Методическая разработка урока "Политическая система общества"
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Урок организован в форме практикума, применяются следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. В ходе всего урока используются активные методы обучения. Учащиеся, работая в группах, дают свою оценку, комментируют ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
politicheskaya_sistema_obshchestva.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Политическая система, ее структура и функции.
Цель: Систематизировать знания о политике, политической деятельности, изучить и понять особенности функционирования политических систем.
Задачи:
1. В процессе изучения новой темы усвоить понятие «политическая система», ее структуру и функции.
2. Формировать навыки структурного анализа на конкретном примере, уметь извлекать информацию из разных источников.
3. Совершенствовать умение работать в группе и практического применения знаний.
План:
1.Понятие «политическая система».
2. Структура политической системы.
3. Функции политической системы.
4.Типология политических систем.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
- Что такое политика?
Возможные ответы учащихся: 1. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
2. Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.
- Что такое система?
Возможные ответы учащихся: Система - (целое, состоящее из частей) это множество, закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. п.), представляющих собой определенное целостное образование, единство.
Политические организации общества представляют собой систему, которая обеспечивает обществу целостность и упорядоченность. Значит современное общество и человек зависят от политики и той политической системы, в которой они живут. Поэтому мы сегодня рассмотрим тему «Политическая система, ее структура и функции».
Развитие дивергентного мышления: метод «Граффити» (метод, ускоряющий процесс мышления за счет интеграции и повышения активности группового источника энергии). Работа ведётся в группах.
Задание 1. Перед вами рабочий лист (А3 формата). Возьмите фломастеры (каждый ученик – 1 фломастер). Вам сейчас необходимо в течение 1 минуты написать все, что вы знаете о политической системе России.
Задание 2. Совместно обсудите полученное граффити, сделайте выводы.
На протяжении короткого времени каждая группа пишет собственное «граффити» (слова, фразы, картинки, схемы) на заданную им тему. Учитель просит прекратить работу и по часовой стрелке передать свои «граффити» другой группе. Процесс повторяется. Это продолжается до тех пор, пока собственный листок не вернётся в каждую группу. Полученные «граффити» обсуждаются сначала в группах, затем перед аудиторией.
Вопрос: Ребята смогли вы дать полную характеристику политической системе России? При ответе обычно возникают затруднения.
Вывод: Значит, нам не достаточно тех знаний, которые у нас есть.
Какова же цель урока? Насколько достижение этой цели важно для вас?
Определение задач урока. Работа в группе:
На столах у вас лежит карточка – шкала «Понимания темы» (деления от 1 до 10).
1. Что для Вас 10 по этой теме? (На экране подсказки – составить вопрос)
2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.
3. А если сдвинуться на один балл вправо – в чем будет разница? Что будет по-другому?
4. А если еще на один балл?
5. Какие будут этапы достижения этой цели?
6. Какие еще ресурсы Вам необходимы для этих шагов?
Подсказки:
1. Уметь объяснять ….
2. Уметь называть и характеризовать …
3. Знать и объяснять …
4. Уметь приводить …
5. Используя, полученные знания и умения, описать …
Теперь мы знаем, что нам делать, чтобы достичь результата и уметь отвечать на основные вопросы темы.
2. Изучение новой темы:
Работа в группе: Каждая группа получает свое задание.
1 группа: Используя текст, заполнить таблицу. Обсудить полученную информацию. Подготовить выступление по теме «Структура и функции политической системы».
Что такое политическая система? | |
Функции политической системы: | |
Структурные компоненты политической системы | Характеристика структурных компонентов |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
2 группа: Используя схему, опишите особенности функционирования политической системы. Приведите примеры воздействия общества на политическую систему и воздействия политической системы на общество? Перечислите возможные типологии политических систем (в зависимости от источника власти (демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные), в зависимости от взаимодействия с обществом (открытые и закрытые).
требования
решения
поддержка
действия
Схема 1. Политическая система: модель Д. Истона
Представление результатов работы групп. Выводы по проделанной работе.
3. Этап закрепления и рефлексии:
Работа в группах:
Задание 1. Лист А3. Возьмите фломастеры (каждый ученик – 1 фломастер). Используя предыдущие знания, полученную информацию, напишите в тезисной форме особенности современной российской политической системы в поле «Выводы».
Возможный вариант ответа:
1. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления с избираемыми народом президентом и парламентом.
2. Политическое многообразие, многопартийность. Гарантия местного самоуправления.
3. Конституция РФ1993 года - основа для всех иных источников права.
4. В условиях разделения властей на федеральном уровне, а также между федерацией и её субъектами возникли новые связи и отношения. Многообразные отношения между субъектами политики строятся на демократической основе.
5. Мировоззренческий и идеологический плюрализм. Утверждение в сознании людей системы демократических ценностей.
Вопрос: Почему важно знать и понимать политическую систему той страны, где вы живете?
Рефлексия. Работа в группе:
На столах у вас лежит карточка – шкала «Понимания темы» (деления от 1 до 10).
1.На какой цифре Вы находились в начале урока?
2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.
3. Почему?
4. Что вам необходимо сделать, чтобы лучше понять тему?
4. Какие ресурсы Вам необходимы для решения этих задач?
4. Домашнее задание: Опираясь на курс истории, охарактеризуйте политическую систему Советского Союза, сложившуюся в 1930-х гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Система неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки"
Методическая разработка урока для 8 класса....
Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....
Методическая разработка кружка "Научное общество гимназистов"
Данная примерная программа разработана на основе типовых программ научно-методической службой ДДТ «У Белого озера. По типу программа является примерной. Типовые программы данного профиля отсутст...
методическая разработка темы "Системы уравнений второй степени"
данная разработка предназначена для изучения, закпеления знаний по теме, содержит задания для отработки навыков и задания зачетной работы по теме...
Методическая разработка урока "Система налогообложения"
тема налогообложения включены в задания ЕГЭ по обществознанию, в учебнике Кравченко на это отводится два обзаца, а в учебнике Боголюбова не рассматривается вовсе. Поэтому целесообразно данную тему пре...
Методическая разработка:Операционная система, ее состав и назначение
Операционная системаОС – организует выполнение программ и взаимодействие пользователя и компьютера.Операционная система выполняет роль связующего звена между аппаратурой компьютера и...
Методическая разработка «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов»
Методическая разработка «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов» - это документ, раскрывающий опыт педаг...