Разработка внеклассного мероприятия, посвященного 20-летию Конституции РФ «Знатоки Конституции» Для учащихся 8-9 классов
методическая разработка (обществознание , 8 класс) по теме
Методические рекомендации
12 декабря 2013 года в России пройдет празднование знаменательной даты 20-летие Российской Конституции. В связи с этим во всех образовательных учреждениях страны пройдут уроки, посвященные Дню Конституции Российской Федерации.
В настоящий момент в мире Конституция РФ является наиболее современной. Однако, многое из того, что записано в этой Конституции, к сожалению не всегда реализуется. В этом есть и вина россиян, часто не знающих свой Основной Закон, не понимающих, что означает та или иная норма, не умеющих цивилизованно отстаивать свои права. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны, знать которую необходимо каждому гражданину Российской Федерации.
Проведение внеурочного мероприятия, посвященного юбилейной дате - 20 лет Российской Конституции призвано содействовать формированию политической и правовой культуры школьников, а так же гражданской идентичности. На таком внеурочном занятии обобщаются и систематизируются знания в сфере прав и обязанностей гражданина, развиваются навыки сравнительно-сопоставительного анализа политико-правовой информации, закладываются мотивационные основы правомерного поведения личности.
Эффективности мероприятия способствуют следующие моменты: создание обстановки сотрудничества, предполагающей взаимодействие и взаимную ответственность; использование активных и интерактивных технологий, соответствующих уровню подготовки учащихся.
Желательно, чтобы занятие проходило в режиме системно-деятельностного подхода. С этой целью использованы различные формы заданий: ролевая игра-репортаж; практикум (работа с текстом Конституции, и другими документами правового характера); моделирование (разработка «законов» жизни в новых ситуациях); кейс-технология, анализ жизненной ситуации; составление учениками социологических графиков и диаграмм и др. Материалы, использованные в данной разработке можно использовать при подготовке уроков по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx | 71.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга
Разработка внеклассного мероприятия,
посвященного 20-летию Конституции РФ
«Знатоки Конституции»
Для учащихся 8-9 классов
Разработана учителями истории и обществознания
ГБОУ средняя школа № 471 г.Санкт-Петербурга
2013 г
Методические рекомендации
12 декабря 2013 года в России пройдет празднование знаменательной даты 20-летие Российской Конституции. В связи с этим во всех образовательных учреждениях страны пройдут уроки, посвященные Дню Конституции Российской Федерации.
В настоящий момент в мире Конституция РФ является наиболее современной. Однако, многое из того, что записано в этой Конституции, к сожалению не всегда реализуется. В этом есть и вина россиян, часто не знающих свой Основной Закон, не понимающих, что означает та или иная норма, не умеющих цивилизованно отстаивать свои права. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны, знать которую необходимо каждому гражданину Российской Федерации.
Проведение внеурочного мероприятия, посвященного юбилейной дате - 20 лет Российской Конституции призвано содействовать формированию политической и правовой культуры школьников, а так же гражданской идентичности. На таком внеурочном занятии обобщаются и систематизируются знания в сфере прав и обязанностей гражданина, развиваются навыки сравнительно-сопоставительного анализа политико-правовой информации, закладываются мотивационные основы правомерного поведения личности.
Эффективности мероприятия способствуют следующие моменты: создание обстановки сотрудничества, предполагающей взаимодействие и взаимную ответственность; использование активных и интерактивных технологий, соответствующих уровню подготовки учащихся.
Желательно, чтобы занятие проходило в режиме системно-деятельностного подхода. С этой целью использованы различные формы заданий: ролевая игра-репортаж; практикум (работа с текстом Конституции, и другими документами правового характера); моделирование (разработка «законов» жизни в новых ситуациях); кейс-технология, анализ жизненной ситуации; составление учениками социологических графиков и диаграмм и др. Материалы, использованные в данной разработке можно использовать при подготовке уроков по обществознанию.
