План конспект урока "Общение"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Ооржак Могей-оол Радионович

6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план конспект урока36.1 КБ
Office presentation icon презентация урока 2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 19 декабря

Тема урока «Общение»  6 класс

Цели урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей; создание условий для активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать знания, строить межличностные отношения на основе дружбы и формирование умений применять полученные знания  в обычной  жизни.

Эпиграф: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” А.Сент-Экзюпери

 Задачи:

  • Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
  • Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Планируемые результаты:

  • Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности, ориентации в межличностных отношениях
  • Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
  • Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

 Тип урока: урок формирования новых знаний

  Вид занятия: урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ)

 Средства обучения:  компьютер, учебник,  понятие общения из словарей,  мультимедийная презентация  Power Point

Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации,  самостоятельная работа с текстом, кодирование информации, игра, эвристическая беседа.

Элементы используемых технологий: здоровьесберегающие, информационные, игровые, метод проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы, разноуровневое обучение.

Формирование УУД:

Познавательные:

- находить информацию в различных источниках;

- владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы,  выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Регулятивные:

- планировать и ставить цели деятельности в группе;

- оценивать степень достижения результатов.

Коммуникативные:

- понимать позицию другого;

- излагать свое мнение, уметь его корректировать;

- организовать работу в группе;

- преодолевать конфликты;

- добиваться поставленных целей

-  умение слушать и слышать своих одноклассников,

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,

- умение точно выражать свои мысли.

Личностные:

- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Основные термины и понятия: общение, вербальные средства общения, невербальные средства общения, служебное общение, повседневное общение, ритуальное общение, убеждающее общение, барьеры общения.

1 этап Организационный.

 Создание благоприятного микроклимата для взаимодействия на уроке и выполнения поставленных задач. Нарисовать смайлик. Приветствие учеников. Проверка отсутствующих.

2 этап Актуализация опорных знаний. (Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия)

Предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного сериала «Барбосскины». Видеосюжет

Почему Гена начал разговаривать с кактусом? А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так происходит?

Предположите,  что будет  проблемой в этой ситуации.

Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом? 

Чем вызвана обида?

Ученики отвечают на вопросы учителя

 3 этап. Целеполагание

Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием А.Сент-Экзюпери “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” (Слайд 1) и побуждает к высказыванию учениками собственного мнения.

Дети высказывают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”. (Слайд 2. тема урока “Общение”.)

Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей напоминает им , что общение это один из видов деятельности и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего состоит любая деятельность?

   Ученики отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.

Далее учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели. Учащиеся формулируют цель урока. (слайд №4)

Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске.

Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.

План урока:

1. Понятие общения.

 2. Способы общения.

3. Правила общения.

Учитель организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение” Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение

4 этап. Открытие нового знания

Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске кластер.

общение

Обобщает все сказанное ученикам:

Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее:

-обмен информацией;

-взаимопонимание;

-взаимодействие   (слайд № 5).

Учитель:  Познакомьтесь с высказываниями  ученых,  философов об общении. (Работа в группах) (слайд №7)

Алексей Максимович Горький: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего».

Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Человек по своей природе есть существо общественное. Аристотель.

Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. Уильям Блэкстоун.

Общение облагораживает и возвышает. Людвиг Фейербах.

Совершенствоваться можно только в жизни  и в общении с людьми.

 Л.Н. Толстой.   

  Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно. Иоганн Фихте

Создает человека природа, но развивает и образует его общество.

Виссарион Григорьевич Белинский (ученики

Учитель:  Общение-это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.

 Общаться не всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки.  Давайте их вспомним вместе. (Ученики называют пословицы:

5 Этап проверки и понимания учащимися нового материала.  

1 группа                          

Перед вами лежит  перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу

Качества, помогающие общению

Качества, мешающие общению

Дружелюбие                              Любознательность

Внимательность                        Жадность

Высокомерие                             Уважение

Равнодушие                                Подлость

Отзывчивость                            Зависть

 Честность                                  Целеустремленность

 Доброта                                      Гнев

 Общительность,                        Восторг

 Чувство юмора

Уважение

 

2 группа

Учитель   Общение бывает речевое и неречевое Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.

