План конспект урока "Общение"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
Предварительный просмотр:
Дата проведения: 19 декабря
Тема урока «Общение» 6 класс
Цели урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей; создание условий для активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать знания, строить межличностные отношения на основе дружбы и формирование умений применять полученные знания в обычной жизни.
Эпиграф: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” А.Сент-Экзюпери
Задачи:
- Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
- Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
- Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Планируемые результаты:
- Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности, ориентации в межличностных отношениях
- Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
- Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид занятия: урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ)
Средства обучения: компьютер, учебник, понятие общения из словарей, мультимедийная презентация Power Point
Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с текстом, кодирование информации, игра, эвристическая беседа.
Элементы используемых технологий: здоровьесберегающие, информационные, игровые, метод проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы, разноуровневое обучение.
Формирование УУД:
Познавательные:
- находить информацию в различных источниках;
- владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы, выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.
Регулятивные:
- планировать и ставить цели деятельности в группе;
- оценивать степень достижения результатов.
Коммуникативные:
- понимать позицию другого;
- излагать свое мнение, уметь его корректировать;
- организовать работу в группе;
- преодолевать конфликты;
- добиваться поставленных целей
- умение слушать и слышать своих одноклассников,
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,
- умение точно выражать свои мысли.
Личностные:
- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Основные термины и понятия: общение, вербальные средства общения, невербальные средства общения, служебное общение, повседневное общение, ритуальное общение, убеждающее общение, барьеры общения.
1 этап Организационный.
Создание благоприятного микроклимата для взаимодействия на уроке и выполнения поставленных задач. Нарисовать смайлик. Приветствие учеников. Проверка отсутствующих.
2 этап Актуализация опорных знаний. (Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия)
Предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного сериала «Барбосскины». Видеосюжет
Почему Гена начал разговаривать с кактусом? А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так происходит?
Предположите, что будет проблемой в этой ситуации.
Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом?
Чем вызвана обида?
Ученики отвечают на вопросы учителя
3 этап. Целеполагание
Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием А.Сент-Экзюпери “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” (Слайд 1) и побуждает к высказыванию учениками собственного мнения.
Дети высказывают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери.
Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”. (Слайд 2. тема урока “Общение”.)
Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей напоминает им , что общение это один из видов деятельности и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего состоит любая деятельность?
Ученики отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.
Далее учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели. Учащиеся формулируют цель урока. (слайд №4)
Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске.
Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.
План урока:
1. Понятие общения.
2. Способы общения.
3. Правила общения.
Учитель организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение” Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение
4 этап. Открытие нового знания
Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске кластер.
общение
Обобщает все сказанное ученикам:
Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее:
-обмен информацией;
-взаимопонимание;
-взаимодействие (слайд № 5).
Учитель: Познакомьтесь с высказываниями ученых, философов об общении. (Работа в группах) (слайд №7)
Алексей Максимович Горький: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего».
Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Человек по своей природе есть существо общественное. Аристотель.
Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. Уильям Блэкстоун.
Общение облагораживает и возвышает. Людвиг Фейербах.
Совершенствоваться можно только в жизни и в общении с людьми.
Л.Н. Толстой.
Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно. Иоганн Фихте
Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
Виссарион Григорьевич Белинский (ученики
Учитель: Общение-это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.
Общаться не всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним вместе. (Ученики называют пословицы:
5 Этап проверки и понимания учащимися нового материала.
1 группа
Перед вами лежит перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу
Качества, помогающие общению | Качества, мешающие общению |
Дружелюбие Любознательность
Внимательность Жадность
Высокомерие Уважение
Равнодушие Подлость
Отзывчивость Зависть
Честность Целеустремленность
Доброта Гнев
Общительность, Восторг
Чувство юмора
Уважение
2 группа
Учитель Общение бывает речевое и неречевое Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.
Средства | |
Речевое общение | Неречевое общение |
Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент, мелодия, цветы.
3 группа
Составьте памятку «Как правильно слушать».
Проявляй терпение: не прерывай, не мешай. Помни, что задача слушающего – помочь в выражении проблем говорящего.
Не давай оценок человеку: если ты будешь оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить тебе.
Не старайся решать, кто прав, а кто виноват. Сосредоточься на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока ты слушаешь.
Не давай советов: помни, что лучшие решения – это те, к которым человек приходит сам, а не те, которые кто – то подсказал.
Не слушай своего собеседника и старайся увидать в его словах и позиции отрицательные моменты.
4 группа
Учитель: Заполните таблицу «Особенности общения со сверстниками, старшими и с младшими».
Особенности общения | ||
Со сверстниками | Со старшими | С младшими |
Найдите в приведенном ниже списке примеры особенностей общения (можно добавить от себя).
- обязательное возникновение конфликта
- уважение к возрасту старших
- сложность с пониманием относиться к фантазиям младших
- общение подразумевает полное равенство
- для родителей их дети всегда выступают в роли ребенка
- Рассмотри в качестве примера любую ситуацию из своей жизни, в которой ты проявляешь себя в общении?
Физкультминутка. (Приложение )
Учитель: давайте попробуем сформулировать определение: Что такое общение? (дети дают свою формулировку) Запись в тетрадь:
Общение – взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности. (Слайд № 8)
Итак, мы узнали, что такое общение, но для чего люди общаются, каковы цели общения?
Каким образом происходит общение? Давайте рассмотрим средства общения
О них вы узнаете, прочитав в учебнике с.68-69. (слайд №9).
Учитель:
Назовите средства общения. Составьте схему: Средства общения
Ученики работают с учебником, стр. 68, тетрадью
Называют цели общения: совместная деятельность, обучение новому,
установление взаимопонимания, развитие человека.