Интеллектуальная игра «Знатоки Конституции»
Цели:
1. Актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации, повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания.
2. Расширение знаний о конституционных основах нашего государства, формирование понимания необходимости знания Конституции как основного закона.
3. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону.
4. Развитие интеллектуальных способностей и командно-групповых форм работы учащихся
Планируемый результат:
В области познавательных УУД школьник научится: логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи.
В области регулятивных УУД, школьник сможет осуществлять контроль и самоконтроль результатов учебной деятельности, самостоятельно обнаруживать ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи.
В области коммуникативных УУД осуществлять коммуникацию как взаимодействие, различать и оценивать альтернативные суждения; сотрудничать с учителем и сверстниками, вести дискуссию.
В области личностных УУД, выражать собственные взгляды, иметь позицию и отстаивать ее.
Оборудование: Конституция РФ, Гимн РФ., карточки с заданиями, коробка черного цвета (черный ящик), маркеры , подборка статей из СМИ под рубрикой «Беды» и «Победы», алгоритм выступления в ходе дискуссии по технологии ПОПС (позиция, обоснование, пример, суждение), наличие текстов документов
1. Мультимедийный проектор и большой экран, на котором демонстрируются слайды с вопросами и правильными ответами для быстрой проверки; (см. приложение)
2. Для команд - карточки для занесения ответов (1 комплект на каждую команду) (см. приложение)
3. Для жюри – бланк для вписывания оценок и план игры с перечнем вопросов, верных ответов и системой оценок (см. приложение 1).
Оформление: плакаты по теме: «Имею право», в аудитории, где проводится игра, на стене или доске размещаются государственные символы РФ.
Требования к жюри:
В составе жюри – нечётное количество человек, не менее 3-х. Желательно участие в жюри подготовленного состава - преподавателей общественных наук или представителей органов правопорядка. Жюри оценивает работу коллективно по предложенной схеме (см. приложение ). С заданиями, правильными ответами и системой оценок жюри должно познакомиться перед игрой (в ходе игры на это не будет времени) (см. приложение ).
Требования к командам:
1. Состав не более 5 человек
2. Название команды
3. Наличие общего элемента, содержащего символику цветов российского государственного флага (эмблема, форма, детали одежды).
4. Выбор капитана как организатора работы команды. Функции капитана – организация подготовки к игре и принятие решений в спорных ситуациях, когда члены команды не могут прийти к единому мнению.
Этапы игры:
- Представление команд
- Разминка. «Интеллект-ринг».
- Вопросы-Минутки.
- Язык закона. (сорбонка)
- Домашнее задание. Конкурс презентаций «Права ребенка в Конституции РФ
- А вот и кейс! (кейс-технология,справочно-правовая система «Консультант плюс»)
- Черный ящик.
- Конкурс капитанов.(попс- технология)
- «Союз нерушимый» ( о полномочиях субъектов )
- Составление сиквейна от болельщиков.
- Подведение итогов.
Правила проведения игры:
В игре принимают участие 4 команды по 5 человек. Игра проходит по этапам, после каждого этапа жюри подводит итоги. Побеждает та команда, которая набирает большее количество баллов.
Организационные указания: команды размещаются в аудитории за отдельными столами. За каждой командой закреплён ассистент (как правило, ученик 10 класса), который по истечении отведённого на выполнение задания времени передаёт карточки с ответами членам жюри.
Общее руководство игрой осуществляет ведущий.
За две недели до проведения игры целесообразно сформировать команды, ознакомить участников игры с темой домашнего задания, дать задание капитанам, организовать репортаж, проверить полученные данные.
Ход игры:
Участники игры и зрители занимают предложенные места, в течение организационного момента можно демонстрировать документальный ролик .
Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы с вами встретились на игре «Знатоки конституции». Для чего мы ее проводим , попытаемся понять, посмотрев репортаж из стен нашей школы.
Просмотр ролика .
