Глобальные проблемы
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)
Теоретический материал для подговки к ЕГЭ по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege_globalnye_problemy_material_k_sostavleniyu_plana.docx | 35.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»
1. Понятие «Глобальные проблемы» (от лат. globus terrae — земной шар, сам термин появился в конце 1960-х гг.) — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.
Во второй половине 1960-х гг. римским клубом (международной неправительственной организацией, объединившей экономистов, экологов, демографов, философов и других ученых разных стран) было дано научное обоснование уязвимости человечества и человека как биологического вида и конкретизировано понятие «глобальная проблема».
2. Признаки глобальных проблем (общие черты):
- Масштаб проявления (масштабность): они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты, затрагивают все человечество.
- Острота проявления (острота): от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации, необходимость решать их как можно скорее.
- Проявляются как объективный фактор развития общества.
- Настоятельно требуют решения.
- Предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране).
- Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.
3. Причины возникновения глобальных проблем
- Целостность современного мира, всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим.
- Возросшая экономическая мощь человечества, развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество созидает и разрушает одновременно.
- Неравномерность развития стран, которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)
- Превращение противоречий, конфликтов, проблем из локальных в общемировые.
4. Типы глобальных проблем
1. Проблемы между государствами (политические)
- Угроза третьей мировой войны (угроза термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и народов)
- Угроза локальных войн, которые могут перерасти в мировые.
- Проблема «Север-Юг», то есть разрыв в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися странами (преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка)
- Проблема международного терроризма.
2. Проблемы взаимодействия человечества и природы (экологические и экономические)
- Экологическая проблема (загрязнение окружающей среды: воздушного и водного бассейнов Земли, разрушение экологической среды, мутации организмов, сокращение видового многообразия, изменения климата: общее потепление, неустойчивость погоды, таяние ледников, повышение уровня Мирового океана, затопление огромных территорий и плодородных земель) / необходимо бережное отношение к природе.
- Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.
- Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом)
- Рациональное использование Мирового океана и космоса.
- Негативные последствия НТР, непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.
3. Проблемы взаимоотношений людей в обществе
- Демографическая проблема, то есть народонаселения (быстрые темпы рождаемости на востоке и депопуляция и старение населения на западе)
- Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа)
- Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах)
- Проблема культурного роста (сохранение исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО; деградация «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир иллюзий)
5.Основные направления разрешения глобальных проблем:
- Формирование нового планетарного сознания, чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества. Воспитание человека на принципах гуманизма.
- Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
- Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем, стремление избежать их.
- Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
- Четкая международная система прогнозирования.
- Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, использующих вторсырье, природные источники энергии).
- Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень. Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.
6. Пути решения некоторых глобальных проблем
1.Предотвращение новой мировой войны
- Создание международной организации (ООН), цель которой — сотрудничество стран в деле предотвращения конфликтов между странами.
- Оказание конфликтующим странам помощи в мирном урегулировании проблем.
- Подписание международных договоров о сокращении вооружения, прекращении ядерных испытаний.
- Установление жёсткого международного контроля за ядерным и химическим оружием.
- Широкое привлечение к решению проблемы общественных организаций.
Термины:
Пацифизм — антивоенное миротворческое движение, выступающее против любых войн, какие бы цели они ни преследовали.
Пагуошское движение учёных, выступающих за мир, разоружение, международную безопасность. Зародилось в 1955 году (А.Энштейн, Ф.Жолио-Кюри, Б. Рассел и др.).
Международное студенческое и молодёжное Пагуошское движение началось в 1987г.
В 1995 г. Пагуошское движение стало лауреатом Нобелевской премии мира за многолетние усилия по запрещению ядерного оружия.
2.Экологическая проблема
- Оптимизация использования природных ресурсов в производстве.
- Охрана природы, создание охраняемых территорий — заповедников.
- Достижение экологической безопасности для жизни человечества.
- Внедрение безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.
- В 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию охраны природы и создала специальную комиссию по вопросам охраны окружающей среды.
- Деятельность неправительственных организаций «Гринпис», Римский клуб.
- В РФ принят закон «Об охране окружающей среды»
Термины:
Террацид – процесс постепенного уничтожения планеты Земля человеком.
3. Демографическая проблема
- Сбор, обработка и сохранение демографической информации по линии ООН.
- Разработка рекомендаций государствам по проведению демографической политики.
- Исследование демографических проблем (анализ взаимодействия демографических, экономических, социальных процессов).
- Проведение международных конференций по проблеме народонаселения на международном уровне.
4. Проблема «Север — Юг»
- Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам: безвозмездная экономическая и финансовая помощь, строительство больниц, школ, промышленных предприятий.
- Для решения топливно-сырьевой проблемы в развивающихся странах – широкое использование в них нетрадиционных источников энергии и тепла (ветровой, приливной, солнечной и др.), развитие в них атомной энергетики.
