Пишем эссе
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока:как написать эссе по обществознанию
Цель:1. Познакомить с заданием с-9 по обществознанию, правильным его
выполнением.
2.отработка навыков написания эссе по обществознанию.
3. воспитывать у учащихся умение вести спор, высказывать и
защищать своё мнение.
Задачи предполагают формирование следующих умений и навыков:
- Выбирать тему эссе.
- Определять проблему эссе.
- Формулировать проблему эссе.
- Выстраивать композицию эссе.
Форма урока: подготовка к экзаменам в течении двух уроков.
Оборудование: раздаточный материал каждому учащемуся (спецификация ЕГЭ по обществознанию, практические задания, данные в приложениях).
Ход урока:
1 часть урока: Вступительное слово учителя
- В 2012 году вам предстоит сдавать ЕГЭ по обществознанию , где вы сможете показать степень развития вашего мышления. Наибольший простор для этого представляет задание по написанию эссе.
- Обратимся к Спецификации:(если не сработает презентация)
- Сколько всего времени отводится на выполнение экзамена?
- А на написание эссе?
- Чем это можно объяснить?
- Сколько максимально баллов вы сможете заработать на эссе?
- Конкретизируйте, сколько баллов и за что вы можете получить?
- Как же написать эссе по обществознанию?
2 часть урока : новая тема.( с формулой)
Презентация
Обращаемся к раздаточному материалу( если не сработает презентация)
Приложение №1
Памятка
Как научиться писать эссе по обществознанию
- Пойми, что эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).
- Запиши тему эссе.
- Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию, поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты, приемлемые для раскрытия данной темы.
- Определи проблему. Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения.
Примеры некоторых видов проблем, соответствующие разделам курса
обществознания:
Виды проблем | Примеры проблем |
1.Философские | Смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, истинности научного знания, морально-нравственного измерения личности, потребности человека и проч. |
2. Культурологические | Современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, безграничности научного знания, этики науки, взаимоотношение науки и религии, сущность религии и её значение и проч. |
3. Экономические | Уплаты налогов, конкуренции, собственности, глобализации, роли государства в рыночной экономике, рационального потребления, значения денег, взаимосвязи экономики и политики и проч. |
4. Социальные | Богатства и бедности, демографические, межнациональных отношений, социальной стабильности, противоречивости современного мира, общественного прогресса, маргинальности, социального обеспечения и проч. |
5. Политические | Власти, взаимоотношения власти и народа, разделение ветвей власти, роли политических партий, сущность демократии, политической роли, политического статуса, народовластия, политического участия и проч. |
6. Правовые | Права и справедливости, справедливости и закона, соотношение морали и права, значения договорных отношений в обществе, равенства граждан перед законом, потребности права и проч. |
- Структура эссе. Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис - мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса ( Т ). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы ( А ). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!).
Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:
Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).
I. Схема эссе:
I. В
II. П
III. Т
А1
А2
IV. В
Но! Запомни: эссе может придерживаться свободной структуры.
- Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый абзац - предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой.
- Эссе должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. Экспрессивность достигается за счёт коротких, простых предложений, разнообразных по интонации и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания – тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения.
- Уместно использование клише. Например:
- Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
- Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза.
- Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию.
- Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое…
- Я полностью согласна с позицией автора.
- …оказывает благотворное действие…
- Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для ...
- С одной стороны я согласен, потому что… С другой – нет, так как…
- Именно поэтому я соглашаюсь с автором.
- Мне очень импонирует фраза…
- Проиллюстрируем это положение примерами.
- Рассмотрим несколько подходов.
- Во- первых,…Во- вторых,..
3 часть урока : отрабатывание навыков написания эссе.
Давайте с вами попрактикуемся в определении проблемы
Приложение №2
Задание: найди соответствие между проблемой и высказыванием.
Проблема | Высказывание |
1. Значение конкуренции в экономике. | 1. «Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман». (В.Пакард) |
2. Методы рекламы в экономике. | 2. «Без конкуренции даже самая богатая страна может очень быстро прийти в упадок». (Э. Гроув) |
3. Роль государства в экономике. | 3. «Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое». (Б. Франклин). |
4. «Реальным источником власти государства над потребителем является его контроль над производством» (Ф. Хайек). |
проблема | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
высказывание |
Ответ на задание (возможны и другие варианты ответов):
проблема | 1 | 2 | 3 |
высказывание | 2 | 1 | 4 |
А теперь попробуем сами сформулировать проблему по высказыванию
Приложение №3
Задание: сформулируй проблемы в темах эссе.
