Урок - круглый стол "Свобода и ответственность личности"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
Урок по обществознанию для старших классов
Презентация в облаке на яндекс диске https://yadi.sk/i/yatD091dGx3FCQ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Свобода и ответственность личности" | 135.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол
«Свобода и ответственность личности»
(в рамках XXVII Международных Рождественских чтений).
Оборудование: мультимедийный проектор, чистые листочки для записей, карточки, таблички с номерами классов.
Перед Круглым столом: 1) предварительно дается урок, посвященный теме свободы и ответственности личности
2) пишутся эссе на эту тему
3) проводится «Школьный социологический опрос». Результаты школьного анкетирования анализируются учителем вместе с учениками
4) чтец учит стихотворение
5)участникам Круглого стола заранее (за неделю-две) выдаются вопросы, над которыми предлагается подумать и найти материал в подтверждение своей позиции. Можно обсудить с классами некоторые вопросы на уроках, чтобы задать направление обсуждения).
6)Некоторым учащимся дается задание подготовить небольшие сообщения на темы: философское, юридическое, экономическое, нравственное понимание свободы.
Время проекта: Круглый стол рассчитан на 1-2 урока.
Цель проекта: Обобщить информацию о свободе, возможностях и ответственности личности, повысить значимость обществоведческого знания для учащихся.
Задачи проекта:
Предметные: определить место свободы в российской и мировой истории, философии, праве, экономике, общественной жизни.
Метапредметные:
Познавательные: 1) формулирование идеи игры по заголовку.
2) сравнение результатов и последствий; 3) работа с материалом презентации.
Коммуникативные: умение работать в контакте друг с другом и учителем (модератором), в группах (командах).
Регулятивные: оценка ответов своих товарищей и самооценка.
Личностные: вызвать уважение к ценности свободы, дать нравственную оценку человеческой деятельности.
1. Орг.момент:
1) проверка готовности учащихся к Круглому столу (столы должны быть поставлены полукругом, за участниками - учениками имеются свободные места для присоединившихся гостей, на столах должны быть чистые листочки, ручки, таблички с названием классов);
2) объяснение условий Круглого стола и его этапов: Участники обсуждения равноправны, могут высказывать аргументы «за» и «против».
1 этап: анализ школьного соц. опроса (ведет ученик) = постановка вопроса
2 этап: презентация с подтемами, направляющими разговор= определение фактического положения дел
3 этап: вопросы участников обсуждения друг другу – полемика. Как этап может возникнуть в ходе дискуссии = определение существующих трудностей, поиск возможностей
4 этап: подведение итогов Круглого стола. В результате обсуждения вырабатывается общая позиция или выводы, которые озвучивает один или несколько участников= принятие решений
5 этап: рефлексия: заполнение листов самооценки.
Мотивация учебной деятельности – 1) определение учащимися проблемы и цели Круглого стола. 2) в конце мероприятия каждый получит оценку по обществознанию в зависимости от результатов участия.
Актуализация знаний: Вступительное слово учителя истории и обществознания (модератора = ведущего).
Наблюдали ли вы когда-нибудь за птицами? Они летают высоко, делая огромные, свободные круги. В этом столько безграничной свободы! Они просто летают, упоенно отдаваясь полету. Вдруг они изменили маршрут – разлетелись, и каждая выбрала свой путь. Ах, если бы человек научился так жить, ощущая себя свободным! Что мешает ему свободно передвигаться по жизни? Не в том ли проблема, что, имея возможность выбирать, он не всегда ее использует?
Сегодня мы приглашаем вас к разговору, тема которого – «Свобода и ответственность личности». Именно этой теме посвящены XXVII Международные Рождественские чтения, проводимые в эти дни. У нашего Круглого стола будет и практический выход – мы должны понять, как вести себя в общественной жизни, уметь отстаивать свою позицию, правильно понимаемую свободу.
Советский поэт Леонид Мартынов написал стихотворение "Свобода". Оно длинное для цитирования, приведем только отрывок (читает ученик).
Я уяснил, что значит быть свободным, |
Ведущий: Сергей Иванович Ожегов – составитель толкового словаря русского языка – дал прозаическое определение: «Свобода – это независимость, отсутствие стеснений и ограничений».
Что мы знаем о свободе личности? Как она сочетается с ответственностью? Как на эти вопросы ответили наши ученики в эссе на эту тему?
