"Уговор дороже денег" (Урок по обществознанию для 9-го класса)
учебно-методический материал по обществознанию
Учебно-методическая разработка включает в себя презентацию и конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Уговор дороже денег (учебная презентация) | 167.35 КБ |
Уговор дороже денег (конспект урока) | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие договора Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Особенности гражданско-правового договора
План лица, собирающегося оформить гражданско-правовой договор Определить тип договора. Найти контрагента (лицо, с помощью которого будет заключен договор). Уточнить условия договора . Подписать договор.
Недействительность договоров Ничтожные договоры - не соответствующий требованию закона; -заключенный с целью, заведомо противоправной основам правопорядка и нравственности ; -заключенный недееспособным лицом Оспоримые договоры з аключенный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет без согласия попечителя; з аключенный гражданином, когда он не понимал своих действий и не мог руководить ими; з аключенный в результате обмана или существенного заблуждения
Домашнее задание Параграф 22 (задания для самостоятельной работы)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Уговор дороже денег»
Задачи:
- раскрыть понятие «гражданско-правовой договор»
- разъяснить особенности заключения договоров
- подвести учащихся к пониманию необходимости исполнения договорных обязательств
- охарактеризовать особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров
- разъяснить основные способы и методы защиты гражданских прав
- охарактеризовать понятие и признаки гражданско-правовой ответственности
- подвести учащихся к пониманию условий привлечения к гражданско-правовой ответственности
- охарактеризовать особенности гражданского процесса (судебного разбирательства)
План изучения:
- Договор и сделка
- Виды договоров
- Судебное разбирательство
Материалы и оборудование:
учебник «Обществознание» для 9 класса, презентация, выдержки из ГК РФ, Конституции РФ, материалы Интернет-издания, проектор, доска
I. Мотивация учебной деятельности, повторение раннее изученного.
«На прошлых уроках мы с вами изучили, что такое гражданское право. Напомните мне, пожалуйста, предмет гражданского права. Что необходимо физическому или юридическому лицу лицу, чтобы вступать в гражданские правоотношения?»
Учитель выслушивает ответы учащихся.
«Действительно, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Но когда эти отношения возникают и чем они подтверждаются?
Представим себе ситуацию: Александр купил на свои деньги и подарил Екатерине некую ценную вещь. Через какое-то время отношения между ними ухужшились, и он потребовал у нее вернуть ему данную вещь обратно. Имеет ли Александр такое право? Если имеет, то при каких, на ваш взгляд, обстоятельствах?»
Учитель выслушивает ответы учащихся.
«К ответу на этот вопрос мы с вами вернемся в конце данного урока».
II. Изучение нового материала.
1. Договор и сделка
«В основе гражданских правоотношений лежит понятие договора. Как мы помним, договор – это один из основных источников права. При этом надо понимать, что данное понятие охватывает не только гражданские, но и иные правоотношения – например, трудовые и семейные».
Ученики переписывают определение договора со слайда №2.
По ходу беседы ученики переписывают схему со слайда №3.
«Очень важно понимать, что заключение гражданского договора основано на добровольной основе, понуждение к заключению договора может быть лишь в случаях, предусмотренных законом: в первую очередь – ГК РФ».
«С необходимостью оформлять гражданские правоотношения в виде договора сталкивается каждый человек. В связи с этим давайте попытаемся составить план для лица, собирающегося заключить гражданско-правовой договор. По ходу обсуждения прошу оформлять ответ в тетради».
Ученики выполняют задание.
«Как вы думаете, когда заключенный договор считается исполненным, а когда нет?»
«Как вы думаете, могут ли быть обстоятельства, которые могут освободить хотя бы одну из сторон от исполнения своих обязательств?»
«Обстоятельства, которые освобождают одну из сторон от своих обязательств, называются форс-мажором (обстоятельствами непреодолимой силы). Это могут быть стихийные бедствия, эпидемии. Форс-мажор не зависит от воли сторон договора».
2. Виды договоров
«Теперь поговорим о том, какие бывают договоры». (слайд №5)
«Что делать, если ваши права нарушены? Следует ли физическому или юридическому лицу сразу обращаться в суд в случае нарушения его прав?»
Работа с источником (лист №1, статья 12 ГК РФ).
