Конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Быковских павел Александрович

 

Тема: «Понятие социальной мобильности Виды мобильности в обществе».

 

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.

 

 

Цель и задачи: раскрыть содержание понятия социальной мобильно­сти, ее видов и каналов.

 

Основное содержание: социальная мобильность, виды социаль­ной мобильности, индивидуальная мобильность, механизм социальной инфильтрации. 

 

 

Базовые понятия: понятие социальной мобильности, виды социаль­ной мобильности, индивидуальная мобильность, механизм социальной инфильтрации, групповая мобильность, каналы восходящей вертикальной мобильности, маргиналы и маргинальность, депривация.

 

Средства обучения: учебник по обществознанию.

 

Тема: «Понятие социальной мобильности Виды мобильности в обществе».

 

План изложения нового материала:

1.    Понятие и виды социальной мобильности.

2.    Каналы вертикальной мобильности.

 

Изложение нового материала.

1. Анализ иерархической структуры общества показывает, что она не является застывшей. В ней постоянно происходят колебания и перемещения, как по горизонтали, так и по вертикали. Изменение ста­туса индивида или группы называется социальной мобильностью. Не­ожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюб­ленный сюжет народных сказок - хитроумный нищий вдруг становит­ся богачом, бедный принц - королем, а трудолюбивая Золушка выхо­дит замуж за принца, тем самым резко повысив свой статус и престиж.

Человеческая история складывается не столько из индивиду­альных судеб, сколько из движения человеческих групп. На смену зе­мельной аристократии эпохи Средневековья приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из со­временной индустрии представителями так называемых «белых ворот­ничков» (инженерами, программистами, операторами и т.д.). Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину социальной пирамиды одних и опуская других.

 

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься, и никто не хочет опускаться вниз по социальной лестнице. Как правило, восхождение ~ явление добро­вольное, а нисхождение - принудительное.

Существуют различные виды социальной мобильности. Их классификацию можно отразить в следующей схеме:

 

СХЕМА СТР. 4.

 

Вертикальная мобильность означает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости  от направления перемещения существует восходящая мобильность (подъем, движение вверх) и нисходящая мобильности и социальный спуск, движение вниз). Примеры: повышение в должном является восходящей мобильностью; увольнение, разжалование - снисходящей.

 

Горизонтальная мобильность является переходом индивида от одной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

 

Пример: перемещение из католиков в православные, гражданства в другое, из одной семьи в другую. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность, которая означает не изменение статуса, а простое перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примеры: туризм переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия па дру­гое и т.д. Если к перемене места обитания добавляется перемена стату­са, то географическая мобильность превращается в миграцию.

 

Различают мобильность индивидуальную и групповую . Инди­видуальная мобильность — это переход индивида из одного статуса другой, который происходит независимо от других индивидов Исследования, проводившиеся в 70-х годах, показали, что до 40 % служа­щих, как в России, так и в США имеют пролетарское происхождение. Таким образом, на мобильность индивида в обществе наибольшее влияние оказываю не социальное положение родителей, а собственные достижения в обучении. П. Сорокин в 1927 г. в книге «Социальная мо­бильность» сделал тот вывод, что большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед. В це­лом, несмотря на разницу политических режимов, и в СССР, и в США уровень индивидуальной мобильности оказался достаточно высоким, охватив до 70 - 80 % населения. В процессе возвышения индивида ме­жду себе подобными существуют множество факторов (каналов мо­бильности): социальное происхождение, уровень полученного образо­вания, национальность, способности (умственные и физические), воле­вые качества, место жительства, выгодный брак. Интенсивность инди­видуальной мобильности, таким образом, может зависеть не только от внешних переменных, но и от индивидуально-психологических свойств и особенностей личности. Уже сам по себе, семантически, термин «мобильность» (подвижность) предполагает социально актив­ную личность, осуществляющую целенаправленную деятельность, ориентированную на успех. Детерминантой такой деятельности явля­ется достаточно высокий уровень мотивации, который и порождает энергию, с которой индивид стремится достигнуть более высокого ста­туса в жизни.

