Разработка урока обществознание "Символы России, города Ельни Смоленской области""
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
Учащиеся знакомятся с символами своей Родины -РФ, своей малой Родины- города Ельни Смоленской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.ur_._simvoly_rf_g.elnifom.g.a.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Ельнинская средняя школа №2 им. К.И.ракутина
Открытый урок по обществознанию
в 5 классе
Тема: «Символы России, города Ельни».
Автор-составитель: учитель истории и обществознания
Фоменкова Галина Алексеевна
г. Ельня, 2015 г.
Урок обществознания в 5 классе
по теме: «Государственные символы России, города Ельни».
Цели урока: 1. закрепить, обобщить и проконтролировать знания и УУД обучающихся по теме «Государственные символы России, города Ельни».
2. Актуализировать понятия: «гимн», «герб», «флаг» РФ и города Ельни, «конституция», «субъект Федерации», «гражданин», «патриот», «патриотизм».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний с использованием элементов урока - проекта и урока «открытия» новых знаний.
Технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, поэтапного формирования умственных действий, индивидуального и коллективного проектирования, ИКТ-технологии, технологии дифференцированного обучения.
Решаемые проблемы: 1.Какое значение для государства и субъекта Федерации имеют государственные символы. 2.Почему так важно их знать? 3.Что такое патриотизм и что эначит быть патриотом.
Планируемые образовательные результаты:
Метапредметные УУД:
А) коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, обмениваться знаниями между членами группы, отстаивать свою точку зрения,
Б) познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
В) регулятивные: составлять план последовательности действий при ответе, подготовке презентации.
Личностные УУД: мотивировать обучающихся:
- сознательно организовывать и регулировать свою деятельность на уроке;
- владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией,
- сотрудничать в парной работе, уважая мнения других;
-представлять результаты своей деятельности в различных формах (презентация, сообщение),
- решать творческие задачи,
Предметные УУД:
- овладение целостными представлениями о символах России, родного края;
- способность применять понятийный аппарат;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных современных источников, раскрывая ее познавательную ценность.
Научатся: - выбирать средства достижения цели, самостоятельно искать и выделять необходимую информацию (Р); давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления (П), осознавать себя частью своей Родины – России, Ельни (Л).
Получат возможность научиться: определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения (К), формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала (Л), к созидательному участию в общественной жизни своей школы, города (Л), формировать российскую гражданскую идентичность: патроотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину (Л).
Основные понятия: герб, флаг, знамя, гимн, конституция, субъект Федерации, гражданин, патриот, патриотизм.
Оборудование урока: Карта РФ, Смоленской области, изображение флага и герба РФ и СССР; Конституция РФ, музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна, песни: «С чего начинается Родина», песня И.Талькова « Россия», презентации к уроку.
План урока:
1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний (конституция, субъект Федерации). 3. Учитесь быть достойными гражданами РФ, города Ельни. 4. Символы современной России (флаг, герб, гимн); 5.Символы города Ельни (флаг, герб). 6. Подведение итогов. Рефлексия. 7. Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Я рада встрече с вами.
2. Актуализация знаний обучающихся. Звучит запись песни «С чего начинается Родина».
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)
О чем эта песня, какими чувствами она пронизана? ( Выслушать детей).
Ребята, а с чем еще вы еще ассоциируете нашу Родину? Семья, друзья, город Ельня, родители, школа, одноклассники и т.д.
А зачем я ее включила? Значит тема нашего сегодняшнего урока – Россия, Российская Федерация (Слайд с картой РФ)
Вопрос к ученикам: Ребята, что означает слово «Федерация»?
(Федерация (от лат.) = союз, объединение. Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет.)
Что она объединяет? Давайте посмотрим на карту. (Предложения детей)
Субьекты - т.е. части Российской Федерации.
Вопрос к ученикам: Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской Федерации? (ответы детей)
Субъекты = края, области, республики, автономные округи, города.
Слово учителя: несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют равные права. Давайте зафиксируем это в схеме:
Права
Субъект ====== Субъект
Какие права у субъектов РФ: (ответы обучающихся)
1.Право иметь свою территорию. Вопрос к ученикам: Ребята, а в каком субъекте РФ живем мы с вами? (Слайд: карта Смоленской области).
2.Право иметь свой герб и флаг. (Слайд: Флаг и герб Смоленской области).
3.Право обучать детей на родном языке.
3. Учись быть достойным гражданином РФ, своего родного города.
Кто такой гражданин?
