урок обществознания в 9 классе по теме:"Нравственные основы брака и семьи"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Барабаш Татьяна Михайловна

Способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям, родителям, традициям через живое общение с семейной парой, живущей 58 лет, священником церкви Святой Троицы Дмитрием, создание проектов  каждым учащимся "Моя родословная", анкетирование жителей села на выяснение отношения людей к наиболее острым ситуациям в семейно - брачной сфере. Особая роль матери, мамы в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznaniya_9_klass.doc111.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya_k_uroku.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

Урок обществознания в 9 классе

Тема «Нравственные основы брака и семьи»

на межмуниципальном семинаре 30.04.2010 года

(Барабаш Т.М., учитель обществознания )

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л.Н.Толстой

Цели:

1.Ознакомить  учащихся с понятиями:

*духовное здоровье человека;

* семейный долг;

* брачный союз;

* нравственные  основы брака и семьи.

2.Продолжить формирование:

* умений анализировать дополнительную литературу к уроку:

* делать выводы;

* работать по тексту учебника;

* чувства ответственности

3.Способствовать воспитанию  у  учащихся уважения к семейным ценностям и традициям, родителям;

Оформление :

- музыка «Родительский дом»

- презентация « Нравственные основы  любви, брака и семьи»

- репродукции  картин

- высказывания философов, ученых, писателей

- плакаты «Вся семья вместе – так и душа на месте», «При солнышке тепло, при матери – добро»

- схема «Составные части здоровья»

- карточки «мораль», «Любовь», «семья», «семейный долг», «Брак»

-исследования учащихся в папках

- фотографии родителей, бабушек и дедушек.

Сегодня у нас почетные гости :

священник отец Дмитрий

Семейная пара Погребные Антонина Степановна и Михаил Ипатьевич,

ХОД УРОКА:

I.Оргмомент.

(Приветствие, готовность к уроку, чистота, температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски).

II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Роль морали в жизни человека и общества»:

1.Внимательно прочитайте и подготовьте развернутый ответ (подготовка к ГИА)

-Как мораль регулирует деятельность людей?

-почему человеку необходимо оценивать свои поступки?

-почему общественное мнение  очень важно для человека?

2.Продолжите:

-«золотое правило …(нравственности(морали)»;

-«когда стремятся к человечности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к ….(глупости)»

III.Новая тема «Нравственные основы  брака и семьи»

План.

1.Любовь и мораль.

2.Брак, семья и мораль.

3.Семейный долг.

4.Духовное здоровье.

Задача для учащихся:

А).выяснить, зачем встречаются любовь и  мораль.

Б).бывает ли гармония противоположностей

В).жениться легко, а быть женатым?

Г).как мужчина может стать человеком?

Оценки сегодня выставляться не будут.

1..Рассказ учителя о браке и семейном долге (на фоне песни о любви)PRIPEV.mp3

             У вас уже был урок о «самом утреннем из чувств», о чём идет речь?

Верно - о любви. Безусловно, тема любви неисчерпаема, её не охватишь никаким количеством занятий, потому что каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждёт её, стремится к ней. И нет у людей более сильного чувства. Ни страх, ни жадность, ни зависть, ни злобная ненависть – ничто не одолеет любви. Будем же за это благодарны жизни и судьбе нашей. Поскольку мы изучаем вопросы морали, давайте  порассуждаем о связи морали и любви. Вы уже знаете, что мораль ориентируется на идеал, вспомните, что такое идеал - это стремление к совершенству.             

            Любовь – это тоже стремление к идеалу. Более того, когда мы влюбляемся, наша любовь становится живым воплощением идеала, который уже существует сегодня. Влюбившись, мы начинаем видеть и ценить в любимом человеке то, чего подчас другие не видят и не ценят. Порой мы так  преувеличиваем его достоинства, что  не видим недостатков. Вдохновившись идеалом любви, мы пишем музыку, стихи, картины, обогащая человеческую культуру, так как идеал любви рождает прекрасные чувства, очищает нас от грубости, пошлости, жадности, жестокости. Духовное здоровье – это наш внутренний мир, переживания, размышления, совесть и также любовь.

 А возвышение души – это и есть нравственное очищение, приближение к моральному идеалу. Вот так и встречаются  идеал любви и идеал морали.

Вывод:  ЛЮБОВЬ - чувство высокоморальное.

