Правовое государство
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс)
урок обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_gosudarstvo.docx | 26.09 КБ |
prilozhenie_pravovoe_gosudarstvo.pptx | 609.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Правовое государство», 9 класс
Задачи и планируемые результаты
Задачи:
- Общеобразовательные: выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
- Воспитательные: совершенствовать навыки общения, создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личностей, вовлечь в активную практическую деятельность.
- Развивающие: Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, научить работать с различными источниками информации, развивать коммуникативные навыки работы в группе.
Планируемые результаты:
- Предметные: учащиеся смогут раскрыть сущность понятия “правовое государство”, выявлять признаки правового государства.
- Личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.
- Метапредметные: продолжат учиться работе с письменными историческими (выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.), продолжат учиться составлять кластер.
Формы, связи и ресурсы
Межпредметные связи: история, правоведение.
Формы деятельности: парная
Формы обучения: деятельностный способ обучения с применением технологии проблемного обучения.
Ресурсы: презентация по теме, интерактивная доска, раздаточный материал, Конституция РФ.
Тип и цель урока
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
- Сформировать представление учащихся о правовом государстве как основном институте политической системы, его особенностях и признаках.
- Способствовать развитию умения рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, работать с документами.
- Формировать отношение к проблеме создания и построения справедливого общества.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Стадия повторения изученного материала - кластер (слайд 1, 2) Мы продолжаем изучать большую тему «Политика». Мы уже говорили о государстве, системе власти. Давайте с вами вспомним определения и признаки государства. Постановка проблемы. Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно? (проблема) (слайд 3) В современной науке существует много классификаций государств. Одна из них – деление на развитые и неразвитые государства, где основным критерием является глубина демократии, положение личности и наличие комплекса прав и свобод. Как вы полагаете, государство с какой формой правления мы можем назвать развитым? Почему? (республика) У вас на партах лежат словарные материалы, определяющие понятия государства. Ваша задача, ознакомившись с данными материала, выделить общий признак, встречающийся во всех определениях. Итак, подумайте и скажите о каком государстве мы сегодня с вами будем говорить. (слайд 4) | Учащиеся по представленным определениям формулируют понятия: Политика, государство, власть Обучающиеся определяют, что четко просматривается признак подчинение праву Сами формулируют тему урока. |
Стадия изучения нового материала. Теперь давайте сформулируем основные признаки правового государства. Я предлагаю вам проанализировать еще один документ – мнение двух российских юристов О.Г.Румянцева и В.Н. Додонова о правовом государстве и, посоветовавшись друг с другом, определить признаки правового государства. (слайд 5) | |
Работа по рядам: используя текст конституции. (слайд 6). | Ребята перечисляют признаки. |
Важным признаком для правового государства является верховенство права. (слайд 7) - в чем заключается верховенство основного закона? - в каких пунктах этой статьи непосредственно закреплено верховенство права в нашей стране? (Это пункты 2 и 4.) | Работа по рядам. |
Признак незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства (слайд 8) - как вы понимаете данный признак? Признак правового государства взаимная ответственность государства и личности. (слайд 9) - как вы понимаете данный признак? - о чем они? | (Данный признак выражается в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам, так как является основным Законом государства; органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы). В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу. |
У каждого человека есть неотъемлемые права, которые обеспечиваются законом. В свою очередь каждый гражданин РФ обязан перед Законом и государством, соблюдая необходимые нормы. Следующий признак правового государства заключается в принципе разделение властей также способствует правовому ограничению государственной власти. - на какие три ветви происходит разделение властей? (слайд 10) - давайте попробуем заполнить пропуски в схеме, используя Конституцию РФ: глава 4, статья 80 (п. 1); глава 5, статьи 95, 96 (п. 1), 105 (п. 1); глава 5, статьи 110 (п. 1), 111 (п. 1) (слайд 11) | Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. Обязанности граждан: платить налоги, охранять окружающую среду, защищать Отечество Законодательную, исполнительную и судебную. |
В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, где президент возглавляет правительство. - при какой типе республике? Следующим важным признаком правового государства является принцип независимости суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплен в статье 120 Конституции РФ. (слайд 12) - давайте откроем данную статью и прочитаем ее. | Президентская республика |
Еще одним признаком правового государства является приоритет международного права. Законы государства не должны противоречить международному праву. (слайд 13) - откройте ст. 15, часть 4 и найдите два положения международного права. Развитое государство принято называть правовым. Понятие правового государства сформировалось в Германии в первой трети 19 в. (слайд 14) | Президентская республика. Комментируют статью. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдается международному договору. |
Но сама идея правильной государственной власти зародилась в глубокой древности. Еще Аристотель предлагал обустроить государство на основе формирования обособленных друг от друга самостоятельных органов. Но именно Шарлю Монтескье удалось наиболее четко выразить суть принципа разделения властей и их взаимное сдерживание. Особо значительной вехой в развитии идеи правового государства стало учение английского философа Д.Локка о государстве, в котором господствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права людей. Локк обосновал законность сопротивления всякому произволу власти. (слайд 15) | |
