Урок обществознания в 7 классе по теме "Деньги"
методическая разработка по обществознанию (7 класс)
Разработка урока по обществознанию для 7 класса по теме "Деньги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку по теме | 2.08 МБ |
План-конспект урока | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выберете понравившееся вам определение « Денег» и запишите его в рабочую тетрадь. Деньги - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Деньги - универсальный эквивалент стоимости товаров и услуг. Эквивалент - нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его.
Как деньги стали деньгами?
Эквиваленты разных народов Долговечные Недолговечные -мех -кожа -скот -рис -серебро -золото -медь -бронза
Функции денег Средство обращения Средство платежа Мера стоимости Средство накопления Мировые деньги Деньги - посредник в обмене товаров. Деньги - Средство оплаты различных товаров и услуг Деньги - измеритель ценности товаров и услуг. Деньги - средство сохранения ценности Деньги - валюта, использующаяся в международной торговле Конвертируемость - возможность обмена валюты какой-либо страны на иностранную.
Сергей Юльевич Витте(1849-1915) В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу. Основой денежной системы страны стало золото. Реформа сделала денежную валюту страны одной из самых надежных. 0,77 г золота
Домашнее задание: 1) Параграф 13, стр. 105 2) Быть готовым ответить на вопросы рубрики « Проверим себя» на стр. 111 3) Выполнить задания 1-3 рубрики « В классе и дома» на стр. 111, вопросы 4-5 на выбор.
Спасибо за внимание!
Вопросы для закрепления пройденного материала. Какой меновой эквивалент денег использовали древние островные народы? Железные бруски Раковины каури Деревянные кружочки
В каком древнем государстве начали чеканить первые металлические монеты? Лидия Вавилон Персия
Из чего были сделаны первые монеты? Бронзы Электрума Титана
Сплав, каких металлов, называется электрум ? Меди и олова Золота и серебра Железа и углерода
В каком веке начали чеканить первую монету? 1) X веке 2) VII веке 3) XX веке
Какую функцию выполняет американская национальная валюта не в США? Средства накопления Средства обращения Мировых денег
Какая функция денег определяется их большим количеством у отдельно взятого человека? Средство накопления Средство платежа Мера стоимости
Какая функция денег определяется использованием их для покупки вещей и продуктов? 1) Средство накопления 2) Средство платежа 3)Мировые деньги
Деньги, используемые для межгосударственных финансовых операций, - это: Валюта Капиталы Фонды
Сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг, - это: Кредит Эквивалент Цена
Первые в России бумажные деньги назывались: Ассигнациями Банкнотами Монетами
В качестве эквивалента часто используют такие металлы, как: Уран Золото Вольфрам
Функцией денег не является: Средство наслаждения Средство обращения Средство платежа
Список использованной литературы: 1) Учебник для общеобразовательных организаций « Обществознание 7 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, 2-ое издание, Москва « Просвещение» 2014 год. 2) Сайт « Уроки школьной программы» http ://interneturok.ru/
Предварительный просмотр:
План- конспект урока обществознания по теме «Деньги, их функции» для 7-го класса.
Автор: учитель истории и обществознания
ГБОУ школы 511
Пушкинского района Санкт- Петербурга
Ивашко Ирина Алексеевна
Цели:
1.Знакомство с историей денег.
2 Раскрыть основные функции денег.
3. Показать процесс развития денег от примитивных до современных форм.
4. Развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение.
5. Развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный
Оборудование: проектор, презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л.Н.
Основные термины: деньги, функции денег, эквивалент, цена, ассигнация, банкнота, валюта.
Тип урока: изучение нового материала
План урока.
1. Определение « Деньги»
2. Как деньги стали деньгами?
3. Функции денег
4. Вклад С. Ю. Витте
5. «От монеты до электронной карточки»
6. Домашнее задание
7. Вопросы для закрепления пройденного материала.
Формы работы учащихся: фронтальная
Ожидаемые учебные результаты. После изучения темы учащиеся должны:
-знать, что такое товар и услуги;
- понимать, какую роль выполняют деньги в человеческом обществе и каковы их функции;
-уметь определять функции денег.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
Мнения семиклассников по вопросу о роли денег в нашей жизни разделились. Наташа утверждала, что деньги — это зло, потому что из-за них происходит немало бед и несчастий. Антон говорил, что деньги — это всё: тот, у кого они есть, может владеть чем угодно. А каково твоё мнение?
