Кейс по обществознанию по теме "Правовое государство"
учебно-методический материал по обществознанию (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Тема «Правовое государство и гражданское общество»
1. Какое средство предложено французским философом Ш.Монтескье для предотвращения вырождения демократии в тиранию? Свои выводы сделайте на основании анализа тезисов его работы «О духе законов».
- «Чтобы образовать умеренное правление, надо уметь комбинировать власти, регулировать их умерять, приводить их в действие, подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновесить другую; это такой шедевр законодательства, который редко удаётся выполнить случаю и который редко позволяет выполнить благоразумию».
- «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга …».
2. Охарактеризуйте положение личности в гражданском обществе на основании выводов, сделанных французским политически мыслителем Б.Констаном. «… Право каждого высказывать свое мнение, выбирать себе дело и заниматься им; распоряжаться своей собственностью, даже злоупотреблять ею; не испрашивать разрешение для своих передвижений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступков …» «Наша свобода должна заключаться в мирном пользовании личной независимостью … Цель наших современников – безопасность частной сферы; и они называют свободой гарантии, создаваемые общественными институтами в этих целях …».
3. Американский политолог, лауреат Нобелевской премии за работу «Человеческий капитал» (1964) Г. Бэккер утверждал, что сфера властно-политических отношений будет непрерывно сужаться, уступая место отношениям гражданского партнерского обмена. Поясните, как это утверждение, названное в современной политологии парадигмой Г. Бэккера, связано с развитием гражданского общества и его институтов. Дайте развернутый ответ.
4. Правовое государство должно учитывать границу между политической и неполитической сферами жизни и уважать приватный мир личности. Как писал по этому поводу философ Б. Констан, «есть вещи, в отношении которых законодатель не имеет права законодательствовать … и есть волеизъявления, идти на которые ни народ, ни его доверенные лица не вправе». Проанализируйте данное высказывание, докажите его актуальность.
5.Современная политическая наука обосновывает невмешательство государства в дела гражданского общества следующими постулатами:
а) государство-это область общественных интересов; гражданское общество-область частных интересов;
б) интересы личности выше интересов государства.
На основе анализа данных постулатов выделите сущностные признаки гражданского общества и дайте их характеристику.
6.Прокомментируйте вывод русского философа И. А. Ильина, который заключается в том, что «правовое государство и гражданское общество – две стороны одной медали». Какова взаимосвязь этих двух институтов?
7.Термин «правовое государство» впервые утвердился в немецкой литературе в начале 19 века в трудах К. Велькерта и Р. фон Моля и содержал идею «суверенности народа как источника власти, гарантированность его свободы, подчинение государства обществу». Каков ценностный смысл идеи правового государства и ее значение для всей человеческой цивилизации ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока обществознание по теме "Государство и экономика"
К уроку обществознания по теме "Государство и экономика", мною подготовлена презентация и план урока....
Урок обществознания "Экономическая политика государства"
Тема урока представлена с опорой на краткие схемы, что позволяет лучше усвоить данный материал....
Презентация по обществознанию "Экономика и государство"
В данной презентации есть материал для изучения темы "Экономика и государство". В начале теста есть мини-тест для проверки усвоения предыдущего материала. Данный тест также способствует на...
Презентация урока по обществознанию на тему "Государство"
Презентация урока по обществознанию в 9 классе на тему "Государство"....
Методическая разработка урока обществознания на тему "Государство и его отличительные признаки"
Данный урок предназначен для учащихся 9-х классов.Форма урока: урок – обсуждениеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: гру...