Рабочая программа по обществознанию 9 класс коррекции
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Аешина Наталья Юрьевна

Рабочая программа  разработана для 8 класса, является преемственной по отношению к программе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеева.- «Обществознания» ("Просвещение".2018 год).

Специальные   (коррекционные)    классы    VII    вида    в общеобразовательных учреждениях осуществляют образование обучающихся в объеме основного общего образования, базового уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон  от 21.12.2012г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897.
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв.  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. 3 189, зарегистрированного в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993). Изменения № 3 в СанПиН 24.2.2821-10 от 24.11.2015г.
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Оссорская СОШ» (приказ № 137/3 – л/ш  от 28.08. 2015г.)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28.12.2018 года «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Оссорская СОШ» (приказ  №70/2 л/ш от 23.05.2014г.);
  • Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения  ФГОС. (приказ № 19 – л/ш  от04.02. 2016г.)

«Рабочая программа по обществознанию 9 класса  составлена   на основе авторской программы  по обществознанию – под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеева ("Просвещение".2018 год).

   Для реализации программы используется учебно-методический комплекс (далее - УМК), выпускаемым издательством «Просвещение». Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.

  1.  Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеева.- учебник «Обществознания» ("Просвещение".2018 год).
  2.  Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки к УМК Л.Н. Боголюбова. ФГОС, 2019 г.
  3. Тесты по обществознанию. 9 класс. К учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И. «Обществознание. 9 класс». ФГОС, 2018 г

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1час в неделю).

Рабочая программа  разработана для 8 класса, является преемственной по отношению к программе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеева.- «Обществознания» ("Просвещение".2018 год).

Специальные   (коррекционные)    классы    VII    вида    в общеобразовательных учреждениях осуществляют образование обучающихся в объеме основного общего образования, базового уровня.

«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Для этих целей выделяется курс,  который включает в себя общеобразовательные предметы, адаптированные  для  обучающихся VII вида  -  для детей компенсирующего обучения.

Цель программы:  дать целостное представление об обществе,  в  котором живем, основных сфер общественной жизни, о  процессе восприятия социальной (в том числе  правовой) информации и определения собственной позиции;  правовой культуры, основы политических  знаний, способности к самоопределению и самореализации.

 Задачи программы:

 - создание условий для социализации личности;

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой  и  политической  культуры;

- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

Программой предусмотрено проведение:

  1. контрольных работ 6;

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования), технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной   жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание курса  «Обществознание» в 9 классе. (34 ч)

Глава 1. Политика (12 ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Глава 2. Право (22 ч)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 б КЛ (34 ч )

2019-2020 уч. гг.

Дата

Кол-во часов

Название темы

Основное содержание

термины

Использование ИКТ

Примечание

план

факт

Глава 1. Политика (12 ч)

1

1

Введение

повторение терминов за курс 8 класса, общие представления об обществознании. Знакомство с учебником

Презентация

2

1

Политика и власть

Особенности политики; роль политики в жизни общества; роль СМИ и политика. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

власть, политика, общество, государство. 

Презентация

3

1

Государство.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

власть, государство, суверенитет, форма правления, монархия и республика, форма государственного устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация

Презентация

4/5

2

Политические режимы

Виды  и особенности политических  режимов. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм. 

Презентация

6

1

Правовое государство

Основные понятия правового государства. Смысл положения «Право выше власти»  Признаки правового государства.

Явления общественной жизни, возникновение и развитие правового государства

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

В чьих руках находится власть в государстве. Теории права, факторы возникновения государства. Определения понятия «государство».

Смысл положения «Право выше власти» Возникновение и развитие правового государства . Схема «Ценности государства».

государство, правовое государство, социальное государство, верховенство закона, права и свободы человека. разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. 

Презентация, электронные таблицы

Презентация

7

1

Правовое государство

8

1

Гражданское общество и государство

Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Местное самоуправление

гражданское общество, политика, политическая партия, права человека, правовое государство, социальное государство, рыночная экономика. собственность, социальная политика, сферы жизни общества, экономическая система, легитимность власти, местное самоуправление

Презентация

9

1

Участие граждан в политической жизни

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

гражданин, права и свободы человека, естественные права, гражданские чувства и мотивы. гражданственность, всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование, референдум, 

Презентация

10

1

Политические партии и движения

Общественно-политические движения;

Политические партии, различия партий и движений

Общественно-политические движения;

Политические партии России на данный момент

права человека, политические права, политические партии. общественные движения, цель, социализации, мобилизация, элита, идеология, плюрализм, многопартийность.

