Обществознание ОГЭ
тест по обществознанию (9 класс)

Бешукова Лариса Вадимовна

Тренировочные варианты ОГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_variant_1.docx102.53 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 1

1. Что относится к глобальным проблемам человечества?

1) кризис перепроизводства                     2) глобализация мирового хозяйства

3) загрязнение окружающей среды         4) переход в постиндустриальную фазу развития

2. Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это

1) духовные потребности                        2) социальные потребности

3) физиологические потребности          4) потребности в безопасности

3. Какой из примеров иллюстрирует позитивное влияние общества на природу?

1) строительство атомной электростанции        

 2) принятие экологического законодательства

3) сброс сливных вод в Темзу в Лондоне 19-го века

4) вырубка лесов для расширения пашенных земель

4. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.

Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.

1) верно только А     2) верно только Б    3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

5. Что относится к точным наукам?

1) математика     2) физика     3) биология     4) история

6. Верны ли следующие суждения о свободе совести?

А. Свобода совести — это конституционная обязанность гражданина иметь определённые убеждения.

Б. Свобода совести предполагает, что гражданин может свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения.

1) верно только А    2) верно только Б    3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

7.Количество товаров, которое продавцы готовы поставить на рынок для продажи в определённый период времени и по определённым ценам, называется

 1) спрос    2) специализация   3) прибыль    4) предложение

8. Что из перечисленного ниже непосредственно влияет на размер заработной платы работника в условиях рынка?

1) семейное положение                                         2) стоимость потребительской корзины

3) стабильность цен на товары и услуги             4) квалификация и трудолюбие

9. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудятся на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях.

2) В стране гарантирована свобода предпринимательской деятельности.

3) Между предприятиями существуют договорные отношения.

4) Несовершеннолетним работникам предоставляются льготы.

10. Верны ли следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?

 А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.

Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.

1) верно только А     2) верно только Б    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

11. В современных западных странах наиболее распространена семья

1) многопоколенная    2) малая (нуклеарная)     3) патриархальная      4) неполная

12. В середине прошлого века большинство жителей городов в СССР были горожанами в первом или во втором поколении. В этом факте отразились особенности структуры

 1) социально-территориальной        2) социально-классовой

3) профессиональной                         4) возрастной

13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальные статусы подразделяются на предписанные и достигаемые.

Б. Человек может обладать разными статусами.

1) верно только А    2) верно только Б      3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

14. Палатой Федерального Собрания в России является

1) Совет безопасности    2) Общественная палата    3) Совет Федерации      4) Верховный Суд

15. Организация Z провела свой учредительный съезд и приняла программу действий. Какая информация позволяет судить о том, что данная организация является политической партией?

1) В состав организации вошли владельцы легковых автомобилей.

2) Организация заявила о том, что её цель — получить места в парламенте и правительстве.

3) Лидером организации стал известный журналист.

4) Члены организации разработали свои эмблему и гимн.

16.Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.

Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.

1) верно только А    2) верно только Б    3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

17.Какая отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные права граждан?

1) трудовое право     2) административное право     3) уголовное право      4) гражданское право

18. Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является

1) Федеральное Cобрание Российской Федерации

2) Конституционный суд Российской Федерации

3) Прокуратура Российской Федерации

4) Правительство Российской Федерации

19. Пётр заключил договор с фирмой о поставке книжного шкафа, однако в указанный срок фирма не доставила шкаф. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1) административного    2) гражданского     3) трудового      4) уголовного

20. Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?

А. Права человека присущи всем людям от рождения.

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.

1) верно только А     2) верно только Б      3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

21.На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует множество различных религиозных верований. Сравните мировые и национальные (национально-государственные) религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 1) неотъемлемая часть культуры одного народа

2) наличие культа, обрядов, религиозных традиций

3) распространение на всех континентах, в большинстве стран мира

4) вера в сверхъестественные силы

Черты сходства

Черты различия

22. Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан РФ, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

           Правила поведения                                                                                  Виды социальных норм

А) При встрече знакомых младший                                                        1) правила этикета                                    

должен первым приветствовать старшего.                                2) обычаи

Б) При посещении Санкт-Петербурга туристы бросают

монетки к скульптуре Чижика-Пыжика и загадывают желания.

В) При входе в помещение мужчина должен пропустить

 женщину вперёд себя и придержать рукой открытую дверь.

Г) На празднике Масленицы принято сжигать

соломенное чучело и печь блины

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 

23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 (А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты      2) выражают мнения

А

Б

В

 

24. Социологический центр, изучающий особенности гендерного поведения современных мужчин и женщин, провёл опрос группы выпускников российских вузов. Цель опроса — выяснить, какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=6724

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Большинство юношей и девушек считают, что умение уступить партнеру важно воспитывать в современных мальчиках.

2) Более половины опрошенных юношей считают важным воспитание покорности у девочек.

3) Менее половины опрошенных девушек считают актуальным воспитание готовности к подчинению в современных мальчиках.

4) Равные доли девушек и юношей считают важным воспитание готовности к подчинению у обоих полов.

5) Юноши склонны чаще требовать готовности подчиняться от девочек, чем от мальчиков.

25. В стране X в разные годы были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?» Результаты опросов приведены в таблице.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=629

Какой из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифру, под которым он указан.

1) В стране X наблюдается медленный, но неуклонный экономический рост.

2) В среднем уровень жизни в государстве можно охарактеризовать как низкий.

3) Для экономики страны X характерен быстрый рост цен.

4) Можно констатировать усиление социального расслоения в стране X.

5) Усиление социального расслоения связано с ростом безработицы в государстве X.

