рабочая программа по обществоведению 5 кл.
рабочая программа по обществознанию (5 класс)
Курс 5 класса преимущественно носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младшего подростка.
При изучении данного курса используется учебник Л.Н. Боголюбов Обществознание. 5 класс, 2015 год. Данный учебник вводит учащихся в проблематику подросткового возраста. Раскрывает ученикам расширенный круг социальных институтов, таких как семья, школа, труд, Родина, их общественном назначении, а так же о качествах человека проявляющихся при взаимодействии с этими институтами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozdeeva_iv_obshchestvoznanie_5.doc | 578 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- рабочей программы основного общего образования по обществознанию предметной линии учебников под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2011г).
В соответствии с учебным планом МАОУ Красногорской гимназии рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Курс 5 класса преимущественно носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младшего подростка.
При изучении данного курса используется учебник Л.Н. Боголюбов Обществознание. 5 класс, 2015 год. Данный учебник вводит учащихся в проблематику подросткового возраста. Раскрывает ученикам расширенный круг социальных институтов, таких как семья, школа, труд, Родина, их общественном назначении, а так же о качествах человека проявляющихся при взаимодействии с этими институтами.
Обществознание - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются современные научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в 5 классе уделено нравственным основам межличностных отношений и посвящено человеку и его ближайшему социальному окружению (семья, друзья, ученический коллектив).
Изучение обществознания в 5 классе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир».
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цель изучения курса:
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Общие задачи изучения курса:
- способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- сформировать способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
- сформировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
- способствовать развитию у учащихся умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- сформировать у учащихся умение применять полученные знания и умения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом, для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- сформировать у учащихся способности самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции обществоведческого образования.
Исходя из целей и задач обществоведческого образования в школе второй ступени и преемственности, контроль за уровнем ЗУН осуществляется в пределах отведенного учебного времени (8 часов) в следующих формах:
- тестирование ;
- устный опрос, зачеты;
- контрольные и практические работы;
- защиты сообщений и презентаций;
- сочинения, проект.
Преобладающей формой текущего контроля знаний, умений и навыков являются опрос и практические работы. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения данного курса являются в сфере:
познавательной
- относительно целостное представление о человеке;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности
трудовой
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Содержание курса
Тема 1. Человек (5 часов)
Жизнь — великое чудо. Зачем человек рождается. Возраст человека. Что человек наследует от своих родителей.
Человек и другие люди. Как мы относимся к другим людям. Как люди общаются. Бывают ли люди бесчеловечными.
Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству.
Тема 2. Семья (5 часов)
Сколько «Я» в слове «семья». Какие бывают семьи.
Семейные заботы. Семейное хозяйство. Как распределить обязанности в семье. Как правильно вести хозяйство.
Дому нужен хозяин. Домохозяйство и домоводство. Каким должен быть хозяин дома.
Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор.
Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.
Тема 3. Школа (6 часов)
Профессия — ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в прежние времена.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления.
Учимся дружно жить в классе.
Тема 4. Труд (6 часов)
Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчество в искусстве.
Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.
Тема 5. Родина (10 часов)
Наша родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою родину.
Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн.
Гражданин — отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан РФ.
Мы -многонациональный народ. Народы России одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности.
Учебно-тематический план
Темы разделов | Всего часов | Формы контроля |
Введение Раздел 1. Человек Раздел 2. Семья Раздел 3 . Школа Раздел 4 . Труд Раздел 5 . Родина Итоговое повторение | 1 5 5 6 6 10
1 | Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум Итоговая контрольная работа |
Учебная программа
Раздел | №№ урока | Темы и последовательность уроков | Основные понятия | Сроки |
Введение | 1 | Вводный урок | Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество, обществознание, индивиды и группы. | 07.09.2018 |
Раздел 1.Человек | 2 | Загадка человека | Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Деятельность. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Мышление и речь. | 14.09 |
3 | Загадка человека | 21.09 | ||