«Перечислите основные способы защиты гражданских прав. Прокомментируйте каждый из них».
«Проиллюстрируйте любые три способа защиты гражданских прав конкретными примерами».
Работа с источником (лист №1, ст. 46.1 Конституции РФ, ст. 2 ГПК РФ).
«Таким образом, суд должен выступать как механизм и институт отстаивания прав человека. Решение суда может быть пересмотрено в случае несогласия с ним одной из сторон, так как главная задача правосудия – доказательство истины и торжество справедливости. Давайте рассмотрим один из таких примеров». (Работа с источником на листе №2). «Какой вывод мы можем сделать из этой истории?»
«В определенных законом случаях по решению суда договор можно признать недействительным». (слайд №6).
III. Закрепление.
Если в конце урока остается достаточно времени, учащимся выдаются проблемно-поисковые задачи (лист №3). Задачи выдаются всем ученикам, решают задачи по колонкам.
IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Лист №1
ГК РФ Статья 12. Способы защиты гражданских прав
- Защита гражданских прав осуществляется путем:
- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
- признания недействительным решения собрания;
- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- самозащиты права;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
- иными способами, предусмотренными законом.
Конституция РФ. Статья 46.1
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
ГПК РФ Статья 2. Задачи гражданского судопроизводства
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Лист №2
Верховный суд объяснил, надо ли возвращать подарки после расставания
Верховный суд (ВС) РФ рассмотрел любопытное дело: житель Краснодара подарил своей девушке Mercedes-Benz, а после расставания взял с неё расписку, что она обязуется отдать ему автомобиль. Кубанские суды поддержали ухажера и удовлетворили его требования, посчитав, что девушка обязана выполнить данное в расписке обещание. Но Верховный суд с их позицией не согласился. Из его решения следует, что если в будущем планируется отбирать подарки, то их лучше сразу оформлять по договору дарения, а не проводить сделку купли-продажи, оформляя собственность на получателя презента.
Суть дела
Житель Краснодара подал в суд на свою бывшую девушку с требованием принудить ее к заключению договора о безвозмездной передаче в его собственность автомобиля «Mercedes-Benz», который он подарил ей годом ранее.
Согласно материалам дела, девушка являлась собственником автомобиля на основании договора купли-продажи. Однако истец обосновал свои претензии распиской, по которой ответчица обещала вернуть заявителю автомобиль, но в указанный срок обязательство не выполнила.
Ответчица заявила встречный иск о признании расписки недействительной, она поясняла, что этот документ не является договором дарения и не соответствует его требованиям, а также заявила, что бумагу у неё отобрали обманным путём.
Прикубанский суд Краснодара исковые требования удовлетворил и обязал ответчицу заключить договор дарения дорогостоящего автомобиля, а также передать имущество истцу. Краснодарский краевой суд эту позицию поддержал.
Суды сослались на нарушение статей 309 и 310 Гражданского кодекса со стороны ответчицы — о порядке удовлетворения должником требований кредитора и о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Верховный суд РФ такую трактовку ситуации счёл неверной.
Когда подарок в собственности
ВС считает, что раз у ответчицы автомобиль находился в собственности по договору купли-продажи, то судам надлежало определить закон, который позволит передать право на спорное имущество истцу.
Однако в решении суда отсутствуют выводы о юридической квалификации спорных правоотношений, не приведены нормы права, регулирующие вопросы перехода права собственности на автомобиль, в том числе условия, при которых возможен отказ от исполнения обязательства, отмечает ВС.
Кроме того, суд не учел, что договор купли-продажи никем не оспорен и недействительным не признан. А ответчица является собственницей Mercedes не на основании договора дарения, как указано в расписке, а на основании именно договора купли-продажи.
Таким образом, обжалуемое решение нельзя признать отвечающим нормам материального и процессуального права, считает ВС. Он отменил определение краевого суда и направил дело на новое рассмотрение апелляционной инстанции.
Алиса Фокс
На основе материалов Российского агентства правовой и судебной информации (http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20190211/294865763.html)
Лист №3
Задача № 1. Защита прав вкладчиков.