Высказывание | Возможная проблема |
1. «Бедняки платят дороже всего». (У. Зыбура) | |
2. «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс) | |
3. Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер) | |
4. «Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого её нет». (Ф.А.Хайек) | |
5. «Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает». (П. Буаст) |
Ответ на задание (возможны и другие варианты ответов):
Высказывание | Возможная проблема |
1. «Бедняки платят дороже всего». (У. Зыбура) | Налоги и уровень жизни населения. |
2. «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе.» (О.У. Холмс) | Значение налогов в жизни общества. |
3. Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» . (Л. Питер) | Отношение потребностей и возможностейэ |
4. «Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого её нет». (Ф.А.Хайек) | Значение свободы. |
5. «Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает». (П. Буаст) | 1.Рациональное использование ресурсов. 2. «Порочный круг бедности». |
Индивидуальная работа учащихся( проверяем вместе)
Приложение №4
Задание: прочитайте тему и текст эссе. Выполните предложенные после эссе задания, используя памятку.
Тема: « Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».
С. Джонсон
Я полностью согласна с позицией автора, т.к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги – это необходимая плата общества для получения общественных благ.
Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги – это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определённой денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?
Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм налог на прибыль); косвенные налоги (например, НДС), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги - одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.
Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т.д.
Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие – то социальные программы плохо финансируются!
Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А высокие налоги, в Швеции уплачиваются всеми гражданами государства, т.к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.
Таким образом, налоги – это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов всё общество выигрывает, т.к. они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!*
- В данном тексте найди и выдели все части эссе по схеме, обозначенной в памятке.
- Зачитай строки, являющиеся вступлением (В).
- Зачитай проблему.
- Зачитай тезис (Т)
- Зачитай первый аргумент (А1) к тезису.
- Зачитай второй аргумент (А2) к тезису.
- Соответствует ли вывод содержанию? Докажи.
- Есть ли эмоциональный заряд? Докажи.
- Назови обществоведческие термины, данного эссе.
- Найди клише, данного эссе.
( если успеваем то приложение 4, если нет приложение 5)
Приложение №5
- Задание: даны фрагменты текста эссе не в логической последовательности. Из разрозненных частей необходимо составить целостный текст.
- Тема: «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).
Элементы композиции эссе. | Элементы текста из эссе, данные не в логическом порядке | ||||||||
В | 1. Прежде всего, конкуренция обеспечивает наилучшие качества товара или услуги. Как же это происходит? | ||||||||
П | 2. Производители в борьбе за потребителя стараются прибегнуть к некоторым ухищрениям. Во-первых, надо, чтобы товар на рынке был узнаваем. Для этого используют рекламу, которая должна подчеркнуть преимущества товара перед аналогичными, но выпускаемыми другими фирмами. В то же время реклама не должна принижать, оскорблять конкретный товар конкурентов. Во-вторых, покупательский спрос во многом зависит от внешней привлекательности товара. Замечено, например, что один и тот же сорт конфет продавали без обёртки и в яркой упаковочной бумаге. Вторые раскупались гораздо быстрее, чем первые, хотя на вкус были абсолютно одинаковыми. В-третьих, производители товаров, стремящиеся обойти конкурентов, прибегают и к производству новых товаров. Это заметно на современных молочных фермах. Есть такие, которые производят молоко и продают его посредникам. Другие же не только производят молоко, но и перерабатывают его сами, и продают уже в виде готовой продукции: пакетированное молоко, сухое молоко, сливки, йогурты и проч. Чем богаче ассортимент, тем больше прибыль. В-четвёртых, бывает и так, что производитель снижает цены на товар, чтобы увеличить товарооборот. Но такое доступно преимущественно крупным предприятиям. Мелкие же от такой меры могут разориться, т.к. у них товарооборот ниже. Все, упомянутые мною типы конкуренции называют цивилизованными. Именно они способствуют улучшению наилучших качеств продуктов. | ||||||||
