Материал для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9, 11 класс)
Шпаргалки для подготовки к экзамену в 9,11 классах по обществознанию(согласно темам по кодификатору)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Факторы производства и факторные доходы: труд-зарплата,
Земля-рента,
Капитал-процент,
Предпринимательство-прибыль,
Информация-прибыль
Экономические системы:
Традиционная-базируется на отсталых отраслях, широком применении ручного труда
Централизованная-Земля, капитал, почти все экономические ресурсы находятся в руках государства
Рыночная-Земля, капитал находятся в собственности отдельных частных лиц
Налоги:
Прямые (с имущества и дохода)- подоходный налог, налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость
Косвенные- надбавки к цене товаров и услуг-акциз, таможенные пошлины, налог на экспорт.
Признаки государства: территория, публичная власть, суверенитет, взимание налогов
Разделение властей
Законодательная- Парламент РФ
Исполнительная- Правительство РФ
Судебная-Конституционный суд
Формы правления:
Монархия (абсолютная, дуалистическая, конституционная)
Республика (президентская, полупрезидентская, парламентская)
Формы государственно-территориального устройства
Унитарное-административные части (края, области) не обладают суверенитетом
Федеративное-административные части обладают значительной самостоятельностью
Политический режим-совокупность методов осуществления политической власти
Авторитаризм-строго централизованно, власть сконцентрирована в руках одного человека, или в одном органе
Тоталитаризм-обязательная идеология, одна господствующая партия, тотальный контроль всех сторон жизни
Демократический-правовое государство, многопартийность, источник власти-народ.
Признаки правового государства: Верховенство закона во всех сферах жизни общества, разделение властей, гарантированность и незыблемость прав и свобод человека, политический и идеологический плюрализм, равенство всех перед законом
Политическая партия: Задача-завоевать власть или участвовать в её осуществлении
Принципы избирательного права: всеобщность, равенство, прямое голосование, тайное голосование, добровольность, гласность
Правонарушение-общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.
Особенности Конституции: принята на всеобщем референдуме, обладает высшей юридической силой, является основой для всех иных источников права РФ
Потребности:
Биологические (в воспроизводстве рода , пище, дыхании)
Экзистенциальные (в безопасности, комфорте)
Социальные (общение)
Культура
Элитарная-создается привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами
Народная-нет авторов (мифы, легенды, сказки)
Массовая: Цель: Получение прибыли, направлена на все общество, легка и доступна для понимания всех (концертная и эстрадная музыка, цирк,поп-культура)
Типы обществ
Традиционное (аграрное, доиндустриальное)
-ручной труд, сельское хозяйство, сословия
Индустриальное-Промышленные изделия, классы
Постиндустриальное(информационное)
Автоматизация производства, компьютеризация общества, развитие сферы услуг
Глобальные проблемы-совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине 20-го века и от решения которых зависит существование цивилизации(проблемы войны и мира, терроризм, экологическая, энергетическая и другие)
Виды семей
Традиционная-домашние обязанности выполняет жена
Нуклеарная-супружеская пара с детьми
Расширенная-супружеская пара с детьми+ родственники, проживающие с ними
Гражданское общество-сфера проявления свободных граждан и их добровольных организаций, огражденных законом от прямого вмешательства гос-ва: политические партии, общественные движения, семья, церковь, профсоюзы
Функции гражданского общества:
Защита граждан от незаконного вмешательства гос-ва,
демократизация и гуманизация политической системы общества.