Ведущий: Итак, мы встречаемся сегодня с самыми неравнодушными, самыми знающими, желающими испытать себя в столь сложном поединке. Команды прошли предварительную жеребьевку.
Мы начинаем с представления жюри. Сегодня нашу игру будут судить ……..
А теперь встречаем наши команды. 1 этап
Ведущий: И наш первый конкурс -представление команды.
Максимальная оценка – 3 балла. (необходимо от команды название, соответствующее теме игры, элемент, содержащий символику, девиз). И мы приглашаем к представлению.
2 этап.
«Интеллект-ринг». Разминка.
Ведущий: А теперь разминка для команд. При проведении нашего интеллект-ринга каждый член команды должен ответить на один из вопросов ведущего. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество- 5 баллов. Отвечаем не задумываясь.( по ходу ответов ведущий объявляет правильно или неправильно)
Вопросы для первой команды.
1.Как переводится слово «Конституция» (установление, утверждение) 2.Кто подписывает федеральные законы в стране? (президент) 3.Что означает 49 статья Конституции: презумпция невиновности? (человек невиновен до тех пор, пока судья не вынес приговор о виновности человека 4.Кто обеспечивает единую финансовую, кредитную, денежную политику в стране? (правительство) 5.Когда был введен пост президента в России? (1991 г)
Вопросы для второй команды.
1.Что такое преамбула? (вводная часть правового акта) 2.Верховный главнокомандующий в Российской Федерации? (президент) 3.Кто ратифицирует международные договора? Совет Федерации 4.В какой статье Конституции речь идет одновременно о правах и обязанностях? Ст 43, о праве на образование 5.Назовите первого президента России? Б.Н.Ельцин
Вопросы для третьей команды.
1.Кто является источником власти в нашей стране? Народ 2.Кто объявляет амнистию в стране? Дума 3.Возможно ли повторное осуждение за одно и то же преступление? Нет 4.Статья № 37 Право на труд. Включает ли она для наших граждан обязанность трудиться? Нет 5.Какой закон государства обладает высшей юридической силой? Конституция
Вопросы для четвертой команды.
1. Входит ли местное самоуправление в систему органов власти? Нет 2.Кто выступает гарантом прав и свобод человека? Президент 3.Кто разрабатывает государственный бюджет страны? Правительство 4.Как называется округ, на территории которого мы проживаем? Северо-Западный 5.Как называется форма правления Российского государства? Республика Ведущий: Пока жюри совещается по итогам 2 этапов – внимание на экран.
Заставка «Первые конституционные проекты»
Ведущий: Просим озвучить результаты первых двух этапов.
3 этап
«Вопросы-минутки». Ведущий:Командам будет задано 4 вопроса. (на обсуждение каждого команде дается одна минута, по звуковому сигналу обсуждение начинается и заканчивается). Через минуту каждая команда на листе дает свой ответ. После того, как ответят все команды, на экране- правильный ответ. Максимальное кол-во – 4 балла.
Ведущий: Внимание на экран!
1 вопрос. 39912121 .Вопрос: Что означают эти магические цифры?
Ведущий: А теперь правильный ответ. День принятия Конституции.
2 вопрос. Состоит из 15 членов.5 назначаются Гос. Думой, 5-Советом Федерации, 5-Президентом. О каком органе власти идет речь?
Ведущий: А теперь правильный ответ. Центральная Избирательная комиссия РФ.
3 вопрос. Суд выносит приговор, Президент подписывает указ, Гос. Дума принимает Закон. Как называются решения Правительства?
Ведущий: А теперь правильный ответ. Постановление, распоряжение.
4. В США он называется Конгресс, в Швеции – риксдаг, в Германии – рейхстаг, в Польше – сейм. Как, в соответствии с Конституцией, он называется в нашей стране?
Ведущий: А теперь правильный ответ. Федеральное Собрание.
