"Экспериментальное обоснование эффективности модели формирования нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни посредством преподавания уроков обществознания и ведения внеклассной деятельности"
опыты и эксперименты по обществознанию (8, 9 класс)
Данное экспериментальное обоснование эффективности модели формирования нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни посредством преподавания уроков обществознания и ведения внеклассной деятельности является органичным продолжением теоретической подготовки учащихся к созданию семьи в рамках выбранной автором методической темы. В исследовании представлены проектируемые результаты деятельности и полученные результаты в ходе проведения автором эксперимента, апробированного в течение двух лет и представленного в динамике в 8-9-ых классах общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lashchuk_-_attestatsiya_opyty_i_eksperimenty.docx | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальное обоснование эффективности модели формирования нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни посредством преподавания уроков обществознания и ведения внеклассной деятельности
Проведенное в рамках курса «Обществознание» экспериментальное исследование состояло из констатирующего эксперимента (до и после проведения исследования) и формирующего эксперимента.
В эксперименте участвовало 144 учащихся 8-9 классов (74 учащихся экспериментальной группы классов, где я преподаю, и 70 учащихся контрольной группы из иной школы Санкт-Петербурга). Экспериментальная группа состояла из учащихся классов, в которых я преподаю.
На этапе констатирующего эксперимента проводилась диагностика этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни. Нами разработан комплекс методик, направленных на исследование выше перечисленных компонентов этико-психологической готовности учащихся к браку.
До и после проведения исследования использовались: методика «Незаконченные предложения», сочинения и анкеты школьников на темы: «Мое настоящее», «Мое будущее», «Жизненный план», «Смысл жизни», «Счастье», «Семья», «Моя семья», «Что дает семья?», «Ценности семьи», «Нравственные нормы брака», «Что необходимо для счастливой семейной жизни?», «Модель благополучной семьи», «Я - будущий семьянин», «Я - будущий родитель», «Модель моей будущей семьи», «Что такое любовь?», «Идеал любви», «Мой идеал жены и мужа», «Мой идеал матери и отца». Данные методики, сочинения и анкеты были направлены на определение уровня выделенных показателей. Экспериментальные данные по показателям мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, действенно-практического и интеллектуально-познавательного компонентов этико-психологической готовности к семейной жизни были обработаны методом контент-анализа.
Для подтверждения результатов контент-анализа использовались субъективные оценки этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни, отражающие их функциональную грамотность, компетентность и образованность в этих вопросах. Субъективные оценки были получены на основании анкетирования (анкеты «Как вы полагаете, что дала вам школа для создания собственной семьи?», «Подготовленность к созданию собственной семьи») и тестирования (методика «Жизненные ориентации выпускников школы», тест Т. Лири, направленный на изучение межличностных отношений и взаимного восприятия).
В результате обобщения данных, полученных до начала формирующего эксперимента, выяснилось: 45% учащихся экспериментальной и контрольной групп считают себя хорошо подготовленными к созданию собственной семьи (из них 15% отмечают, что к семейной жизни их подготовила школа), 28% - подготовлены на среднем уровне, 27% - плохо подготовлены. Для учащихся 8-9-ых классов характерны различные уровни развития этико-психологической готовности к семейным отношениям.
Высокий уровень мотивационно-ценностного компонента наблюдается у 16% девушек и 15% юношей, эмоционально-волевого - у 14% девушек и 21% юношей, действенно-практического - у 7% девушек и 10% юношей, интеллектуально-познавательного - у 15% .девушек и 14% юношей.
У 65% учащихся наблюдается недостаточная значимость ценности «дружная семья», у 74% школьников отмечается принижение значимости ценности «любимый человек». Адекватное понимание любви как многосмыслового многогранного состояния (направленности на другого) наблюдается у 36% девушек и 29% юношей, ориентация на потребность быть любимым(-ой) у 60% девушек и 34% юношей. Ориентация на понимание любви как сексуального влечения отмечается у 4% девушек и 37% юношей.
У 23% девушек и 19% юношей контрольной и экспериментальной групп выявлено наличие особенностей поведения, свидетельствующих о недостаточной сформированности коммуникативной компетентности.
Статистическая проверка экспериментальной и контрольной групп на однородность с использованием критерия Пирсона (критерия согласия распределений) в основном показала отсутствие достоверных различий между группами. Анализ состава групп по гендерному признаку показал наличие достоверных различий по ряду параметров.
В целом у трети учащихся можно отметить невысокий уровень этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни.
