Итоговая работа по обществознанию, 10 класс
тренажёр по обществознанию (10 класс)
Дидактический материал по обществознанию, 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_10_klass_aprel.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
I вариант
(10 класс, мониторинг №2)
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
МЕТОД ПОЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Наблюдение | Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности |
Выдвижение ... | Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Демографические проблемы, глобальные проблемы, экологические проблемы,
экономические проблемы, продовольственные проблемы.
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы (методы) научного знания. Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
1) теория 2) наблюдение 3) абстрагирование 4) закономерность 5) научный факт 6) концепция
4. Выберите верные суждения об обществе и его изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Реформа как форма социальных изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.
2) Общество состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
3) Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.
4) Общество является динамичной системой.
5) Возвращение к изжившим себя социальным структурам называют регрессом.
5. Установите соответствие между характеристиками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ |
| ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) внедрение высоких технологий во все сферы общественной жизни Б) переход к массовому промышленному производству стандартизированной продукции В) выдвижение на первый план сферы услуг Г) доминирование религиозных ценностей Д) общинный уклад, коллективизм |
| 1) традиционное 2) индустриальное 3) информационное |
6. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социальные нормы – установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь.
2) Любая организация может устанавливать нормы права.
3) От других видов социальных норм обычаи отличаются тем, что в них всегда выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле.
4) Социальные нормы призваны способствовать интеграции индивида в социум.
5) Социальные нормы являются одним из элементов социального контроля.
7. Установите соответствие между полномочиями и осуществляющими их субъектами власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ |
| СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ |
A) обеспечение экологической безопасности Б) финансовое, валютное, таможенное регулирование B) вопросы войны и мира Г) внешнеэкономические отношения РФ Д) природопользование, охрана окружающей среды |
| 1) государственные органы РФ 2) государственные органы РФ и субъектов РФ (совместное ведение) |
8. Какие из приведённых примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Министерство образования объявило о проведении конкурса «Учитель года».
2) Ha собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройстве детских площадок.
3) По всей стране прошли парламентские выборы.
4) По инициативе губернатора были установлены новые светофоры на дорожных переходах возле школ и детских садов.
5) Граждане проявили активность в благоустройстве своего района, организации досуга несовершеннолетних.
6) В городе Z учителя-математики создали свою профессиональную ассоциацию.
9. Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество — это весь окружающий человека материальный мир.
2) Под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.
4) Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.
5) Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля.
10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Общество как_____________(А) отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его ____________(Б) и подсистем. Точно так же, как и в природе, всё является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира.
Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах.
Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из ______________(В) вызывает к жизни другое, является его основой.
Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства ____________(Г) благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и _______________(Д) человека, осуществления управления и т.д.
И причинно-следственные, и функциональные связи всегда реализуются в ___________________(Е). Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени.
Список терминов:
1) явление | 2) конфликт | 3) духовный |
4) жизненный | 5) признак | 6) единство |
7) система | 8) социализация | 9) элемент |
11. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
II вариант
(10 класс, мониторинг №2)
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТЕНДЕНЦИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Гуманизация образования | Ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала |
... образования | Ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Искусство; наука; образование; мораль; культура.
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы (методы) научного знания. Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
1) теория 2) наблюдение 3) абстрагирование 4) закономерность 5) научный факт 6) концепция
4. В стране Z общественность с опасением относится к рискам, связанным с переменами в привычном образе жизни. В общественном сознании сохранение традиций представляется наиболее высокой ценностью. Какие признаки свидетельствуют о том, что в стране Z сохраняется традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) аграрный сектор является основой экономики
2) широкое развитие средств массовой коммуникации
3) приоритетное влияние на общественное развитие оказывают такие социальные институты, как церковь и армия
4) приоритет преимущественного производства не столько товаров, сколько услуг
5) высокий уровень урбанизации
6) значительная часть общественных отношений регулируется обычаями, передающимися из поколения в поколение
5. Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
| ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
А) понятие Б) суждение В) ощущение Г) умозаключение Д) восприятие |
| 1) чувственное познание 2) рациональное познание |
6. Выберите верные суждения о социальных нормах.
1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.
2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.
3) Все социальные нормы обязательны для исполнения.
4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.
5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
7. В государстве Z проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система?
1) мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов
2) оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов
3) голосование проводится по партийным спискам
4) в предвыборный период создаются межпартийные коалиции
5) голосование проводится в несколько туров
6) устанавливается наименьшее число голосов для избрания
8. Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество — это весь окружающий человека материальный мир.
2) Под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.
4) Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.
5) Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля.
9. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИЯ |
| СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ |
А) объявление амнистии Б) назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях В) обеспечение исполнения государственного бюджета Г) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации Д) принятие федеральных законов |
| 1) Президент РФ 2) Совет Федерации 3) Государственная Дума 4) Правительство РФ |
10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Политическая элита является одним из __________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту __________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В __________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы — политические знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными __________(Е) отбора людей становится их исполнительность и личная преданность. Члены второй группы также регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование — профессионализм».
Список терминов:
1) богатство | 2) объект | 3) компетентность |
4) критерий | 5) субъект | 6) экономика |
7) политическая система общества | 8) социальная структура общества | 9) политология |
11. Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия «глобализация». Составьте два предложения, одно из которых, содержащее информацию о проявлениях глобализации в экономике, а другое, раскрывающее одно негативное проявление глобализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по обществознанию в 8 классе
Работа состоит из 3 частей. Также как в ГИА и ЕГЭ (а это нам необходимо для подготовки детей) в этой контрольной 3 части....
Итоговая работа по обществознанию 5 класс (ФГОС)
Контрольная работа составлена по учебнику Данилова Д.Д....
Итоговая работа по обществознанию 10 класс
Итоговый тест в формате ЕГЭ...
Итоговая работа по обществознанию, 7 класс
Дидактический материал для контроля знаний по курсу обществознание в 7 классе....
Итоговая работа по обществознанию. 6 класс
Работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС - имеются задания базового и повышенного уровней....
Итоговая работа по обществознанию. 6 класс
Цель: Сформировать способность к личному самоопределению, самореализации в рамках темы «Человек среди людей»...