4 этап
«Язык закона»
Ведущий: Положения Конституции, как и любого другого закона, не может формулироваться случайными словами. Для этого есть специальная терминология. Эти иностранные слова широко употребляются в прессе. Но в Конституции их нет.
Каждая команда получает конверт. В конверте по 3 карточки со словами иностранного происхождения. Вам дается 3 минуты на обсуждение и объяснение. По звуковому сигналу карточки передаются жюри.
Вопрос: Какие понятия в Конституции соответствуют данным словам?
Максимальный балл-3.
1 команда (парламент, импичмент, преамбула)
2 команда (плюрализм, дискриминация, депортация)
3 команда (премьер-министр, инаугурация, парламент)
4 команда (спикер, электорат, импичмент)
Ведущий: А теперь правильный ответ. Внимание на экран. Заставка «слова»
5 этап
Домашнее задание. Конкурс презентаций.
Ведущий: для домашнего задания мы выбрали тему «Права ребенка в российской Конституции». Каждая команда готовила презентацию по данной теме.
Жюри оценивает задание по следующим критериям (соответствие теме, художественное исполнение, правильность и грамотность, защита). Максимальный балл- 4.
6 этап
«А вот и кейс!» (задание по кейс- технологии)
Ведущий: А теперь каждая команда получает по 3 конверта. В первом конверте для вас содержится (кейс) описание ситуации. Во втором – вопросы. , которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации. В третьем- пакет документов ,на которые вы можете опереться. Ваша задача –заполнить за 3 мин предложенную таблицу.За этот конкурс ваша команда может получить до 15 баллов.
Содержимое 1 конверта(кейс).
Первый день Президента.
У Президента РФ очень много обязанностей. Представим, что Некто, только что избранный на этот пост, приступил к их выполнению
В 6 утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину. Нет управление делами президента
В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны. Да ст 83
В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства. Да ст 83( в)
В 8 — он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка. Да( ст 83 г)
8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора. Нет совет федерации (ст 102 з)
В 9 часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями. Да( ст 89 б) В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой. Да (ст 86 б)
В 11 ратифицирует два международных договора. Нет сов фед (ст 106)
В 12 часов : Работает над проектом Государственного бюджета нет правительство( ст 114)
С 13 часов обедает и отдыхает, утверждает изменение границы между Новгородской и Ленинградской областью .Нет Сов Федер (ст 102)
В 15 часов утверждает введение чрезвычайного положения в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов. Нет сов фед (ст 102 в)
В 16 часов звонит министру обороны, приказывает прислать за ним машину, едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора. Нет министр ( ст 114)
В 17 часов назначает нового Председателя Правительства с согласия Государственной Думы да (ст 83 а)
С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов. Да (ст 86)
Содержимое 2 конверта.
Задание:
Вчитайтесь в текст. Постарайтесь выявить
1. нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня на должности ( по 1 баллу за каждое правильно указанное)
2.указать, кто обязан выполнять ошибочно указанные функции
3.Заполнить таблицу.
Содержимое 3 конверта.
Выдержки из Конституции .Главы
Максимальное кол-во баллов- до 15 баллов Время выполнения задания -3 мин.
7 этап
«Черный ящик.»
Ведущий: Конституция 1924 года , ст 70 подробно описывала как должен выглядеть этот важный для государства предмет. Известно, что он должен был содержать 6изображений-серп, молот, земной шар, лучи солнца, колосья, звезду. Что в черном ящике?
1 мин на размышление. Команды по очереди дают ответ.
Ведущий: А теперь правильный ответ. Герб. ( Максимальный балл-2).
8 этап
Ведущий: А теперь конкурс капитанов. Вы знаете, что одним из конституционных прав является право гражданина избирать органы власти. Незадолго до конкурса капитаны получили задание. Мы предложили им высказаться по теме: «Нужно ли ходить на выборы?». Выступления по своим позициям должны подкрепляться аргументами. Капитаны нам сейчас их озвучат. Условия : выступление не более 3 мин, наличие аргументов, убедительность позиции. Максимум- 4 балла .
