Урок обществознания в 8 классе «Глобальные проблемы современности»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Рязанцева Светлана Викторовна

План-конспект урока по обществознанию в 8 классе. Учебник Л.Н. Боголюбов, Н.И.  Городецкая. Используется технология проектного обучения. Предварительно, на предыдущем уроке класс делится на группы-команды, которые получают опережающее задание.  Подобрать материал из СМИ по следующим вопросам: «Охрана атмосферы», «Человек и вода», «Сохранение леса». Обучающиеся распределяют роли: лидер, оформители, податели идей. Команды получают карточки-задания: оформить коллаж на заданную тему и подготовить выступление-защиту своей работы. Обучающиеся высказывают свои предложения по решению экологических проблем своего родного города.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_globalnye_problemy.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: расширить и систематизировать знания, обучающихся о глобальных проблемах современности.

Задачи:

- продолжить работу по формированию представления учащихся о глобальных проблемах, показать их взаимосвязь, выяснить, может ли человек сохранить себя и природу;

- продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения, используя имеющиеся знания в ходе обсуждения в группах;

- развивать навыки групповой работы с раздаточным материалом; учить анализировать полученную информацию, видеть предметно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения;

- воспитывать у учащихся качества толерантности; уважение к миру, в котором живёшь; ответственности за её будущее;

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Форма урока: урок-конкурс

Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.

Оборудование: учебные пособия, презентация, фотографии по теме, фломастеры, карандаши, ватман, клей.

Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы, экологический кризис, «Север-Юг», терроризм, озоновые дыры, парниковый эффект.

Используемые технологии:

- ИКТ

- Технология проектного обучения

Используемые методы обучения:

словесный: лекция с элементами беседы;

наглядный: показ презентации;

практический: составление коллажей;

Приемы: Приём «Корзина» идей, понятий, фактов…; Лекция с элементами дискуссии; Составление коллажей «Глобальные проблемы»; «Толстые вопросы».

Учебно-методическое обеспечение урока:

- дидактические средства и методические средства: презентация лекции, методическая разработка лекционного занятия для преподавателя, раздаточный материал, фотографии по теме, фломастеры, карандаши, ватман, клей.

- технические средства: компьютер, видеопроектор, проекционный экран,

Учебно-материальное оснащение: учебник Боголюбов Л.Н. Обществознание: – М.: «Просвещение», 2018.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверить принадлежности, состав обучающихся. Предварительно, на предыдущем уроке класс делится на  группы-команды, которые получают опережающее задание. Продумать и подобрать материал из СМИ по следующим вопросам: «Охрана атмосферы», «Человек и вода», «Сохранить лес». Обучающиеся распределяют роли: лидер, оформители, податели идей.

2. Вводно-мотивационный этап.

Сегодня мы проведём урок-конкурс на тему «Глобальные проблемы человечества» (слайд 1.)

Внимательно слушайте выступления своих одноклассников, активно выполняйте задания, соблюдайте дисциплину, т.к. за урок каждый ученик получит оценку. Оценивать работу будут эксперты (представление старшеклассников).

Вступление (слайд 2.)

Эпиграфом нашего урока являются слова Б. Васильева: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, необходимо думать сообща».

- Как вы понимаете эти слова?

В жизни человека возникает много разных проблем, но сегодня мы поговорим о глобальных проблемах человечества.

С понятием «глобальные проблемы» вы уже знакомились на уроках географии, биологии, химии, истории. (Высказывают свои мнения, дискуссия.)

- Когда появилось понятие «глобальные проблемы»?

- Почему проблемы названы глобальными?

- Что известно вам о глобальных проблемах?

- Почему именно в середине XX в. появились эти проблемы?

- Дайте характеристику понятию «глобальные проблемы».

- Перечислите известные вам глобальные проблемы. (слайды 3,4,5. Террористические акты в Беслане, Москве, США); (слайды 6,7,8. Экологические проблемы); (слайд 9,10 «Север-Юг»); (слайд 11,12 Проблема охраны здоровья).

- Почему тема актуальна именно в современных условиях?

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей, понятий, фактов, которые  помогут обучающимся при оформлении коллажей.

В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос: Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

3. Самостоятельная работа обучающихся в группах.

Список экологических проблем огромен и многие из них мы даже не упомянули сегодня. Но я думаю, что из  сказанного уже достаточно, чтобы понять: человечество стоит на краю пропасти, выбраться из которой будет невозможно. От каждого из нас зависит: сделаем мы этот последний шаг в пропасть или нет?..

Обратите внимание на эпиграф нашего урока, для эффективного решения проблемы необходимы совместные действия. Чем мы сейчас с вами и займёмся! Сегодня мы остановимся на экологических проблемах. Ведь для нашего города вопрос экологии самый актуальный. Познакомимся  с вашими предложениями решения экологической проблемы города.

