Государство
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)
Технологическая карта урока
по обществознанию по теме " Государство" в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по обществознанию в 9 классе | 53.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по обществознанию в 9 классе
Тема урока | Государство |
Учебник | Обществознание 9 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова |
Учитель | Еналдиева Светлана Владимировна |
Тип урока | комбинированный |
Цель урока | Сформировать у учащихся представление о формах государственного устройства. |
Задачи урока | Когнитивные: сформировать у обучающихся представление о понятии «государство», его признаках и функциями; о формах государственного правления и территориального устройства, познакомить с сущностью понятия «гражданство» Операционные: развивать умения учащихся: - по поиску, обработке и структурированию информации; - работать с обществоведческими понятиями, - формулировать собственные суждения и аргументы - применять полученные знания в решении познавательных задач Аксиологические: - воспитывать политическую культуру учащихся - формировать высокую гражданско- патриотическую позицию - расширять гуманистическое мировоззрение |
Основные термины и понятия темы | Понятийный аппарат: государство, гражданство, монархия, республика, конфедерация, унитарное государство, федерация, суверенитет |
Планируемые результаты познавательные УУД регулятивные УУД коммуникативные УУД личностные УУД
| Познавательные УУД: -овладеть и определять понятия «государство», «гражданство» с раскрытием их сущностных характеристик, различать формы государственного устройства и формы правления -уметь извлекать необходимую тематическую информацию из источников различного типа -определять основную и второстепенную информацию. Регулятивные УУД -планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу -предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки Коммуникативные УУД -умение вести диалог с собеседником с соблюдением норм и правил -умение слушать собеседника -сформировать собственное суждение по теме урока -умения организовать общение Личностные УУД -ориентация учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора. |
Виды деятельности на уроке коллективная (фронтальная) работа, групповая работа, индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая (лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование материала | Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, исследовательская |
Образовательные технологии развивающее обучение личностно-ориентированное обучение метод проектов разноуровневое обучение модульное обучение | Развивающее обучение |
Дифференцированное обучение различных категорий обучающихся (одаренных детей, детей из социально неблагополучных семей, детей, попавших в трудные жизненные ситуации, детей из семей мигрантов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, | Дифференцированное обучение |
Используемые виды контроля и оценивания на уроке контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем) самоконтроль и взаимоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимися). | Фронтальный, индивидуальный, групповой, репродуктивный (читать, пересказать, вспомнить); поисковый (самостоятельная работа с учебником, доказать свою точку зрения, оценить, сравнить, сделать вывод) |
Необходимое оборудование | учительский компьютер, интерактивная доска Smart Board, проектор, ОС Windows XP, MS Office 2007 |
Рефлексия | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (Анализирует деятельность по достижению цели) |
Организационная структура урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Объект учебной деятельности | Формируемые УУД |
Организационный этап | Приветствие: контроль готовности обучающихся к уроку Создаёт мотивацию к учебной деятельности | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Проявляют интерес к материалу изучения, включаются в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Исходя из своего опыта, высказывают собственные мысли | Личностные: формирование дисциплины и внимания Коммуникативные: определять цели и функции участников групп, слушать и обсуждать разные точки зрения: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создаёт проблемную ситуацию, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цели урока в виде гипотез или вопросов. Посмотрите на слайд №1, как на ваш взгляд высказывание русского философа Н.А.Бердяева (1874-1948) соотносится с темой нашего урока? «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». слайд №2 Предлагает учащимся сформулировать цели урока
| Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Вывод: людям необходимо разбираться в политической сфере, осознавать политико-правовую связь граждан и государства. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях |
высказывание русского философа Н.А.Бердяева (1874-1948) | Познавательные: использование знаний. Получение информации, представленной в различных формах Личностные: формирование дисциплины |
Актуализация знаний | Организует подготовку и мотивацию к изучению нового материала Проверка знаний теорий на основании источников. Приложение 1. слайды №3,4 Кому принадлежат эти слова? 1. «Все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в Боге, тождествен ему; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов » Фома Аквинский (1225 – 1274 г.) – основоположник теологической теории происхождения государства 2. «Главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу» Л.И. Петражицкий (1867 – 1931 г.) – основоположник психологической теории происхождения государства 3. «Что отличает нас, действительно хороших европейцев, от людей различных отечеств, какое мы имеем перед ними преимущество? Во- первых, мы — атеисты, но мы поддерживаем религии и морали стадного инстинкта. Дело в том, что при помощи их подготовляется порода людей, которая когда-нибудь да попадает в наши руки, которая должна будет восхотеть нашей руки». Фридрих Ницше (1844 – 1900 г.) – основоположник расовой теории происхождения государства 4. «Рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными.» Карл Каутский (1854 – 1938 г.) – основоположник насильственной теории происхождения государства (теория завоевания) | Выполняют индивидуальные задания. Выражают свои мысли в соответствии с поставленным вопросом.