Средства

Речевое общение

Неречевое общение

Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент, мелодия, цветы.

3 группа  

Составьте памятку  «Как правильно слушать».

Проявляй терпение: не прерывай, не мешай. Помни, что задача слушающего – помочь в выражении проблем говорящего.

Не давай оценок человеку: если ты будешь оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить тебе.

Не старайся решать, кто прав, а кто виноват. Сосредоточься на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока ты слушаешь.

Не давай советов: помни, что лучшие решения – это те, к которым человек приходит сам, а не те, которые кто – то подсказал.

Не слушай своего собеседника и старайся увидать в его словах и позиции отрицательные моменты.

4 группа

Учитель: Заполните таблицу «Особенности общения со сверстниками, старшими и с младшими».

Особенности общения

Со сверстниками

Со старшими

С младшими

 Найдите в приведенном ниже списке примеры особенностей общения (можно добавить от себя).

  1. обязательное возникновение конфликта
  2. уважение к возрасту старших
  3. сложность с пониманием относиться к фантазиям младших
  4. общение подразумевает полное равенство
  5. для родителей их дети всегда выступают в роли ребенка

- Рассмотри в качестве примера любую ситуацию из своей жизни, в которой ты проявляешь себя в общении?

Физкультминутка.  (Приложение )

 Учитель: давайте попробуем сформулировать определение: Что такое общение? (дети дают свою формулировку)  Запись в тетрадь:

Общение – взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности. (Слайд № 8)

Итак,  мы узнали, что такое общение, но для чего люди общаются,  каковы цели общения?

Каким образом происходит общение? Давайте рассмотрим  средства общения

 О них вы узнаете, прочитав  в учебнике с.68-69. (слайд №9).

Учитель:

Назовите средства общения. Составьте схему: Средства общения

Ученики работают с учебником, стр. 68, тетрадью

Называют цели общения: совместная деятельность, обучение новому,

установление взаимопонимания, развитие человека.

Называют средства общения:

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация, голос, взгляд, поза, движения).  (слайд № 10)

Итак, мы узнали что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения

О них вы узнаете, прочитав в учебнике с. 68–69. (слайл№ 11-13)

6 этап. Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление

Организация осмысления изучаемого материала Чтобы лучше понять как сочетаются средства общения поработаем по-цепочке  (слайд №14)

Попробуйте, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом:

 Привет, спасибо, молодец, здравствуйте.

Подводит учащихся к  выводу, о том,  что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».  

Посмотрите на диаграмму (Слайд № 15), здесь показано какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения. (Учитель формирует умение анализировать диаграмму)  

К какому выводу можно прийти? (ученики делают выводы)

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты

7 этап.Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Продолжение просмотра видеоролика «Барбосскины»

Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения. Барьеры общения — это сложности в понимании другого человека, возникающие в процессе общения.

Почему возникают барьеры общения?(слайд №17)

Какие существуют причины непонимания, возникающего в процессе общения между людьми?

Какой смысл заложен в этом сюжете? (дети отвечают)

 8 этап. Этап  обобщения  м коррекции полученных результатов

Таким образом, ребята,  при общении важно помнить, что

 любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому попробуйте сформулировать правила общения ( работа в группе) Предлагает по группам  (рядам)составить и записать правила общения с родителями, с ровесниками, со взрослыми

 Дети сравнивают свои результаты со слайдом (Работа со слайдом №17)

9 этап. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

    Тест                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             А1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:

А) общение

Б) ритуал

В) деятельность

Г) нормы

А2. Какое качество особенно ценится в общении?

А) умение интересно рассказывать

Б) умение слушать

В) умение рассмешить

Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами

А3.Общение – это

а) удовольствие;

б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;

в) дружба

г) любовь

А4. Верны ли суждения об общении: а) существует как речевое, так и неречевое общение; б) даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?

а) верно только а            в) верны оба суждения

б) верно только б            г) оба суждения неверны

А5. Верны ли суждения о целях общения: а) в ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами; б) целью общения часто является само общение?

