Разработка урока "Учимся взаимодействовать с окружающими людьми"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Мирсаяпова Райля Каримовна

Урок-практикум разработан на основе требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mirsayapovoy_r.k.moy_urok_na_ug_2019.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                        

Предмет: Обществознание

Класс:  6 класс, 24 ученика

Тип урока: Практикум- обобщение,  урок развивающего контроля.

УМК: Боголюбов Л.Н.

Технологическая карта

Тема

Практикум «Учимся взаимодействовать с окружающими»

Цель

научиться взаимодействовать с окружающими нас людьми, к концу урока учащиеся должны определять основные способы воздействия людей друг на друга, понимать причины возникающих ролевых конфликтов и осознать влияние стереотипов на понимание других

Задачи

повторить и обобщить полученные знания и умения по теме «Человек среди людей»; обсудить вопрос об особенностях межличностных отношений; дать практические рекомендации по выстраиванию общения, поведения во время конфликтных ситуаций: как победить обиду и сохранить достоинство.

Планируемые результаты

учащиеся должны характеризовать  правила взаимодействия с окружающими;  владеть принципами работы с учебником, с иллюстрацией, а также вести дискуссию, эвристическую беседу,  анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД

Предметные: применять освоенный понятийный аппарат; исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять сущностные характеристики изучаемого объекта; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления; находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа;

 Метапредметные:

1) коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии ее решения; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;

 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

 4) личностные: формирование ответственности за свое поведение среди людей; развитие навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Основные понятия

взаимодействие, взаимопонимание, толерантность

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

учебник, Обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова, М. Просвещение,2016г

презентация, карточки, иллюстрация «Веселая минутка» А.Л.Ржевская, башкирская народная  сказка «Лентяйка»

Организация пространства

Эпиграф к уроку: «Великий вопрос жизни – как жить среди людей» (А. Камю)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

2 мин Добрый день, 6 б класс. Поприветствуйте наших гостей, одноклассников.

 Я, Мирсаяпова Райля Каримовна, учитель села Япрыково, хочу наш урок начать вот с такой притчи:   "Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех троих. Одного спросили: - Что ты делаешь? -Тащу в город эту проклятую ношу. Второго спросили: - Что ты делаешь? -Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он. Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь: - Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям".

Итак ребята, встаньте те, которые отнесли себя:

К 1 -???             2-???                     3-???

Итак большинство отнесли себя к..

(Ну а мораль этой притчи такова: нужно работать так, чтобы работа доставляла радость и вам и окружающим;  на уроке нужно осознавать необходимость получаемых знаний, которые пригодятся вам  в течение дальнейшей жизни, при решении ВПР, и тогда задания не покажутся такими трудными).

Приветствие.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

2 мин? На предыдущем уроке вы изучили какую тему?

? Вспомним Что является основой межличностных отношений?

? Какие виды межличностных отношений вы рассмотрели?

- Межличностные отношения

- симпатия; стереотип;

антипатия

- знакомство

приятельство

товарищество

дружба

любовь

Предметные: применять освоенный понятийный аппарат; исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы, проблемы урока.

2 мин СЛАЙД 1  Посмотрите, пожалуйста, на экран,  объясните, что вы видите?

Какие мы?

В центре слайда?

Как вы думаете какая тему урока у нас?

2 мин СЛАЙД 2 - а вы можете сказать, что вы полностью знаете  как строится отношения между людьми? Или что-то еще не знаем? И что получилось?

Умнички!

2 мин Запишите в тетрадях тему урока. СЛАЙД 3:

«Учимся взаимодействовать с окружающими»

«Великий вопрос жизни – как жить среди людей» (А. Камю, французский прозаик, философ «Совесть Запада», лауреат Нобелевской премии)

2 мин-  СЛАЙД 4, 5 

Упражнение СНЕЖИНКА.

Каждому из детей предлагается взять в руки тетрадный листок и четко следовать командам учителя.  Не задавая вопросов, действовать так, как каждый понял.

Команды:

Свернуть лист пополам. Оторвать верхний правый угол.

Свернуть лист пополам. Оторвать верхний правый угол.

Свернуть лист пополам. Оторвать верхний правый угол.

Свернуть лист пополам. Оторвать верхний правый угол.

Свернуть лист пополам. Оторвать любой угол.

Определим проблемный вопрос нашей темы.

После этого предлагается развернуть и показать друг другу получившиеся «снежинки».

Акцентируем внимание на том, что мы все слышали одни и те же слова, но каждый понял их так, как хотел.

