Конституция РФ 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Конституция – основной закон РФ»
Цель: формирование правовой культуры
Задачи: показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ; -развивать умение анализировать статьи 2 гл Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее;- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Проверка домашнего задания проводится в форме диктанта по основным понятиям предыдущего урока.
- Назовите понятие:
- - лицо, обратившееся в суд с исковым заявлением за защитой своего нарушенного права. /Истец/
- - лицо, в отношении которого направлены требования в с уд. /Ответчик/
- - защитник в суде, его профессия – оказание юридической помощи гражданам. /Адвокат/
- - должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов; представитель обвинения в судебном процессе. /Прокурор/
- - исполнительная власть в стране. /Правительство/
- - глава государства. /Президент/
- Назовите суды, выступающие в качестве суда первой инстанции, осуществляющие правосудие на местах. /Мировые суды/
- Мотивация.
Учитель: Москва,
Как много в этом звуке
Для сердца русского, слилось
Как много в нем отозвалось!
А. С. Пушкин
Почему такие сокровенные чувства мы испытываем, видя этот город или читая о нем? (Обсуждение).
Ответы детей: Это самый главный город России. Это столица НАШЕЙ Родины.
Учитель: А что такое Родина?
Ответы детей: Государство, где ты родился, учился, живешь.
Учитель: Как называется наша Родина?
Ответы детей: Россия, Отечество, Русь.
Учитель: Кто является главой нашего государства?
Ответы детей: Президент, Владимир Владимирович Путин.
Учитель: Какие государственные символы Вы знаете?
Ответы детей: Флаг, Герб, Гимн.
Учитель: Ребята, а как ведут себя граждане во время исполнения гимна?
Ответы детей: Все встают, снимают головные уборы и исполняют гимн.
Учитель: Предлагаю Вам посмотреть видеоролик.
Играет видеоролик, звучит гимн, дети встают.
Учитель: Спасибо, присаживайтесь!
Введение в тему урока
Учитель: Вы, наверное, успели заметить, что данный ролик раскрывают масштабы нашей Великой Родины, ее многонациональный состав, территориальную целостность, свободу и независимость граждан, идеологию и суверенитет государства.
Учитель: Ребята, а в каком документе закреплены все эти принципы?
Ответы детей: Конституция
Учитель: Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция – основной закон РФ». ЗАПИШИТЕ, пожалуйста, тему урока в свою тетрадь.
Дети записывают тему в тетради.
Учитель: Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас АССОЦИИРУЕТСЯ это слово? Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации.
Ответы детей: Это закон, президент, власть, устройство, государственный и политический строй.
Показывает слайд
Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).
Учитель: Цели урока:
- Ознакомится с Основным Законом страны;
- Выяснить, как происходит процесс принятия законов.
Учитель: Конституция – Основной Закон государства, определяющий:
- Как устроено государство
- Как образованы органы власти
- Каковы права и обязанности граждан.
Вопрос классу: Может кто-то из вас знает, в каком году была принята ныне действующая Конституция? (ответы)
Итак, 12 декабря 1993 года состоялся референдум, в результате которого юридическую силу приобрел новый Основной закон страны.
Давайте запишем в тетрадке дату принятия Конституции. (записывают в тетради 12 декабря 1993 год принятие Конституцию)
А, что такое РЕФЕРЕНДУМ, в результате которого была принята Конституция. Может кто-то знает из вас значение данного слова?
- Учитель: Возвратимся в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. ОБРАТИМСЯ к рубрикам в учебнике: на стр.103 – СИТУАЦИЯ; стр.105 – ФАКТЫ.
Т.О., что вы УЗНАЛИ? Сколько всего было Конституций?
В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке.
Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/
Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/
Третья Конституция при нята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/
Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»/
Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила демократические основы государственного устройства/
Работа с учебником
Учитель: Используя текст учебника на стр. 103, докажите, что Конституция – ЭТО основной закон страны. (имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)
Вывод: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
- Что провозглашает и гарантирует нам КРФ?
ЗАПИСЬ: Конституция – с лат. «Устройство, утверждение, постановление».
- Закон высшей юридической силы.
У: Давайте с Вами узнаем, как построена Конституция? Из чего она состоит? Прочтем пункт на стр.106.
Итак, из каких частей состоит Конституция РФ?
Учащиеся: -
Учитель: - Конституция состоит из преамбулы, основной части – раздел 1, заключительных и переходных положений – раздел 2.
-?- Что такое преамбула?
Учащиеся:
Учитель: - Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
-?- Раздел 1. Что в себя включает ОНОВНАЯ ЧАСТЬ?
Учащиеся:
Учитель: - Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав. 137 статей.
Учитель: Конституция РФ — не только сложный, НО и достаточно большой политико-правовой документ. Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: « Мы – многонациональный народ…»
Если прочитать ст. 3 , то в ней ГОВОРИТЬСЯ: Что единственным источником власти является народ.
Перед Конституцией, утверждают специалисты, стоят три задачи:
Каковы главные цели и задачи К? (признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина)
Перед Конституцией России стоят три задачи:
- Упорядочить государственную власть.
