урок в 5 кл."Свободное время"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Козьякова Татьяна Александровна

Урок построен с учетом системно-деятельностного подхода. На уроке актуализируются знания по теме "Семья". Пятиклассники самостоятельно определяют тему урока, план урока, основную проблему. Через игровые приемы учитель знакомится с тем, как дети проводят свое свободное время. Пятиклассники анализируют свой режим дня : рабочий день  и свободный день. Через учебный материал  формируется потребность с пользой проводить свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svobodnoe_vremya.rar848.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Свободное время»

1.ОРГ. МОМЕНТ

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель

- Давайте вспомним, какую главу вы изучаете сейчас? ( Семья)

- С какими символами вы можете сравнить свою семью? ( сердце, дом, улыбка и т.д.)

Семью можно сравнить с цветиком-семицветиком, недаром говорят, что семья – это семь я, лепестки могут быть родными людьми, обязанностями детей и родителей, а также понятиями, которые мы уже изучили на уроках.

- Предлагаю вам создать кластер по теме СЕМЬЯ, т.е. собрать воедино все лепестки в один цветок. Лепестки развешены в разных местах кабинета и на них записаны определения тех понятий, которые вы изучили на уроках по данной теме. Желающие могут подойти к лепестку и прочитать определение, а потом назвать понятие, связанное с ним.

Вопросы к кластеру, на лепестках

1. Как называется социальная группа, основанная на родственных связях ( по браку, по крови)? (семья)

2. Как называется сборник законов, в котором записаны права и обязанности родителей и детей? ( Семейный кодекс)

3.Основной закон  нашей страны. (Конституция)

4.Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (Потребности)

5. Старательность, разумная бережливость. ( Рачительность)

6. Какое чувство лежит в основе любой семьи? ( Любовь)

7.Наука о законах, правилах ведения хозяйства. ( Экономика)

3.МОТИВАЦИЯ

  • Учитель:  Когда я свободна от  обязательных  дел, я читаю книги, играю в интеллектуальные игры, занимаюсь в танцевальном клубе.
  •  -Ребята , а чем вы любите заниматься, когда выполнили все обязательные дела? (рисовать,танцевать,петь песни)

-Как называется время,  в которое вы можете заниматься любимым делом? (свободное время)

- Вам знакомы слова, связанные с данной темой? (да)

- Так ,как же звучит тема нашего урока?( « Свободное время»)

4.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Учитель  Что нового вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?

- узнать: что такое свободное время, хобби, как наполнить свободное время полезными занятиями.

понять:  особенности отдыха, его влияние на развитие человека.

5.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

Учитель

Вспомним   - Как определить время без часов?

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о времени?    

  • «Знай минутам цену, секундам счёт».
  • «Делу время, потехе час».
  • «Деньги  пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь».
  • «Под лежачий камень вода не течёт»
  • Учитель

Проведем исследовательскую работу.

  Подумай, кто из подростков провёл свободное время с толком:  СЛАЙД

  • Саша простоял на одной ноге без опоры  33 минуты 20 секунд.
  • Марина выдула из жвачки пузырь в половину своей головы.
  • Даша прочитала книгу «Дети капитана Гранта».
  • Витя поймал 14 мух.
  • Сергей каждое утро гулял со щенком.
  • Олег 2 часа 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу.

Определим проблему урока

Проблема КАК с пользой проводить свободное время

При помощи учебника (1 пункт стр. 40.) сформулируйте понятие «Свободное время»

Ученики определяют самостоятельно

ОТВЕТ: Свободное время – это время, которое остаётся после выполнения обязательных дел. Это время, которым ты сам распоряжаешься, распределяешь по своему усмотрению.    СЛАЙД

- Ребята, а какие дела для вас являются обязательными? ( учёба, обязанности в школе и дома, кружки, спортивные секции)

- Скажите, а для чего человеку нужно свободное время? ( для отдыха, занятий по интересам, для развития и получения удовольствия).

Давайте, мы с вами проверим, все ли вы перечислили? Прочитайте пункт 1 стр 40,3 абзац.

Все правильно! Молодцы!

- А теперь, мы посмотрим инсценировку про ученика Вовочку. Задумайтесь над тем, как он проводит своё свободное время.

Инсценировка « Отдых Вовочки»

Вовочка : Как хорошо, что дома нет родителей и ничего не надо делать( бросает портфель). Сейчас посмотрю телевизор. Здорово, что много каналов, можно переключать то с одного, то на другой.  ( смотрит телевизор)

      ( Прошел час, потом второй, потом  третий. )

Вовочка: Ой, мама пришла.

Мама: Так, сын, ты сделал уроки, ведь уже вечер?

Вовочка: Мне не хватило времени.

Мама: Ты и уроки не сделал, и цветы не полил, ничего не читал, книги на полке стоят, собаку не отвел на улицу. А день закончился.