Учащийся озвучивает ответ: «Мы провели школьный социологический опрос среди учащихся 5-11 классов, попросили ответить на вопросы:
- •Как ты понимаешь, что такое свобода?
- •Связана ли свобода с ответственностью?
- • От чего ты хотел бы быть свободным?
- •Для чего ты хотел бы быть свободным?
- Как люди должны защищать свою свободу?»
Отвечало 30 человек».
Анализ соц. опроса:
Свободу одни респонденты понимают, как абсолютную, другие – как относительную, ограниченную какими-то рамками. Одни связывают свободу с возможностью деятельности, другие – с возможностью ничего не делать. Для одних она связана с желательным раскрепощением и независимостью от социума, другие осознают, что даже для внутренней свободы разумные рамки необходимы.
Связана ли свобода с ответственностью? (на 20 слайде)
Почти все респонденты (кроме двух) отвечали на этот вопрос положительно. Все понимают, что несут ответственность за свои поступки. Что от безответственного поведения могут произойти беды, что безграничная свобода вредит и самому человеку. И что самая главная ответственность – моральная. И если своими поступками человек принес вред обществу, то наказание справедливо. Причем все, говорящие об ответственности, думают о своей ответственности перед обществом, а не перед отдельным человеком.
На вопрос «От чего ты хотел бы быть свободным?», почти все ученики 5-7 классов ответили: «от уроков, от музыкалки и т.п.» Некоторые понимают значение греха, как проявление несвободы и хотят быть свободными от компьютера, лени, пустого времяпрепровождения, природных инстинктов, других угнетает излишний контроль общества.
Из ответов на вопрос «Для чего ты хотел бы быть свободным?» (на 23 слайде) можно сделать вывод, что основную массу учащихся привлекает в свободе возможность отдыха, желание использовать свободу для эстетического удовольствия, полезного саморазвития, общения, для полноты ощущения жизни, которой не получается из-за загруженности.
На вопрос «Как люди должны защищать свою свободу?» тоже были получены интересные ответы. Учащиеся считают, что свободу нужно и можно защищать в рамках закона, права, бороться с нарушениями своих прав, высказывая и твердо защищая свое мнение.
2. Просмотр презентации: «Свобода и ответственность личности» и устные ответы классов на подтемы. Ведущий (модератор) после ответов обобщает варианты, направляет дальнейший ход разговора, не давая участникам уклоняться от темы.
Вопросы для обсуждения и ответы:
Слайды 1-26 .
3. Устные вопросы и ответы участников команд.
Подтемы и уточняющие вопросы, задаваемые ведущим | Ответы, уточнения и обобщения для модератора |
1. Абсолютная свобода (что это такое? Бывает ли она? Если бывает, то у кого?) | 1.«Абсолютная» свобода приводит к произволу, попранию свободы другого человека Свобода как вседозволенность со стороны отдельного человека, общества или государства причиняет моральный и физический вред, создает удушливую атмосферу, угнетающую личность. Человек воспринимает это как несчастье, несправедливость. |
2. Относительная свобода (относительно чего? Или Кого? Кто и что накладывает свободе некие рамки? Какие запреты можно признать необходимыми?) | 2.Как и относительная истина, у человека есть относительная свобода (относительно Бога, общественных и моральных законов) |
3. Свобода выбора (существуют ли общественные ограничители свободы? Какие они?) | 3.Существуют правила и санкции, которые накладывает общество в случае нарушения общественных запретов (моральных, правовых). Нравственные нормы должны стать определяющими ограничителями подлинной свободы человека. Личность, поступающая нравственно, и в правовом поле совершит меньше ошибок. Французский философ-экзистенциалист Ж-П.Сартр писал: «Человек обречен на свободу» (т.е. должен выбирать). Еще почти за 100 лет до него эту же мысль высказал русский философ Константин Леонтьев: «Свобода – великое благо и великое бремя» |
4. Свобода и необходимость («Свобода есть познанная необходимость», - сформулировал Гегель. Принужденность действовать по необходимости упраздняет свободу?) | 4.Только у Бога абсолютная свобода, человек же всегда выбирает. Господь дает нам свободу добровольно выбирать быть и Ним или не быть, поступать честно, гуманно, самоотверженно, или лживо, зло, эгоистично, третьего не дано. |
5. Свобода и природа (Существует ли природная необходимость, ограничивающая свободу человека?) | 5.Существует природная необходимость, ставящая рамки свободе человека. Человек постоянно с ней борется, пытается овладеть силами природы. Иногда борьба с этими природными обстоятельствами приводит к гибели человека Запреты уже на уровне природы защищают нас от ошибок. |
