Разработка урока по теме "Свобода в деятельности человека"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Тушнова Ольга Михайловна

Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по профильной программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС. В разработку урока входит технологическая карта, материалы к самоподготовке (домашнему заданию), практикум для актуализации знаний по теме "Деятельность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Тушнова О.М.

2019-2020

Технологическая карта урока обществознания. 2 курс (10 класс)

Тема урока

Урок по теме «Свобода в деятельности человека»

Тип урока

комбинированный

Информационно-

методическое

обеспечение

педагогической

системы урочной

деятельности

  • Обществознание.  10  класс.  Базовый уровень. Под  редакцией  Л.Н.Боголюбова,  А.Ю.  Лазебниковой, М.Ю.Телюкиной
  • Обществознание.  10  класс.  Профильный уровень. Под  редакцией  Л.Н.Боголюбова,  А.Ю.  Лазебниковой, Н.М.Смирновой
  • Боголюбов Л.Н. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Поурочные разработки по обществознанию. Е.Н.Сорокина
  • Авторская презентация по теме «Свобода в деятельность человека»
  • Раздаточный материал

План урока

  1. Вступление. Актуализация темы.
  2. Содержание  понятия «свобода» на различных исторических этапах.
  3. Словарная работа: определение понятия «свобода».
  4. Свобода и ответственность. Пределы свободы.
  5. Политический, экономический, социальный и духовный аспекты свободы.
  6. Итоги урока.

Цель урока

Создать условия для формирования знаний обучающихся о сущности понятия «свобода» на основе ознакомления с различными смыслами и аспектами этого общественного явления

Формы и методы

обучения

Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Методы обучения: проблемный и частично-поисковый, репродуктивный, технология дополненной реальности с использованием QR-кодов

Основные понятия

Свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество, деиндивидуализация, предопределение (фатализм), волюнтаризм  

и термины

Планируемые образовательные результаты

Объём освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетенция

Научатся: осуществлять комплексный поиск; систематизировать и обобщать социальную информацию о различных аспектах понимания свободы; находить причинно-следственные связи; отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения.

Получат возможность научиться: рассматривать значимые социальные явления с различных точек зрения, анализировать допустимость границ их проявления на примере понятия свободы.

Ценностно-смысловая компетенция

Умеют: определять границы дозволенности свободы и степень ответственности за совершенные действия

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Общеучебные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; ориентируются в различных источниках информации (на электронном и бумажном носителе); осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о деятельности и о свободе; проводят анализ и систематизацию полученных знаний по теме «Свобода в деятельности человека»

Коммуникативные:

Оформляют диалогические высказывания; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера; выстраивают процесс взаимодействия при работе в парах и в группе.

Регулятивные:

Принимают и удерживают учебную задачу в течение урока; планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; распределяют объем работы в парах и в группе; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Личностные:

Мотивируют свои действия; проявляют интерес к новому учебному материалу; развивают способность к самооценке; оценивают собственную учебную деятельность.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин.)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

  1. Мотивация к учебной деятельности

4

  1. Подготовка к уроку
  2. Работа с проблемным заданием «Поиск слова, пропущенного в цитатах»
  1. Проверяет готовность учащихся к уроку.
  2. Концентрирует внимание на проблемном материале, представленном на интерактивной доске
  1. Анализируют данные, осуществляют подбор пропущенного слова.
  2. Совместно с учителем определяют тему урока.

Фронтальная,

Индивидуальная работа на интерактивной доске, ответы обучающихся

  1. Изучение нового материала

5

  1. Работа с ассоциативным рядом к слову «свобода»
  1. Предлагает обучающимся назвать свои ассоциации, фиксирует их на доске
  2. Подводит к пониманию содержания данного понятия
  1. Подбирают слова-ассоциации к слову «свобода».
  2. Совместно с учителем определяют содержание и объем понятия «свобода»

Эвристическая беседа

  1. Фиксация определения в конспекте
  1. Расширение объема знаний

15

  1. Работа с проблемным вопросом «Почему не возможна абсолютная свобода?»
  2. Работа с НПА.
  1. Инициирует диалог об ограничениях степени свободы человека
  2. Акцентирует внимание на ссылках, полученных по электронной почте.
  3. Предлагает проанализировать статья КРФ, содержащую информацию о степени свободы граждан РФ.
  1. Формулируют причины недостижимости полной (абсолютной) свободы

  1. Самостоятельно работают в парах с текстами нормативной базы.

Эвристическая беседа

  1. Устные ответы
  2. Записи в тетради
  1. Актуализация знаний.

