ПРОЕКТ «Современный урок по обществознанию»
проект по обществознанию
Предварительный просмотр:
БОУ «Новоягодинская средняя школа»
ПРОЕКТ
«Современный урок по обществознанию»
Исполнитель:
Никифорова Валентина Александровна
с. Новоягодное- 2019
Разработка урока по обществознанию
Класс 7, дата 16.02.2019г., предмет: обществознание
Тема урока: Экономика семьи.
Тип урока: усвоения нового знания
Вид урока: комбинированный
Цели:
- подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи, в чем его значение для экономики страны;
- познакомить с новыми понятиями обязательные и произвольные расходы, бюджет, дефицит, профицит бюджета, расход, баланс;
- продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.
Оборудование: учебник, презентация, проектор, тесты для проверки домашнего задания, оформленная доска.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент | Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. | Подготовка обучающихся к работе.
|
II. Проверка домашнего задания | Тестирование по теме «Деньги и их функции». | Выполнение теста по теме «Деньги и их функции». Взаимопроверка (слайд) |
III.Мотивационно-целевой этап | Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов. Ваши родители зарабатывают деньги, чтобы удовлетворять потребности свои и ваши. Чем в скором времени предстоит заниматься и вам. Вам также предстоит научиться вести собственный семейный бюджет. Тема урока: «Экономика семьи». Ребята, предположите о чем мы будем говорить, на какие вопросы нам предстоит ответить? | Записывают тему урока. Высказывают свои предположения, определяя цели урока. Записывают план урока: 1.Ресурсы семьи. 2.Что такое семейный бюджет. 3.На что семьи тратят деньги. 4.Без нужды живет, кто деньги бережет. |
IV.Введение в новый материал | Организует диалог с учащимися - Ребята, каждый из вас, наверное, слышал отказ родителей на просьбу приобрести ту или иную понравившуюся вам вещь по причине отсутствия денег. Но ведь у вашего друга эта вещь имеется. Почему ваши родители вам отказали. Закрадывается мысль, что вас ваши родители любят меньше, чем родители вашего друга. В чём причина? Стоит ли обижаться? А может лучше разобраться и найти ответ на вопросы: по вопросам: - Что такое семейное хозяйство? - Что такое бюджет? - А может ли семья обойтись без своего бюджета? - Как составить бюджет? - Как сэкономить? Изучая курс обществознания, вы узнали, что без человека экономика невозможна – она появилась вместе с человеком, для удовлетворения его потребностей. Но и экономика семьи тоже влияет на экономику государства. В конце урока мы с вами должны будем ответить на проблемный вопрос: «Как влияет семейная экономика на экономику государства?». Обратите внимание, на доске написаны термины, которые сегодня мы должны с вами рассмотреть и хорошо уяснить: ресурсы, бюджет, дефицит, доход, профицит, расход, баланс. | Участие в диалоге. Осмысление. Ответы на вопросы. Запись в тетрадь проблемного вопроса: «Как влияет семейная экономика на экономику государства?». |
V. Изучение нового материала: 1.Ресурсы семьи. 2.Что такое семейный бюджет. 3.На что семьи тратят деньги. 4.Без нужды живет, кто деньги бережет. | 1. Ресурсы семьи 1. Вспомните, что такое ресурсы? 2. Прочитайте текст §18 на стр. 190, 192 3. Заполните схему «Ресурсы семьи» Семья располагает рядом ресурсов: материальными, трудовыми, энергетическими, информационными, финансовыми. Они и составляют основные источники доходов семьи. 4.Какие семейные ресурсы перечислены ниже? Доход - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность. Доходы бывают фиксированные и переменные. Ресурс семьи с фиксированным доходом составляют:
Задание: проработайте материал учебника, заполните таблицу «Виды доходов семьи». Проблемное задание: Работая в группах, определите, как связаны между собой доходы, потребности и трудовая деятельность членов семьи.
2.Что такое семейный бюджет? объяснение учителя с использованием мультимедийной презентации Бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов на некоторый период времени. Дефицит – если в семье расходов больше, чем доходов. Доходы < Расходы – дефицит бюджета Объясните, когда может произойти такая ситуация. 2. Баланс – если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов. Доходы = Расходы – баланс 3.Профицит – ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов. Такую семью можно назвать экономной. Доходы > Расходы – профицит бюджета 3. Попытайтесь представить, что произойдет, если семья не будет заботиться о своем бюджете. Учитель делает вывод: Семейный бюджет- это денежный план семьи. Он состоит из доходов и расходов. 3.На что семьи тратят деньги. Расход – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг. Задание: изучив материал учебника п.3, заполните таблицу «Расходы семьи» Решение задачи: Чему равны доход и расход семьи, каким является семейный бюджет, если: Зарплата мамы и папы – 25 000 р.; Пенсия бабушки – 8 000 р.; Истратили на продукты – 11 000 р.; Заплатили за квартиру, телефон, свет – 6 000 р.; Заплатили за ремонт холодильника – 700 р.; Купили подарок сыну – 2 000 р. Вопрос: куда можно потратить эти деньги? 4.Без нужды живет, кто деньги бережет. Вопрос: Согласны ли вы с утверждением: «Уровень жизни зависит не столько от того, сколько получено, сколько от того, как расходуются средства»? Своё мнение аргументируйте. | 1. Ресурсы семьи - ответ на вопросы - анализ текста
- заполнение схемы -анализ текста (см. Приложение 2) - делают записи в тетради. - работа с понятием, запись в тетрадь. - работа с материалом учебника на с.113,115 , заполнение таблицы «Виды доходов семьи» Обсуждение ответов. Примерный ответ: Переменные доходы зависят от количества и качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности, а также банка или компании, в которые вложены сбережения семьи и т.п. Как связаны между собой ресурсы, потребности и трудовая деятельность семьи? Большинство семей живет в условиях ограниченных ресурсов, не позволяющих удовлетворить многочисленные, постоянно растущие потребности домочадцев. - работа с определениями, запись в тетрадь; - обучающиеся записывают схему и понятия в тетрадь - ответ на проблемный вопрос, обсуждение - работа с определением, запись в тетрадь. - работа с материалом учебника; - заполнение таблицы; - решение задачи Решение: Доход – 33 000 р., расход – 16 700 р.. Семейный бюджет профицитный. На произвольные затраты или на сбережения. - отвечают на вопрос, приводят аргументы. |
VI. Закрепление изученного материала | Задание: ответить на проблемный вопрос в трех предложениях (письменная работа в парах) с последующей проверкой и выводом. «Как влияет экономика семьи на экономику государства?»
