на подростка оказывает: пропаганда преступности и экстремизма в СМИ, жестокость в компьютерных играх и т.д.

В настоящее время сложилось мнение, что главной причиной совершения подростками преступлений и роста их количества является ухудшение экономической ситуации и напряженность в обществе [1, с. 45].

Особенности подростковой преступности:

Изучая проблему подростковой преступности, мы можем выделить особенности подростковой преступности. Подростковая преступность отличается особой жесткостью, дерзостью. Это связано с особенностями подросткового возраста, для которого характерны вспыльчивость, неспособность оценить ситуацию и последствия с учетом всех обстоятельств, чрезмерная категоричность суждения, повышенная импульсивность. Преступлений, совершенных случайно, единицы, все остальные – спланированные, осознанные.  Около 3% преступлений совершается подростками, страдающими психическими заболеваниями. В современном мире существует тенденция к омоложению преступности, т.е. субъектами противоправной деятельности становятся дети 11-12 лет. Аналогично, появилась тенденция к совершению более агрессивных и жестоких преступлений. Увеличиваются случаи завладения подростком огнестрельным оружием и использование его для сопротивления сотрудникам силовых структур, вовлечения подростков в экстремистскую и террористическую деятельность. Распространяются новые виды преступлений, ранее не характерные для подростков: торговля наркотиками и оружием, похищение заложников, компьютерные преступления, вымогательство и т.д., [1, с. 32].

Личность трудного подростка имеет низкий уровень социализации. Наибольшее влияние на нее оказывают не семья и школа, а улица и уличные группы. Существует закономерность: увеличение подростковой преступности соответствует приросту или уменьшению доли подросткового населения.

Чаще всего подростки совершают преступления в свободное от учебы время, в учебные дни (с 15.00 до 24.00). Наибольшее количество преступлений совершается подростками в период с 20.00 до 21.00. В течение года наибольшая активность несовершеннолетних правонарушителей приходится на каникулы, на весеннее время года (март).

По данным криминологических исследований, до 70 – 80% преступлений совершается несовершеннолетними вблизи места жительства, учебы, что существенно увеличивает возможности профилактики, пресечения и раскрытия таких преступлений. Меньше всего преступлений совершается в понедельник. [4, с. 65].

Особенное место в подростковой преступности занимает хулиганство. В большинстве случаев - злостное хулиганство, характеризующееся цинизмом и особой дерзостью. Объект хулиганства: общественная безопасность, неприкосновенность личности, право собственности.  В основе хулиганских побуждений лежат жестокость, вызов общественной нравственности, стремление показать пренебрежение к окружающему обществу, к достоинству человека, к его труду.

Территориальные различия подростковой преступности, обусловлены неравномерным распределением ресурсов (человеческих, природных), региональной спецификой социально-экономических, социально-культурных, политических процессов [2, с. 23].

 

2. Анализ профилактической работы по предупреждению подростковой преступности в МБОУ Озерная СШ №9

С целью коррекции поведения детей, склонных к совершению правонарушений, в школе разработан план мероприятий по профилактике преступности, правонарушений и безнадзорности.

В МБОУ Озерная СШ №9 в настоящее время 2 подростка, находящихся на учете ОДН  МВД России по Ширинскому району. На каждого составлены «План индивидуальной работы», учетные карточки на основе методики изучения личности и ее  ближайшего окружения, социальные карты семьи учащегося.

Осуществляется изучение эффективности учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие через беседы: «Самая дорогая красота», «Как стать героем в глазах остальных», «Я свободная волевая личность», «Поговорим перед выбором», «Этика общения и правила поведения», «Проблемы долга и совести», «Что я думаю о себе», «Как избежать конфликтов», «Твое призвание», «Сотвори себя сам», «Жизненные цели подростков»,  «Курить – здоровью вредить».

Проводилось по необходимости обследование жилищно-бытовых условий обучающихся, собеседование с родителями и ребенком, выяснение индивидуальных особенностей ребенка, взаимоотношений  с родителями, материальное благосостояние семьи.

Коррекция девиантного поведения у учащихся «группы риска» осуществлялась при помощи индивидуальных и групповых занятий. Проводится работа по предупреждению привычек к курению, влечению к алкоголю, наркомании и токсическим средствам, информирование подростков  о нормативных требованиях, предъявляемых образовательным и федеральными учреждениями, «Как жить здоровым и счастливым»,  общешкольные мероприятия: День Здоровья (в рамках акции против наркотиков), конкуры и выставки детского рисунка, «Скажи наркотикам нет!».

С целью повышения уровня правовой грамотности среди учащихся и их родителей в школе проводятся  беседы по классам («Твои права и твои обязанности», «Агрессивные формы поведения. Родительские собрания («Особенности ответственности несовершеннолетних гражданско-правовой, административной, по уголовному кодексу»),  неделя правовых знаний.

