ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Свобода и необходимость в человеческой деятельности
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Ведищева Нина Николаевна

 Предмет  - обществознание

Класс - 10

Цель: познакомить обучающихся с различными аспектами понятия "свобода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.konspekt_uroka_svoboda.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
                             
 Свобода и необходимость в человеческой деятельности

ФИО (полностью)

Ведищева Нина Николаевна

Место работы

Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Новоюрьево Тамбовской области

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

обществознание

Класс

10

Тема и номер урока в теме

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

12

Базовый учебник

Боголюбов Л.Н, АверьяновЮ.И,

Городецкая Н.И. Обществознание.базовый уровень.М, « Просвещение».2014г

Цель  урока:. ознакомить обучающихся с различными смыслами и аспектами понятия «свобода»

Задачи:

  • - обучающие:
  • создать условия для усвоения учащимися системы теоретических знаний по теме, привлекая их собственный социальный опыт, направляя их на самостоятельное определение ценности этого явления для отдельного индивида и для общества, путей достижения абсолютной свободы и отношение к ней;
  • способствовать пониманию связи между свободой и ответственностью, свободой и самоограничением как важнейших условий достижения свободы.
  • развивающие:
  • формировать основы базовых социальных компетенций: сотрудничество, коммуникация, самостоятельный поиск информации и ее оценка на основе развития умений спорить, аргументировано доказывать свою точку зрения, оценивать свои собственные социальные возможности для выработки собственной модели социального поведения, способствующей успешной адаптации в социуме.
  • воспитательные:
  • моделировать ситуации, в которых происходит осмысление значимости решаемых проблем для собственного личностного роста, формируются ценностные отношения ученика к окружающему миру и к людям; создавать условия для введения этих ценностей в индивидуальную модель поведения и формирования социально зрелой личности.

 

.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор,

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

I. Организационный этап

       

            1.Философ Ж.П. Сартр

Иллюстрация

№117578

Сегодня на занятии вы узнаете много нового и интересного.  И я хочу, чтобы это занятие  прошло плодотворно, с пользой для вас и для меня. Вы готовы работать вместе со мной и друг с другом? Оцените с помощью цветовой гаммы свой настрой на урок

Оценивают готовность к уроку.

Выбирают из цветового спектра, соответствующий настроению на начала урока, цвет.

1

2

II. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний

 Это сладкое слово “свобода”! Издавна человек стремился приобрести её. Во имя свободы погибали миллионы людей. А свободен ли человек сегодня? И что такое “свобода”? Об этом и пойдёт наш сегодняшний разговор.

Презентация к уроку

Слайд 1

Ученики отвечают на вопрос, называют тему урока, записывают в тетрадь.

Смотрят иллюстрацию

5

3

Изучение нового материала

2.Определение понятия «свобода»

Текст

 с иллюстрациями

№117622

3.Свобода на Парижских баррикадах. Иллюстрация

№117575

  1. Почему невозможна абсолютная свобода?
  2. Свобода как познанная необходимость
  3. Свобода и ответственность
  4. Свободное общество

«Буриданов осел»

Иллюстрация

 А теперь мы сыграем с вами в ролевую игру. Проведём мини-дебаты по теме “Свободное общество: какое оно?”. Вопрос о том, каким быть обществу всегда волновал людей. Ещё древнегреческие философы Платон и Аристотель рисовали картины справедливого общественного устройства. Ответ на этот вопрос пытались дать и различные общественно-политические учения. И сегодня в наших дебатах принимают участие представители различных политических идеологий. Это – либералы, анархисты и социалисты.

Ученики работают в группах, отвечают на вопросы: Задания и вопросы к группе 1:

  1. Подумайте, что такое абсолютная свобода?
  2. Составьте свой проект “Общество абсолютной свободы”. Хотели бы вы жить в таком обществе? Можно ли назвать его действительно абсолютно свободным?
  3. Что должно служить ограничителем абсолютной свободы человека, и для чего нужен такой ограничитель?
  4. Проанализируйте притчу о “Буридановом осле”. Чем опасен ничем не ограниченный выбор?

Сделайте вывод.

Задания и вопросы к группе 2:

  1. Гегель сказал, что “свобода есть познанная необходимость”. Как вы понимаете смысл этого высказывания?
  2. Приведите конкретные примеры, подтверждающие эту мысль.
  3. В чём состоит свобода человека? Что вкладывается в понятие “необходимость”? Как отвечают на этот вопрос религиозные деятели, философы, учёные?
  4. Как вы считаете, что объединяет сторонников различных позиций?

Сделайте вывод.