Команды получают карточки-задания. Оформить коллаж на заданную тему и подготовить выступление-защиту своей работы. Предварительная жеребьёвка команд.  

Время выполнения 10 минут.

Карточка-задание для группы №1 «Охрана атмосферы».

1. Оформите коллаж на заданную тему (распределите между собой работу над заданием):

- учебник п.3;

- дополнительная литература;

- вырезки из журналов, газет, фотографии.

2. Подготовить выступление по теме «Может ли человек прожить без чистого воздуха?» (4-5 минут.)

Раскрыть проблемы:

- промышленное загрязнение воздуха;

- рост автотранспорта;

- вырубка лесов;

- рост заболеваний;

- ваши пути преодоления проблемы.

Карточка-задание для группы №2 «Человек и вода».

1. Оформите коллаж на заданную тему (распределите между собой работу над заданием):

- учебник п.3;

- дополнительная литература;

- вырезки из журналов, газет, фотографии.

2. Подготовить выступление по теме «Какую роль в жизни человека играет вода?» (4-5 минут.)

Раскрыть проблемы:

- сточные воды полей, заводов, городов;

- сокращение площади лесов, осушение болот;

- выброс в атмосферу химических веществ;

- рост заболеваний;

- ваши пути преодоления проблемы.

Карточка-задание для группы №3 «Сохранить лес».

1. Оформите коллаж на заданную тему (распределите между собой работу над заданием):

- учебник п.3;

- дополнительная литература;

- вырезки из журналов, газет, фотографии.

2. Подготовить выступление по теме  «Нравственное и хозяйственное значение леса в жизни человека?» (4-5 минут.)

Раскрыть проблемы:

- рост производства и вырубки лесов;

- лесные пожары;

- лес - лёгкие планеты;

- нравственное значение леса;

- ваши пути решения проблемы.

4. Выступление команд.

Эксперты и обучающиеся слушают выступления команд по рассмотренной глобальной проблеме, знакомятся с коллажами, задают вопросы, дискуссируют.

Подведение итогов экспертами (работа команд, выступающих)

5.  Заключительный этап.  Приём «Толстые вопросы»

Возвращаемся к проблемному вопросу: Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

- Предположите, что будет, если глобальные проблемы не будут решены?

- Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?

Вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако, умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами. Решение глобальных проблем зависит не столько от президентов, правительств и партий, сколько от каждого из нас, от нашего отношения к миру, в котором мы живем, как к общему дому человечества.

6. Рефлексия. «Корзина мнений и идей» (слайды 13,14,15)

На столах лежат листы самооценки и оценки урока в целом. Прошу всех заполнить листы. Учащиеся на листочках дописывают незаконченные предложения. Затем кладут их в корзину, учитель дает учащимся выбрать листочки и прочитать.

«На сегодняшнем уроке я понял…»

«Я похвалил бы себя за….»

«Было интересно……», «Было трудно……», «Общение на уроке было….» .

Лидеры групп заполняют листы оценки работы каждого обучающегося группы и сдают их учителю в конце урока.

Домашнее задание:

учебник стр. 20-27;

I вариант. Написать письмо-обращение к жителям города на тему: «Экология Братска - в наших руках! »  

II вариант. Написать рассуждение на тему: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник». (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии 11 класс "Глобальные проблемы человечества"

Урок географии 11 класс Глобальные проблемы человечества", использование технологии критического мышления...

интегрированный урок урок обществознания и географии "Глобальные проблемы современности"

Глобальные проблемы современности - совокупность социоприродных проблем. от решения которых зависит каким будет будущее на нашей планете, и будет ли оно вообще... Представленный интегрированный ...

Урок обществознания. Глобализация и глобальные проблемы современности. 11 класс

«Глобализация и глобальные проблемы современности»...

презентация для урока обществознания 11 класс "Глобальные проблемы экономики"

презентация для уроков обществознания "Глобальные проблемы человечества" и "Мировые проблемы экономики"....

технологическая карта урока в 11 классе "Глобальные проблемы человечества

Технологическая карта открытого урока учителя географии Кулиджановой Л.А Предмет География Класс 11 класс Учебник Максаковский В. П., География. 10-11 класс. Экономическая и социальная геогра...

открытый урок в 10 классе "Глобальные проблемы человечества"

Тип учебного занятия:Урок обобщения и систематизации знаний и умений по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы.Вид учебного занятия:Эвристи...

открытый урок в 10 классе "Глобальные проблемы человечества"

Тип учебного занятия:Урок обобщения и систематизации знаний и умений по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы.Вид учебного занятия:Эвристи...