Принципы образования в РФ
Демократизация-образование доступно для всех
Гуманизация -учет индивидуальных особенностей обучающихся
Гуманитаризация-повышение роли общественных дисциплин
Интернационализация-интеграция образовательных систем разных стран
Компьютеризация-использование глобальных телекомуникационных сетей в процессе обучения
Экономический рост-долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны
Темпы экономического роста:
Экстенсивный- в производство вовлекаются имеющие в стране, но еще неиспользованные ресурсы(распашка земли, построить завод как имеется ( с тем же оборудованием и такое же количество рабочих)
Интенсивный рост-факторы производства подвергаются качественным изменениям (НТП, повышение квалификации работников, рациональное распределение ресурсов, экономия на масштабе)
Экономический цикл-попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП (экономический подъем, экономический спад или рецессия, депрессия, оживление)
Виды безработицы:
Фрикционная-связана с поиском и ожиданием работы по своей специальности
Структурная-какие-либо структурные экономические сдвиги или внедрение в производство достижений НТП (профессии устарели)
Циклическая-возникает в период циклического спада и исчезающий или уменьшающийся в период циклического подъема.
Экономика: рассматривается в двух значениях: как наука и как хозяйство
Макроэкономика-это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира
(Проблемы: повышение занятости, увеличение подъема производства, преодоление инфляции, безработицы, действует три субъекта: фирма, домашнее хозяйство, государство)
Микроэкономика-это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях, проблемы-ограниченность, выбор, изменение спроса и предложения, действует два хозяйства: фирма и домашнее хозяйство)
ВНП-Валовой национальный продукт( сумма товаров и услуг, созданной страной в течение года как внутри, так и за рубежом)
ВВП-Внутренний валовый продукт (сумма продуктов, произведенных в течение года внутри страны)
Постоянные и переменные издержки производства:
Постоянные-аренда, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, коммунальные услуги, амортизация)
Переменные-приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортные услуги, расходы на тару и упаковку
Организационно-правовые формы предпринимательства: индивидуальное предпринимательство, товарищества(полные или на вере),хозяйственные общества(общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы
Банковская система
Центральный банк: эмиссия денег, регулирует кол-во денег, поддерживает национальную валюту , осуществляет надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнением финансового законодательства
Коммерческие банки
Занимаются кредитование всех субъектов экономики, осуществляют мобилизацию свободных денежных средств, кредитуют предприятия, государство, население, осуществляют расчетно-кассовое обслужив.
Предварительный просмотр:
Отличия человека от животных:
1) прямохождение
2) мышление
3) речь
4) способность изготавливать орудия труда
5) Творчество
Общество
В широком обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы и формы взаимодействия людей
В узком-круг людей, объединенных интересов (общество нумизматов
Конкретное общество, стран, государство (французское общество)
Исторический этап (феодальное общество),человечество
Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство, информация.
Экономические системы
Традиционная-базируется на отсталых отраслях , широком применении ручного труда
Централизованная-Земля, капитал, почти все экономические ресурсы находятся в руках государства
Рыночная-Земля, капитал находятся в собственности отдельных частных лиц
Налоги:
Прямые-подоходный налог, налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость
Косвенные- надбавки к цене товаров и услуг-акциз, таможенные пошлины, налог на экспорт.
Признаки государства: территория, публичная власть, суверенитет, взимание налогов
Разделение властей
Законодательная- Парламент РФ
Исполнительная- Правительство РФ
Судебная-Конституционный суд
Формы правления:
Монархия (абсолютная, дуалистическая, конституционная)
Республика (президенская, полупрезидентская, парламентская)
Формы государственно-территориального устройства
Унитарное-административные части (края, области) не обладают суверенитетом
Федеративное-административные части обладают значительной самостоятельностью
Политический режим-совокупность методов осуществления политической власти
Авторитаризм-строго централизованно, власть сконцентрирована в руках одного человека, или в одном органе
Тоталитаризм-обязательная идеология, одна господствующая партия, тотальный контроль всех сторон жизни
Демократический-правовое государство, многопартийность, источник власти-народ.
Признаки правового государства: Верховенство закона во всех сферах жизни общества, разделение властей, гарантированность и незыблемость прав и свобод человека, политический и идеологический плюрализм, равенство всех перед законом
Политическая партия: задача-завоевать власть или участвовать в её осуществлении
Принципы избирательного права: всеобщность, равенство, прямое голосование ,тайное голосование, добровольность, гласность
Правонарушение-общественно опасное виновное деяние(действие или бездействие),противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.