ВЫВОДЫ:  МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ!  МЫ ВСЕ НЕПОВТОРИМЫЕ!

Объясните, что  видите на экране и свяжите это с нашей темой и эпиграфом урока?

Для чего?

Т.о. проблемный вопрос нашего урока СЛАЙД 6

Каковы пути выхода из любой проблемной ситуации?

группы людей

-разные

- человек стремится вступить во взаимодействие с другими людьми

- Взаимодействие в группе?

Взаимодействие с окружающимися?

- учимся

«Учимся взаимодействовать с окружающими»

Упражнение СНЕЖИНКА.

- все мы разные, отношения разные

-  правила взаимоотношений с окружающимися нас людьми

-Учимся строить межличностные отношения.

- чтобы из любой проблемной ситуации можно найти выход.

коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Работа в группах

2 мин.СЛАЙД 7 Для выполнения это цели, мы с вами начнем составлять ментальную карту нашей темы. Ознакомьтесь  алгоритмом работы по составлению ментальной карты.

Чтобы ускорить нашу задачу, я подготовила главный макет, а остальную часть мы будем заполнять вместе с вами. Скажите, где человек себя чувствует в безопасности? Поэтому наша ментальная, интеллект карта или токин-мэт будет выглядеть в виде дома, а ваши открытия будут зажигать наши окна.

3 мин СЛАЙД 8 Мы знаем, что  межличностные отношения всегда?? обоюдны, и они включают?: взаимо – понимание

                                - восприятие

                                - действие

______ приготовила нам восточную притчу.

Один мулла хвастался, что он может найти с любым человеком общий язык. Окружающие решили это испытать. Смотрят идет пастух, который не понимал татарского языка. Мулла, указывая наверх, показывает один палец. Пастух в ответ ему показывает 2 пальца. Тогда мулла показывает 5 пальцев, а пастух – в ответ кулак. Вы поняли, что сказал мулла?

И окружающие спросили муллу, что  сказал пастуху. Мулла Я показал ему один палец – Аллах на небесах и на земле, в ответ пастух 2 пальца сказал, напомнил мне еще, что он чтит Аллаха и Мухамад пигамбара, я его спросил соблюдает ли он 5 столпов ислама кто знает их? (вера,намаз - 5кратная молитва,закият – милостыня, ураза – пост, хадж-паломничество), в ответ пастух показав кулак, сказал, что свято чтит столпы ислама.

Окружающие спросили пастуха . Он сказал увидев один палец, я подумал, что он хочет выколоть мне один глаз, я ему показал, что выколю 2 глаза, он показал  5 пальцев, то есть ударит меня. А я ему в ответ кулак, что получит в ответ кулаком.

Ребята, поняли они друг друга? Для взаимопонимания, что нужно?

6 мин   СЛАЙД 9  Работа с учебником

откройте стр. 58.

 Перед нами правила, давайте поработаем в парах.

2 мин    СЛАЙД 10   Работа с иллюстрацией «Веселая минутка» А.Л.Ржевская

2 мин Парная работа –Перед вами филворд. Ваша задача - найти понятия по  нашей теме, и объяснить их.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 2 минуты: под музыку

Все встаем в круг, выходят к центру

- те, которые знают, что 2019 год в России объявлен Годом? – ( Год Театра)

- что 2019 год в Республике Башкортостан объявлен Годом – (100 летия истории и  образования Башкортостана)

- те кто любит Хоккей Почему? ( ведь наша молодежная команда школьников по хоккею заняла 1 место  среди учащихся России)

- те, кто творит добрые дела

- те, которые любят нашу Родину. Как их мы называем – патриоты

- Все любим танцевать? флешмоб  под песню ты да я мы с тобой? 

Я вас попрошу присесть, следующий этап нашей работы – работа в группах

 

СЛАЙД  11  Перед вами лежат памятка- правила работы в группах. Надеюсь вы их все знаете. Ваша задача за 3-4 минуты  решить ситуацию и составить правила, памятки, советы, как вы сами решите, и защитить их

Прикрепите, свои листки в нашу с вами ментальную карту. Что получилось?

ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ 3 мин

 СЛАЙД 12 Мы с вами отметили, что 2019 год объявлен годом театра в РФ и в РБ – год истории и 100 летия образования РБ. Когда мы с вами будем отмечать 100 летие нашей Республики? 23 марта 2019 г.

Все мы с вами на протяжении своей жизни будем входить в различные группы, о которых мы с вами будем проходить на следующем уроке. Одной из таких групп является группа по интересам, в которой тоже вы должны уметь взаимодействовать между собой.