Презентация

11

1

Политические партии и движения

Презентация

12

1

Контрольная

работа по теме «Политика»

Тест

Глава  2. Право (22ч)

13

1

Роль права в жизни человека, общества и государства.

Анализ контрольной работы

понятие права; история развития отечественного права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Отрасли права

социальные нормы, мораль, право, закон, конституция, отрасль права, институты права. 

Презентация

14

1

Правоотношения и субъекты права

Сущность и особенности правоотношений, субъекты правоотношений

Сходство и отличия правоотношений от других социальных отношений

правоотношение, правоспособность, дееспособность, эмансипация, физические лица, юридические лица

Презентация

15

1

Правонарушения и юридическая ответственность

Признаки  и виды правонарушений; виды юридической ответственности; презумпция невиновности

правонарушение, противоправность, действие. Бездействие, деяние, вина, прямой и косвенный умысел. Неосторожность, проступок, юридическая ответственность

Презентация

16

1

Правоохранительные органы

Структура правоохранительных органов; принципы правосудия

правоохранительные органы, МВД, ФСБ, прокуратура. адвокатура, нотариат, суд, суд присяжных, правопорядок, законность.

Презентация

17

1

Контрольная

работа по теме: «Правоохранительные органы»

Тест

1819

2

Конституция РФ.

Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация  прав и свобод человека. Полномочия президента, судов, Федерального собрания

конституция, закон, преамбула, референдум, конституционный строй, суверенитет, 

Презентация

20

1

Основы конституционного строя   РФ

Что конституция:

- обладает высшей юридической силой;

- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина;

- базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических.

республика, демократия, федерация, социальное государство, светское государство, плюрализм, легитимность, гуманизм, 

Презентация

21

1

Контрольная работа по теме «Конституция»

Тест

2223

2

Права и свободы человека и гражданина

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

билль, хартия, декларация, конвенция, пакт, ООН, дискриминация, стандарт.

Презентация

24

1

Гражданские правоотношения

Сущность гражданского права, виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних, защита прав потребителя

имущество, движимое и недвижимое имущество, имущественные отношения, гражданские правоотношения, лицо физическое, юридическое лицо. собственность, право владения, право пользования, право распоряжения, частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, 

Презентация

25

1

Контрольная

работа по теме «Права и свободы человека и гражданина. Гражданские правоотношения»

Тест

26

1

Право на труд. Трудовые правоотношения

Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель.

трудоустройство, трудовое право. Физическое лицо. Юридическое лицо, предприятие. Трудовой договор, рабочее время, время отдыха, заработная плата, безработица, дисциплина труда.. 

Презентация

27

1

Семейные правоотношения

Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы  счастливого детства. Права и обязанности супругов.  Имущественные отношения супругов

семья, брак, ЗАГС, личное имущество супругов, совместно нажитое имущество. Брачный договор, правоспособность, дееспособность, алименты, усыновление, опека, попечительство. 

Презентация

28

1

Административные правоотношения

Основные черты административного права, административные правонарушения и наказания

административное право, административные правоотношения, административная ответственность

Презентация

29

1

Уголовно – правовые отношения

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

юридическая ответственность, уголовная ответственность, преступление, вина. Невинность, необходимая оборона, уголовное наказание.

Презентация

30

1

Социальные права

Социальные права.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Социальная политика государства.

Право на жилище и жилищные правоотношения.

Право на социальное обеспечение.

права человека, социальные прав, пакт, социальное государство, социальное обеспечение

Презентация

31

1

Контрольная

работа по теме: «Отрасли права»

Тест

32

1

Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов Сущность, источники и основные положения МГП. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. I – IV Женевские конвенции и Дополни-тельный протокол I. Комбатанты.

Международный комитет Красного Креста. Ответствен-ность за нарушение норм МГП.

международное гуманитарное право, война, вооружённый конфликт, жертвы войны, комбатанты, гражданские объекты, конвенция, военные преступления

Презентация

33

1

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Закон РФ « Об образовании».

Конвенция о правах ребёнка и Конституция РФ о праве на образование.

Устав школы.

образование, закон, конвенция, культурные ценности, самовоспитание, самообразование, общее и профессиональное образование, гуманизация образования, устав.

Презентация

34

1

Контрольная

работа по теме: «Право»

Тест

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательной сферы учащихся 2-5 классов с трудностями в обучении.

В ряде случаев нарушение речи является не первичным дефектом, а проявляется на фоне органического поражения коры головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития, при к...

рабочие программы+КТП 1 класс коррекция VIII вид

Рабочие программы  составлены на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под редакцией...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 9 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.9 класс»

      Данная рабочая программа по обществознанию для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ра...