Мобильность индивида в обществе осуществляется благодаря механизму социальной инфильтрации (букв. - просачивание, процежи­вание). Графически данный механизм можно представить в виде схемы:

 

СХЕМА СТР. 5.

 

Групповая мобильность - это перемещение, которое происхо­дит коллективно, целой группой. Она имеет место тогда, когда пони­жается общественная значимость класса, сословия, касты или иной со­циальной группы. Всемирная и отечественная история предоставляет массу конкретных примеров этой формы мобильности. Октябрьский переворот в 1917 г. привел к власти партию большевиков - основате­лей нового высшего класса - номенклатуру (партийную бюрократию). Каста брахманов в Древней Индии стала высшей социальной стратой в результате долгой и упорной борьбы с кастой кшатриев. В античной Греции, в результате проведения реформ Солона (VI в. до н.э.), в част­ности так называемой «сисахфии» (букв.  стряхивание бремени), мно­гие греки-афиняне, попавшие в рабство за долги, были избавлены от него и, в итоге, получили статус свободных граждан.

Как показал на огромном историческом материале П. А. Соро­кин, факторами, повлиявшими на групповую мобильность, являются:

•     социальные революции;

•     иностранные интервенции;

•     межгосударственные войны;

•     военные перевороты;

•     смена политических режимов;

•     замена старой конституции новой;

•     крестьянские восстания;

•     междоусобные войны аристократических родов;

•     создание империй.

2. П.А. Сорокину также принадлежит наиболее полное описа­ние каналов вертикальной мобильности, т.е. путей, по которым инди­виды перемещаются в направлении вверх и вниз, совершая переходы из одной страты в другую. В качестве каналов вертикальной мобиль­ности, согласно П.А. Сорокину, выступают социальные институты: се­мья, школа, церковь, армия, собственность.

 

Семья становится одним из каналов восходящей мобильности при условии вступления в брак представителей различных социальных страт. Обычно в европейском обществе была достаточно распростра­нена такая форма брака по расчету. Исключением из правил являлся древнеримский закон, согласно которому свободная женщина, вышед­шая замуж за раба, сама становилась рабыней. Семья, в качестве кана­ла социальной мобильности, осуществляет функции отбора, определе­ния и наследования социального статуса. Родители, занимающие высо­кий социальный статус, всегда заботятся о том, чтобы их дети получа­ли соответствующее этому статусу воспитание и образование. Таким образом, семейный статус становится своеобразной гарантией консер­вации существующей системы стратификации.

Школа как институт образования и воспитания подрастающего поколения практически во все века являлась каналом социальной мо­бильности. Однако ее значение в процессе формирования социальных страт не всегда было одинаковым. В ряде современных обществ, пре­доставляющих своим гражданам равные возможности в получении об­разования, в наибольшей степени проявляется такая характеристика мобильности как ее интенсивность, которую следует понимать как оп­ределенное количество индивидов, изменивших свой статус в верти­кальном или горизонтальном направлении.

Церковь как канал вертикальной мобильности в современных обществах не имеет такого значения, которое он имел в средние века. П.А. Сорокин, проанализировав биографии 144 римских пап, устано­вил, что 55 из них (около 38%) вышли из низших и средних слоев. Та­кой достаточно высокий уровень мобильности объясняется действием католического института целибата (безбрачия), в результате которого после смерти того или иного должностного лица освободившийся пост занимали новые лица. Церковь в средние века являлась каналом не только восходящей, но и нисходящей мобильности. В ходе деятельно­сти органов инквизиции были извержены и уничтожены многие враги католицизма, среди которых были представители как низших, так и высших сословий общества.

Армия в качестве канала мобильности в основном функциони­рует в военное время, когда существуют физические потери среди ко­мандиров. В истории, правда, были примеры, когда формирование ко­мандного состава интенсивно проводилось в периоды отсутствия воен­ных действий (например, репрессии против кадровых офицеров Крас­ной Армии в 1937 - 1938 гг.).