6. Влияние норм и традиций (Свобода должна быть не только в личном пространстве, но и на уровне общества. Могут ли внешние обстоятельства мотивировать человека? Как влияют на свободу поступков человека нормы и традиции, принятые в обществе? Значит ли, что внешнее детерминирует внутреннее?) | 6. Свобода в обществе – это действия под влиянием норм и традиций, принятых в обществе, соблюдение которых им ожидается. Нормы и традиции народа и общества, конечно, влияют на позицию отдельного его представителя. В этом смысле внешнее (нормы и традиции), если оно станет внутренним (убеждением), может повлиять на поведение человека. Но не всегда это влияние будет детерминирующим. |
7. Внутренняя свобода (Может ли быть свобода действий личности в условиях отсутствия выбора? Какой выбор сделали герои, святые?) | 7.Может. Именно внутренний выбор человека в условиях несвободы, способность человека остаться верным себе и своим идеалам вопреки внешним обстоятельствам (отстаивание своей позиции в тоталитарном обществе, в условиях гонений) давал обильные плоды проявления лучших качеств человека – патриотизма, гражданственности, святости. |
8. Свобода и общество (Как понимали свободу борцы за независимость или социальные права в период становления буржуазных обществ и социалистических революций?) | 8.Свобода борцами за социальные права понималась как борьба с существующим общественным строем, замена его строем, дающим большие экономические и политические возможности. В социалистической революции ставилась задача ниспровержения до основания предшествующей культурной традиции и установления принципиально нового порядка, доселе не существовавшего. При этом политическая инициатива осуществлялась небольшой группой лидеров, народной массе отводилась роль поддерживающей толпы. Свобода в толпе нередко приводила к притуплению чувства ответственности и трезвости рассудка. В толпе «нестрашно» было творить беззаконие, насилие. У личности создавалось представление о некой «легитимности», одобрения ее действий со стороны толпы. |
9. Свобода и государство (может ли быть полная свобода граждан от государства? Каковы пределы вмешательства государства в жизнь граждан?) | 9.Полная свобода граждан от государства приведет к его распаду. Чем больше невмешательства государства в частную жизнь граждан - тем больше свободы, но тем большее значение приобретает кооперация, объединения граждан, которые должны обладать ответственностью, действовать справедливо. Гражданское общество само должно решать пределы вмешательства государства, которое должно вмешиваться только когда это необходимо. |
10. Ответственность (Как вы понимаете это слово? Что такое внутренняя ответственность?) | 10.Это ответственность перед самим собой, своей совестью, стремление сохранить внутреннее достоинство. |
11. В чем состоит ответственность личности перед обществом? (+ анализ соцопроса по этому вопросу) | 11.Это сознательная готовность следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения последствий для окружающих. Болезнь одного органа общественного организма может привести к гибели этого организма. •Личность развивается, социализируется в обществе, усваивает его нормы, поэтому полностью независимой и ничем необязанной ему быть не может. Но личность - это не часть общества. Общество не определяет внутренних состояний человеческого сердца. Перед смертью ты не спишешь свои грехи на общество. |
Практикум: В каком государстве ты хотел бы жить? | Раскладка карточек с чертами государства: 1) контроль за СМИ, 2) плюрализм, 3) права человека 4) гражданское общество 5) монополизм 6) единая идеология 7) система разделения властей 8) демократия 9) конкуренция Задание классам – выбрать черты желательного современного общества и государства |
12. Как в современном обществе понимается свобода? | 12.В современном обществе свобода понимается как плюрализм мнений, множество удобств. Плюрализм развязывает нам руки, ставит нас выше закона, «освобождает» на свой лад. Причем эта «свобода» не ставит сознанию рамки. •Она предлагает огромный выбор самых безыдейных идей, самых бесполезных предметов, самых безнравственных мыслей и поступков. И человек может умереть, так и не поняв, что свобода есть не выбор удобств. Василий Ирзабеков в своей книге «Русское солнце» пишет, что сейчас люди поступают как хотят, а раньше поступали как заблагорассудится. То есть указывались этические рамки (=вектор поступков): поступать как тебе (и другим) будет во благо. |