Особенности Конституции: принята на всеобщем референдуме, обладает высшей юридической силой, является основой для всех иных источников права РФ
Конституционные права и свободы:
Гражданские (право на жизнь, на защиту чести и достоинства
Политические (право избирать и быть избранным)
Экономические ( право на частную собственность)
Социальные (право на жилище, на охрану здоровья и мед.помощь)
Культурные (право на свободу творчества, на участие в культурно й жизни)
Правомочие собственника
Владение-автомобиль стоит в гараже его владельца
Пользование-поездка на автомобиле на работу
Распоряжение-старый автомобиль можно выбросить на свалку или продать.
Потребности:
Биологические( в воспроизводстве рода ,пище, дыхании)
Экзистенциальные(в безопасности, комфорте)
Социальные(общение)
Сферы общественной жизни
Экономическая (заводы, фирмы, банки)
Социальная (Системы здравоохранения, социальное обеспечения)
Политическая (Парламент, правительство, партии)
Духовная (школы, вузы, театр, музей, библиотека)
Культура
Элитарная-создается привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами)
Народная- мифы, легенды, сказки
Массовая-концертная и эстрадная музыка, цирк, поп-культура)
Виды искусства :архитектура, живопись ,музыка, литература
Мораль-хорошо и плохо, добро и зло
Типы обществ
Традиционное (аграрное, доиндустриальное)-ручной труд, сельское хозяйство, сословия
Индустриальное-Промышленные изделия, классы
Постиндустриальное(информационное)
Автоматизация производства, компьютеризация общества, развитие сферы услуг
Глобальные проблемы-совокупность проблем человечества ,которые встали перед ним во второй половине 20-го века и от решения которых зависит существование цивилизации(проблемы войны и мира, терроризм, экологическая, энергетическая и другие
Индивид-единичный представитель человеческого рода( Ивану 20 лет. Он высокий, молодой с голубыми глазами и русыми волосами)
Личность-обладает совокупностью значимых черт, свойств, качеств (Катя-студентка колледжа, в свободное от учебы время она активно участвует в деятельности молодежного парламента
Индивидуальность-неповторимое своеобразие человека
Виды семей
Традиционная-домашние обязанности выполняет жена
Нуклеарная-супружеская пара с детьми
Расширенная-супружеская пара с детьми+родственники , проживающие с ними
Гражданское общество-сфера проявления свободных граждан и их добровольных организаций, огражденных законом от прямого вмешательства гос-ва: политические партии, общественные движения, семья, церковь, профсоюзы
Функции гражданского общества:
защита граждан от незаконного вмешательства гос-ва, демократизация и гуманизация политической системы общества.
Принципы образования в РФ
Демократизация-образование доступно для всех
Гуманизация-учет индивидуальных особенностей обучающихся
Гуманитаризация-повышение роли общественных дисциплин
Интернационализация-интеграция образовательных систем разных стран
Компьютеризация-использование глобальных телекомуникационных сетей в процессе обучения
Религия-особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, объединение людей в организации
Виды этнических общностей
Род-группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии(материнской или отцовской)
Племя-совокупность родов, связанных общностью культуры, происхождением, религией и обрядами
Народность-исторически сложившаяся общность людей ,объединенная общей территорией, языком
Нация-исторически сложившаяся общность людей, характеризующая развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания
Социализация-это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе
Социальные нормы-общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материл для подготовки к ГИА учеников по обществознанию
В данной папке собран материал позволяющий подготовить учащихся 9 классов к ГИа по обществознанию .Мною разработаны "Карта результативности","Результаты пробных ГИА",также имеютя бланки ,демо версии, ...
презентация материала по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
материал используется при подготовке к ЕГЭ по обществознанию заданий С.8...
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Данные презентации по основным разделам обществознания: человек, общество, право, экономика, политическая и духовная сферы позволяют систематизировать знания по курсу обществознания для дальнейшего пр...
Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
ЕГЭ обществознание...