Часть 2

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Демократия в политической жизни современного общества является результатом процесса, в рамках которого были бы в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и учтены интересы и волеизъявления всех.

Демократия также одновременно представляет собой состязательную систему, обеспечивающую честную конкуренцию конфликтующих интересов и противостоящих целей. Демократия представляет собой систему организации общественного обсуждения, призванную вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели.

Остановимся на проблеме выработки и принятия решений в демократическом обществе. Реальное демократическое принятие решений (как, впрочем, и недемократическое) всегда происходит в каких-то конкретных ситуациях — в определённое время и в определённом месте, по поводу определённых вопросов и для определённых людей.

Примерами подобных ситуаций могут быть, например, семья, школа, исследовательская лаборатория, спортивная команда, религиозное сообщество, округ или квартал, профсоюз либо фирма. В той мере, в какой любая из этих организаций, практик или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию.

 

(Адаптировано по ст. Дж.Дж. Стура)

27. Результатом развития какого политического процесса автор считает демократию? Приведите в подтверждение слов автора собственное пояснение, опирающееся на знание курса.

28. Какие две стороны демократии как системы выделяет автор? Сформулируйте иное известное Вам из курса определение демократии.

29. Опираясь на знания курса, назовите две характерные черты демократического пути принятия решения и проиллюстрируйте одну из них конкретным примером.

30. В одной из неформальных молодежных групп установлен жёсткий закон: любой участник, который не согласен с распоряжениями лидера, наказывается. Его могут исключить из организации, объявить бойкот и т.д. Как Вы думаете, является ли подобная организация демократической? Дайте аргументированный ответ на вопрос, подтвердив его цитатой из текста.

31. Автор подчеркивает, что одной из важнейших сторон демократии является состязательность и честная конкуренция участников. Сформулируйте два аргумента (объяснения) в обоснование этого вывода.

№ п/п

Правильный ответ

1

3

2

4

3

2

4

3

5

1

6

2

7

4

8

4

9

2

10

3

11

2

12

1

13

3

14

3

15

2

16

3

17

4

18

4

19

2

20

1

21

2413

22

1212

23

112

24

235

25

1

26.В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым частям текста и отражать основную идею каждой части.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) демократия как согласование интересов;

2) демократия как состязательная система;

3) принятие решений в демократическом обществе;

4) вопросы, по которым принимаются решения демократическим путем.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Критерии оценивания выполнения задания

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

ИЛИ

Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ

Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

27. Ответ должен содержать следующие элементы:

1) процесс, в котором были бы согласованы интересы всех;

2) пояснение авторских слов: в демократическом обществе должны быть услышаны все, решения должны приниматься в интересах большинства граждан, с их ведома.

 Пояснение может быть приведено в иных, близких по смыслу формулировках.

Критерии оценивания выполнения задания

Правильно указан процесс, приведено пояснение

2

Правильно указан только процесс.

ИЛИ Приведено только пояснение

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

28. В ответе должны быть элементы:

1. Две стороны демократии:

а) демократия — состязательная система, обеспечивающая честную конкуренцию конфликтующих интересов;

б) демократия — система организации общественного обсуждения, призванная вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели;

2. Определение демократии:

«Демократия — форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод».

Определение демократии может быть приведено в иных, близких по смыслу формулировках.

Критерии оценивания выполнения задания

Правильно указаны две стороны демократии, приведено определение

2

Правильно указаны только две стороны демократии.

ИЛИ Правильно указана одна из сторон демократии, приведено определение.

ИЛИ Приведено только определение

1

Правильно указана только одна сторона.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

29. В правильном ответе должны быть элементы:

1. Две характерные черты демократического пути принятия решений, например:

а) отражение в принимаемых решениях мнений и настроений большинства граждан;

б) широкое обсуждение проектов политических решений и законопроектов в общественных организациях и средствах

массовой информации;

в) гласность и открытость процесса разработки и принятия решений;

г) учёт при принятии решений противоречивых позиций и взглядов.

2. Пример: в школе все важнейшие решения о программах, ведении курсов по выбору, организации летнего отдыха школьников принимаются советом школы, куда входят и ученики, и педагоги, и родители.

Могут быть приведены иные верные черты, иной пример.

Критерии оценивания выполнения задания

Названы две черты, одна из которых проиллюстрирована примером

3

Названы только две черты.

ИЛИ Названа одна черта, приведён один пример

2

Названа только одна любая черта.

ИЛИ Приведён только пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

3

30. В правильном ответе должны быть элементы:

1. Аргументированный ответ на вопрос, например: организация не является демократической, так как в ней решения принимаются без учёта интересов большинства участников, рядовые члены организации бесправны и безгласны.

Может быть дан другой ответ на вопрос. Ответ на вопрос без развёрнутого пояснения, аргументации не засчитывается при оценивании.

2. Фрагмент текста: «В той мере, в какой любая из … организаций, практик или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию» ИЛИ «Демократия представляет собой систему организации общественного обсуждения, призванную вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели».

Критерии оценивания выполнения задания

Дан правильный ответ на вопрос, приведён фрагмент текста

2

Дан только правильный ответ на вопрос.

ИЛИ Приведён только фрагмент текста

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

31. В правильном ответе должны быть сформулированы два аргумента (объяснения), например:

1) без состязательности участников есть вероятность, что утвердится не наиболее правильная точка зрения, а позиция самого влиятельного лица;

2) каждая из выдвигаемых точек зрения должна быть в равной мере доведена до сведения общества, у граждан должна быть возможность их оценить и высказаться, только так возможно демократическое управление.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Критерии оценивания выполнения задания

Сформулированы два аргумента (объяснения)

2

Сформулирован один аргумент (объяснение)

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...