Называют средства общения:
Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация, голос, взгляд, поза, движения). (слайд № 10)
Итак, мы узнали что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения
О них вы узнаете, прочитав в учебнике с. 68–69. (слайл№ 11-13)
6 этап. Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление
Организация осмысления изучаемого материала Чтобы лучше понять как сочетаются средства общения поработаем по-цепочке (слайд №14)
Попробуйте, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом:
Привет, спасибо, молодец, здравствуйте.
Подводит учащихся к выводу, о том, что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».
Посмотрите на диаграмму (Слайд № 15), здесь показано какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения. (Учитель формирует умение анализировать диаграмму)
К какому выводу можно прийти? (ученики делают выводы)
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты
7 этап.Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Продолжение просмотра видеоролика «Барбосскины»
Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения. Барьеры общения — это сложности в понимании другого человека, возникающие в процессе общения.
Почему возникают барьеры общения?(слайд №17)
Какие существуют причины непонимания, возникающего в процессе общения между людьми?
Какой смысл заложен в этом сюжете? (дети отвечают)
8 этап. Этап обобщения м коррекции полученных результатов
Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что
любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому попробуйте сформулировать правила общения ( работа в группе) Предлагает по группам (рядам)составить и записать правила общения с родителями, с ровесниками, со взрослыми
Дети сравнивают свои результаты со слайдом (Работа со слайдом №17)
9 этап. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Тест А1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:
А) общение
Б) ритуал
В) деятельность
Г) нормы
А2. Какое качество особенно ценится в общении?
А) умение интересно рассказывать
Б) умение слушать
В) умение рассмешить
Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами
А3.Общение – это
а) удовольствие;
б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;
в) дружба
г) любовь
А4. Верны ли суждения об общении: а) существует как речевое, так и неречевое общение; б) даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?
а) верно только а в) верны оба суждения
б) верно только б г) оба суждения неверны
А5. Верны ли суждения о целях общения: а) в ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами; б) целью общения часто является само общение?
а) верно только а в) верны оба суждения
б) верно только б г) оба суждения неверны
10. Этап коррекции знаний и способов действий.
Учитель: Ребята, обменяйтесь карточками, проверьте тест и поставьте отметку друг другу.
Ответы: 1- а 2- б 3- б 4- а 5 – в. (Слайд 19)
0 ошибок – 5
1 ошибка – 4
2 ошибки – 3
Более 3 ошибок - 2
11. Этап подведения итогов занятия. (Слайд№ 20)
Учитель: Что нового мы узнали на уроке? Чему мы научились? Что такое общение? Что помогает общению? Какую роль играет общение в жизни? Почему нельзя прожить без общения? Почему без общения нет человека?
-через общение человек получает знания об окружающем мире;
-с помощью общения происходит передача опыта;
-усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые выработаны человечеством;
-благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;
-усваивают правила поведения и применяют их на практике;
-такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении;
-общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;
-любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе.
Решение вопроса
Обида Гены вызвана непониманием друзей, Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом? Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль.
8.Этап информации о домашнем задании.
Учитель: Параграф 8 (пересказ), запись в тетради. Составьте список ваших личных заповедей общения.
9. Этап рефлексии (Слайд 21)
Мне на уроке было интересно потому, что…
Больше всего на уроке мне понравилось…
Для меня новым было…
Я получил удовольствие от того, что…
На уроке я себя чувствовала…
Больше всего меня заинтересовала…
Для меня было неожиданным…
Я узнал…
Удивительно было то, что…
Раньше я не знал (а)…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Почему Гена начал разговаривать с кактусом? Вопросы: - В вашей жизни были случаи, когда вас не слышали, не понимали? Как вы думаете, почему так происходит?
«Мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок — радость общения ...» Марк Твен
ТЕМА УРОКА: Общение
Общение - Деятельность Какова структура деятельности?
Общение - Деятельность Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
Цель урока:
Цель урока: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей.
План урока: 1 Понятие общения. 2 Средства общения. 3 Барьеры общения. 4 Правила общения.
Общение
Общение Обмен информацией Взаимодействие Взаимопонимание Установление контакта
Задание 1 Работаем в парах Прочитайте определения понятия «общение», данные в различных словарях, сформулируйте определение «общения» самостоятельно.
Общение – это взаимодествие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности.
Задание 2 Работа с текстом стр. 68 Каковы цели общения?
Цели общения: 1 Совместная деятельность 2 Обучение новому 3 Установление взаимопонимания 4 Развитие человека
Средства общения Задание 3, стр. 68-70 Составьте кластер «Средства общения»
Средства общения Вербальные Невербальные Взгляд Мимика Движения Поза, жесты Голос, интонация Устная речь Письменная речь
Задание 4 Работа по-цепочке Произнесите три раза с разной интонацией: Здравствуйте Спасибо Молодец
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести. 7% 38% 55%
Барьеры общения — это сложности в понимании другого человека, возникающие в процессе общения. Почему возникают барьеры общения?
«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а руку протянуть. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Михаил Михайлович Рощин
Домашнее задание: Сформулируйте правила общения, которые помогут избежать появление барьеров: 1 ряд — с родителями 2 ряд — со взрослыми, в том числе, учителями 3 ряд — с ровесниками (друзьями, одноклассниками)
Задание 5 «Телеграмма», работаем в парах Расшифруйте слово « ОБЩЕНИЕ » Каждую букву, входящую в это слово, необходимо использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».
Цель урока: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Самая главная цель общения состоит в том, чтобы … В ходе общения происходит ... Результатом общения можно считать … Я хочу, чтобы люди, с которыми я общаюсь ...
Благодарю вас за общение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Планы на будущее"
План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса
План- конспект урока обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...