В России же первый шаг в направлении к правовому государству был сделан после отмены крепостного права в 1861 г. Александром II. Судебные уставы 1864 провозгласили бессословный, независимый суд, основанный на принципах гласности, состязательности при участии суда присяжных. Новая попытка реформ в области прав человека была предпринята в 1905 г. Манифестом царя Николая II от 17 октября были провозглашены некоторые свободы: слова, печати, демонстраций, совести, личной неприкосновенности. Но эти меры оказались непоследовательны и поэтому не привели к правовому государству в России. (слайд 16) Итак, давай те вернемся к нашей проблеме “Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно?” Развитое государство принято называть правовым. (слайд 17) Правовое государство – это некий идеал, к которому стремятся все государства. В России в декабре 1993 г. в результате референдума была принята конституция, которая в 1 статье определила наше государство как правовое. Известный швейцарский юрист К. Экштайн, хорошо знакомый с конституциями многих стран мира, считает, что наиболее современной в настоящий момент является Конституция РФ. Однако он подчеркивает, что многое из того, что записано в Конституции, к сожалению, не реализуется. В этом, по его мнению, есть вина россиян. Посовещавшись между собой, вы должны дать ответ на вопрос: “В чем же вина россиян?”. | Ребята обобщают все вышесказанное и дают определение правового государства Не знают Конституции, поэтому не могут цивилизованно отстаивать свои права; не хотят участвовать в выборах, тем самым проявляя безразличие к судьбе страны, не проявляют своей позиции в решении сложных политических проблем и т.д. |
Принятие Конституции и некоторых шагов по созданию правового государства вовсе не означает еще, что в стране существует верховенство закона, что соблюдаются все права и свободы человека. Многие положения Конституции нуждаются в том, чтобы раскрыть механизм их действия в тех или иных законах. Нам еще предстоит пересмотреть и усовершенствовать, проработать законы, регулирующие экономику, предпринимательство, сбор налогов, другие сферы. И законы эти должны быть справедливыми и эффективными. | . |
Для создания правового государства важно соблюдение этих законов абсолютно всеми гражданами - от президента до простого рабочего. Важно наличие справедливого суда, а также высокий уровень морали и правовой культуры всех нас. Какие выводы вы сделали для себя сегодня? Необходимо ли нам правовое государство или можно обойтись без него? Рефлексия. | Записывают домашнее задание. (слайд 18) Составить синквейн. (слайд19) Учащиеся (по парам за партой) должны заполнить текст на карточке. Происходит закрепление материала. Приводят свои примеры из современной жизни в России Что узнали? Какие были трудности? Как преодолели трудности? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 государство С уверенитет Публичная власть З аконодательство Н алоги Территория
Проблема 3 Каким должно быть государство , чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно?
Правовое государство 4 « Самое святое, что есть у Бога на земле,- это право» И. Кант
5 Признаки правового государства : 1.Верховенство закона 2.Незыблемость прав и свобод человека 3 .Взаимная ответственность государства и личности. 4 .Разделение властей 5 .Независимость суда 6 .Приоритет международного права
6 Работа по рядам: используя текст конституции
7 Верховенство права Верховенство Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам, так как является основным законом государства.
8 Незыблемость прав и свобод человека Все граждане государства, все должностные лица, органы государственной власти должны исполнять законы, за их нарушение несут ответственность.
9 Взаимная ответственность государства и личности У каждого человека есть неотъемлемые права, которые обеспечиваются законом. В свою очередь каждый гражданин РФ обязан перед Законом и государством, соблюдая необходимые нормы.
10 Принцип разделения властей Ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью.
11 Принцип разделения властей Президент РФ Законодательная Исполнительная Судебная
12Независимость суда Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать его от произвола властей.
13 Приоритет международного права. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдается международному договору.
14 Шарлю Монтескье удалось наиболее четко выразить суть принципа разделения властей и их взаимное сдерживание. Аристотель предлагал обустроить государство на основе формирования обособленных друг от друга самостоятельных органов.
15 Особо значительной вехой в развитии идеи правового государства стало учение английского философа Д.Локка о государстве, в котором господствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права людей. Локк обосновал законность сопротивления всякому произволу власти.
16 Правовое государство- Это государство основанное на верховенстве закона, в котором действует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, обеспечение прав и свобод каждого гражданина.
17 Россия-правовое государство?
18 Д/З- используя статьи пери одической печати , подтвердите или опровергните наличие ряда признаков правового государства в России .
19 Составить синквейн по теме: «Правовое государство». 1 строка – тема или предмет, обычно существительное отражающее главную идею. 2 строка – два прилагательных, описывающие основную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из четырех слов, в которой отражается мнение к теме или предмету разговора.. 5 строка – «смысловой синоним» , вывод, итог, обычно существительное, отражающее сущность темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема : Правовое государство.
Цели:сформировать представление у учащихся о том, что право выше власти и раскрыть что такое правовое государство.Задачи:способствовать развитию представления о правовом государстве и его основных при...
Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство
Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...
Правовое государство
Материал урока в 9 классе по данной теме воспринимается учащимися, как правило, сложно. Данная презентация помогает облегчить усвоение темы....
Демократическое правовое государство
Комбинированный урок ( урок обЪяснения нового материала с актуализацией опорных знаний). Сопровождается презентацией с линейной структурой....
Тест " Государство. Правовое государство" 9класс.
Контрольный тест по обществознанию " Государство.Правовое государство.".9класс...
Лекция «Глава государства. 3 ветви власти. Местное самоуправление. Правовое государство» для дисциплины «Право»
Лекция «Глава государства. 3 ветви власти. Местное самоуправление. Правовое государство» для дисциплины «Право»...
Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1
Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1"...