5

  1. Технология актуализации знаний по теме «Деятельность» 2+2
  2. Выявление линий взаимосвязи понятий «свобода» и «деятельность»
  1. Предлагает выполнение задания в соревновательно-игровой форме.
  2. На основе знаний о структуре деятельности предлагает подумать на каких этапах и как может проявиться свобода человека

  1. Выполняют тест-тренинг по теме «Деятельность»

  1. Соотносят понятие «свобода» с элементами деятельности

Индивидуальная,групповая

фронтальная

Взаимопроверка

  1. Итоги урока. Рефлексия

4

Обобщающая беседа на основе раскрытия  понятия «свобода» на различных исторических этапах.

Вопросы:

  • Какие главные проблемы в осознании свободы человека?
  • В чем опасность стремления к достижению абсолютной свободы?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

Оценивание работы учащихся на уроке

  1. Задание на самоподготовку

2

  1. Используя QR-код, прочитайте цитаты. Определите время их появления.
  2. Выпишите цитаты в порядке их возникновения.
  3. Сопоставив содержание высказываний, сформулируйте черты сходства и различия в подходах мыслителей разных эпох к понятию «СВОБОДА»
  4. Составьте план по теме «Свобода и ответственность»

Объясняет задание на самоподготовку

Записывают задание на самоподготовку

Индивидуальная



Предварительный просмотр:

Задание

  1. Используя QR-код, прочитайте цитаты. Определите время их появления.
  2. Выпишите цитаты в порядке их возникновения.
  3. Сопоставив содержание высказываний, сформулируйте черты сходства и различия в подходах мыслителей разных эпох к понятию «СВОБОДА»
  4. Составьте план по теме «Свобода и ответственность»

http://qrcoder.ru/code/?%D1%E2%EE%E1%EE%E4%E0+%97+%EF%EB%EE%E4+%EE%E3%F0%E0%ED%E8%F7%E5%ED%E8%FF+%E6%E5%EB%E0%ED%E8%E9.%0D%0A%DD%EF%E8%EA%F3%F0&4&0

http://qrcoder.ru/code/?%D1%E2%EE%E1%EE%E4%E0+%EE%E4%ED%EE%E3%EE+%EA%EE%ED%F7%E0%E5%F2%F1%FF+%F2%E0%EC%2C+%E3%E4%E5+%ED%E0%F7%E8%ED%E0%E5%F2%F1%FF+%F1%E2%EE%E1%EE%E4%E0+%E4%F0%F3%E3%EE%E3%EE.%0D%0A%C2.+%C3%FE%E3%EE&4&0

E:\Users\Ольга\Downloads\qr-code (1).png

E:\Users\Ольга\Downloads\qr-code.png

E:\Users\Ольга\Downloads\qr-code (2).png

E:\Users\Ольга\Downloads\qr-code (3).png

E:\Users\Ольга\Downloads\qr-code (4).png

E:\Users\Ольга\Downloads\qr-code (5).png

\



Предварительный просмотр:

Практикум по теме «Деятельность. Познание. Научное познание»

Тестовые задания

Уч. 1

Уч. 2

Конт-роль

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

  1. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) в трудовой деятельности

2) в созидании

3) в творчестве

4) во взаимопонимании

5) в отдыхе

6) в пище

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Основные компоненты деятельности

Цель

Осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

...

Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) воспроизводство рода

2) самореализация

3) питание

4) дыхание

5) движение

6) общение

7) отдых

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

мотивы деятельности

...

ценности

убеждения

интересы

идеалы


  1. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) биологические

2) физиологические

3) социальные

4) органические

5) естественные

6) эстетические

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Субъект

Кто осуществляет деятельность

Объект

На что деятельность направлена

...

Идеальный образ желаемого результата

  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) трудовая

2) инстинктивная

3) учебная

4) созидательная

5) творческая

6) кадровая

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ

Учение

Приобретение знаний

...

Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 объекты деятельности

результаты деятельности

мотивы деятельности

субъекты деятельности

структура деятельности


Практикум по теме «Деятельность. Познание. Научное познание»

Тестовые задания

Ответы

учение

56

мотив

26

потребности

36

цель

26

труд

Структура деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 9класс на тему:Права человека и реалии ХХ века

Интегрированный урок (право и история) позволяет обобщить и конкретизировать полученные знания учащихся по истории России ХХ века. Расширить знания о правах и свободах   человека....

Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта

Разработка урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...

Разработка открытого урока Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека. Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Мультимедийные технологии.Тема урока:  Портфолио в профессиональной деятельности человека.Цели урока: Учебные – закрепление основных технологий создания слайдовых презентаций с помощью программы ...

разработка урока Роль книги в жизни человека и презентация к уроку

Урок построен с учетом ФГОС, имеется технологическая карта урока...

Презентация к уроку для 9 класса "Деятельность человека и её основные формы"

Данный материал поможет при подготовке учеников к ОГЭ по обществознанию....

Презентация к уроку обществознания 6 класс Деятельность человека

Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др....