- Для решения продовольственной проблемы помогать эффективнее использовать, наряду с экстенсивной экономикой, интенсивную, то есть увеличивать сельскохозяйственную продукцию за счёт химизации, механизации, автоматизации производства, использования высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
5. Проблема использования ресурсов мирового океана
- Охрана вод мирового океана от загрязнения.
- Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов в водах мирового океана.
- Создание мировой структуры морского хозяйства, то есть выделение специальных зон для ловли рыбы, нефтедобычи, а также рекреационных зон, то есть неиспользуемых.
- Совершенствование структуры портовых и промышленных комплексов по переработке морской продукции.
6.Проблема мирного освоения космоса
- Сотрудничество стран в освоении космоса.
- Неиспользование космоса в военных целях, а только в мирных.
7.Проблема международного терроризма
- Повышение контроля за деятельностью зарубежных организаций, с целью максимального снижения возможности экспорта терроризма в страны.
- Активизирование превентивной, то есть предупредительной деятельности, устранение предпосылок возникновения террористических организаций, нейтрализация существующих.
- Осуществление мер, способных снизить напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение безработицы, решение социально-экономических проблем.
- Стабилизация политической обстановки, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни
- Создание благоприятных условий для развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной почве.
Терроризм – это публично совершаемые общественно опасные действия или угрозы таковых, направленные на устрашение населения или отдельных социальных групп, в целях воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.
Террор (от лат. «страх, ужас») — это насильственные действия, направленные на подавление противников, которые осуществляются средствами запугивания, террористических актов, убийства лидеров или мирного населения.
Цель террора — достижение политических, экономических, социальных изменений в государстве, подрыв международного порядка.
Существует несколько видов терроризма, поэтому и пути решения проблемы в каждом отдельном случае — свои.
Виды терроризма
- Политический: цель – оказать влияние на политических лидеров и их решения, заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические требования.
- Националистический (национальный, этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.
- Религиозный — характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за распространение своей религии.
- Экологический — характеризуется тем, что террористы насильственными методами выступают против прогресса вообще за сохранение чистоты природы.
*Приведите примеры взаимодействия глобальных проблем.
примеры ответов:
- Экологическая проблема тесно связана с проблемой сохранения здоровья людей, с истощением природных богатств (то есть с сырьевой проблемой).
- Демографическая проблема связана с проблемой «Север-Юг», так как осложняются отношения между странами; она же связана с проблемой терроризма. Ради спасения семьи, не находя работы, люди могут вступить в террористические организации; такая же причина и участия людей в перевозке наркотиков, то есть связь с проблемой сохранения здоровья людей.
- Угроза третьей мировой войны связана практически со всеми проблемами: и экологической, и сохранения здоровья, и с проблемой защиты Мирового океана, и с освоением космоса.
*Определение:
Глобальные проблемы — это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.
Два предложения:
1) Решение глобальных проблем человечества возможно только при участии всего мирового сообщества.
2) Одной из глобальных проблем является проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.
*Назовите любые три глобальные проблемы современности и приведите к каждой конкретный пример.
- Экологическая проблема. Пример: вырубка лесов — «легких планеты», например тропических лесов в долине реки Амазонки.
- Демографическая. Пример: быстрый рост рождаемости в современном мире с 1,5 млрд человек в начале ХХ века, до 6,5 млрд в начале XXI века. Осенью 2011 года был зафиксирован семимиллиардный житель планеты. Население земли увеличивается в геометрической прогрессии и по самым скромным подсчётам достигнет к 2050 году 10 млрд жителей.
- Угроза возникновения третьей мировой войны. Пример: если в начале 1950-х годов ХХ века только две страны в мире обладали ядерным оружием, то к началу XXI века их уже около десятка. Причем часть из них находится в состоянии «холодной войны» друг с другом, например Индия и Пакистан.
*Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.
В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены:
- Значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт).
- Из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война).
- Бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др.
*При характеристике глобальных проблем современности приходится слышать мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обречённость мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведённым мнением? Свою позицию аргументируйте.
Само понятие «глобальные проблемы» предполагает, что им присущи следующие важнейшие признаки:
- Они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом.
- Они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле.
- Они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества.
Мнение:
Происходящая в современных условиях информационная революция создаёт реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Всё большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей.
Аргументы:
Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создаёт условия совместных действий по решению глобальных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Глобальные проблемы современности.
Разработка урока в 11 классе, коллективный способ обучения....
Глобальные проблемы человечества. Проблемы мира и разоружения
Причины войн, жертвы, проблема контроля вооружений....
Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.
Урок географии по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...
Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема"
Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема" может быть использована на уроках географии в старшей школе....
«Экологическая проблема — глобальная проблема человечества»
методическая разработка урока географии 10 класс...
Глобальные проблемы человечества. Проблемы войны и мира.
Проблема войны и мира очень актуальна в современном мире. Человечеству известны возможности уничтожения жизни на планете, в том числе климатические войны. Но всегда существует альтернатива. Человечест...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»...