Как показали предварительные результаты, в настоящий период времени в недрах родительской семьи подготовка молодежи к семейной жизни осуществляется недостаточно, носит в основном стихийный характер. Существующая сегодня традиционная система обучения также не предполагает подготовку к будущему супружеству и, соответственно, не формирует этико-психологическую готовность школьников к семейной жизни. В этой связи мною была разработана и апробирована модель формирования этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни. Формирование модели по изучаемому вопросу может предполагать создание и учет ряда педагогических условий, а именно:
- модуль 1 – теоретическая подготовка учащихся (изучение основ психологических знаний;
- модуль 2 – тренинг коммуникативной компетентности, необходимой в семейной жизни;
- модуль 3 – реализация компетентностного и аксиологического подходов в обучении;
- модуль 4 – использование технологий личностно-ориентированного обучения учащихся;
- модуль 5 – консультирование учащихся;
- модуль 6 – организация работы с родителями учащихся.
Проектируемые результаты:
1 .Сформированность ценностной доминанты на семье (мотивационно - ценностный компонент этико-психологической готовности к браку).
2. Адекватное понимание любви как многосмыслового многогранного состояния, основы брака (эмоционально - волевой компонент).
3. Коммуникативная компетентность (действенно - практический компонент).
4. Знания, необходимые для создания и укрепления семьи (интеллектуальнопознавательный компонент).
Теоретическая подготовка старшеклассников и тренинг коммуникативной компетентности были осуществлены посредством соответствующей работы на уроках обществознания, создания и апробации внеклассных занятий, направленных на формирование этико-психологической готовности молодежи к семейной жизни.
Внеклассные занятия координируют достижение метапредметных образовательных результатов готовности учащихся к семейной жизни в рамках совместной деятельности учащихся и учителя, которая реализуется в процессе решения ситуационных заданий.
В ходе эксперимента посредством использования компетентностного и аксиологического подходов возможно формирование ценностной доминанты на семье и любви как основе брака, а также формирование коммуникативной компетентности и самостоятельности в принятии решений в сложных семейных ситуациях. Раскрытие ценностного содержания семейно-брачных отношений стало возможным также в ходе изучения данного вопроса в других учебных дисциплинах; истории, литературы и др.
Ценностное содержание семейно-брачных отношений было представлено через систему понятий: мотивация к созданию семьи, духовно-нравственные нормы брака, ценностные ориентации, семейные ценности, родительский пример и его направленность, любовь как направленность на другого, ожидания и притязания супругов, коммуникативная компетентность, способы разрешения конфликтов в семье, психология личности, взаимоотношения юношей и девушек, психология семейных отношений.
Эффективность этико-психологической подготовки учащихся к семейной жизни стала возможна, на наш взгляд, за счет перевода этих понятий в «личностный смысл» деятельности школьников, что становится возможным при использовании в образовательном процессе технологий личностно-ориентированного обучения.
Использование учителями в работе технологий личностно-ориентированного обучения предполагает:
- проведение психолого-педагогических семинаров с учителями, задействованными в работе по представленным темам;
- создание в школе учебно-методического комплекса, направленного на формирование этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни.
Консультирование учащихся по данной проблематике проводилось как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Организация работы с родителями включала в себя психологическое и педагогическое консультирование.
Взаимодействие педагога-консультанта с родителями предполагало актуализацию ценностей, жизненных смыслов, установок и коррекцию родительско-детских взаимоотношений. Также с родителями был проведен всеобуч и тренинговые занятия, направленные на формирование навыков конструктивного взаимодействия, которые могут стать образцом для подражания их детьми.
После апробации модели проводилась итоговая диагностика этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни.
Сравнительный анализ показателей этико-психологической готовности школьников к семейной жизни в экспериментальной и контрольной группах позволил констатировать, что у учащихся экспериментальной группы наблюдается положительная динамика уровня формирования всех показателей этико-психологической готовности к браку. Динамику данной готовности возможно проследить на основе контент-анализа полученных результатов до и после проведения исследования (см. табл.). Контент-анализ включал в себя определение объема высказываний (в %) по заданным категориям и единицам анализа.