4 | Отрочество - особая пора жизни | Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Качества характера, жесты, язык жестов, бесчеловечность. Антропология, детство, юность, зрелость, старость. | 28.09 | |
5 | Отрочество - особая пора жизни | 05.10 | ||
6 | Практикум по теме «Человек» | Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество, обществознание, индивиды и группы Биологическое и социальное в человеке. Личность. Деятельность. Человека. Мышление и речь. Индивид, возраст, возрастные периоды, антропология, детство, юность, зрелость, старость. | 12.10 | |
Раздел 2. Семья | 7 | Семья и семейные отношения | Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Семейный кодекс, свекровь, золовка, тесть, невестка, сват, сватья, свекр, теща, поколения. Отношения между поколениями. Права и обязанности родителей и детей. | 19.10 |
8 | Семейное хозяйство | Основные роли членов семьи. Семейное хозяйство, хозяйка, хозяин, домочадцы, инициации, рачительные хозяйства, домашние обязанности. Семья как малая группа. | 26.10 | |
9 | Свободное время | Досуг семьи. Трудолюбие, хозяйственность. Право на труд, досуг, хобби | 09.11 | |
10 | Практикум по теме «Семья» | Семья, трудолюбие, Семейный кодекс, домашние обязанности. Отношения между поколениями. Трудолюбие, хозяйственность. Право на труд. Права и обязанности родителей и детей. | 16.11 | |
11 | Практикум по теме «Семья» | 23.11 | ||
Раздел 3. Школа | 12 | Образование в жизни человека | Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Профессия, школа, ступени образования. Самообразование | 30.11 |
13 | Образование в жизни человека | 07.12 | ||
14 | Образование и самообразование | 14.12
| ||
15 | Образование и самообразование | 21.12 | ||
16 | Одноклассники, сверстники, друзья. | Одноклассники, сверстники, друзья. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. | 28.12 | |
17 | Практикум по теме «Школа» | Профессия, школа, ступени образования. Образование и его значимость в условиях информационного общества. | 11.01.2019 | |
Раздел 4. Труд | 18 | Труд – основа жизни | Многообразие видов деятельности. Труд, услуги, товар, богатство, бедность. Право на труд. Производство. | 18.01 |
19 | Труд – основа жизни | 25.01 | ||
20 | Труд и творчество | Творчество, реализация, мастер, ремесленник, искусство. Влияние искусства на развитие личности. | 01.02 | |
21 | Труд и творчество | 08.02 | ||
22 | Практикум по теме «Труд» | Труд, услуги, искусство. Право на труд. Производство. | 15.02 | |
23 | Практикум по теме «Труд» | 22.02 | ||
Раздел 5. Родина | 24 | Наша Родина-Россия. | Наше государство - Российская Федерация. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Патриотизм и гражданственность. Родина, Россия, Российская Федерация, государственная символика, патриот, государственный язык, Отечество. Субъекты федерации. | 01.03
|
25 | Наша Родина-Россия. | 15.03 | ||
26 | Государственные символы России | Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. Патриотизм и гражданственность. Конституция РФ. | 22.03 05.04 | |
27 | Государственные символы России | 12.04 | ||
28 | Гражданин России | Гражданство Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Участие граждан в политической жизни страны. Выборы и референдум. | 19.04 | |
29 | Гражданин России | 26.04 | ||
30 | Мы – многонациональный народ | Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия - многонациональное государство. Нации, народности, национальности, многонациональный народ. Межнациональные отношения. Этнические группы. | 10.05 | |
31 | Мы – многонациональный народ | 17.05 | ||
32 | Практикум по теме «Родина» | Патриотизм и гражданственность. Родина, Россия, Российская Федерация, государственная символика, патриот, государственный язык, Отечество. | 24.05 | |
33 | Практикум по теме «Родина» | 31.05 | ||
34 | Заключительный урок. Повторение и обобщение. | Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество, обществознание, индивиды и группы Биологическое и социальное в человеке. Личность. Деятельность. Человека. Мышление и речь. Индивид, возраст, возрастные периоды, антропология, детство, юность, зрелость, старость. Труд, услуги, искусство, школа, образование. Право на труд. Производство. Патриотизм и гражданственность. Родина, Россия, Российская Федерация, государственная символика, патриот, государственный язык, Отечество. | 25.05 |
Список основной литературы
для учителя:
1. Боголюбов Л.Н. Методическое пособие по курсу «Обществоведение». 5 класс. М.: Просвещение, 2007 г.
2. Иванова Л.Ф. Обществоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: Просвещение, 2007 г.
3.Обществоведение: Гражданин. Общество. Государство: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И.Городецкая и др.; ред.
кол.: Л.Н.Боголюбов и др.].- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007.- 158с.
4. Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор-составитель А.М. Лопухов; вступит. слово А.С. Стрельцов. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 448с.
для учащихся:
1. Обществоведение: Гражданин. Общество. Государство: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И.Городецкая и др.; ред кол.: Л.Н.Боголюбов и др.].- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007.- 158с.
2.Иванова Л.Ф.. Обществоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: Просвещение, 2007 г.
Перечень итоговых форм контроля
Практикум по разделу «Человек»
Цель: проанализировать ситуации общения и партнёрских взаимоотношений; выработать нормированные позиции взаимоотношений членов коллектива.
Ход урока
Выполнение практических заданий.