Учитель:

- Как вы думаете, умеет ли Вовочка распределять свой время? (нет)

- Что бы вы ему посоветовали? ( научиться распределять время, составить режим дня, начинать делать самые важные дела, сочетать труд с отдыхом)

Учитель: Обществоведы различают следующие основные типы свободного времени:(СЛАЙД)записать в тетрадь

  • I тип:  отдых и восстановление сил после работы. Примерами такого типа являются: чтение книг, сон, прогулка, игры, телевизор, компьютер. Но надо помнить, чрезмерное увлечение таким типом отдыха может отрицательно сказаться на вашем здоровье. Нужно распределять своё время.
  • II тип: потребительский – с материальной и духовной точки зрения. К нему относятся: посещение театров, музеев, библиотек, поездки, путешествия.
  • III тип: деятельностный – совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности. Это спорт, занятия физкультурой, вязание, изготовление чего-либо своими руками.

К этому, мы с вами еще вернемся.

Вы хорошо поработали и нам нужно отдохнуть.

Я предлагаю вам физ.минутку, связанную с физическим упражнениями.

                         ( проходит физминутка в презентации)

- Это какой тип отдыха? ( Деятельностный)

        Ребята, рассмотрите репродукции картин на с. 45-46 и слайд, сюжеты которых отражают занятия в свободное время, как в прошлом, так и теперь. Что из представленного в них вам ближе?

        Определите данные занятия к определенному типу свободного времени

 ( бал – потребительский, игра на клавесине, ловля рыбы, игра на гитаре, в шахматы, катание на коньках – деятельностный.)

А  можно ли научиться использовать свободное время с пользой?

Заполнение таблицы

       

Учитель

А когда занятия становятся увлечением человека? ( когда человек готов много времени посвящать любимому занятию, жертвовать другим ради этого занятия)

Как называется увлечение человека? (Хобби)

Учитель

     На разноцветных листочках подпишите фамилию и имя и напишите свои увлечения, используя картинки.

Затем прикрепите их к « Дереву интересов».

Работа по заполнению листочков своих увлечений.

Учитель (Прилепляют к « Дереву интересов»)  Посмотрите, какое у нас получилось «Дерево интересов». Видно, что у вас много увлечений и в свободное время вы читаете книги, танцуете, занимаетесь спортом, музыкой, домоводством.

6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Вы сегодня молодцы! Работали активно и продуктивно. А сейчас ,проверим как вы усвоили новый материал.   Раздать листочки с тестами.  Выполняют работу.

Взаимная проверка и оценивание.

1. Свободное время — это

1) время для выполнения обязательных занятий
2) время, не занятое никакими делами
3) время, которым человек распоряжается сам, по своему усмотрению
4) время для дополнительных занятий

2. Какие занятия из перечисленных относятся к вашим обязательным делам? Запишите цифры, под которыми они указаны (можно записать любое количество цифр из предложенных).

1) учебные занятия
2) просмотр телепередач
3) работа по дому
4) прогулка с собакой
5) занятия в музыкальной школе
6) выполнение домашних заданий

3. Какое из названных занятий нельзя назвать увлечением, хобби?

1) коллекционирование марок
2) игру на гитаре
3) просмотр телевизионных передач
4) занятие баскетболом

4. Верно ли следующее суждение?

Чтобы стать гармонично развитым человеком, нужно не только хорошо учиться, но и делать зарядку, выполнять физическую работу, заниматься спортом.

1) верно
2) неверно

5. Хобби — это

1) любимое занятие, увлечение, которому человек посвящает много своего времени
2) интерес к какому-либо конкретному занятию, виду искусства и т.п.
3) необходимое, но нелюбимое дело (например, уборка квартиры)
Укажите номер, лишний в этом перечне.

7.РЕФЛЕКСИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ 


8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

запишите домашнее задание:

1. § 5. Вопросы « Проверим себя», рубрика « Учимся распределять время.»

2. Закончить заполнение таблицы Мой рабочий день  и Мой выходной день


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка и презентация урока по теме: "Свободное время".

Разработка включает в себя план-конспект урока и яркую презентацию к уроку по данной тематике....

Урок на тему "Свободное время"

Основная цель урока обобщить темы: "Увлечения", "Спорт", "Телевидение"...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Урок по теме "Свободное время", 5 класс, обществознание

Урок по теме "Свободное время", обществознание, 5 класс...

Разработка урока по теме "Свободное время.Досуг"

Данная разработка урока для 6-го класса по УМК "Спотлайт"...

Разработка урока по теме "Свободное время.Досуг"

Разработка урока для 6 класса по УМК "Спотлайт"...

Разработка урока по теме "Свободное время.Досуг"

Разработка для 6 класса по УМК " Спотлат"...