Выполняют индивидуальные задания. Выражают свои мысли в соответствии с поставленным вопросом. Выполняют индивидуальные задания. Выражают свои мысли в соответствии с поставленным вопросом.
| Работа с источником (Приложение 1) Работа с источником (Приложение 1) Работа с источником (Приложение 1) |
|
Первичное усвоение новых знаний. | Предлагает материал для исследования и формулирует задание. На прошлом занятии у нас возникла дискуссия о том, является ли Фракийский племенной союз государством. Давайте ответим на этот вопрос на основании полученных знаний Выявляет затруднения в деятельности каждого обучающегося. Повторение основных теорий возникновения и признаков государства. слайды №5,6 Раскрывает и определяет смысл понятий: - монархические государство и республика - унитарное государство, федерация и конфедерация - «гражданство» слайды №7-11 | Анализируют проблему, организуют поиск решения, выдвигают гипотезы. Самостоятельно формулируют, приводят аргументы и примеры на проблемный вопрос, обсуждают в малых группах, делают вывод: Фракийский племенной союз нельзя назвать государством, т.к. отсутствуют основные признаки государства. Формулируют, объясняют, сравнивают | Учебник, п.2, с.15-19 Текст Конституции Российской Федерации Слайд № | Познавательные: использовать знания по теме. Регулятивные: самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности, искать и фиксировать необходимую информацию Коммуникативные: слушать и слышать чужое мнение, доказывать и защищать свое. |
Первичная проверка понимания | Проверка задания, помощь (при необходимости) в формулировке вывода. Государства по формам правления (монархия, демократия)
Государства по формам территориального устройства (унитарное, федерация, конфедерация)
| Учащиеся осуществляют поиск решения и формулируют решение по намеченному плану (групповой, индивидуальный методы) | Учебник, п.2, с.14-16 Слайд №7-11 | Регулятивные: самостоятельно оценивать действия. Познавательные: получать информацию, представленную в различных формах |
Первичное закрепление. | Работа в группах: 1-ой группе предлагает сравнить конституционную и абсолютную монархию; 2-ой группе предлагает сравнить парламентскую и президентскую республику 3-ей группе предлагает определить взаимосвязь прав и обязанностей гражданина слайды №12- 14 | Учащиеся осуществляют учебные действия по созданию и презентации продукта (групповой метод)
Выявляют отличительные и схожие черты, используя приобретенные знания, формулируют выводы |
Учебник, п.2, с.15-17 Текст Конституции Российской Федерации слайд №14 | Личностные УУД: уметь осуществлять совместную информационную деятельность, творчески оценивать личностные достижения, реализовать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового материала. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (Анализирует и оценивает деятельность по достижению цели) слайды №15,16 | Выполняют самооценку и взаимооценку деятельности на уроке | Тестовые задания в формате Верны ли следующие суждения? Мини-диспут (строки из стихотворения Н.А.Некрасова) | Познавательные: использовать полученные знания. Личностные УУД: творчески оценивать личностные достижения |
Информация о домашнем задании, комментирование | Поясняет и предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации Слайд №17 | Учащиеся выбирают задание из предложенных с учётом индивидуальных возможностей | Учебник, п.2 (1 уровень) Параграф 2, стр. 11-19, задания «Проверь себя» к параграфу 2 (2 уровень) Эссе на основе материалов параграфа 2 и дополнительных источников на тему:«Как связаны права и обязанности гражданина?» | Познавательные: использовать полученные знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.
Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе...
программа элективного курса «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»
Элективный курс «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»предназначен для...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9,11 КЛАССЫ...
ТЕСТ «ГОСУДАРСТВО. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА»
Тест "Государство и формы государства (2 варианта)" По программе : Певцова, Козленко "Право и основы правовой культуры 10-11 класс"...
Презентация "Происхождение государства.Понятие и признаки государства", электив по политологии, 10-11 классы
Раскрывает суть понятия "государство", теории о его происхождении, признаки государства, содержит большой иллюстративный материал, может использоваться на уроках обществознания в основной и средней шк...
Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."
Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка...
Государство и его признаки. Формы государства.
Презентация...