Собственность в виде накопленного движимого и недвижи­мого имущества, а также финансовых средств обладает широкими воз­можностями в процессе преодоления социальной дистанции. Деньги, а также их товарный и иной эквивалент стали приобретать доминирую­щее значение, начиная с эпохи позднего средневековья. Богатство стало обладать большей ценностью, чем аристократическое происхождение. В современных обществах определенное количество денег определяет статус индивида или семьи в системе социальной стратификации.

Социальная мобильность ставит индивида в условия необхо­димости адаптации к новой социокультурной среде. Человек, утратив­ший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший вос­принять нормы и ценности новой для него социальной группы, оказы­вается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Вообще понятие маргиналъности используется в различных областях социаль­но-гуманитарного знания - экономике, правоведении, психологии, фи­лософии и т.д. В социологии и социальной психологии под маргинальность понимается промежуточное положение индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, группе, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование. Маргинальная личность или группа находится на границе двух культур или субкультур и имеет некоторую идентификацию с каждой из них.

В современной социологии популярным является тезис о мар­гинализации огромных масс российского общества, что было вызвано падением отечественного производства, усиливающейся безработицей, обнищанием широких социальных слоев, деградацией морали. В усло­виях российской действительности маргинализация больших групп общества происходит в силу невиданной поляризации населения по уровню доходов, материального благосостояния. Имеет место явление, которое социологи именуют депривацией - фактическим ущемлением конституционных прав многочисленных социальных групп.

Одним из социально-психологических последствий деривации является усвоение бедными слоями населения таких стандартов поведения, которые не могут быть признаны социально одобряемыми. Восприятие социальной действительности у них в основном сводится к негативным оценкам происходящих событий. Перманентное чувство пессимизма и отчаяния выводит обездоленное население на фрустрационный поведенческий уровень.

Домашнее задание.

1.   § 27, вопросы и задания на стр. 195.

2.   Анализ текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй урок по обществознанию поводится в форме игровой ситуации для закрепления материала, который был пройден на первом уроке.

 

План урока:

1. Социальный статус.

2. Социальная мобильность и ее виды.

® Изучение новой темы начинаем с игровой ситуации. Пусть учащиеся называют любого известного им человека, а другие разъясняют сущность его социального статуса. Победителем оказывается тот, после выступления которого в течение 3-х се­кунд не последует предложение новой кандидатуры для анализа или не будет дан этот анализ.

Итак, ученики вспоминают, что социальный статус пред­ставляет собой позицию человека в социальной структуре группы или общества. Статусный набор каждого человека ин­дивидуален.

® Класс делится на 4 группы, каждая из которых в течение 3-х минут готовит рассказ из фильма, детективной истории, сказки или известного произведения классики, современной ли­тературы о неожиданных изменениях статуса людей (был бед­ным — стал богатым; или наоборот и т. д.).

Группа экспертов в это время анализирует материал учебни­ка (с. 51—53). После выступлений представителей каждой груп­пы эксперты поясняют классу:

а) О каком виде социальной мобильности идет речь? (Вер­тикальная предполагает перемещение из одной страты в дру­гую либо по восходящей линии, либо по нисходящей; горизон­тальная — из одной социальной группы в другую: был врач — стал учитель; был гражданин РФ — стал подданный Велико­британии.)

б)  Что значит групповая и индивидуальная мобильность? О какой мобильности с этой точки зрения идет речь?

При подготовке к анализу ответов учеников эксперты рисуют наглядную модель социальной мобильности.

Учеников всегда интересуют вопросы: как можно достичь успеха в жизни, продвигаясь по каналам вертикальной мобиль­ности?

Данный вопрос целесообразно разъяснить самому учителю (показать, каким образом в военное время молодые офицеры получали быстрое продвижение по службе; каким образом зна­ния, получаемые в школе, взаимосвязаны с поступлением в престижные вузы, получением хороших профессий и т. д.; ка­кое значение может оказать брак на социальное продвижение личности).

