Технология мини-сочинения по обществознанию
статья по обществознанию (11 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ЭССЕ
1.Критерии оценивания.
1)ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРИ РАСКРЫТИИ ПРОБЛЕМЫ.
2)РАСКРЫТИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ, С КОРРЕКТНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ ОТВЕТА.
3)АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ С ОПОРОЙ НА ФАКТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ.
2.КАК ПОДГОТОВИТЬ И НАПИСАТЬ ЭССЕ
1)ПЛАНИРОВАНИЕ
Прежде чем начать писать, задайте себе вопросы: какой раздел обзн я знаю лучше? Какие идеи я хочу сообщить? Сколько времени у меня уйдет на написание работы?
2)ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Цель должна определять действия. Ваша работа будет четкой и ясной, если вы знаете, чего хотите достичь.
3.СТРУКТУРА РАБОТЫ
1)ВСТУПЛЕНИЕ.
Оно должно быть четким, сильным и оригинальным. С самого начала вы должны заинтересовать читателя. Вступление сообщает о цели работы. Вступление может содержать утверждение, отрицание (например, я согласен или я думаю, что автор афоризма не прав…). Можно начать с объяснения: «Я выбрал это высказывание потому, что меня тоже волнует данная проблема». Вступление может содержать и основные понятия. Например, «прежде, чем начать изложение своих мыслей, я считаю необходимым раскрыть смысл основных понятий, без которых нельзя обойтись при рассмотрении данного вопроса».
На вступительную часть рекомендуется отводить около 20% от общего объема работы.
2)ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Представляет позицию, развивает основные идеи. Каждая идея подкрепляется аргументами и примерами (из истории, литературы…). Содержит свидетельства и ссылки (обращения к авторитетам, цитаты…)
На основную часть отводится около 60% объема текста.
ПРИМЕР ЭССЕ
«Религии отличаются друг от друга только декорациями».
«Религия всегда оказывала огромное влияние на жизнь людей, из-за нее произошло огромное количество войн (вспомним захват Византии Османской империей или завоевание католической Испании арабами-мусульманами). Она и сегодня для многих нужна. Не зря выделяют духовную сферу общества, в которую входит и религия. Религия-это мировоззрение, основанное на принципах веры в сверхъестественные силы, в одного или нескольких богов. В древности существовало 4 вида религии-анимизм, тотемизм, фетишизм и магия. Религия довольно могущественный соц. институт, оказывающий влияние на умы людей. Выделяют 3 мировые религии: христианство, буддизм и ислам. Данные религии распространили свое влияние по всему миру, миллиарды людей исповедуют их.
Государственная власть всегда опиралась на церковь, так как этот институт всегда имел большую власть над людьми. В средневековье в Европе католическая церковь, а в России православная - были крупнейшими феодалами, владели землями, крестьянами и т.д.
(государство- это основной институт политической системы общества, обладающий аппаратом управления и принуждения, власть которого распространяется по всей территории страны). В 16 веке у правителей России и Англии были схожие проблемы - конфликт с церквями из-за браков и отсутствия наследников. Иван 4 приказал убить главу церкви-митрополита, а Генрих 8 разорвал отношения с католическим Римом и провозгласил в своем государстве новую англиканскую церковь, все отличие которой состояло в том, что она разрешила развод и богослужение, проводящееся на английском языке, стало более скромным. Но ведь основа у всех христианских вероисповеданий одна - все верят во Христа; основной книгой является Библия; священным городом является Иерусалим. (Кстати, этот город яв-ся святым и для мусульман и для иудеев).
Так что языки-разные, церковные сооружения-разные по архитектуре, убранству, названиям-церковь, мечеть, костел, кирха, храм и.т.д.- но суть одна. Во многих религиях провозглашены одни и те же моральные принципы-не убивать, не воровать, не лгать, почитать старших…
В наше время строится большое количество церквей и мечетей.
Наш президент Путин постоянно встречается с патриархом, советуется с ним, встречается с религиозными деятелями Чечни, так как там они имеют большое влияние и, опираясь на них проще воевать с боевиками. Я считаю, что все религии чем-то похожи друг на друга и, действительно отличаются только декорациями. Я думаю, что основной функцией церкви должно стать сохранение культурного наследия этносов (это исторически сложившаяся группа людей…). Церковь должна участвовать в социальных программах, приучать людей соблюдать правила морали (мораль-это совокупность представлений людей…). Интересно, что наиболее могущественна религия тогда, когда образовательный уровень народа низок, а сейчас церковь должна принимать участие в становлении ЗОЖ, чтобы сохранить культуру человечества, да и само человечество здоровым».