1. Придумать ситуации общения и обыграть сценки. Обсудим вместе (с. 16 учебника). Ч- 3. Практикум (с. 21 учебника).
4. Задание «Групповой рисунок».
Все члены группы (каждый на своём листе бумаги), обозначив на нём в углу своё имя (или символ), начинают рисунок - что-то важное для себя. Затем по сигналу руководителя все участники одновременно передают свои рисунки влево и, получив начатый соседом справа рисунок, продолжают его. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернётся его листок.
- Какие чувства испытывали участники во время процесса творчества?
- Какие чувства испытал владелец рисунка, увидев, что получилось в результате?
Можно предложить, чтобы все члены группы по очереди рисовали на общем листе бумаги, добавляя к композиции свои детали, молча выражая свои чувства, настроение в рисунке.
Практикум по теме «Семья»
Цель: закрепить знания учащихся, полученные в результате изучения главы «Семья».
Ход урока
Класс разбивается на 6 групп по количеству заданий практикума. Каждая группа выполняет одно и то же задание (время выполнения на каждое задание 5 минут) и выступает с результатами. Лучше, если по заданию 5 учащиеся изготовят своими руками поделку из перечисленных материалов.
Учитель подводит итоги урока, объявляет наиболее интересную поделку. Можно предложить ученикам голосованием определить лучшую работу.
Домашнее задание: вспомнить свой приход в школу, поступление в 1 класс: чего ждали от школы, оправдались ли желания.
Практикум по теме «Школа»
Цель: закрепить знания учащихся, полученные в ходе изучения раздела «Школа».
Ход урока
I. Анализ текста учебника, с. 66-68 (работа в группах).
- Что вы включаете в понятие «дружба»?
П. Выполнение практических заданий.
Задание 1. Прочтите размышление о дружбе современного писателя Феликса Кривина. Ответьте на вопрос: для чего человеку нужен друг?
Почему рельсы всегда рядом? Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несёт на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Задание 2. Прочтете и прокомментируйте стихотворения.
Настоящий друг везде И во всем без дальних слов
Верен в счастье и в беде; Он помочь тебе готов.
Грусть твоя его тревожит, Да. п0 действиям несходны
Ты не спишь - он спать не может, Верный друг и льстец негодный.
В. Шекспир
О плохих и хороших друзьях
Тот, кто в беде бросает друга, Добрый друг не тот,
Когда ему живется туго, Кто перед нами спину гнет,
Кто сердце не готов отдать - К уловкам прибегая лисьим!
Тому, кто вынужден страдать, Но кто в поступках независим,
Кто сам страдает безутешно Удачу иль беду твою
Когда дела идут успешно Воспримет так же, как свою,
У друга первого его - Кто за тебя Г0Р0Ю встанет,
Достоин только одного: Не подведбт и не обманет. Неумолимого презренья.
А. Дюрер
* * *
Когда со мной случалось горе, А в счастье было тяжело -
Подняться не хватало сил, Друзья стояли в стороне,
Рук подоспевшее подспорье Завидуя и сожалея,
Всегда в друзьях я находил. Что помогали когда-то мне.
Испытание радостью
Радость в мой дом пришла. Поздравляют друзья.
Лишь один, почему-то не выдержав искуса,
Помрачнел и, потухшую трубку грызя,
Наблюдает за радостью искоса.
Ну, а если б несчастье со мной стряслось,
Если б в душу недуги вонзились, как лезвия,
К моему изголовью склонился б, небось,
Сокрушаясь и соболезнуя.
Часто дружба, к своей устремившись звезде,
Вдруг замрет на каком-то градусе...
Кто сказал: человек познаётся в беде?
Человек раскрывается в радости!
Л. Вышеславский
Задание 3. Прочтите китайскую сказку и ответьте на вопросы:
- Почему девушка решила пожертвовать своей жизнью?
- Как жертвенность того или иного человека влияет на людей? Должны ли люди помнить об этой жертве?
- Каждый ли человек способен на жертву? Почему вы так считаете?
Колокол
Много веков назад китайский император приказал построить новый город.
- Я назову его Пекин, - сказал император, - и пусть он будет самым большим и самым прекрасным городом в Азии.
Дважды народ возводил великий город, и дважды враги разрушали его, превращая дома в пепел и угоняя жителей в рабство.
Тогда император решил отлить большой колокол, чтобы звуки его возвещали о наступлении врага. Он приказал отыскать самого искусного мастера и поручил ему отлить колокол.
Мастер принялся за работу, но когда, наконец, колокол был готов, все увидели на его поверхности глубокую трещину. Дважды отливал колокол мастер, но трещина всё увеличивалась. Тогда разгневанный император сказал:
- Если неудача постигнет тебя в третий раз, - простись со своей головой!