Ученикам предлагается прочитать отрывок из исследований П. Сорокина «"Выскочки" и монархи» (с. 55 учебника).

Вопросы

1)  Как различаются общества с точки зрения вертикальной мобильности?

2) Сопоставьте данные о мобильности в различных регионах мира и сделайте некоторые выводы.

В конце урока подводятся итоги. (Существуют разные виды социальной мобильности, главными каналами которых высту­пают армия, церковь, школа, семья, собственность.)

Д/з: § 6, вопросы и задания к параграфу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Понятие социальной мобильности Виды мобильности в обществе».

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.

 

Цель и задачи: раскрыть содержание понятия социальной мобильности, ее видов и каналов.

Основное содержание: социальная мобильность, виды социальной мобильности, индивидуальная мобильность, механизм социальной инфильтрации.  

Базовые понятия: понятие социальной мобильности, виды социальной мобильности, индивидуальная мобильность, механизм социальной инфильтрации, групповая мобильность, каналы восходящей вертикальной мобильности, маргиналы и маргинальность, депривация.

Средства обучения: учебник по обществознанию.

Тема: «Понятие социальной мобильности Виды мобильности в обществе».

План изложения нового материала:

1.    Понятие и виды социальной мобильности.

2.    Каналы вертикальной мобильности.

Изложение нового материала.

1. Анализ иерархической структуры общества показывает, что она не является застывшей. В ней постоянно происходят колебания и перемещения, как по горизонтали, так и по вертикали. Изменение статуса индивида или группы называется социальной мобильностью. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок - хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, тем самым резко повысив свой статус и престиж.

Человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения человеческих групп. На смену земельной аристократии эпохи Средневековья приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современной индустрии представителями так называемых «белых воротничков» (инженерами, программистами, операторами и т.д.). Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину социальной пирамиды одних и опуская других.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься, и никто не хочет опускаться вниз по социальной лестнице. Как правило, восхождение ~ явление добровольное, а нисхождение - принудительное.

Существуют различные виды социальной мобильности. Их классификацию можно отразить в следующей схеме:

СХЕМА СТР. 4.

Вертикальная мобильность означает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости  от направления перемещения существует восходящая мобильность (подъем, движение вверх) и нисходящая мобильности и социальный спуск, движение вниз). Примеры: повышение в должном является восходящей мобильностью; увольнение, разжалование - снисходящей.

Горизонтальная мобильность является переходом индивида от одной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Пример: перемещение из католиков в православные, гражданства в другое, из одной семьи в другую. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность, которая означает не изменение статуса, а простое перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примеры: туризм переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия па другое и т.д. Если к перемене места обитания добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Различают мобильность индивидуальную и групповую . Индивидуальная мобильность — это переход индивида из одного статуса другой, который происходит независимо от других индивидов Исследования, проводившиеся в 70-х годах, показали, что до 40 % служащих, как в России, так и в США имеют пролетарское происхождение. Таким образом, на мобильность индивида в обществе наибольшее влияние оказываю не социальное положение родителей, а собственные достижения в обучении. П. Сорокин в 1927 г. в книге «Социальная мобильность» сделал тот вывод, что большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед. В целом, несмотря на разницу политических режимов, и в СССР, и в США уровень индивидуальной мобильности оказался достаточно высоким, охватив до 70 - 80 % населения. В процессе возвышения индивида между себе подобными существуют множество факторов (каналов мобильности): социальное происхождение, уровень полученного образования, национальность, способности (умственные и физические), волевые качества, место жительства, выгодный брак. Интенсивность индивидуальной мобильности, таким образом, может зависеть не только от внешних переменных, но и от индивидуально-психологических свойств и особенностей личности. Уже сам по себе, семантически, термин «мобильность» (подвижность) предполагает социально активную личность, осуществляющую целенаправленную деятельность, ориентированную на успех. Детерминантой такой деятельности является достаточно высокий уровень мотивации, который и порождает энергию, с которой индивид стремится достигнуть более высокого статуса в жизни.