Именно потому, что даже сейчас, за короткий отрезок времени каждый из вас высказал свое собственное мнение, которое было не схоже с остальными, делает тему « Деньги» актуальной в наши дни. Чтобы четко знать и понимать, что же такое деньги, запишем определение в тетрадь. ( Слайд №2)
III. Работа над новым материалом.
(Слайд №3)
Конечно, люди научились использовать деньги не сразу, для этого понадобилось много времени. Мы знаем, что давным-давно люди меняли одни предметы на другие — это был натуральный обмен. Предположим, человеку требовался глиняный кувшин. У него был каменный нож, который он был готов обменять. Оставалось только встретиться с владельцем кувшина и договориться об обмене. Просто? Не тут-то было. Прежде всего необходимо было, чтобы владелец кувшина нуждался именно в каменном ноже, а не в чём-то другом. Со временем люди научились решать такую задачу — они догадались, что две сделки можно разделить во времени. Сначала можно нож обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар-посредник в данном случае выполняет роль эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определённом отношении другому товару.
(Слайд №4)
Эквивалентами у разных народов были различные предметы. Но у всех они изначально были недолговечными, прежде чем стать долговечными. К первым относили- меха, кожу, скот и рис, а ко вторым-серебро, золото, медь и бронзу.
Почему металлы стали удобным эквивалентом товаров?
(Слайд №5)
Принято выделять пять важнейших функций денег:
- Средство обращения(Деньги- посредник в обмене товаров)
Деньги как средство обращения пришли на смену бартеру. В отличие от меры стоимости товара тут деньги должны присутствовать реально, их необходимо передавать из рук в руки. Правда, в роли посредника при обмене деньги выступают мимолётно. Поэтому металлические деньги часто заменяются бумажными или кредитными. Например, чтобы купить нужный товар, можно использовать заменитель наличных денег — банковскую карточку.
2) Средство платежа(Деньги- Средство оплаты различных товаров и услуг)
Как средство платежа деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др. В этих случаях деньги опережают товары и услуги в их стремлении к взаимному обмену. Так, прежде чем мама пошлёт тебя в магазин за хлебом, она должна сначала получить деньги на работе, потом дать их тебе, а в магазине ты расплатишься этими деньгами за нужный семье товар. И в данном случае деньги часто выступают не в привычном виде монет или банкнот, а в виде заменителей.
3) Мера стоимости(Деньги- измеритель ценности товаров и услуг)
В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходится решать, сколько их нужно иметь, чтобы купить какой-либо товар. Цена — сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг. До появления денег продавец и покупатель взвешивали зерно или отсчитывали ракушки, меховые шкурки и т. д. Деньги как средство измерения стоимости очень удобны. В самом деле, смотришь на ценник и понимаешь, что один товар дороже другого в два раза или на одну треть. Для этого не нужно даже раскладывать перед собой монеты или банкноты. Достаточно выразить цены в одних единицах. Товар А стоит 100 рублей, а товар Б — 10 рублей. Это значит, что на 100 рублей ты можешь купить 1 единицу товара А и 10 единиц товара Б.
4) Средство накопления(Деньги- средство сохранения ценности)
С давних времён деньги способны выступать в роли сокровищ — так проявляется функция средства накопления. Хранить деньги можно где угодно: в банке, дома. Выбор за владельцем денег. Деньги как средство накопления позволяют осуществить различные планы. Герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин мечтал о новой шинели, с приобретением которой он связывал важные изменения в своей жизни. Любой современный подросток мечтает о какой-нибудь вещи и даже нередко откладывает на её покупку деньги. В этом желании нет ничего дурного, особенно если деньги заработаны самостоятельно. Но иногда накопительство превращается в страсть, заменяет человеку реальную жизнь.
Накопление денег осуществляют не только граждане. Государство также имеет ресурсы в виде золота, драгоценных камней и тому подобных ценностей.
5) Мировые деньги(Деньги- валюта, использующаяся в международной торговле)
Деньги как всеобщее платёжное средство существуют и в международных связях. Это мировые деньги. С их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п. В прошлом мировые деньги выступали в виде золотых монет или слитков. Затем к ним добавились валюты различных стран (английский фунт стерлингов, американский доллар). На рубеже XX—XXI вв. появилась денежная единица евро, которую используют государства Европейского союза.
Возможность обмена валюты какой-либо страны на иностранную называется конвертируемостью.
(Слайд №6)
Сергей Юльевич Витте(1849-1915).
В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу.
Основой денежной системы страны стало золото.
Реформа сделала денежную валюту страны одной из самых надежных.
Золотое содержание каждого рубля составляло 0,77 г.
« От монеты до электронной карточки»(предполагается демонстрация картинок с соответствующими изображениями)
Деньги в виде монет появились в VII в. до н. э. Они были изобретены независимо друг от друга китайцами и жителями Малой Азии — лидийцами.
Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла.
На Руси собственные металлические деньги появились в X—XI вв. Златники и сребреники чеканили Владимир, Святополк и другие князья. Одновременно имели хождение арабские и западноевропейские монеты.