13.В чем состоит философское, юридическое, экономическое, нравственное понимание свободы? + Ответ учащегося по анализу философского понимания свободы | 13.Философы считали, что свобода есть отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию, по своей воле. Сократ считал свободу внутренним состоянием человека, тот истинно свободен, кто умеет управлять своими инстинктами, а не становиться их жертвой. Николай Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета, когда освободимся от внутреннего рабства, то есть возложим на себя ответственность и перестанем винить внешние силы» Свобода юноши в Древнем Риме понималась как послушание отцу: пока сын не пройдет необходимую тренировку души и тела и сможет занять в обществе ответственную должность. В германских языках слово «свобода» означало = любовь, не подчиняющую волю любимого человека, чтобы человек смог вырасти над собой. Кант говорил, что свобода в практическом смысле (нравственном, духовном) есть независимость воли от принуждения чувственности. Именно об этой свободе забыло современное общество. •Юридическое понимание свободы – возможность делать все, что не нарушает закон. Что не запрещено, то разрешено. •Но свобода не может быть беспредельной, иначе она становится беспределом, произволом и причиняет вред другим людям. Судья сказал обидчику: «Свобода вашего кулака заканчивается там, где начинается нос вашего соседа!» Свобода – не вольница! Свобода – порядок! Быть свободным – значит поступать по правилам, по законам. Рузвельт четко разделял, что существует «свобода от» и «свобода для». И считал, что, ставя вопрос «свобода от», человек находится на исходном пункте свободы. Нужно понимать для чего тебе свобода. Свобода в экономическом смысле означает равенство форм собственности, равенство перед законом всех, действующих в едином экономическом пространстве. Нравственное понимание свободы принято выражать в форме категорического императива, перефразирующего известную библейскую заповедь: «Как хочешь, чтобы люди поступали с тобою, так и ты поступай с ними». |
14. Нужно ли бороться за свободу? •Как вы понимаете слова И.В. Гете: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за ней на бой»? - Можно ли оправдать революционное насилие? + анализ соц. опроса «Для чего ты хочешь быть свободен? И «Нужно ли отстаивать свою свободу?» | 14.Свою свободу, свои права нужно отстаивать. •Нередко люди отстаивали ее с оружием в руках (войны за независимость родины). Но нельзя оправдать революционное насилие, попирающее жизнь и свободу граждан (например, стремление все решить за них, загнать их в социализм). Английский (ирландский) драматург Бернард Шоу считал, что революции никогда не облегчали бремя тирании, они лишь перекладывали это бремя с одного плеча на другое. |
15. Как понимается свобода в православии? | 15.Православие своими «рамками» пытается предупредить от падения, но не загородить путь, не лишить свободы двигаться. • Именно в православии открывается новая степень свободы — ведь движение здесь не налево-направо, а вверх!.. Православие предупреждает о том, что «жить как хочется» не синоним свободы, что свобода не в том, чтобы побольше набрать, а в том, чтобы выбрать. Сделать правильный выбор в сторону Бога и к пользе ближнего. |
16. Как соотносятся свобода и Бог? | 16.Бог есть абсолютное Благо, Его действия есть благо, и в Своих благих действиях и промыслах Он свободен от любых препятствий. При этом Бог всеблаг и, соответственно, не делает зла, т. к. зла в онтологическом плане не существует, поскольку зло есть искажение добра, направленность личности к ложной цели. |
17.Что говорит современное христианское богословие о свободе? | 17.В Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе правах человека (материалы Архиерейского Собора 2008 года) говорится: «Слабость института прав человека - в том, что он, защищая свободу выбора (αὐτεξουσίον), все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха (ἐλευθερία)». Современное христианское богословие понимает свободу как свободу жизни в добре. Согласно христианству, абсолютным законом бытия является любовь. Только те социальные права и свободы человека христианство оценивает положительно, которые способствуют воспитанию в человеке истинной любви, сохраняют его нравственное достоинство и максимально оберегают общество от греха. «Любовь и есть точное содержание и подлинное проявление свободы, которая - будучи полнейшим согласием личности с Богом, миром и людьми - на деле противоположна индивидуально мыслимой независимости. Свобода как человеческое состояние тождественна любви. Любовь и есть свобода» (греческий богослов ХХ века Неллас Панайотис). •Христианские мыслители говорят о том, что «подлинная свобода человека - это свобода от греха». И что свободой является способность личности управлять своей природой. Факт несводимости человека к миру «земли», к «царству» детерминации может быть объяснен исключительно неотмирным началом бытия человека, человек - «гражданин иного Царства», он создан Богом, а соответственно все качества человеческой личности - есть образ Божественных качеств, в том числе и свобода. |
4. Подведение образовательных итогов Круглого стола. Слово для ответа на вопросы:
(Учащиеся отвечают, дополняют или исправляют ответы друг друга).