«Конкурс капитанов». (попс- технология) Приложение
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…»
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Максимальное количество баллов- 4.
Жюри оценивает (время- не более 3 мин, наличие аргументов, убедительность позиции)
9 этап
«Союз нерушимый»
Ведущий:
Название следующего конкурса – "Союз нерушимый…”. Конечно, он будет посвящён вопросам федеративного устройства нашего государства. Мы проживаем в одном из субъектов Федерации – Санкт-Петербурге. Согласно Конституции, каждый субъект федерации имеет свои права и полномочия, но есть такие вопросы, которые являются полномочиями федерального центра. Сейчас вы получите таблицу с вопросами. На каждый вопрос нужно дать только один ответ – да или нет. В вашем распоряжении 2 минуты. Каждая верная позиция оценивается в 1 балл. Максимальная оценка - 6 балла.
Демонстрация слайда с ответами.
Может ли Санкт-Петербург Да или нет
Выпускать свои деньги Нет
Сформировать свою армию Нет
может ли Департамент образования Санкт-Петербурга ввести новые предметы в школе в дополнение к федеральной системе школьного образования?; Да
заключить внешнеторговый договор с Финляндией?; Нет
установить свою таможню на границе с Псковской областью? Нет
сформировать своё правительство? Да
10 этап
Сиквейн. Данное задание можно использовать во время выполнения задания « А вот и кейс»
Ведущий: А теперь дополнительный балл от болельщиков. Сиквейн, задание к которому было получено перед игрой. Надо было составить стихотворение по теме конституция.
Максимальный балл-1.
Ведущий: Вот и подошла к концу наша правовая игра «Знатоки Конституции». Пока жюри подводит итоги, мы хотели бы задать несколько вопросов.
Вам было интересно?
А что было интересно, что нового вы для себя узнали?
Кого бы вы назвали лучшим игроком этой игры?
В настоящий момент в мире Конституция РФ является наиболее современной. Однако, многое из того, что записано в этой Конституции, к сожалению не всегда реализуется. В этом есть и вина россиян, часто не знающих свой Основной Закон, не понимающих, что означает та или иная норма, не умеющих цивилизованно отстаивать свои права. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны, знать которую необходимо каждому гражданину Российской Федерации.
Спасибо за внимание!
11 этап
Подведение итогов. Слово жюри. Обязательно наградить лучшего игрока команды. Присвоить звание «Магистр Конституции».
Приложение.
Кейс- технология ( к заданиям 6 этапа игры)
Краткая справка. Существуют различные обозначения данной технологии обучения, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций (case studies), деловых историй (case stories) и, наконец, просто метод кейсов (case method). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе. Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Обучающийся должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики. Усмотрев и проанализировав сотни не придуманных проблем, Вы «набьете руку» на их решении. Если Вы попадете в аналогичную ситуацию в реальности, то она не поставит Вас в тупик». Различают "полевые" (основанные на реальном фактическом материале) и "кабинетные" (выдуманные) кейсы. Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай. Кроме этого, иногда используется термин «кейс-технологии» как папка с учебными материалами. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Попс- технология ( к заданию 8 этапа)
Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.
В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.