Большое значение в профилактике правонарушений играет воспитательно- профилактическая работа с родителями.  С родителями проведены беседы «Откуда появляются  трудные подростки», «Воспитание старшеклассников в семье», «Формирование гражданской ответственности в семье», « Права и обязанности ребенка», «О родительском авторитете и власти», « Закон и ответственность. Проблемы детской  преступности».

Проблемные семьи посещались на дому.

         В структуру работы включаются подразделения по оказанию неотложной помощи телефоны доверия, правовой защиты семьи и несовершеннолетних.

Так как одной из задач работы школы  является оказание помощи в профилактике правонарушений среди учащихся.

3. Уровень правовой культуры обучающихся 7, 9, 10  классов

Для того, чтобы изучить отношение учащихся МБОУ Озерная СШ №9 к подростковой преступности, мною было проведено анкетирование среди учащихся 7-х, 9-10-х классов.

Анкета на тему: «Подростковая преступность»

1.  Сталкивались ли вы с подростковой преступностью?

а) нет; б) да;

Если да, каким образом:

2. Причина подростковой преступности:

а) плохое воспитание; б) влияние определенных черт характера;

в) давление со стороны другого человека; г) другое,

3. Наиболее эффективный метод борьбы с подростковой преступностью:

а) профилактика; б) строгое наказание; в) другое,

4. Знаете ли вы особенности юридической ответственности несовершеннолетних? а) да; б) нет

5. Считаете ли вы нужным проведение профилактических занятий в вашем учебном заведении?

В анкетировании приняло участие 33 респондента. Из них: 13-14 лет (7 кл.) – 15 человек (Приложение 1), 15-17 лет (9-10 кл.) – 18 чел (Приложение 2).

Анализируя данные анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся нашей школы имеют представление о подростковой преступности, некоторые респонденты даже сами с ней сталкивались.

Большинство респондентов, считает главной причиной преступности плохое воспитание и предлагает усилить профилактическую работу в школе. Данная работа по проведения профилактической работы среди несовершеннолетних в нашей школе продолжается.

Заключение

Преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению.

Мое исследование имеет практическую значимость. Продуктом моей работы является плакат «Профилактика правонарушений несовершеннолетних», для родителей и подростков, которая содержит информацию о правах ребенка и основных видах ответственности. (см. Приложение 3).

С подростковой преступностью необходимо бороться всем вместе, чтобы уменьшить количество несовершеннолетних правонарушителей и поспособствовать установлению правопорядка на территории Российской Федерации.Материалы будут полезны для проведения уроков обществознания, классных часов и родительских собраний. Однако, я предлагаю решить проблему низкого правового уровня на уровне школы через проведение таких мероприятий как  игра для учащихся 8-9 классов «Юность без решеток», интернет – викторины «У истоков Фемиды» и т.д.

В заключении хотелось бы обратиться к словам знаменитого польского поэта, философа, Станислава Ежи Лец, которая остается неизменной истиной по сей день: «Малолетние преступники не имеют гарантированного будущего, из них еще могут вырасти порядочные люди»

Список используемых источников и литературы

Литература: 

  1. Ветров, Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи: учебное пособие / Н. И. Ветров. – М.: ООО «Триада», 2009. – С. 40
  2. Змановская, Е.Е. Девиантология: (Психология отклоняющего

поведения): Учеб.пособие для студ. высш. учебн. Заведний. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 183с.

3. Ковальчук М.А., И.Ю. Тарханова. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. - М.: Владос, 2014 г. – 286 с.

4. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. - Ростов – на – Дону, 2006 г. -140 с.

Интернет – источники:

  1. http://49e.ru/ru/2015/2/17
  2. http://crimestat.ru/regions_chart_total
  3. http://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-prestupnosti-nesovershennoletnih-i-molodezhi-v-rossiyskoy-federatsii

Приложения

Приложение 1

Результаты анкетирования учащихся 13-14 лет (7 класс).

Приложение 2

Результаты анкетирования учащихся 15-17 лет (9-10 класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданские права и обязанности школьников

Гражданско- правовое восспитание - сегодня одина из актуальнейших проблем. Данное мероприятие поможет заинтересовать школьников младшего возраста в изучении данного вопроса....

Права и обязанности школьников

В данном разделе указаны все права и обязанности, которые должны выполняться учащимися для получения в полной мере необходимого образования...

Права и обязанности школьника

Материал подходит для проведения классного часа...

Права и обязанности школьников

Цели урока: обобщить знания об основных правах и обязанностях ...

Конспект урока – презентации «Права и обязанности школьников»

Знакомство детей с правами и обязянностями школьников....