Потом наступил так называемый «безмонетный период» — собственных монет в русских землях не делали. Во времена ордынского владычества имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли денгой, откуда и произошёл сам термин «деньги». Во второй половине XIV в. в отдельных княжествах стали чеканить монеты, напоминавшие ордынские.
Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XIII в. и обозначало слиток серебра, который отрубали от более крупного — гривны.
Копейкой стали называть общегосударственную российскую монету, введённую в обращение при Елене Глинской в 1530-х гг. Её название связывают с изображением всадника с копьём.
С появлением банков и развитием банковского дела металлические монеты стали постепенно заменяться бумажными банкнотами. Поначалу это были своеобразные расписки, которые банкиры выдавали клиентам при приёме на хранение определённого количества золота. Банковская расписка оказалась удобнее, чем золотые монеты. В России бумажные деньги стали выпускать с 1769 г., их называли ассигнациями.
Близкими по сути к банкнотам заменителями монет стали чеки. Банки выдавали своим вкладчикам чеки, карточки для оплаты услуг без использования наличных денег. Если продавцы услуг или товаров, доверяя банку, выдавшему карточку, готовы принять её как подтверждение, что банк выплатит определённую сумму, то карточка начинает выполнять роль денег. Следующим шагом в развитии денег стали деньги-невидимки — электронные карточки.
Однако, меняя свой облик, деньги сохраняли важнейшие функции. Следовательно, не так важно, как выглядят деньги, гораздо важнее, что и сколько можно на них купить. А это зависит уже от уровня развития хозяйства, доходов населения.
(Слайд №7)
Домашнее задание:
1) Параграф 13, стр. 105
2) Быть готовым ответить на вопросы рубрики « Проверим себя» на стр. 111
3) Выполнить задания 1-3 рубрики « В классе и дома» на стр. 111, вопросы 4-5 на выбор.
(Слайд №9-№21)
Вопросы для закрепления пройденного материала.
Какой меновой эквивалент денег использовали древние островные народы?
1)Железные бруски
2)Раковины каури(Древние островные народы использовали как эквивалент денег раковины каури.)
3)Деревянные кружочки
В каком древнем государстве начали чеканить первые металлические монеты?
1)Лидия(Первое древнее государство, где начали чеканить монету – Лидия)
2)Вавилон(позже Лидии)
3)Персия(намного позже Лидии)
Из чего были сделаны первые монеты?
1)Бронзы(Первые монеты делали из более дорогого сплава)
2)Электрума
3)Титана(Титан не добывали в древности)
Сплав, каких металлов, называется электрум?
1)Меди и олова
2)Золота и серебра
3)Железа и углерода
В каком веке начали чеканить первую монету?
1) X веке
2) VII веке
3) XX веке
Какую функцию выполняет американская национальная валюта не в США?
1)Средства накопления
2)Средства обращения
3)Мировых денег
Какая функция денег определяется их большим количеством у отдельно взятого человека?
1)Средство накопления
2)Средство платежа(Количество денег в этом случае не имеет значения)
3)Мера стоимости(На этом примере, деньги у человека просто есть, ими ничего не оценивается)
Какая функция денег определяется использованием их для покупки вещей и продуктов?
1) Средство накопления(В условии это деньги, которые тратятся на покупки)
2) Средство платежа(Поскольку у человека было много денег, значит, они служат здесь как средство накопления, но поскольку человеку нужно было что-то покупать, в этом случае деньги служат как платежные средства)
3)Мировые деньги(В условии не указана какая-то особенная валюта)
Деньги, используемые для межгосударственных финансовых операций, - это:
1)Валюта
2)Капиталы
3)Фонды
Сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг, - это:
1)Кредит
2)Эквивалент
3)Цена
Первые в России бумажные деньги назывались:
1)Ассигнациями
2)Банкнотами
3)Монетами
В качестве эквивалента часто используют такие металлы, как:
1)Уран
2)Золото
3)Вольфрам
Функцией денег не является:
1)Средство наслаждения
2)Средство обращения
3)Средство платежа
IV. Итог урока.
Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
История учит, что государства, заботящиеся о своих гражданах, специальное внимание уделяют тому, чтобы количество выпускаемых денег соответствовало количеству товаров, которые можно купить на эти деньги, чтобы росли доходы граждан. Там, где граждане богаты, государство процветает, а люди охотно трудятся.
V. Рефлексия.
(Слайд 22)
Список использованной литературы:
1)Учебник для общеобразовательных организаций « Обществознание 7 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова,
Л.Ф. Ивановой, 2-ое издание, Москва
« Просвещение» 2014 год.
2) Сайт « Уроки школьной программы»
http://interneturok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
Личность. Урок обществознания. 6 класс.
Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...
План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение
Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...
Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Урок обществознания 6 класс "Урок доброты"
Обществознание 6 класс...