В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Вопросы для «Интеллект- ринга»
1 команда
1.Как переводится слово «Конституция» (установление, утверждение) 2.Кто подписывает федеральные законы в стране? (президент) 3.Что означает 49 статья Конституции: презумпция невиновности? (человек невиновен до тех пор, пока судья не вынес приговор о виновности человека 4.Кто обеспечивает единую финансовую, кредитную, денежную политику в стране? (правительство) 5.Когда был введен пост президента в России? (1991 г)
2 команда
1.Что такое преамбула? (вводная часть правового акта) 2.Верховный главнокомандующий в Российской Федерации? (президент) 3.Кто ратифицирует международные договора? Совет Федерации 4.В какой статье Конституции речь идет одновременно о правах и обязанностях? Ст 43, о праве на образование 5.Назовите первого президента России? Б.Н.Ельцин
3 команда
1.Кто является источником власти в нашей стране? Народ 2.Кто объявляет амнистию в стране? Дума 3.Возможно ли повторное осуждение за одно и то же преступление? Нет 4.Статья № 37 Право на труд. Включает ли она для наших граждан обязанность трудиться? Нет 5.Какой закон государства обладает высшей юридической силой? Конституция
4 команда
1. Входит ли местное самоуправление в систему органов власти? Нет 2.Кто выступает гарантом прав и свобод человека? Президент 3.Кто разрабатывает государственный бюджет страны? Правительство 4.Как называется округ, на территории которого мы проживаем? Северо-Западный 5.Как называется форма правления Российского государства? Республика
Таблица к заданию 9 этапа
Команда - « »
Может ли Санкт-Петербург | Да или нет |
1. Выпускать свои деньги | |
2. Сформировать свою армию | |
3. может ли Департамент образования Санкт-Петербурга ввести новые предметы в школе в дополнение к федеральной системе школьного образования? | |
4. заключить внешнеторговый договор с Финляндией? | |
5. установить свою таможню на границе с Псковской областью? | |
6. сформировать своё правительство? |
_____________________________________________________________________________
Кейс 2
Задание:
Вчитайтесь в текст. Постарайтесь выявить
1. нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня на должности ( по 1 баллу за каждое правильно указанное)
2.указать, кто обязан выполнять ошибочно указанные функции (по 1 баллу за правильный ответ)
3.Заполнить таблицу.
Таблица для задания 6 этапа Кейс.
Время действия | Соответствует или нет | Правильный ответ |
6.00 Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину | ||
7.00 подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны. | ||
7.30 объявляет об отставке Правительства.
| ||
8.00 он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка. | ||
8.30 подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора. | ||
9.00 подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями. | ||
10.00. подписывает договор о торговле между Россией и Канадой. | ||
11.00. ратифицирует два международных договора. | ||
12.00. Работает над проектом Государственного бюджета | ||
13.00. обедает и отдыхает, утверждает изменение границы между Новгородской и Ленинградской областью | ||
15.00. утверждает введение чрезвычайного положения в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов | ||
16.00. часов звонит министру обороны, приказывает прислать за ним машину, едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора. | ||
17.00. назначает нового Председателя Правительства с согласия Государственной Думы | ||
18.00. принимает верительные грамоты иностранных послов. |
Протокол жюри для игры « Знатоки Конституции»
Председатель жюри: Член жюри:
Этапы игры | Команда | команда | команда | команда |
1.Представление команды. Критерии: название девиз символика Макс.балл 3 балла | ||||
2.Разминка. «Интеллект-ринг». Критерии: Правильный ответ – 1 балл Макс. Балл 5 баллов | ||||
3.Вопросы-«Минутки» 4 вопроса Критерии: правильный ответ -1 балл Макс.балл - 4 балла | ||||
4. «Язык закона». Критерии: правильный ответ – 1 балл Макс.балл – 3 балла | ||||
5.Домашнее задание. Конкурс презентаций «Права ребенка в Конституции РФ» Критерии: соответствие теме, художественное исполнение, правильность и грамотность, защита). Максимальный балл- 4. | ||||
6. «А вот и кейс!» (кейс-технология) Критерии: 1 балл за прав ответ + доп .баллы за правильно указанные органы власти в 3 колонке Макс.балл: до 20 баллов | ||||
7. «Черный ящик.» Критерии: правильный ответ Макс.балл- 2 балла | ||||
8.»Конкурс капитанов».(попс- технология) Критерии: (время- не более 3 мин, наличие аргументов, убедительность позиции) Макс.балл -4 балла | ||||
9. «Союз нерушимый» ( о полномочиях субъектов ) Критерии: Каждая верная позиция оценивается в 1 балл Макс.балл: 6 баллов | ||||
Составление сиквейна от болельщиков или стихотворение Макс.балл 1 балл | ||||
Итого: |
Правила написания синквейна
1 строка | Существительное, обозначающее тему синквейна «Конституция» |
2 строка | Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна (Российская, важная) |
3 строка | Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету (обязует, защищает, охраняет) |
4 строка | Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки («Закон суров, но это закон») |
5 строка | Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту (необходимость) |
Примерные выступления капитанов команд по попс-формуле
1 капитан. Выступление против выборов. Тезисы.