Сразу после экономического кризиса 1998 года, ссылаясь на заявление председателя Правительства РФ, объявившего о приостановлении выплат государства по внешнему долгу, многие банки также приостановили возврат вкладов гражданам. При этом представители некоторых банков характеризовали сложившуюся в стране экономическую ситуацию как непреодолимую силу (форс-мажор), препятствующую им выполнить обязательства перед вкладчиками, однако освобождающую их от ответственности перед ними.
Через несколько месяцев отдельные банки, оправившись от кризиса, согласились возвратить вкладчикам их деньги, но снизили размер процентов по вкладам. Кроме того, банки отказались возвращать валютные вклады, рассчитывая их по новому, многократно возросшему, валютному курсу, а предложили вкладчикам получить рублевый эквивалент их вкладов, рассчитанный по курсу доллара, существовавшему до кризиса.
Прокомментируйте данную ситуацию с точки зрения норм гражданского права. Можно ли экономический кризис признать непреодолимой силой?
Задача № 2. Договор дарения.
Бабушка Виктории, ученицы одиннадцатого класса, пообещала ей, что в случае окончания внучкой школы на «четыре» и «пять» и успешной сдачи всех экзаменов, она преподнесет Виктории в качестве подарка золотые часы стоимостью не менее двадцати тысяч рублей. Виктория, которая успешно готовилась к экзамену по обществознанию, потребовала от бабушки заключения договора в письменной форме и заверения его у нотариуса.
Кто прав с юридической точки зрения в данной ситуации? На основании чего вы сделали такой вывод? Заверит ли нотариус такой договор?
Задача № 3. Наследственное право.
Павел Юрьевич Викторов тяжело и долго болел, не мог работать по состоянию здоровья, находился в тяжелом материальном положении и остро нуждался в деньгах. Он завещал свой дом Виктории, которая заплатила за составление завещания и стала помогать ему материально. Затем, не поставив в известность девушку, Викторов составил еще 26 завещаний разным людям на тех же условиях. При этом от каждого он требовал материальной помощи.
После смерти Павла Юрьевича к нотариусу явились все «наследники». В этот же момент выяснилось, что у Викторова есть несовершеннолетние дети, проживавшие отдельно от него, – Кирилл 12 лет и Ольга 8 лет.
Объясните правовые последствия такой ситуации. Будут ли дети Викторова, которым не оставлено завещание, наследовать имущество своего отца? Нормы какого закона РФ регулируют данную правовую ситуацию?
Приложение к листу №3
ГК РФ Статья 401. Основания ответственности за нарушение обязательства
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
4. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.
ГК РФ Статья 1130. Отмена и изменение завещания
1. Завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения, не указывая при этом причины его отмены или изменения.
Для отмены или изменения завещания не требуется чье-либо согласие, в том числе лиц, назначенных наследниками в отменяемом или изменяемом завещании.
2. Завещатель вправе посредством нового завещания отменить прежнее завещание в целом либо изменить его посредством отмены или изменения отдельных содержащихся в нем завещательных распоряжений.
Последующее завещание, не содержащее прямых указаний об отмене прежнего завещания или отдельных содержащихся в нем завещательных распоряжений, отменяет это прежнее завещание полностью или в части, в которой оно противоречит последующему завещанию.
Завещание, отмененное полностью или частично последующим завещанием, не восстанавливается, если последующее завещание отменено завещателем полностью или в соответствующей части.
3. В случае недействительности последующего завещания наследование осуществляется в соответствии с прежним завещанием.
4. Завещание может быть отменено также посредством распоряжения о его отмене. Распоряжение об отмене завещания должно быть совершено в форме, установленной настоящим Кодексом для совершения завещания. К распоряжению об отмене завещания соответственно применяются правила пункта 3 настоящей статьи.
ГК РФ Статья 1131. Недействительность завещания
1. При нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
2. Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается.
ГК РФ Статья 1141. Общие положения
1. Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
2. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146)
ГК РФ Статья 572. Договор дарения
1. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
2. Обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме (пункт 2 статьи 574) и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности.
Обещание подарить все свое имущество или часть всего своего имущества без указания на конкретный предмет дарения в виде вещи, права или освобождения от обязанности ничтожно.
3. Договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя, ничтожен.
К такого рода дарению применяются правила гражданского законодательства о наследовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"
Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и являет...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...
Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...
Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...
История российских денег, урок по финансовой грамотности 5 класс
История российских денег, урок по финансовой грамотности 5 класс...