Что было делать бедному мастеру? Он принялся за работу, но не было уже в глазах его радости, а в руках - твёрдости.
Была у него красивая дочь. Отправилась она к отшельнику и, плача, рассказала о горе своего отца. Только на одну минуту задумался старый мудрец, а потом сказал:
- Голос колокола должен родить победу. Такой колокол нельзя отлить только из серебра, железа и золота. Надо, чтобы с металлом смешалась кровь человека, готового отдать жизнь за свою землю.
Утром девушка, как всегда, помогала своему отцу. Она стояла у печи, смотрела на расплавленный металл, и грустные мысли заставляли сжиматься её сердце. Сяо Лин знала, что колокол вновь будет с трещиной, если никто не принесёт себя в жертву. Значит, снова враги Китая будут уводить в рабство юношей и девушек, убивать стариков и детей, сжигать города и сёла. Нет! Этого больше не будет! И не успел старый мастер понять, что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лин, исчезла. Святая кровь её смешалась с расплавленным серебром, железом и золотом.
Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом на земле, и на блестящей поверхности его не было ни единой трещины.
По старинному обычаю, старый мастер первым ударил в колокол, и сладкозвучный голос его наполнил все сердца радостью и покоем.
В этом проникновенном звуке мастер слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за счастье родной земли. А сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными.
Когда враг под звуки набата ворвался в Китай, навстречу ему поднялся весь народ. Чужеземцы были разбиты. Тела их заросли жгучей крапивой, а имена стёрлись в людской памяти.
Так было и так будет: в сердце народа всегда звучит голос тех, кто умер за счастье родной земли.
Задание 4. Существуют ли законы дружбы? Попробуйте создать эти законы.
Учащиеся создают законы дружбы и выступают с их защитой.
Учитель может познакомить с законами дружбы, записанными В. А. Сухомлинским:
1) Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству.
- Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надёжного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
- Дружба - это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.
- Быть требовательным в дружбе - значит иметь мужество разорвать её, если друг предаёт то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
- Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
III. Итог урока.
- Запишите несколькими словами о том важном, главном, что дал вам сегодняшний урок.
Практикум по теме«Труд»
Цель: закрепить знания учащихся о труде и творчестве.
Тип урока: урок-игра.
Ход урока
Класс делится на группы с равным количеством учащихся и выполняет задания.
- е задание. Составить синквейн со словами «труд», «творчество».
- е задание. Конкурс капитанов: быстро забить в доску маленький гвоздик, чтобы он не упал и по пальцам не стукнул. Проявите смекалку.
- е задание. Составить кроссворд с одним из слов: ремесленник, мастер, творчество, наука, искусство.
- е задание. Назвать пословицы и поговорки о труде.
- е задание. Составить перечень культурно-бытовых услуг, которыми пользуется ваша семья.
- е задание. Конкурс «Произведение искусства».
Учащимся раздать шишки, зёрнышки, косточки, листы цветной
бумаги, клей, ножницы. Они должны создать своё произведение.
- е задание. Конкурс песен о труде и профессиях.
Подведение итогов.
Практикум по теме «Родина»
Цель: закрепить знания учащихся.
Ход урока
I. Выполнение заданий по учебнику в группах.
Организуются три группы. Каждая группа выполняет свои задания в учебнике на с. 116 (раздел «Практикум»),
- я группа - 1-3, с. 116;
- я группа - 4-6, с. 116;
- я группа - 1-3, с. 116 (из третьей части).
П. Подведение итогов.
Группы отчитываются о выполненной работе, вырабатывают общие мнения по изученному, делают выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс VIII вида чтение,письмо, математика, музыка,история, обществоведение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо чтению и развитию речи8 класс VIII видаСтупень обучения- специальное коррекционное...
Рабочая программа 9 класса 8 вид чтение, письмо, математика, сбо, история, обществоведение,биология, география.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо чтению и развитию речи9 класс VIII видаСтупень обучения- специальное коррекционное...
Рабочая программа по обществоведению по специальности Продавец, контролёр ,кассир.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Обществознания» для профессий НПО одобренной ФГУ «Федеральным институтом развития образования» 10.апр...
Рабочая программа по обществоведению. 10 класс. Коррекционная школа VIII вида.
Рабоча программа по обществоведению. 10 класс . Коррекционная школа VIII вида....
Рабочая программа по обществоведению 8,9 класс
Курс обществоведения предназначен для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения...
Рабочая программа по обществоведению
Рабочая программа по обществоведению 8 класс...