Инструкция написания эссе.
- Вступление должно быть ярким и запоминающимся, оно должно сразу заинтересовать читателя. Вступление объясняет логику выбора того или иного высказывания. Лучше всего этого добиться, применив принцип актуальности. Ни в коем случае не должно быть стандартного вступления (я согласен с автором высказывания…)
- Очень важна привязка темы высказывания с нашей (российской) общественно-политической ситуацией. Ученик должен показать, что он в курсе происходящих в стране социально-экономических, культурных и политических событий, знает государственных и политических деятелей.
- Желательно показать, что Россия-часть мировой цивилизации, это означает необходимость выявить ситуации, когда в мире происходили аналогичные российским исторические события.
- Не следует использовать такие выражения, как «…мне кажется…» или «…я точно не знаю…».
- Каждый аргумент, каждый тезис следует аргументировать. Не должно быть голословных утверждений. В качестве аргументов используются примеры.
- Примеры условно можно разделить на 2 вида (желательно, чтобы в эссе были все 2 типа примеров):
а) исторические (в том числе и современной истории)
б) литературные (как из русской литературы, так и зарубежной)
Пример должен содержать дату (год), место (страна, регион или город…), круг основных участников (социальные группы, партии, отдельные личности…). Если используются ссылки на литературу, следует указывать авторов и названия произведений. Очень хорошо если используются крылатые выражения или высказывания (цитаты) исторических личностей.
- Обязательно использование обществоведческих и научных терминов и определений. Желательно, чтобы они были в контексте эссе.
- Почерк четкий, читаемый (насколько это возможно). Желательно не допускать грубых грамматических ошибок, неточностей (особенно при написании имен, названий произведений, дат).
ОБРАЗЦЫ ВСТУПЛЕНИЙ
- « Что такое свобода? Каковы ее пределы? Возможна ли абсолютная свобода? Вот круг проблем, затрагиваемых автором высказывания. Эти проблемы во все времена интересовали человечество. Актуальны они и сегодня, особенно для нашей страны с полной драматизма (порой трагизма) историей. Это и революция 1917 года с последующей Гражданской войной, и сталинский тоталитарный режим, Перестройка Горбачева и распад СССР в 1991 году, трудный путь становление демократической РФ…»
- «Наша страна, после драматических и трагических событий 90-х (перестройка, распад СССР в 1991, дефолт 1998 и маргинализация общества) встала на путь демократического развития с опорой на общечеловеческие ценности.
Перед страной встали не только экономические проблемы, но и проблемы гуманитарные-права человека, свобода и ответственность… Именно эти вопросы рассматриваются автором…
- « Свобода и ответственность, права и обязанности… Проблемы, затрагиваемые автором актуальны и в наши дни. Можно вспомнить Достоевского и Толстого, Солженицына и Рыбакова… Все они в своих произведениях пытались дать ответ на эти общечеловеческие проблемы…»
- «Человечество встало на путь становления нового информацион-
го общества. Этот процесс сопровождается глобализацией, новыми вызовами (прежде всего, глобальными проблемами …). В этих условиях становятся особенно актуальными, поднятые автором проблемы-…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
советы по написанию мини-сочинения по обществознанию
Презентация содержит соеты по выполнению задания 39 на ЕГЭ по обществознанию...
Как написать мини-сочинение по обществознанию.
Фрагменты предлагаемых выдержек использовались ранее в формате курсовой подготовки для экспертов ЕГЭ в целях улучшения качества проверки.Данный вариант является подборкой, позволяющей в подготовительн...
Как писать мини-сочинение по обществознанию.
Критерии оценивания. Интеллект – карта. Примеры....
Материал для написания мини-сочинения по обществознанию. Задание 29
В данном подборке содержится информация об основных подходах к написанию мини-сочинеия по обществознаннию. Приведены примеры выполнения задания 29....
Мини-сочинение по обществознании
Мини-сочинение по обществознании для учащихся 11 класса по подготовке к ЕГЭ....
Мастер-класс "Как написать мини-сочинение в ЕГЭ по обществознанию"
Мастер-класс "Как написать мини-сочинение в ЕГЭ по обществознании"...
Алгоритм написания мини-сочинения (задание №29 формата ЕГЭ) по обществознанию
Пошаговый алгоритм написания мини-сочинения...