            Любовь является высшей ценностью морали, потому, что она несет людям мир и спокойствие, помогает сотрудничеству разных людей и служит человеческому прогрессу. Однако человечество не раз пыталось отказаться от завоеваний, добытых умами и сердцами предков. Римляне снесли  греческие храмы, варвары разрушили римские термы, воинствующие атеисты уничтожили русские церкви. Все эти деяния сопровождались падением общей культуры, ущербом для здоровья нации.  В настоящее время восстанавливаются храмы, церкви, монастыри,  так как всем понятно, что без духовного начала – нет будущего у страны, у молодежи.

Презентация о нашей Церкви Во имя Святой Троицы. Церковь Троицы.ppt

Слайд 1.История создания церкви

Слайд 2.Восстановление церкви.

        А еще любовь – это духовный союз влюбленных. Влюбленные ценят такие благородные качества, как долг и верность, порядочность и постоянство, честность и взаимное доверие. Конечно, у любви есть и своя черная тень – ревность. Ревность способна толкнуть человека на безрассудный поступок, но здесь на помощь приходит мораль, которая призывает к добру и милосердию, учить терпеть и прощать. В мучениях любви и ревности только мораль остается главной опорой души человека.

   Любовь приводит  влюбленных к брачному союзу и в историю человечества входит ещё одна семья. Вот на эту тему и поговорим, взглянув на неё с позиции морали.

Двое входят в помещение ЗАГСа (что это такое?) знакомыми людьми, а выходят законными супругами. Регистрация (официальная запись) брака в соответствии с семейным кодексом РФ – есть юридическая (т.е.законная, правовая) основа брака.

       Брак – добровольный союз мужчины и женщины, основанный на любви и уважении, который закрепляется государством.

А теперь вопрос: можно ли юридический акт считать моральной основой брака?

Законное оформление брака не всегда  означает, что с моральной стороной всё в порядке (против воли одной из сторон).

Тогда что же всё-таки является моральной (нравственной) основой брака?

      ЛЮБОВЬ!  Действительно, многие считают, что только любовь является высшей моральной основой (или как говорят, моральным законом) супружества. Согласно православному учению о семье, настоящий брак есть духовное таинство.

Предоставляем слово отцу Дмитрию:

          Еще у брака есть такая моральная основа, которая ни у кого не вызывает сомнений и споров – семейный долг. Взаимоуважение, взаимопомощь, забота, содействие благополучию семьи (ст.31 Семейного кодекса РФ)- составляют основу семейной жизни. Может быть даже главную основу : ведь если не исполнять семейного долга, если утратить чувство Чести и Совести, то рушится всё: и любовь, и брак, и семья,

             Семья- союз людей, основанный на кровных и родственных отношениях, а также на законных отношениях, таких как брак или усыновление.

Презентация «Нравственные основы любви, брака и семьи» Нравственные основы.ppt

Слайд 1. «Нравственные основы брака и семьи»

Слайд 2. Любовь и мораль – стремление  к  идеалу

Слайд 3.Любовь – нравственное очищение

Слайд 4. Любовь – свадьба и развод ( дружба и воспитание)

Слайд 5.Брак, семья, мораль

Слайд 6.Семейный долг

              Главная особенность семьи - чувство любви и привязанности, объединяющая  её членов. Недаром в пословицах и поговорках говорится,  как хорошо себя чувствует каждый член семьи, когда в ней царит лад и дружба ( плакат на стене; папки учащихся)

« Вся семья вместе так и душа на месте»; « На что и клад, коли  в семье лад»;

 «Любовь да совет – так и горя нет».

Оздоровительный момент -  физкультурная пауза «Для улучшения мозгового кровообращения»(приложение)

             3.Проверим вашу любознательность:

-На Руси бытовало гадание: связывали хвостами петуха и курицу и сажали под решето. Если перетягивала курица, это означало…Что?

(вечный  семейный вопрос: кто в доме хозяин? На Руси он решался просто. Гадали на петухе и курице. Перетянет петух –мужской верх, перетянет курица- быть мужу под башмаком всю жизнь.)

-Именно так называли на Руси пару лошадей или волов. Запряженных в одну упряжку.

(Супруги – находящиеся в одной упряжи. Лошадей сопрягает ярмо, людей –печать в документе)

-Именно такой брачный возраст устанавливал Судебник, принятый в 1550 году.А каков он сейчас?

(по Судебнику 1550г. Выходить замуж полагалось в 12 лет, а жениться в 15. Сейчас в 18 лет по Семейному кодексу РФ).