Что значит быть патриотом своей страны, города? (обучающиеся дают определение и приводят примеры того, что они могут сделать для своей страны, города)
Объявляется тема урока: «Государственные символы России, Ельни», его цели и задачи.
Я предлагаю вам начать заполнять на уроке и продолжить дома следующую таблицу, где вы запишете всё, что знаете, узнали и хотите знать о России, Ельне и их символах, достопримечательностях…
ЗНАЮ | УЗНАЛ(А) | ХОЧУ УЗНАТЬ |
4. Символы современной России
Зачем нам всем необходимо знать о символике нашего государства, нашей малой Родины? (Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.
Любое современное государство имеет конституцию, гимн, флаг и герб. Это главные символы каждого государства. (Обучающиеся дают определения государственных символов).
- Когда сложились современные символы России? Однако почти все были признаны официальными символами сравнительно недавно.
-Почему? (Россия только недавно стала независимым, самостоятельным государством).
До этого существовал Советский Союз, составной частью которого была наша страна. СССР имел собственные государственные символы (учитель показывает флаг и герб СССР). Современной России потребовались новые символы.
А) Государственный флаг: обучающиеся дают описание флага Российской Федерации», принятом Государственной Думой 8 декабря 2000 года (презентация):
«Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3»
Ещё в 1989 г. в Москве и Ленинграде демонстранты во время митингов стали поднимать трёхполосное бело-сине-красное знамя. Во время августовского путча 1991 г. в Москве над Белым домом и в других местах взвились бело-сине-красные полотнища. Вскоре знамя стало государственным флагом РФ.
В августе 1991 г. Верховный Совет РСФСР постановил считать трёхполосное знамя официальным национальным флагом России. 22 августа было постановлено считать Днём государственного флага РФ.
Что означают цвета флага? (сообщение учащегося): На Руси белый цвет означал чистоту, мир, правду, добро. Синий (небесный) – веру, верность. Красный – огонь, смелость, честность, красоту. Российский триколор появился ещё в конце XVII в. при Петре I. Тогда он стал флагом торгового флота России. После долгого перерыва в конце XX столетия триколор стал знаменем новой России.
Б) Герб – это отличительный знак города или государства (3 минуты – презентация учащегося).
Российский герб - четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. В правой — скипетр, в левой — держава.
На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник, святой воин Георгий Победоносец, в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея.
Герб РФ был утверждён в декабре 2000 г. и является наследником того герба, который имела Россия, начиная с конца XV в. до 1917 г. Изображение герба является официальной эмблемой РФ, демонстрирует её суверенитет.
Появился двуглавый орёл и драконоборец на печати Ивана III в 1497 г. С тех пор герб продолжал развиваться, дополняться и изменяться – в соответствии с требованиями каждой из исторических эпох.
- Где помещается изображение герба? (На зданиях правительства, суда, государственной Думы и иных правительственных зданиях, официальных документах, паспортах, государственных печатях, пограничных столбах, боевых знаменах воинских частей, штандарте (флаге) Президента РФ и проч.).
- Как вы оцениваете возвращение старого российского герба?
(Ответы могут быть разными. Попросите учеников обосновать свой ответ).
Вывод: в своё время в двуглавом орле видели символ российской империи. После революции и прихода к власти большевиков в 1917 г. этот символ стали повсеместно уничтожать. Однако для нашего поколения это знак суверенности России
В). Ещё один государственный символ России – это её гимн. Что такое гимн?
Гимн – это торжественное песнопение. Гимн России – это торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины. Звучит музыкальную запись гимна РФ, все встают.
- Что можно сказать о современном гимне России? (Он торжественен, проникнут чувством гордости за отчизну и т.д.)
- Нравится ли он вам? Чем именно?
Споры и дискуссии вокруг современного гимна были вызваны тем, что в своей основе он восходит к гимну Советского Союза (лишь несколько изменены слова). Часть общества его не приняла. Однако независимо от исхода споров мы обязаны знать слова и музыку гимна, помнить, что это - один из символов нашей страны и достойно вести себя при его исполнении. В первую очередь это означает, что при исполнении гимна мы должны встать. Мужчины при этом снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным.
5. Символы города Ельни.
Ребята, мы с вами живём в Смоленской области. Смоленск - древний город, основанный в 863 году, это город-герой. Ельня тоже древний город, основанный в1150 году, имеющий богатую историю. Город Ельня тоже имеет свои символы. Какие?