а) верно только а            в) верны оба суждения

б) верно только б           г) оба суждения неверны

10. Этап коррекции знаний и способов действий.

Учитель: Ребята, обменяйтесь карточками, проверьте тест и поставьте отметку друг другу. 

Ответы: 1- а 2- б  3- б   4- а 5 – в. (Слайд 19)

0 ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3

Более 3 ошибок - 2

11. Этап подведения итогов занятия.  (Слайд№ 20)

Учитель: Что нового мы узнали на уроке? Чему мы научились? Что такое общение? Что помогает общению? Какую роль играет общение в  жизни? Почему нельзя прожить без общения?  Почему без общения нет человека?  

  -через общение человек получает знания об окружающем мире;

 -с помощью общения происходит передача опыта;

 -усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые  выработаны человечеством;

 -благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;

 -усваивают правила поведения и применяют их на практике;

 -такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении;

 -общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;

 -любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе.

Решение вопроса

Обида Гены вызвана непониманием друзей, Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом? Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль.

8.Этап информации о домашнем задании.

Учитель: Параграф 8 (пересказ), запись в тетради.  Составьте список  ваших личных заповедей общения.

        

9. Этап рефлексии     (Слайд 21)

Мне на уроке было интересно потому, что…

Больше всего на уроке мне понравилось…

Для меня новым было…

Я получил удовольствие от того, что…

На уроке я себя чувствовала…

Больше всего меня заинтересовала…

Для меня было неожиданным…

Я узнал…

Удивительно было то, что…

 Раньше я не знал (а)…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

- Почему Гена начал разговаривать с кактусом? Вопросы: - В вашей жизни были случаи, когда вас не слышали, не понимали? Как вы думаете, почему так происходит?

Слайд 3

«Мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок — радость общения ...» Марк Твен

Слайд 4

ТЕМА УРОКА: Общение

Слайд 5

Общение - Деятельность Какова структура деятельности?

Слайд 6

Общение - Деятельность Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Слайд 7

Цель урока:

Слайд 8

Цель урока: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей.

Слайд 9

План урока: 1 Понятие общения. 2 Средства общения. 3 Барьеры общения. 4 Правила общения.

Слайд 10

Общение

Слайд 11

Общение Обмен информацией Взаимодействие Взаимопонимание Установление контакта

Слайд 12

Задание 1 Работаем в парах Прочитайте определения понятия «общение», данные в различных словарях, сформулируйте определение «общения» самостоятельно.

Слайд 13

Общение – это взаимодествие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности.

Слайд 14

Задание 2 Работа с текстом стр. 68 Каковы цели общения?

Слайд 15

Цели общения: 1 Совместная деятельность 2 Обучение новому 3 Установление взаимопонимания 4 Развитие человека

Слайд 16

Средства общения Задание 3, стр. 68-70 Составьте кластер «Средства общения»

Слайд 17

Средства общения Вербальные Невербальные Взгляд Мимика Движения Поза, жесты Голос, интонация Устная речь Письменная речь

Слайд 18

Задание 4 Работа по-цепочке Произнесите три раза с разной интонацией: Здравствуйте Спасибо Молодец

Слайд 19

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести. 7% 38% 55%

Слайд 20

Барьеры общения — это сложности в понимании другого человека, возникающие в процессе общения. Почему возникают барьеры общения?

Слайд 22

«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а руку протянуть. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Михаил Михайлович Рощин

Слайд 24

Домашнее задание: Сформулируйте правила общения, которые помогут избежать появление барьеров: 1 ряд — с родителями 2 ряд — со взрослыми, в том числе, учителями 3 ряд — с ровесниками (друзьями, одноклассниками)

Слайд 25

Задание 5 «Телеграмма», работаем в парах Расшифруйте слово « ОБЩЕНИЕ » Каждую букву, входящую в это слово, необходимо использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

Слайд 26

Цель урока: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей.

Слайд 27

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Самая главная цель общения состоит в том, чтобы … В ходе общения происходит ... Результатом общения можно считать … Я хочу, чтобы люди, с которыми я общаюсь ...

Слайд 28

Благодарю вас за общение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...