                Во все времена семья считалась важным элементом общества ( государством  в государстве), так как именно благодаря семейному воспитанию от поколения к поколению передавались правила поведения ( моральные нормы) в обществе, навыки, прививались ценности культуры. Обозримое будущее общества также  не мыслится без семьи. Главное её предназначение состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись всё новые поколения, развивалось общество. Современная семья состоит , как правило, из супругов и детей. Поэтому говорят, что семья есть морально-правовой союз мужчины и женщины.

           Все семьи разные, но есть черты, которые делают их похожими. В семье живут родители и дети  -  это 2-х поколенные семьи. А если в семье живут и бабушки и дедушки - это 3-х поколенные семьи. Такие семьи  были весьма распространены в России, особенно  в сельской местности, такой как наше село Малое Перекопное, которому более 360 лет. Семейный уклад влияет на здоровье людей.  

     

Семейная жизнь определяет здоровье членов семьи как прямо, так и косвенно. Отношения в семье, от которых зависит самочувствие её членов, называют психологическим климатом семьи. Вы проводили  анкетирование  среди жителей  на выяснение отношения людей к  наиболее острым ситуациям в семейно-брачной сфере (результаты в папке). Выводы

             Известно, что счастливые  в браке живут дольше, болеют реже. Режим, распорядок дня членов семьи – один из важнейших показателей образа жизни. В семьях, где неблагоприятный психоэмоциональный климат, дети чаще болеют язвой желудка, хроническими   гастритами. Нарушение режима отдыха, сна, питания в семье приводит к развитию у большинства членов семьи ряда заболеваний: сердечно-сосудистых, нервно-психических, нарушений обмена веществ. Данные вопросы мы с вами рассматривали также  на уроках ОБЖ, экологии.

            Если семья крепкая и дружная, в ней легко и приятно жить. В ней царят радость и любовь. Но такой семья не становится сама по себе. Счастье в дом приносят сами люди. От них зависит семейный мир и согласие, покой и порядок, физическое, духовное и социальное здоровье всех членов семьи.

             

Для каждого человека  семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает,  прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своём доме. У нас присутствует семейная пара  Погребных, которые вместе уже 58 лет, имеют троих детей, шестерых внуков и правнучку.                                

Вопрос гостям:

Что лежит, уважаемые гости, в основе ваших семейных отношений?

Рассказ о духовном начале и физическом здоровье (долголетии)

Делаем вывод:

Таким образом, благополучие  счастливых семей держится на:

Во – первых, на любви мужа и жены. Каждый человек в течение своей жизни обязательно испытывает это чувство. Говорят, любовь не вечна. Это так, но если она была, то не исчезает без следа. Любовь перейдет в прекрасные отношения дружбы и уважения. Дети, рожденные в таких семьях, - счастливые дети.

Во-вторых, счастливый брак, действительно, держится на материальном достатке семьи. Жилье, наличие денег и т.д.- все это влияет на прочность семьи, но это во-вторых. на первом месте – ЛЮБОВЬ. Извините за напоминание: теперь, чтобы безбедно жить, нужно учиться для себя, для будущей семьи.

В-третьих, благополучие семьи держится на детях, точнее на отношении детей к своим родителям.

Учитель: С давних пор людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. В XYI веке в России была книга «Домострой».В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Речь в ней шла о самом главном – об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи, за её материальное благосостояние.

Ученица(отрывок из Домостроя) «Сын и дочь сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери…Того, кто насмехается над отцом  и укоряет старость матери - пусть склюют труп его вороны, Вы же дети, словом угождайте своим родителям во всяком добром замысле, и благословят вас они, а отчее благословение дом укрепит. А материнская молитва от напастей избавит».

Социологический институт Академии РАН РФ провел анкетирование жителей страны Какие же качества, по мнению россиян, следует развивать в детях в настоящее время ?

(Выводы  в папке).

             Духовное здоровье членов семьи остается актуальным и в настоящее время. Каков психологический климат в семье – с таким настроением и человек будет общаться с окружающими его людьми, совершать плохие или хорошие поступки.

          Во время Великой Отечественной войны солдаты защищали свою Родину, зная,  что они воюют за мир и свободу своей  семьи,  своих  жен, детей, стариков. 9 мая этого года наш народ и страна отмечают 65-летие Великой Победы советского народа над фашисткой Германией.

          Особая роль в семье принадлежит женщине – матери в продолжение  рода человеческого. Центр семьи, её добрый ангел – МАМА. Мы любим своих матерей. Но всегда ли бережем их?  В.А.Сухомлинский говорил: «Беречь мать – значит заботиться о чистоте источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновения своей жизни».