Т1 | 3. Прибегающие к этому типу конкуренции, для достижения высокой, стабильной прибыли используют следующие методы: шантаж, подкуп работников у соперников, промышленный шпионаж, террор и проч. В России в период перехода от командно- административной экономики к рыночной таких примеров было немало. Это было возможно из-за несовершенства законодательной базы рыночной экономики. | ||||||||
А1 | 4. Конкуренция не только способствует обеспечению наилучших качеств товаров и услуг. Есть ещё так называемая «дикая», нецивилизованная конкуренция, которая развивает наихудшие качества людей. | ||||||||
А2 | 5. Как тут не вспомнить слова Д. Сарноффа о том, что конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей. Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто ведёт цивилизованную конкуренцию, порицаю тех, кто, поправ мораль, ведёт дикую борьбу за деньги. | ||||||||
Т2 | 6.Каково же значение конкуренции в рыночной экономике? | ||||||||
А1 | 7. | ||||||||
А2 | 8. Бывает и так, что некоторые предприниматели, объединившиеся в монополию, необоснованно повышают цены на товары или услуги. Такие способы ведения успешного бизнеса антигуманны. Против них выступает не только мораль, но и государство. Например, в США ещё в конце XIX века антитрестовские законы. А в современной истории России в 90-е гг., был принят целый ряд антимонополистических законов. | ||||||||
В | 9. Необходимым условием рыночной экономики является конкуренция, т.е. соперничество, борьба между предприятиями, производящими сходную продукцию. | ||||||||
Элементы композиции | В | П | Т1 | А1 | А2 | Т2 | А1 | А2 | В |
Части текста |
- Ответ на задание
Элементы композиции | В | П | Т1 | А1 | А2 | Т2 | А1 | А2 | В |
Части текста | 9 | 6 | 1 | 2 | - | 4 | 3 | 8 | 5 |
- Т.е. текст эссе в логическом порядке выглядит так.
- Тема: «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).
- Необходимым условием рыночной экономики является конкуренция, т.е. соперничество, борьба между предприятиями, производящими сходную продукцию.
- Каково же значение конкуренции в рыночной экономике?
- Прежде всего, конкуренция обеспечивает наилучшие качества товара или услуги. Как же это происходит?
- Производители в борьбе за потребителя стараются прибегнуть к некоторым ухищрениям.
- Во-первых, надо, чтобы товар на рынке был узнаваем. Для этого используют рекламу, которая должна подчеркнуть преимущества товара перед аналогичными, но выпускаемыми другими фирмами. В то же время реклама не должна принижать, оскорблять конкретный товар конкурентов.
- Во-вторых, покупательский спрос во многом зависит от внешней привлекательности товара. Замечено, например, что один и тот же сорт конфет продавали без обёртки и в яркой упаковочной бумаге. Вторые раскупались гораздо быстрее, чем первые, хотя на вкус были абсолютно одинаковыми.
- В-третьих, производители товаров, стремящиеся обойти конкурентов, прибегают и к производству новых товаров. Это заметно на современных молочных фермах. Есть такие, которые производят молоко и продают его посредникам. Другие же не только производят молоко, но и перерабатывают его сами, и продают уже в виде готовой продукции: пакетированное молоко, сухое молоко, сливки, йогурты и проч. Чем богаче ассортимент, тем больше прибыль.
- В-четвёртых, бывает и так, что производитель снижает цены на товар, чтобы увеличить товарооборот. Но такое доступно преимущественно крупным предприятиям. Мелкие же от такой меры могут разориться, т.к. у них товарооборот ниже.
- Все, упомянутые мною типы конкуренции называют цивилизованными. Именно они способствуют улучшению наилучших качеств продуктов.
- Конкуренция не только способствует обеспечению наилучших качеств товаров и услуг. Есть ещё так называемая «дикая», нецивилизованная конкуренция, которая развивает наихудшие качества людей.
- Прибегающие к этому типу конкуренции, для достижения высокой, стабильной прибыли используют следующие методы: шантаж, подкуп работников у соперников, промышленный шпионаж, террор и проч. В России в период перехода от командно- административной экономики к рыночной таких примеров было немало. Это было возможно из-за несовершенства законодательной базы рыночной экономики.
