Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс по теме: "Политические режимы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Политические режимы».

Цель:

1.раскрыть сущность и основные черты политических режимов,

2.развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук,

3.формировать у учащихся отношение к политическим системам,

4.коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа по теме урока.

Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

- Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

- Так оно и есть, - ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

- Здесь нет жестокой власти, - ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое.

Понятие «политический режим».

Найдите в тексте учебника на стр. 21 определение понятия «политический режим».

Политический режим – это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть.

Политический режим – это то, КАК в стране осуществляется государственная власть.

(Запись определения в тетрадь)

Задание. Используя текст учебника на стр. 21-25, заполните схему «Типы политических режимов».

Понятие «политическая власть».

Используя текст учебника, проведите анализ всех типов политических режимов.

(Запись таблицы в тетрадь)

Вопросы

Типы политических режимов

тоталитаризм

авторитаризм

демократия

Кто правит?

правящая партия во главе с вождем

власть одной группы, одной партии, её лидер - общенациональный вождь

народ, избранные представители

Каковы взаимоотношения власти и общества?

власть полностью бесконтрольной со стороны общества

права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются;

сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей

власть подконтрольна обществу

Какие средства используются для осуществления власти?

карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей

армия, церковь, поддерживаются традиции

выборы, референдумы

Примеры стран.

фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея

государства Азии, Африки, Латинской Америки

Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки.

  1. Подведение итогов урока.
  • Что означает слово «Политический режим»?
  • Каковы основные типы политических режимов?
  • Чем характеризуется тоталитарный режим?
  • Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.
  • Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?

Подготовка к ЕГЭ.

Выберите правильный ответ. Что из перечисленного относится к форме политического режима?

  1. республика
  2. уния
  3. авторитаризм
  4. монархия

Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан и равенство всех перед законом.

Б. В современном мире сохранились государства с чертами тоталитаризма.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

уважение к правам человека

выборность высших должностных лиц

полный контроль над гражданами

принцип разделения властей

идеологическая свобода

стремление контролировать личность

отсутствие многопартийности

применение репрессий против собственных граждан

сохранение свободы экономической деятельности

создание обстановки страха

контроль над политической и частной жизнью граждан

преобладание обязанностей над правами

обожествление политических лидеров

бесконтрольность власти со стороны общества

А) демократический

Б) тоталитарный

В) авторитарный

5. Рефлексия.

6. Домашнего задания.

Параграф 3. Провести письменный анализ, ответив на в. 2 рубрики "В классе и дома"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

методическая разработка урока по обществознанию для 6-го класса

Урок "Мы на необитаемом острове" построен в форме игры-соревнования для 6 класса...

Методическая разработка урока по обществознанию с использованием ИКТ "Семья - ячейка общества" (6 класс)

По программе данная тема изучается в разделе «Семья» (17 часов). С целью повышения познавательной активности обучающихся, предлагаю разделить класс на четыре группы. При этом предполагается активное и...

Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс

Методическая разработка урока обществознания в 7 классеТема урока: «Права и обязанности граждан»....