Есть такие понятия честь и достоинство женщины. Мужской долг, честь и достоинство (данные вопросы изучите дома самостоятельно по учебнику).

       

2.Ответьте «да» или «нет»:

-Для формирования личности достаточно  ли семейного окружения? (нет)

-Мораль - это результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей?(да)

-Добро это только то, что приносит выгоду(нет)

-Совесть – это чувство ответственности за своё поведение (да)

-Норма бывает только религиозной (нет)

Выводы делают учащиеся:

             Семья – лучшее место для восстановления затраченных сил. Еще древние люди поняли, что семья дает много преимуществ. Например, охота на мамонта была связана с огромным риском для жизни. Во время охоты затрачивалось много физических сил. Тратились и эмоции(страх, разочарование, радость и т.п.).Где все это можно было восстановить? Конечно, в семье, в своей пещере.

В настоящее время за счет охоты живут очень немногие люди. Но физические и душевные силы тратят все. К тому же общество стало  индустриальным, т.е. с развитой промышленностью. Очень многие люди  видят за окном дымящиеся трубы. И работают среди таких же труб. А это – не лес с его прохладой и чистым воздухом. Промышленность и экологический кризис  давят на человека. Ему нужен отдых. Найти его он может только в семье.

            Семья – это место,  где каждый может показать свои личные достижения. Еще древний охотник думал не только о том как добыть пищу. Возвращаясь с охоты он представлял как вокруг него будут прыгать от радости его дети. И жена будет очень ласкова с ним. Ведь глава семьи возвращался не с пустыми руками. Он улыбался от удовольствия потому что знал: семьи оценит его удачливость.

 Сейчас семья переживает трудные времена. Это связано с кризисом в обществе. Такие времена наступали во многих странах.. Но они проходили, и жизнь налаживалась.

            Взаимное уважение супругов, забота друг о друге, детях, и старших членах семьи – вот признаки ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ, которые являются нравственной основой брака.

Дом.задание

Задание. Записать проблемы, стоящие перед современной молодой семьёй и  продумать пути решения данных проблем.

1. Работа с литературным произведением И.С.Тургенева  «Путь к любви». Согласны ли вы с мнением автора? Почему?

« Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх – даже презрение. Да, все чувства…исключая одного: благодарности.

Благодарность – долг; всякий человек платит свои долги… но любовь – не деньги»    

2.Подумай и ответь на вопросы:

-Почему люди живут семьями?

-Сохранится ли семья в будущем?

-Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

3.Полезные советы:

Для того, чтобы в семье всегда был мир и спокойствие, мы предлагаем

Релаксация. Песня «Родительский дом»родительский дом.mp3

               Приложение № 1.

 Сейчас семья переживает трудные времена. Это связано с кризисом  в обществе. Такие времена наступали во многих странах.. Но они проходили, и жизнь налаживалась. Однако именно в такие времена разваливались многие семьи. Происходило это от того, что климат семьи резко ухудшался.

*Рассмотрим несколько причин ухудшения семейного климата из-за кризиса во всем обществе.

ПЕРВАЯ. Отец не получает достаточно денег, но не хочет менять  свою работу.

Возможно, он любит свою профессию и ждет лучших времен. Возможно, просто не удается поменять работу- никакой другой работы в этой местности нет. А его жена видит, что другие семьи успели приспособиться. Например, начали торговать. Она не выдерживает и критикует способности мужа. И «любящие детки» добавляют свой голос: им ведь надо жить «не хуже других».Какому мужчине это понравиться? Климат семье резко ухудшается. А там  и развод не за горами.

? Обсудите эту причину распада семьи. Что могут сделать для предотвращения развода сами члены семье? Что может сделать общество?

ВТОРАЯ. Кто –то из взрослых членов семьи не выдержал сложностей жизни и начал выпивать.

Он(она) не пытается бороться, не ищет выход для себя и членов своей семьи. Легче всего забыться с собутыльниками.У таких людей нет воли. Они часто обманывают себя, думая, что «все так живут». Начинаются пьянки. А там, где алкоголь, там и семейные ссоры. Психологический климат в таких семьях ужасен. Они распадаются чаще других семей.

ТРЕТЬЯ Кто-то из детей стал «отбиваться от  рук».