- Утвердить правосудие.
- Закрепить и гарантировать права человека.
Давайте ЗАПИШЕМ эти задачи.
Т.О., Для чего человеку нужна конституция? Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, то есть ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.
Конституция РФ. Закрепляет правовой статус человека как гражданина России. Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей. (определение записано на доске, учащиеся делают запись в тетрадь.
Что значит быть Гражданином России? *Это значит иметь права, установленные юридическими нормами. *Получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным
- Закрепление изученного материала.
ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
Учитель: - Анализом Конституции мы займемся на следующий урок, кроме того сделаем практическую работу. Пока давайте вспомним, с какой темой мы познакомились сегодня?
Учащиеся:
Учитель: - Чем отличается Конституция от других законов?
Учащиеся:
Учитель: - Каковы основные задачи Конституции? Для чего она нужна?
Учащиеся:
Учитель: - Какую роль именно для человека играет Конституция?
Учащиеся:
Учитель: - Правильно, Конституция – это основной закон государства. Она является гарантом прав и свобод человека. А сущность Конституции, ее задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для нее правовых пределов, которая она преступить не может.
V. Подведение итогов.
Составление синквейна.
1. Тема синквейна.
2. Два прилагательных, которые раскрывают и характеризуют тему.
3. Три глагола, которые показывают, описывают действия, относящиеся к теме синквейна.
4. Фраза, предложение, крылатое выражение, цитата – высказывается ваше отношение к теме.
5. Слово-резюме, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение.
Конституция:
справедливая, демократическая
регулирует, закрепляет, обеспечивает
Конституция – обладает высшей юридической силой.
Конституция – закон, основа демократии.
Домашнее задание: 1) Сочинение рассуждение: «Право существует для пользы человечества». Латинское изречение. 2) принести КРФ.
Учитель: Ребята предлагаю Вам немного отдохнуть. Смотрите на экран и повторяйте движения.
Физминутка
Работа в группах по изучению Конституции РФ.
Работа в группах
Учитель: До начала урока мы с Вами разделились на группы. У каждой группы есть задание. Используя текст Конституции РФ Вам необходимо выполнить эти задания и представить свои ответы и выводы и ответы по данной теме.
Глава 1 Конституции РФ, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.
Итак, назовите форму нашего государства (республика)
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Составьте схему «Классификация основных прав и свобод».
Классификация прав и свобод
Глава 3 «Федеративное устройство». Заполните схему «Типы субъектов РФ».
Затем определите основные направления деятельности субъектов РФ.
Глава 4 «Президент РФ». Составьте кластер «Полномочия президента».
Глава 5 «Федеральное собрание». Заполните таблицу.
Парламент РФ
(Федеральное собрание)
Парламент субъекта Федерации
Название палат
Совет Федерации
Государственная Дума
Областная Дума
Как формируется
По 2 представителя от субъектов Федерации
Выборы
Выборы
Количественный состав палат
176
450
35 депутатов
Какая из палат является верхней, а какая нижней
верхняя
нижняя
Какая из палат может быть распущена, кем?
Президентом
Согласно статьям Устава
Глава 6 «Правительство РФ», запишите полномочия Правительства.
Укажите полномочия Правительства РФ.
Глава 7 «Судебная власть и прокуратура». Составьте схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».
Учитель: Итак, на основе изученного Вами материала, мы можем сделать следующий вывод: конституция закрепляет нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, правовое равенство всех граждан, описывает характер государства, статус власти, взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структуру и порядок функционирования органов управления.
Видеоролик
Подведение итогов урока
Учитель: Давайте подведем итоги. Какое место среди других законов занимает конституция?
Ответы детей: Первое т.к. является основным законом и имеет высшую юридическую силу!!!
Учитель: А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны?
Ответы детей: Конституция не может быть идеальной.
Учитель: Конституцию можно и нужно модифицировать, это «живой» документ, но делать это нужно взвешенно, не потворствуя желаниям группы лиц.
Учитель: Спасибо всем, что вы высказали свое мнение. Мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.
Рефлексия
«Неоконченное предложение»
Закончите предложение:
• Сегодня на уроке я…
• Больше всего мне понравилось…
• Я бы хотел(а)…
Домашнее задание:
П. 11, стр.90-96, вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
сценарий для 9 классов, в игровой форме...
Конституция 5 класса
В 5 классе, в котором я являюсь классным руководителем, был проведен конкурс проектов классной конституции. Участвовали почти все ученики. Были выбраны победители. На основе всех проектов был составле...
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»
Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:• расширение и...
Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)
Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать разв...
«Конституция России» (ко дню конституции 12 декабря)
Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию позна...
Сценарий брейн-ринга, посвященного ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада...
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного 20-летию Конституции РФ «Знатоки Конституции» Для учащихся 8-9 классов
Методические рекомендации12 декабря 2013 года в России пройдет празднование знаменательной даты 20-летие Российской Конституции. В связи с этим во всех образовательных учреждениях страны пройдут уроки...