- Власть часто далека от народа, не признает над собой ни какого контроля. Граждане РФ не могут воспользоваться конституционными правами. Реальность такова: низкий уровень жизни, недоступность приобретения жилья, очереди в детские сады; страх перед армией; ухудшение здоровья нации; платное образование.
- Накануне выборов некоторые лидеры политических партий дают безответственные обещания такого рода: половина населения скоро станет средним классом; пенсии увеличатся в 4 раза; продолжительность жизни вырастет до 70 лет и т. д.
- Растет разрыв между бедными и богатыми (10% самых богатых россиян имеют доходы в 50 раз больше, чем бедные). Афишируется буйное расточительство избранных.
- Молодежь в РФ не защищена в своих правах: конституция гарантирует не право на труд, а на его свободу, молодые семьи не имеют доступного жилья. Складываются своеобразные ценности и идеалы: большая часть молодежи не считает привлекательной работу, приносящую пользу обществу. Многие хотят быть чиновниками, т. к. это стабильно это растущее содержание, защита государства и карьерный рост.
- Здоровье нации становится все хуже: наркомания поселилась в школе, растет число заболевших СПИДом, туберкулезом (самый высокий уровень в мире в РФ).
- Бесплатное образование в ВУЗах – это декларация: число бюджетных мест сокращается или распределяется по спискам.
- Растут цены на самые необходимые товары, а власти дискутируют по поводу ограничения этого роста. Реальные меры не принимаются.
Выступающий делает вывод о том, на выборы можно ходить, а можно не ходить, потому что для простого народа ничего не измениться. Государственную думу депутаты используют как место, где можно реализовать свои политические амбиции. «Они делают вид, что у нас демократия, а мы делаем вид, что законопослушны», но жизнь от этого не меняется. Выступление ученика-оппонента выражает прямо противоположную точку зрения: избирателям обязательно нужно идти на выборы.
Почему?
АРГУМЕНТЫ:
1)Выборы - это проявление политической культуры общества. Только с помощью выборов мы можем цивилизованно изменить жизнь в стране, и заставить власть работать в интересах народа.
2) Здоровье и богатство связаны, и не связаны. Богатые могут болеть, но среди них есть те, кто занимается спортом – держит форму. Среди бедных существуют любители спиртного, а также те, кто на лыжах бегает, в речке купается. Все здравомыслящие люди, независимо от материального положения, знают о вреде курения, алкоголя, поэтому самостоятельно делают выбор. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам. В последнее время открывается много медицинских учреждений, как на федеральном, так и на местном уровне.
3) С состоянием образования не все однозначно. С 2006 года введено обязательное полное среднее образование. Но кто это оценил? Достаточно посмотреть на «успехи» некоторых учащихся нашей школы: опоздания, пропуски, плохие оценки. А ведь государство взяло на себя огромные расходы, дав учащимся возможность закончить одиннадцать классов. Еще один пример: за последнее время школы полностью оснащены компьютерами и Интернетом, это дает возможность старшеклассникам участвовать в дистанционных формах обучения, олимпиадах, конкурсах. Появились профильные классы и школы, обучаясь в которых выпускники имеют возможность подготовиться в ВУЗы без репетиторов.
