Урок обществознания в 6 классе по теме «В гармонии с природой»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
План урока
Введение в тему урока.
Определение сущности понятия «среда обитания человека».
Формирование представления о правильном отношении природе.
Определение черт сходства и различий человека и животных.
Закрепление пройденного материала.
Подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_garmonii_s_prirodoy._6_klass.docx | 255.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 6 классе по теме «В гармонии с природой»
Форма проведения: урок-беседа.
Цели:
образовательные: определить суть и содержание понятия «среда обитания человека»; выявить черты сходства и различия человека и животных;
обучающие: совершенствование УУД:
коммуникативных: умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владения монологической и диалогической формами речи;
познавательных: умения находить и выделять необходимую информацию; умения выдвигать и обосновывать гипотезу; умения структурировать информацию (ИКТ-компетенции);
личностных: умения дать нравственно-этическую оценку;
регулятивных: умения ставить учебную задачу; умения оценить качество и уровень усвоения материала;
воспитательные: формирование представления о правильном отношении к природе.
План урока
Введение в тему урока.
Определение сущности понятия «среда обитания человека».
Формирование представления о правильном отношении природе.
Определение черт сходства и различий человека и животных.
Закрепление пройденного материала.
Подведение итогов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, электронное приложение к учебнику.
Ход урока
1. Введение в тему урока
Учитель зачитывает изречение: «Человек определяется не только прирождёнными качествами, но и приобретёнными» (И.В. Гёте, немецкий поэт, мыслитель). Используя наводящие вопросы, учитель формулирует тему урока.
2. Определение сущности понятия «среда обитания человека»
Учитель предлагает учащимся подробнее разобраться, в чём суть понятия «среда обитания человека», и выявить сходства и различия человека и животных. На экране демонстрируются иллюстрации, характеризующие среду обитания человека.
Класс разбивается на три группы по рядам.
Первая группа получает задание изучить пункт «Среда обитания человека» на с. 20–22 учебника;
вторая группа — пункт «Что объединяет человека и животных» на с. 22–23;
третья группа — пункт «Чем человек отличается от животных» на с. 23–24.
Содержание раздела «Среда обитания человека» пересказывают учащиеся первой группы.
Вопросы к учащимся.
— Что из изображённого на фото 1–4 человек создал сам? (Города, дворцы, дома, парки и т. д.) Перечислите, что ещё, не изображённое на фото, человек создал сам.
— Что люди придумали для того, чтобы поддерживать порядок? Подсказка: это является очень важной частью жизни человека. (Правила поведения людей по отношению друг к другу и к природе.)
Учащиеся заполняют в своих тетрадях следующую таблицу.
Среда обитания человека | |||
Естественная, | Искусственная, | Общественная | |
созданная самим | |||
природная | (социальная) | ||
человеком | |||
Почва, вода, ниж- | Дома, одежда, | Правила поведе- | |
ние слои атмосфе- | бытовая техника, | ния людей по от- | |
ры, растения, жи- | машины, мосты | ношению друг к | |
вотные | и т. д. | другу и к природе | |
3. Формирование представления о правильном отношении к природе
- С помощью мультимедийного проектора учитель демонстрирует иллюстрации, на которых показаны примеры как бережного отношения человека к природе, её охраны, так и загрязнения окружающей среды. Учащиеся отвечают на следующие вопросы.
— На каких иллюстрациях, на ваш взгляд, показано разумное отношение человека к природе?
— Как вы считаете, к чему ведёт неразумное отношение человека к природе? (Человек губит природу и впоследствии не сможет воспользоваться её благами.)
— Как вы понимаете смысл цитаты из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?
Учащиеся дают свои варианты ответа, учитель при необходимости наводящими вопросами помогает им сформулировать итоговый тезис.
Запись в тетрадях. Люди могут использовать природу для удовлетворения своих потребностей и интересов, но при этом не следует наносить ей ущерб.
4. Определение черт сходства и различий человека и животных
Для определения сущности понятия «человек» следует построить схему, отражающую черты сходства и различия человека животных. С этой целью учитель задаёт следующие вопросы:
— Человек — кто он?
— Что его отличает от животных?
— Какими чертами сходства с животными он обладает? Учащиеся дают свои варианты ответа, учитель при необходимости помогает им наводящими вопросами и записывает верные ответы на доске так, чтобы в итоге они сложились в виде следующей схемы.
После составления схемы учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать определение понятия «человек».
Запись в тетрадях. Человек — живое существо, он обладает разумом, владеет речью, умеет изготавливать орудия труда и планировать свои действия.
5. Закрепление пройденного материала
Учащиеся отвечают на вопросы 1–4 к § 3 учебника; выполняют задание 10, аргументируя свой ответ. При выполнении задания 10 учитель с помощью наводящих вопросов формирует
- учащихся понимание того, что все составляющие части среды обитания одинаково важны для человека.
Учитель отмечает, что природная среда даёт человеку пищу и полезные ископаемые; искусственная среда даёт человеку жильё и комфортные условия жизни; общественная среда формирует взаимоотношения между людьми, она не позволяет наносить вред другим людям и природе.
6. Подведение итогов
Озвучивание отметок за урок.
Домашнее задание: § 3 учебника, задания 7–9; задания 5, 6 (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обществознания 8 класс на тему товар и деньги
урок обществознания 8 класс на тему товар и деньги...
Презентация к уроку обществознания 9 класс на тему "Конституция России"
Презентация содержить основные термины к уроку и небольшой тест по закреплению....
План - конспект урока в 9 классе по теме: «Географическое положение и природа Поволжья»
Поволжье. Номер урока №1. Географическое положение и природа Поволжья....
Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"
Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе» Целью урока является изучения деятельности как основного...
Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"
Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе» Целью урока является изучения деятельности как основного...
разработка урока обществознания 7 класс по теме "Правоотношения"
Урок разработан на основе учебника А. Кравченко Обществознание 7 класс. Инновационная школа. Данный урок продолжает тему "Правовое регулирование поведения человека в обществе" . Учащиеся знакомятся с ...
Конспект урока английского языка в 10 классе по теме" В гармонии с природой"
Урок комплексного применения знаний (комбинированный урок)...