Мобильность индивида в обществе осуществляется благодаря механизму социальной инфильтрации (букв. - просачивание, процеживание). Графически данный механизм можно представить в виде схемы:

СХЕМА СТР. 5.

Групповая мобильность - это перемещение, которое происходит коллективно, целой группой. Она имеет место тогда, когда понижается общественная значимость класса, сословия, касты или иной социальной группы. Всемирная и отечественная история предоставляет массу конкретных примеров этой формы мобильности. Октябрьский переворот в 1917 г. привел к власти партию большевиков - основателей нового высшего класса - номенклатуру (партийную бюрократию). Каста брахманов в Древней Индии стала высшей социальной стратой в результате долгой и упорной борьбы с кастой кшатриев. В античной Греции, в результате проведения реформ Солона (VI в. до н.э.), в частности так называемой «сисахфии» (букв.  стряхивание бремени), многие греки-афиняне, попавшие в рабство за долги, были избавлены от него и, в итоге, получили статус свободных граждан.

Как показал на огромном историческом материале П. А. Сорокин, факторами, повлиявшими на групповую мобильность, являются:

•     социальные революции;

•     иностранные интервенции;

•     межгосударственные войны;

•     военные перевороты;

•     смена политических режимов;

•     замена старой конституции новой;

•     крестьянские восстания;

•     междоусобные войны аристократических родов;

•     создание империй.

2. П.А. Сорокину также принадлежит наиболее полное описание каналов вертикальной мобильности, т.е. путей, по которым индивиды перемещаются в направлении вверх и вниз, совершая переходы из одной страты в другую. В качестве каналов вертикальной мобильности, согласно П.А. Сорокину, выступают социальные институты: семья, школа, церковь, армия, собственность.

Семья становится одним из каналов восходящей мобильности при условии вступления в брак представителей различных социальных страт. Обычно в европейском обществе была достаточно распространена такая форма брака по расчету. Исключением из правил являлся древнеримский закон, согласно которому свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней. Семья, в качестве канала социальной мобильности, осуществляет функции отбора, определения и наследования социального статуса. Родители, занимающие высокий социальный статус, всегда заботятся о том, чтобы их дети получали соответствующее этому статусу воспитание и образование. Таким образом, семейный статус становится своеобразной гарантией консервации существующей системы стратификации.

Школа как институт образования и воспитания подрастающего поколения практически во все века являлась каналом социальной мобильности. Однако ее значение в процессе формирования социальных страт не всегда было одинаковым. В ряде современных обществ, предоставляющих своим гражданам равные возможности в получении образования, в наибольшей степени проявляется такая характеристика мобильности как ее интенсивность, которую следует понимать как определенное количество индивидов, изменивших свой статус в вертикальном или горизонтальном направлении.

Церковь как канал вертикальной мобильности в современных обществах не имеет такого значения, которое он имел в средние века. П.А. Сорокин, проанализировав биографии 144 римских пап, установил, что 55 из них (около 38%) вышли из низших и средних слоев. Такой достаточно высокий уровень мобильности объясняется действием католического института целибата (безбрачия), в результате которого после смерти того или иного должностного лица освободившийся пост занимали новые лица. Церковь в средние века являлась каналом не только восходящей, но и нисходящей мобильности. В ходе деятельности органов инквизиции были извержены и уничтожены многие враги католицизма, среди которых были представители как низших, так и высших сословий общества.

Армия в качестве канала мобильности в основном функционирует в военное время, когда существуют физические потери среди командиров. В истории, правда, были примеры, когда формирование командного состава интенсивно проводилось в периоды отсутствия военных действий (например, репрессии против кадровых офицеров Красной Армии в 1937 - 1938 гг.).

Собственность в виде накопленного движимого и недвижимого имущества, а также финансовых средств обладает широкими возможностями в процессе преодоления социальной дистанции. Деньги, а также их товарный и иной эквивалент стали приобретать доминирующее значение, начиная с эпохи позднего средневековья. Богатство стало обладать большей ценностью, чем аристократическое происхождение. В современных обществах определенное количество денег определяет статус индивида или семьи в системе социальной стратификации.

Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации к новой социокультурной среде. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой для него социальной группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Вообще понятие маргиналъности используется в различных областях социально-гуманитарного знания - экономике, правоведении, психологии, философии и т.д. В социологии и социальной психологии под маргинальность понимается промежуточное положение индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, группе, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование. Маргинальная личность или группа находится на границе двух культур или субкультур и имеет некоторую идентификацию с каждой из них.

В современной социологии популярным является тезис о маргинализации огромных масс российского общества, что было вызвано падением отечественного производства, усиливающейся безработицей, обнищанием широких социальных слоев, деградацией морали. В условиях российской действительности маргинализация больших групп общества происходит в силу невиданной поляризации населения по уровню доходов, материального благосостояния. Имеет место явление, которое социологи именуют депривацией - фактическим ущемлением конституционных прав многочисленных социальных групп.

Одним из социально-психологических последствий деривации является усвоение бедными слоями населения таких стандартов поведения, которые не могут быть признаны социально одобряемыми. Восприятие социальной действительности у них в основном сводится к негативным оценкам происходящих событий. Перманентное чувство пессимизма и отчаяния выводит обездоленное население на фрустрационный поведенческий уровень.

Домашнее задание.

1.   § 27, вопросы и задания на стр. 195.

2.   Анализ текста.

Второй урок по обществознанию поводится в форме игровой ситуации для закрепления материала, который был пройден на первом уроке.

 

План урока:

1. Социальный статус.

2. Социальная мобильность и ее виды.

® Изучение новой темы начинаем с игровой ситуации. Пусть учащиеся называют любого известного им человека, а другие разъясняют сущность его социального статуса. Победителем оказывается тот, после выступления которого в течение 3-х секунд не последует предложение новой кандидатуры для анализа или не будет дан этот анализ.

Итак, ученики вспоминают, что социальный статус представляет собой позицию человека в социальной структуре группы или общества. Статусный набор каждого человека индивидуален.

® Класс делится на 4 группы, каждая из которых в течение 3-х минут готовит рассказ из фильма, детективной истории, сказки или известного произведения классики, современной литературы о неожиданных изменениях статуса людей (был бедным — стал богатым; или наоборот и т. д.).

Группа экспертов в это время анализирует материал учебника (с. 51—53). После выступлений представителей каждой группы эксперты поясняют классу:

а) О каком виде социальной мобильности идет речь? (Вертикальная предполагает перемещение из одной страты в другую либо по восходящей линии, либо по нисходящей; горизонтальная — из одной социальной группы в другую: был врач — стал учитель; был гражданин РФ — стал подданный Великобритании.)

б)  Что значит групповая и индивидуальная мобильность? О какой мобильности с этой точки зрения идет речь?

При подготовке к анализу ответов учеников эксперты рисуют наглядную модель социальной мобильности.

Учеников всегда интересуют вопросы: как можно достичь успеха в жизни, продвигаясь по каналам вертикальной мобильности?

Данный вопрос целесообразно разъяснить самому учителю (показать, каким образом в военное время молодые офицеры получали быстрое продвижение по службе; каким образом знания, получаемые в школе, взаимосвязаны с поступлением в престижные вузы, получением хороших профессий и т. д.; какое значение может оказать брак на социальное продвижение личности).

Ученикам предлагается прочитать отрывок из исследований П. Сорокина «"Выскочки" и монархи» (с. 55 учебника).

Вопросы

1)  Как различаются общества с точки зрения вертикальной мобильности?

2) Сопоставьте данные о мобильности в различных регионах мира и сделайте некоторые выводы.

В конце урока подводятся итоги. (Существуют разные виды социальной мобильности, главными каналами которых выступают армия, церковь, школа, семья, собственность.)

Д/з: § 6, вопросы и задания к параграфу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...