| - отвечают на проблемный вопрос «Как влияет экономика семьи на экономику государства?» Примерный ответ: экономика семьи оказывает непосредственное влияние на экономику государства и от того, как государство будет решать основные экономические задачи, зависит и то, какой будет жизнь граждан и уровень благосостояния каждой семьи и отдельной личности. |
ⅥI.Подведение итогов урока Рефлексия. | Проводит беседу по вопросам: 1. Что такое ресурсы семьи? 2. Из чего складываются доходы семьи? 3. Какие расходы могут быть у семьи? 4. Зачем семье нужен бюджет? - организует работу по анализу деятельности по достижению цели. - оцениванивает работы обучающихся с комментариями; -определяет эмоциональное состояние обучающихся на уроке. | - отвечают на вопрос, - анализируют деятельность по достижению цели. - по очереди проговаривают, что самое интересное было на уроке. |
ⅥⅠI.Домашнее задание | Комментарии к домашнему заданию: случается, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает. Посовещайтесь с родителями и дайте советы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в наличии немного. | Записывают домашнее задание: - Параграф 18, записи в тетради, - «Жил на свете человек» - стр. 195, - Как сэкономить? |
Литература:
1.«Обществознание» 7 кл. учебное пособие под ред. Л.Н. Боголюбова. Издательство: Москва «Просвещение», 2017 г.;
2.Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс.-М.:ВАКО, 2018.;
3. ресурсы Интернет.
Приложение №1
А1. Что такое эквивалент?
- внешне похожие предметы 3) все произведенное человеком
- товар-посредник 4) дорогостоящий товар
А2.Что из перечисленного не относится к важнейшим функциям денег?
- способность денег обмениваться на любой другой товар
- способность денег стать богатством
- способность денег быть мерой стоимости любого товара
- способность денег заканчиваться в самый неподходящий момент
А3. Верны ли суждения о функциях денег:
А) деньги могут определить стоимость любого товара;
Б) деньгами можно оплатить товар или услугу.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что:
А) валютой называют товар, произведенный за пределами страны;
Б) в нашей стране валюта иностранных государств принимается в магазинах наравне с рублями.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
В1. В каких из перечисленных ниже примеров деньги выступают в качестве меры стоимости?
- Цена товара, выставленная в магазине
- Получение денежного перевода
- Выплата заработной платы
- Определение суммы, необходимой для совершения покупок
- Сумма, взятая в поездку за границу
- Стоимость товара на рынке
Ответ: 1,4,6
Вариант – 2
А1. Одной из самых важных функций денег является:
- Быть символом государства 3) содержать драгоценные металлы
- Быть мерой стоимости 4) быть ювелирным украшением
А2. К безналичным деньгам относятся:
- Чеки 3) монеты
- Купюры 4) банкноты
А3.Верно ли, что:
А) роль денег в прошлом могли играть раковины и кусочки меха;
Б) первые монеты в истории появились в Лидии.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что:
А) название «копейка» связано с изображением на монете всадника с копьем;
Б) все больше граждан нашей страны пользуются пластиковыми картами.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
В1. Установите соответствие между приведенными понятиями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| А) денежная единица страны, используемая в данном государстве |
| Б) денежный знак (бумажные деньги) с обозначенной на ней номинальной стоимостью |
| В) особый товар, используемый в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров |
Ответ:
1 | 2 | 3 |
В | А | Б |
Приложение 2.Ресурсы семьи
- Какие семейные ресурсы перечислены ниже?
Семье Петровых принадлежит одноквартирный дом в деревне, большой приусадебный участок, сарай и корова. Родители работают, сын и дочь еще учатся в школе, дочь летом занимается выращиванием овощей для нужд семьи на, сын ухаживает за домашними животными, бабушка торгует на рынке излишками овощей и молочными продуктами. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за часть участка земли, которую он сдает в аренду соседу под выращивание картофеля.
Текст печатается Times New Roman, шрифт – 14 пт., интервал - 1,5. Поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2,5 см.
Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация литературных источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Современные образовательные технологии. Метод проектов"
Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от о...
Проект современного урока математики в контексте требований ФГОС по теме: «Умножение целых чисел », УМК Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс
Сценарий урока по теме: " Умножение целых чисел"...
Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....
Практическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»Тема урока: Разные задачи на проценты.
Работа с кейсом:Учитель объявляет тему урока «Разные задачи на проценты». Кейс предоставляется ученикам на первом уроке по теме. На его изучение отводится 20 минут урока.Затем организуется работа в по...
Проект "Современный урок"
Проект "Современный урок"...
Профессионально ориентированный проект "Современной школе-современный учитель"
Профессионально ориентированный проект "Современной школе-современный учитель" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах"...
ПРОЕКТ «Современный урок по обществознанию» обществознание 7 класс "Экономика семьи".
структура современного урока по обществознанию на примере урока обществознания 7 класс "Экономика семьи"...