СЛАЙД 13 Раз год театра давайте попробуем поставить сценку по башкирским сказкам. Я попрошу выйти 4 х персонажей сказки: автор, бабушка, внучка, соседка. Вы сами распределяете роли. А вы ребята потом должны угадать название сказки, объяснить смысл сказки.

Работа с пословицами: Пока ребята готовятся: давайте вспомним пословицы о дружбе, взаимопомощи,

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры  
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки,  

картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго,  третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать  рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

- дома

                   взаимо – понимание

                                - восприятие

                                - действие

- нет

- уметь общаться.

Парная работа

1 ученик читает основное правило, а второй должен объяснить, показать это.

– работа с иллюстрацией «Веселая минутка» А.Л.Ржевская

* Почему картина называется «Веселая минутка»?

* Какие взаимоотношения сложились между героями?

* По каким признакам вы это поняли?

Работа в группах

Решить ситуации и

1 группа  - выработать правила взаимоотношений между сверстниками

2 группа - выработать правила взаимоотношений между детьми и родителями

3 группа - выработать правила поведения на уроке

4 группа - это правила поведения в сети Интернет

Правила взаимодействия с окружающими нас людьми.

- 23 марта 2019 г.

 группа ребят – ставит сказку «Лентяйка»

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. Друг в беде познается.

3. Старый друг лучше нового и т.д.

личностные: формирование ответственности за свое поведение среди людей; развитие навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

умение выступать перед аудиторией

регулятивные: составлять план последовательности действий, распределять роли.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания

2 мин Вернемся к проблемному вопросу нашего урока Каковы пути выхода из любой проблемной ситуации? (Надо уметь общаться, знать правила группы)

для эффективного взаимодействия с людьми необходимо вырабатывать в себе определенные качества, осторожно использовать привычные схемы объяснения чужого поведения, опираться на доверие к разуму человека; что правильное исполнение социальной роли вызывает одобрение, а неправильное – наказывается

О правилах  общения и группах человека вы поговорите на следующих уроках.

Ответы ребят:

 Надо уметь общаться, знать правила группы)

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

2 мин   СЛАЙД 14

Решение теста 

Чему  научились?

За что вы можете себя похвалить?

За что вы можете похвалить учителя?

Что  удивило?

Как строили отношения?

Зачем нам был нужен этот урок?

Где сможете применить навыки, полученные на уроке?

Ответы ребят

проверка тестов сами себя оценивают

учащиеся должны характеризовать  правила взаимодействия с окружающими

IX. Д/з.

На доске  СЛАЙД 15 Сфотографируйте домашнее задание на ваши телефон, потом отправите по ватсапу в группу 6б класс. Ответить на вопросы «Почему люди в древности не могли жить в одиночку? В какие группы они объединялись?

Может ли современный человек жить один?»

Ответить на вопросы «Почему люди в древности не могли жить в одиночку? В какие группы они объединялись?

Может ли современный человек жить один?»

X. Оценивание работы на уроке

 Оценивание общее   жетоны с названиями За активную работу, ты молодец, сегодня отличился , правильный ответ - получают 5ки,

за  аккуратность, исполнительность, примерное поведение «4»  все работали на уроке – активно,

отличились –

Помните притчу начала урока? встаньте те, которые несли эти тяжелые, проклятые камни,

те – кто зарабатывал себе оценку,

те - которые научились строить взаимоотношения. Если наша совместная работа понравилась вам, похлопаем друг другу. Как сказал Альбер Камю «Великий вопрос жизни – как жить среди людей».

СЛАЙД 16 Благодарю за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Взаимодействие с окружающими людьми

Цель: раскрыть качества, которые способствуют пониманию людьми друг друга; познакомить со способами взаимодействия; познакомить с основами ролевой теории личности и необходимостью ответственно относит...

Презентация к уроку "Учимся взаимодействовать с окружающими"

Презентация к уроку-практикуму по обществознанию "Учимся взаимодействовать с окружающими". Раздел "Межличностные отношения"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков «Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека»

Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков«Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека»  Актуальность проблемы:  Известно, что в подростк...

Практические советы "Умеем ли мы общаться с окружающими людьми"

Показать воспитанникам важность и значимость общения в жизни людей....

Самоанализ урока "Учимся взаимодействовать с окружающими"

Самоанализ урока для конкурса "Учитель года"...

О взаимоотношениях с окружающими людьми

О взаимоотношениях с окружающими людьми...