Динамика формирования этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни в экспериментальной группе
Критерии | Достоверность различий в группе девушек | Достоверность различий в группе юношей |
Мотивационно-ценностный компонент этико-психологической готовности к семейной жизни: - желание вступить в брак - ориентация на пожизненность супружеских уз - ориентация на преобладание духовного общения над физическим - стремление к идеалу семейного счастья - умение определять собственные жизненные ориентации, строить жизненный план, рассуждать о смысле жизни, цели жизни, счастье - понимание роли мужа как защитника семейства - осознание ответственности мужа за духовно-нравственное состояние членов семьи - понимание роли жены как хранительницы домашнего очага - понимание роли жены как помощницы мужа, душевной опоры мужа - ориентация на духовные потребности семьи - понимание отцовства как моральной опоры семейства - понимание роли матери в привитии детям доброты и сердечности - ориентация на воспитание в детях доброты, сочувствия, сострадания, справедливости и честности - понимание влияния на детей личного примера и авторитета родителей - отрицательное отношение к абортам | p<0,01 н/з p<0,05 н/з p<0,05 н/з p<0,01 н/з p<0,05 н/з н/з p<0,05 н/з н/з p<0,01 | p<0,01 p<0,01 н/з p<0,05 p<0,05 p<0,01 p<0,01 p<0,01 p<0,05 p<0,05 p<0,05 н/з p<0,05 p<0,05 p<0,05 |
Эмоционально-волевой компонент этико-психологической готовности к семейной жизни: - понимание необходимости душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата - готовность к исполнению роли эмоционального психотерапевта - доминанта на значимом другом (способности любить) | p<0,05 p<0,01 p<0,05 | н/з p<0,01 p<0,05 |
Действенно-практический компонент этико-психологической готовности к семейной жизни: - умение выделять положительные качества другого человека - умение слушать человека, уважение его взглядов, способность понимать переживания другого человека, прощать его недостатки - женственность (мужественность) в поведении - способность брать на себя ответственность - тенденция добросердечности, доброжелательности - тенденция отзывчивости, тактичности, склонности к заботе о близких, умения уступать - согласованность ролевых ожиданий и притязаний в браке - умение моделировать возможные семейные ситуации и предлагать способы их решения | p<0,05 p<0,05 p<0,01 p<0,01 p<0,01 p<0,01 p<0,05 p<0,05 | p<0,05 н/з p<0,01 p<0,01 p<0,01 p<0,01 p<0,05 p<0,05 |
Интеллектуально-познавательный компонент этико-психологической готовности к семейной жизни: - наличие представлений о психологии личности - наличие знаний о взаимоотношениях юношей и девушек - понимание природы эгоизма, знание как преодолеть эгоизм - понимание типичных ошибок воспитания в семье | p<0,01 p<0,05 н/з н/з | p<0,01 н/з p<0,05 p<0,05 |
Высокий уровень мотивационно-ценностного компонента наблюдается уже у 38% девушек и 40 % юношей, эмоционально-волевого - у 32% девушек и 38% юношей, действенно-практического - у 22% девушек и 28% юношей, интеллектуально-познавательного - у 33% девушек и 32% юношей.
Динамика результатов, полученных методом контент-анализа подтверждается результатами, полученными в ходе проведения методик («Как вы полагаете, что дала вам школа для создания собственной семьи?», «Подготовленность к созданию собственной семьи», тест Т. Лири). По самооценкам учащихся отмечается существенное влияние представленной модели на формирование этико-психологической готовности учащихся к браку.
У 34% учащихся экспериментальной группы наблюдается повышение значимости ценностей «дружная семья» и «любимый человек». Наблюдается повышение выраженности ориентации на другого человека и снижение выраженности ориентации на понимание любви как сексуального влечения. В экспериментальной группе улучшились показатели коммуникативной компетентности, необходимой для гармоничной семейной жизни.
В целом у трети учащихся улучшился уровень этико-психологической готовности к семейной жизни.
Выраженная динамика результатов в экспериментальной группе позволяет рекомендовать разработанную нами модель формирования этико-психологической готовности к семейной жизни для школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обществознания в 9 классе по теме:"Нравственные основы брака и семьи"
Способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям, родителям, традициям через живое общение с семейной парой, живущей 58 лет, священником церкви Святой Троицы Дмитрием, создание проек...
Информационный лист педагогичесского опыта по теме: «Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся в средней общеобразовательной школе на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора работающего в должности преподавателя – организатора ОБЖ МБОУ «Староникольская СОШ» Красногвардейского района Оренбургской области»....
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
В статье рассмотрены результаты (полученные в ходе экспериментальнойпроверки в 6-х и 8-х классах средней общеобразовательной школы) применения раз-работанной автором методической модели формирования р...
Опыт работы по теме «Формирование нравственных основ личности воспитанника детского дома как важнейшее условие социальной зрелости гражданина».
Формирование нравственных основ личности у воспитанников детского дома....
Анкеты для выявления готовности обучающегося к семейной жизни.
Составленные анкеты помогут выявить отношение обучающегося к созданию в будущей семьи,выяснить отношение молодежи к браку,выявить умение обучающихся правильно выстраивать отношения в семье...
"Формирование нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни в рамках курса обществознания"
В публикации представлены теоретические аспекты нравственной и этико-психологической подготовки школьников к семейной жизни и к пониманию нравственных основ брака и семьи учащимися посредством уроков ...
Методика "Незаконченные предложения" на тему "Нравственные основы брака и семьи" в рамках курса "Обществознание", модифицированная Лащук Н.Н.
Представленная методика может быть использована на уроках обществознания, психологии, во внеурочной деятельности, в работе педагога-психолога, является опросником, направленным на исследование системы...