4)Высшее образование. Почему все стремятся в ВУЗы: кто может, и кто не может учиться? Нужно ли государству такое количество специалистов с высшим образованием, которое ежегодно выпускают наши ВУЗы? Будут ли выпускники обеспечены рабочими местами? Все знают, что в нашей стране не хватает специалистов-рабочих, но молодые люди выбирают платное обучение в ВУЗах – ведь платят родители.
4) Растут цены на продукты. Мы живем в условиях рыночной экономики, а рынок диктует свои правила, инфляционные процессы неизбежны.
5) Молодежная политика. Есть такая поговорка: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Молодежную политику должна создавать сама молодежь, определяя, что ей интересно и полезно. Ведь сколько бы взрослые не придумывали и не предлагали своих идей, нам это будет не понятным. Вспомним, как проходили выборы президента школьного самоуправления: многие просто не явились, а теперь не довольны, что в школе мало интересных дел.
Завершить свою позицию хочу цитатой: «Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности». На выборы обязательно нужно идти!
Документы Кейс 3. «Консультант-Плюс: средняя школа»
Глава 4 .Президент Российской Федерации.
Статья 81
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Президент Российской Федерации:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент Российской Федерации:
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
Статья 91
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Глава 5. Федеральное Собрание
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Глава 6. Правительство Российской Федерации
1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.
1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
1 команда
(парламент, импичмент, преамбула)
2 команда
(плюрализм, дискриминация, депортация)
3 команда
(премьер-министр, инаугурация, парламент)
4 команда
(спикер, электорат, импичмент)
1.Парламент-Федеральное Собрание, представительный и законодательный орган Российской Федерации ст 94
2.Импичмент-процедура отрешения президента от должности ст 93
3.Преамбула- введение, вводная часть
4.Плюрализм-идеологическое и политическое многообразие ст 13
5.Дискриминация- любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Ст 19
6.Депортация- выдача другим государствам лиц, обвиняемых в совершении преступлений. Ст 61,63
7. премьер-министр- Председатель Правительства Российской Федерации ст110
8.Инаугурация-вступление в должность Президента, принесение присяги Президентом. ст 82.
9.Спикер-Председатель Государственной Думы ,С.Е.Нарышкин. ст 101
10. Электорат- круг избирателей.ст 32
1 команда _____________________________________________________
Парламент-
Импичмент-
Преамбула –
2 команда__________________________________________________________
Плюрализм-
Дискриминация-
Депортация-
_____________________________________________________________________________
3 команда_______________________________________________________
Премьер-министр-
Инаугурация-
Парламент-
4 команда________________________________________________________________
Спикер-
Электорат-
Импичмент-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»
Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:• расширение и...
Методическая разработка внеклассного мероприятия посвященное 20-летию Конституции Российской Федрации
Задача данного мероприятие - подведение итогов работы учащихся 9 класса по созданию исследовательско-правовых проектов по изучению Конституции РФ. Учащиеся класса были предварительно распределены по л...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, "Заседание музыкального клуба". Автор: Головина М.В., учитель музыки МБОУ "Гимназия №24" г. Калуги.
Представленный в методической разработке сценарий написан для проведения внеклассного мероприятия, которое предназначено для 9-10 классов. Его целью стало знакомство учащихся с малоизвестными ст...
Внеклассное мероприяти. посвященное 77- летию Приморского края "Знаток края"
Внеклассное мероприятие интегрированное (история + обществознание), посвящено 77 - летию образования Приморского края. Включен региональный компонент, использование ИКТ. Разработка предназначена препо...
Внеклассное мероприятие посвященное 25 летию Конституции Р.Ф.
мероприятие нацелено на формирование гражданкой компетентности учащихся, развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях. Позволяет закрепить знания по основам Конституционного сторя ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию Победы
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию Победы...
методическая разработка внеклассного мероприятия посвящённого 20 летию конституции
Внеклассное мероприятие построенное в форме игры "Умники и умницы"...