Это  отвратительная учеба. Это уличные компании. Рано начали курить. Первые пробы алкоголя. Кто-то начал дышать всякой гадостью, или даже пробовать наркотик Это происходит потому, Например, что родители постоянно заняты: в условиях кризиса экономики деньги зарабатываются трудно. Или потому, что образование родителей невысокое. Они не могут объяснить своим детям, что жизнь прекрасна. Нужно только стремиться к нормальной жизни – учиться, получать профессию, развивать свой ум, характер. В семье, где дети покатились под гору, всегда очень плохой психологический климат.

? Расскажите с чем вы согласны и с чем, может быть, не согласны? К тому же причин распада семей в условиях кризиса значительно больше.



Предварительный просмотр:

К уроку «нравственные основы брака и семьи»

Обществознание -9 класс

Приложение №1.

Учебное социологическое  исследование по проблемам современной семьи.

Анкета

на выяснение отношения людей к  наиболее острым ситуациям в семейно-брачной сфере:

1).Кто в современной семье должен выполнять функции главы – отец или мать?

2).Должны ли оба супруга быть заняты трудовой деятельностью?

3).Как должны быть распределены между супругами роли в ведении  домашнего хозяйства?

4).Сколько поколений родственников(два, три или более) должна объединять современная семья?

5).Объединяет ли членов вашей семьи  какая-то общая деятельность?

6).Должны ли родители непосредственно участвовать в воспитании своих детей? В какой мере можно переложить эти обязанности на других лиц(няни, гувернантки, воспитателя) или организации (школа, учреждения системы дошкольного образования)?

7).Как вы относитесь к сложившейся во многих  индустриальных странах практике «Одна семья – один ребенок»?

8).Одобряете ли вы меры  государственной  помощи и поддержки многодетным семьям?

9).как вы относитесь к распространенной  в обществе практике гражданских браков (браков без официальной регистрации)?

10).Может ли в современных  российских условиях один родитель воспитать ребенка?

Вопросы адресованы всем категориям граждан: мужчинам, женщинам, родителям, детям, лицам с различным уровнем доходов, состоящим в браке или холостым и т.д.

  Приложение № 2.

  Результаты опроса  Фонда «Общественное мнение» показывают, что 99% молодых россиян считают семейные отношения самой важной сферой своей жизни.

ФОМ обнародовал первые результаты нового проекта «Поколение XXI века». Из них следует, что главное в жизни для россиян, не достигших 25 лет, является создание счастливой семьи.

Социологами были опрошены 1500 человек в возрасте от 16 до 25 лет, проживающих в 203 населенных пунктах 63 регионов РФ.

Расспрашивали о ценностях – о всем том, что для них важнее всего в жизни.

Наиболее значимыми для всех групп молодежи оказались ценности личной жизни:

На  1 месте :

-семья,

-брак по любви и дружба

На 2 месте:

- все то, что связано с работой: деньги, карьера, успех, независимость, стабильность, профессионализм.

Такие же данные получил Центр изучения общественного мнения – Институт социологии Российской Академии наук:

Вопрос: какие сферы жизни общества являются самыми главными?

Важнейшими для всего общества сферами  жизни на сегодня являются:

Семейная -99% опрошенных, назвали её «важной»

и  Трудовая (92%) опрошенных.

Приложение № 3.

Вопрос: Какие качества, по мнению россиян следует развивать в детях?

1).-87 % опрошенных считают, что в их жизни важную роль играет работа?

Для сравнения: среди граждан Германии это мнение разделяют 81% опрошенных; Великобритании- 79%; США -89%; Швеции-91%.

В странах со старыми  демократическими  традициями  два наиболее значимых качества  - это  толерантность и уважение к другим людям.

2).Для наших сограждан гораздо важнее, чем для граждан других стран, воспитание в детях настойчивости, решительности и бережного отношения к вещам и деньгам.

3).В детях нужно воспитывать трудолюбие  -91%

4) Чувство ответственности – 86%

Россияне уделяют столь внимание воспитанию в детях трудолюбия и ответственности, потому, что чувствуют – именно это их слабое место, не случайно же ЛЕНЬ и РАСХЛЯБАННОСТЬ считают отличительными чертами нашего национального характера 60% опрошенных;

- необязательность-53 % опрошенных.

Наши сограждане осознают некоторые свои слабые стороны и хотели бы, чтобы следующее поколение по сравнению с ними изменилось.

Не случайно с 1990 года важность воспитания ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ выросла на 16%.

Приложение № 4.

 I. Тема семьи проходит через все русское искусство. В «Поучении Владимира Мономаха» и «Слове о полку Игореве»( XII век) возникает образ идеальной семьи, основанной на любви между супругами  и уважении, которое младшие её члены питают к старшим.