- Бывает и так, что некоторые предприниматели, объединившиеся в монополию, необоснованно повышают цены на товары или услуги. Такие способы ведения успешного бизнеса антигуманны. Против них выступает не только мораль, но и государство. Например, в США ещё в конце XIX века антитрестовские законы. А в современной истории России в 90-е гг., был принят целый ряд антимонополистических законов.
- Как тут не вспомнить слова Д. Сарноффа о том, что конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей. Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто ведёт цивилизованную конкуренцию, порицаю тех, кто, поправ мораль, ведёт дикую борьбу за деньги.
- Приложение № 6
- Задание: проанализируй данные ниже текста с точки зрения требований к эссе. Найди ошибки.
- « Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию».
- (М. Амстердам.)
- М. Амстердам дал, на мой взгляд, очень точное определение слова «бизнес». Удачно подобрано сравнение бизнеса и искусства, как вида творчества. Действительно, без творческого отношения построить удачный бизнес сложно. Но словом искусство называют не только вид творчества, но и определённые умения, знание дела, мастерство. Попробую доказать, что бизнес есть искусство.
- Развитие рыночных отношений в современной России подтолкнуло к проявлению экономической самостоятельности значительное количество людей. Появилась большая социально-экономическая группа, называемая предпринимателями или бизнесменами. Не каждого ждал успех. Выстояли те, кто обладал предпринимательскими способностями.
- Любой предприниматель, организуя своё дело, руководствуется принципом: доходы должны превышать расходы. Как соблюсти этот принцип?
- Прежде всего, для начала бизнеса нужен стартовый капитал. Где его взять? Существуют внутренние и внешние источники финансирования. К внутренним источникам относится самофинансирование, т.е. финансирование бизнеса за свой счёт. Если же своих средств не хватает, можно взять кредит в банке или найти инвестора. Но потом придётся отдавать проценты за деньги, полученные на развитие бизнеса. Выбор кредитора, инвеститора очень ответственный шаг. Они должны быть надёжными и давать деньги под меньший процент, предоставлять отсрочки платежа. Иначе твой бизнес будет не столь успешным. Конечно, открывать своё дело за счёт личных сбережений куда выгоднее, только такое не всем начинающим бизнесменам под силу. Бывает и так, при чём очень часто, что удачный старт берут и те предприниматели, которые прибегают к внешним источникам финансирования.
- Принятие самостоятельного решения что? как? для кого производить? Может не принести многим ожидаемого результата. Везёт тем, кто сумеет вовремя сориентироваться на потребности рынка и платёжеспособность потребителя.
- Умение выстоять в условиях рыночной конкуренции – удел не многих бизнесменов. Знание способов цивилизованной конкуренции и законов о конкуренции делает бизнес прибыльным.
- Таким образом, можно получать прибыль, не прибегая к насилию. А это настоящее искусство, мастерство, о которых говорил М. Амстердам. И мне, как потребителю, хочется, чтобы каждый бизнесмен в совершенстве овладел этим искусством. Искусный бизнесмен выгоден и обществу и государству!
- Ответ на задание.
- Ошибка: неправильно определена проблема темы. Автор эссе заострил внимание на том, что бизнес есть искусство. Тогда как речь должна идти о том, как заставить потребителя, не прибегая к насилию, покупать товары или услуги.
4 часть урока: заключение , подведение итогов.
Необходимо писать эссе грамотно, а именно: выявить проблему , знать обществоведческие термины, уметь привести аргументы и примеры к ним, сделать вывод.
Д/З: написать эссе на тему: «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция» (Л.Эрхард)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Готовим реферат,пишем эссе
Если у вас возникли вопросы по написанию реферата или эссе, то данная информация вам поможет....
ЕГЭ поанглийскому языку:пишем эссе.
Данная презентация предназначена учителю английского зыка, работающего в 10-11 классе, обучающимся 10-11 классов как помощь в обучении написания эссе.В презентации отображается пошаговая инструкция на...
Пишем эссе по обществознанию.
В доступной форме, наглядно, с практическим заданием данная презентация поможет справиться с написанием эссе. Ученик самостоятельно может получить практические навыки,отработать все сложные моме...
Пишем эссе грамотно.
Советы учащимся 11-х классов по написанию эссе....
Пишем личное письмо и эссе на ЕГЭ
Основные требования к написанию личного письма и эссе на егэ по английскому языку...
Пишем эссе.
Пишем эссе....