Заключительное слово руководителя образовательного проекта:
В отличие от Бога, человеческая свобода всегда относительна, так как существуют нравственные (внутренние), природные и общественные ограничители и регуляторы нашего поведения, нормы и традиции, которые человек усваивает и делает своими. Но при любых обстоятельствах выбор остается за человеком. Со свободой тесно связана ответственность человека перед самим собой, Богом и людьми.
Свобода состоит в выборе позиции, ценностей, следовании общественным установлениям, если они гуманны, или борьбы с ними, если это не так. Но ее не следует понимать как революционную борьбу за «светлые идеалы», во имя которых происходила гибель миллионов людей. Для поддержания свободы государство должно вмешиваться в общественную жизнь лишь когда это необходимо.
Современное общество исказило и принизило понимание свободы, сведя свободу до выбора жизненных удобств.
Православие, следуя давним философским и богословским традициям, понимает свободу, прежде всего, как свободу от греха ради утверждения любви, выстраивает вертикаль духовного восхождения человека к Богу, учит делать выбор к пользе ближнего, поэтому христианская свобода противоположна индивидуально мыслимой независимости. Можно сказать, что свобода человека – есть образ Божественной свободы.
Учитель: Хочется поблагодарить всех участников сегодняшнего Круглого стола и гостей. Попрошу учащихся и гостей заполнить листы с впечатлениями о сегодняшнем мероприятии: Что нового вы узнали? Оцените сегодняшнее мероприятие, свою работу и работу товарищей. (При желании гости могут выбрать самых активных участников Круглого стола).
Приложение 1.
Лист самооценки___Ф.И.О.______________________________________________
1. Чему я научился во время Круглого стола?_________________________
2. Что осталось непонятным? ______________________________________
3. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника, капитана команды, автора сообщения, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Моя оценка за урок - _____
5. Что понравилось в сегодняшнем Круглом столе?______________________
6. Что не понравилось?______________________________________________
7. Какой класс работал лучше всех?________
8. Чье выступление запомнилось? _____________________________________
В.О. Колосова,
канд. исторических наук, учитель
истории и обществознания высшей категории
НЧУ ОО Церковно-приходская школа «Косинская», Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе "Единство свободы и ответственности личности"
Целью урока является ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода". Дать представление о том, что абсолютной свободы не бывает. Закрепление материала проводится в тестовой ...
Программа 2017-2022 г.г. "Игримский Клуб "Зелёный Попугай". Развитие коммуникабельности, творческих способностей, воспитание социально-ответственной личности и повышение культурного уровня учащихся через клубную работу"
Программа 2017-2022 г.г. "Игримский Клуб "Зелёный Попугай". Развитие коммуникабельности, творческих способностей, воспитание социально-ответственной личности и повышение культурно...
«Формы и методы патриотического воспитания как условие становления социально-ответственной личности»
Авторы:Гичко Кристина СергеевнаПономарева Инесса АнатольевнаПатриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции.Становление гражданского общества и правового государств...
Воспитание гармонично развитых и социально-ответственных личностей
В статье " Воспитание гармонично развитых и социально-ответственных личностей" рассказывается о работе, которая проводится в этом направлении педагогическим коллективом...
Дополнительное образование - эффективная система развития способностей детей и воспитание социально ответственной личности: сборник ,2020г/под общей редакцией Т.А,Антопольской,Изд -во ЗАО "Университетская книга", 2020
В сборнике представлены научные статьи участников международной научно-практической конференции «Дополнительное образование – эффективная система развития способностей детей и воспитания с...
Формирование социальной ответственности личности: роль школы и семьи
мМетодическая разработка: совместная конференция педагогов и родителей(в школе 207 прошла как XXIII ОБЩЕШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ) «Формирование социальной ответственности личности: роль школы ...