«Повесть об Ульянии Осоргиной» (XYII век) рассказывает о том, как молодая девушка входит в семью мужа и завоевывает его любовь и уважение его родителей своей скромностью, религиозностью, трудолюбием и беспрекословным исполнением всех требований свекрови, отражала представления допетровской Руси о нормах взаимоотношений в патриархальной семье.

В народном сознании эти нормы оставались неизменными в течение многих веков, что закреплено в многочисленных пословицах и поговорках.

В стихотворении  «Мороз, Красный нос» Н.А.Некрасов рассказывая о дружной, работящей семье Дарьи и Прокла с удовлетворением отмечал, как

«…по сердцу эта картина

Всем любящим русский народ!»

Полотно русского художника –передвижника С.В.Иванова «Семья» - одно из ярких воплощение этого патриархального идеала.

ГЛАВНАЯ  СФЕРА  ЖИЗНИ.

В своё время В свое время Виктор ГЮГО назвал семью «кристаллом общества».Папа Пий XI говорил:  “Семья более священна , чем государство».

Семья как основной элемент общества была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.

Во все времена по отношению государства, а также по  положению семьи в обществе судили о развитии страны. Это потому, что счастливый союз семьи и государства – необходимый залог процветания и благосостояния его граждан. И государство признает значимость «ячейки общества». Указом Президента РФ 2008 год объявлен годом СЕМЬИ. А 15 мая весь мир отмечает Международный день СЕМЬИ.

II. День Петра и Февронии — День семьи, любви и верности, празднуемый в России 8 июля. Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака. Их брак считается образцом христианского супружества.

История праздника «День Петра и Февронии»

Вопрос о времени княжения Петра до сих пор остается открытым. Большинство исследователей отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Евфросинией. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. По легенде[1], князю во сне было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой, благочестивой и доброй девушкой. Феврония в качестве платы за лечение потребовала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Болезнь возобновилась, а Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года.Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были св. супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

История праздника «Всероссийский день семьи, любви и верности»Инициатива проведения «всероссийского дня семьи, любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации и, в 2008 году, праздник получил официальный правительственный статус.

А вот легенда о ромашке. 
Давным-давно жила на свете Девушка. Имя ее уже забылось. Она была прекрасной. И был у нее любимый человек - Роман. Они очень любили друг друга, их чувства были такими возвышенными и теплыми, что им казалось, что они не простые смертные.

Каждый день влюбленные проводили вместе. Однажды принес он своей любимой цветок - нигде такого раньше не встречали. Девушка любовалась этим цветком очень долго.  Он был скромный - вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, но такая любовь и нежность исходила от цветка, что Девушке он очень понравился. ..
Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девушка предложила назвать этот цветок
Ромашкой - по ласковому имени Романа, и молодой человек согласился. Девушка сказала: «И почему же только у нас с тобой будет такой цветок? Давай ты соберешь целый букет этих цветов в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем возлюбленным!» Роман понимал, что невозможно достать цветы из сна, но не мог отказать Любимой.
Он отправился в путь. Долго он искал эти цветы. Нашел на краю света Царство снов. Царь снов предложил ему обмен - Роман остается навсегда в его царстве, а Царь дарит его Девушке поле цветов. И молодой человек согласился, ради любимой он был готов на все!

Девушка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное… Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда Девушка, что жив ее Ромашек, но далеко он, не увидеть его больше! Девушка подарила людям цветы Ромашки. Люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них.
И теперь мы нередко видим, как по одному лепестку отрывают у ромашки и приговаривают: «Любит - не любит?»

А еще говорят, что ромашки – это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков.

Считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка.

Ромашка считается русским цветком и даже одним из символов России — не случайно желто–белые соцветия рисуют на глиняных горшках и матрешках

          




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи"

Перед вами подробный конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи". На уроке дети знакомятся с понятиями "семья", "брак", с основными правами и обязанностями супругов, ра...

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи"

Методическая разработка урока...

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи"

Методическая разработка урока...

Конспект урока "Нравственные и правовые основы брака и семьи"

Данный конспект может использоваться при изучении курса обществознания и права в 9 классе....

Урок обществознания.10 кл.Брак и семья. Правовые основы брака и семьи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....

Методика "Незаконченные предложения" на тему "Нравственные основы брака и семьи" в рамках курса "Обществознание", модифицированная Лащук Н.Н.

Представленная методика может быть использована на уроках обществознания, психологии, во внеурочной деятельности, в работе педагога-психолога, является опросником, направленным на исследование системы...