Теперь мы поговорим о символах Ельнинского края (презентации и рассказы учащихся):
Герб города Ельни Смоленского наместничества утвержден в 1780 году: В верхней части щита герб Смоленский, в нижней части "три дерева в белом поле, означающие имя сего города.
В 1863 году подготовлен проект нового герба Ельни: "В серебряном щите 3 зеленых ели:1 и 2.Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружён золотыми колосьями, соединёнными Александровской лентой".
Со временем в герб вносились изменения, но решением Совета депутатов городского поселения от 20.08.2010 №40 был восстановлен герб в историческом виде и в форме, которая соответствует требованиям сегодняшнего дня. "В серебряном поле на зеленой земле три зеленые с черными стволами ели. Щит увенчан золотой башенной короной о трех видимых зубцах, имеющей золотой обруч, с двумя обнаженными, скрещенными за короной, серебряными клинками с золотыми рукоятями. Щит обрамлен лентой ордена Отечественной войны I степени»
Флаг Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области (презентация и рассказ учащегося):
Прямоугольное белое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, с изображением трех зеленых с черными стволами елей, и вдоль нижнего края - зеленую полосу в 1/5 полотнища; ели расположены на фоне полосы и как бы вырастают из неё. Орденская лента может крепиться к древку флага, подчеркивая значительные заслуги города.
Белый цвет (серебро) - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Зеленый цвет - символ природы, здоровья, молодости, развития. Черный цвет - символ плодородия, скромности, мудрости
.Ельня - город Воинской Славы с 2007 года. В 2011 году в серии "Города воинской славы" вышла монета с изображением герба Ельни. Как и у всех городов воинской славы, в гербе за муниципальной короной размещены два меча.
6.Подведение итогов. Рефлексия.
1. Когда трехцветный флаг был восстановлен в России? (1991 г.)
2. Что символизируют цвета российского флага? (белый цвет означал чистоту, мир, правду, добро. Синий (небесный) - веру, верность. Красный — огонь, смелость, честность, красоту)
3. О чем свидетельствует приспущенный государственный флаг или прикрепленная к древку черная лента? (Это свидетельство скорби всего государства и делается в дни всенародного траура)
4. В каких случаях звучит гимн? (торжественных случаях. Например, при вступлении в должность руководителей органов государственной власти, во время проведения торжественных ритуалов, мероприятий и праздников).
5. Откуда к нам пришел двуглавый орёл? (из Византийской империи).
6. Всадник с копьем на гербе, кто это? (Святой Георгий - Победоносец)
А теперь начнём заполнять нашу таблицу, что же вы еще нового узнали на уроке о символах России, Ельни ( под исполнение песни « Солнечный круг».)
7. Итог урока. Домашнее задание:
Сегодня мы повторили главные символы России, нашего родного города Ельни.
Все мы должны их знать и почитать, поскольку они воплощают, прежде всего современную Россию, в которой все мы живём.
Наш урок подходит к завершению, мне бы хотелось узнать ваше мнение об уроке.
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке, анализирует оценки.
На дом творческое задание – составить кроссворд о символике России и Ельни. Заполнить таблицу «Знаю, узнал, хочу узнать»
Завершается урок песней И.Талькова « Россия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "Старый немецкий город"
Данный урок был дан в рамках конкурса "Учитель года", на незнакомом классе. Урок построен на материале УМК Шаги, 5 класс, с использованием элемента проектной работы (создание макета родного города). П...
Разработка урока "Мой родной город" 6 класс
Урок английского языка в 6 классе по теме "Мой родной город" с применением электронной презентации и интерактивной доски SmartBoard....
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Справка МКУ"Информационно-методический центр" города Вязьмы Смоленской области
Справка о выступлениях на заседаниях заместителей директоров по УВР, участии в качестве члена жюри на конференции "Школа-Наука-Вуз"...
Справка МКУ"Информационно-методический центр" города Вязьмы Смоленской области
Справка МКУ"Информационно-методический центр" города Вязьмы Смоленской области...
Презентация к уроку обществознания "Символы России, города Ельни"
Презентация знакомит учащихся с символами РФ, Ельни, Смоленской области...
Проект урока по изобразительному искусству в 6 классах по теме: «Морской пейзаж. Образ водной стихии в искусстве», учителя МБОУ «Средняя школа № 2», города Гагарин, Смоленской области, Марковой О.А.
Конспект урока создан в рамках внедрения проектной технологии в систему обучения. Основной задачей обучающихся является создание проекта морского пейзажа в технике живопись.Цель: Познакоми...