Задания и вопросы к группе 3:

  1. Если жизнь человека предопределена внешней по отношению к нему необходимостью, то где же подлинная свобода?
  2. Может ли человек в этом случае нести ответственность за свои поступки?
  3. Приведите примеры, подтверждающие, что человек совершенно свободен в своей внутренней жизни.
  4. Каково соотношение внутренней свободы и внешних обстоятельств жизни человека?

Сделайте вывод.

25

Что такое свободное общество?

№117572

Итак, мы видим, что одним из важнейших признаков свободного общества является та мера свободы, которую общество может дать человеку для наиболее полного раскрытия его творческих способностей, для его самореализации.

Конечно, это проект свободного общества в идеале, но когда есть идеал, то есть и стремление к его достижению. Очень хорошо подтверждают это слова Ф.М.Достоевского: “Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности”.

смотрят презентацию

Учащиеся дают характеристику основных принципов свободного общества, анализируя получившийся проект.

4

Закрепление изученного материала

5

Проверь свои знания

№117577

Для закрепления учитель предлагает выполнить интерактивные задания, (тест к уроку)

Ученики выполняют тесты, работают с рабочими листами (презентация), отвечают на вопросы

11

5

Рефлексия

Философ Ж.П. Сартр

№117578

Какую учебную задачу вы поставили в начале занятия?  

Достигли ли вы её?

Какие трудности возникли при достижении данной цели?

Насколько вы усвоили данный материал? Оцените результат своей деятельности.

Оцените с помощью той же цветовой гаммы своё настроение в конце урока

Если оттенок светлее выбранного ранее цвета, то настроение поднялось, если темнее – то настроение ухудшилось, если же остался тот же оттенок – изменений в настроении нет.

ознакомиться  с различными смыслами и аспектами понятия «свобода

Да.

Называют трудности.

Оценивают свою деятельность на занятии.

Выставляют оценку в тетрадях.

Фиксируют выбранный цвет в тетрадях и оценивают эмоциональное настроение на уроке.

2

6

Домашнее задание

Написать эссэ «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»

Записывают домашнее задание в дневник

1

Приложение к плану-конспекту урока                           

   Свобода и необходимость в человеческой деятельности

       Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты  тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Определение понятия

« свобода»

(№117622)

Информационный модуль

Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db88eccc-fb5a-4296-a95d-12a6253acf3d/42.html 

2

Проверь свои знания(№117577)

Тренинг

Модуль контроля

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/96bb0711-4b3a-4c37-91c1-8adc6a75cda2/41_2.html 

3

Свобода на Парижских баррикадах

(№117575)

Визуальный ряд

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru 

4

Философ Ж.П.Сартр

(№117578)

Визуальный ряд

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru 

5

Что такое свободное общество

(№117572)

Информационный модуль

Текст с иллюстрацией.

http://files.school-collection.edu.ru 

Методические рекомендации к уроку по использовании ЭОР на уроке

 «  Свобода и необходимость в человеческой деятельности

При объяснении нового материала рекомендую использовать ЭОР «Определение понятия свобода», а также «Что такое свободное общество», так как происходит формирование совокупности действий обучающихся, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний .

Считаю необходимым выполнение работы по визуальному ряду «Свобода на Парижских баррикадах», «Философ Ж.П.Сартр» так как содержание урока сопряжено с внеурочной деятельностью обучающихся, что создает условия для освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности.

Учитель создает условия для продуктивного применения знаний  в условиях решения творческих или практических задач, осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество).

На данном уроке проводим тестирование с целью применения разнообразных форм самоконтроля, взаимоконтроля. Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали затруднения и осуществляли коррекцию знаний. При анализе результатов тестирования проводится рефлексия. Учитель формирует у учащихся установку на улучшение результатов своей деятельности, обучающиеся анализируют изменения в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: "Метаморфозы" человеческого тела". Презентация к уроку.

Открытый урок на тему:"Метаморфозы" человеческого тела". К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ...

Тест к уроку "Свобода и необходимость в человеческой деятельности"

Тест разработан для контроля знаний по данной теме....

Тест по теме "Свобода и необходимость в человеческой деятельности"

Тест по обществознанию по теме "Свобода и необходимость в человеческой деятельности" для 10 класса...

Свобода и необходимость в человеческой деятельности (вопросы кодификатора ЕГЭ)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности (вопросы кодификатора ЕГЭ)...

План-конспект к уроку ОДНКНР 6 класс "Наука как источник знания о человеке и человеческом"

Тема: Наука как источник знания о человеке и человеческом.Предмет: ОДНКНР.Класс:  6...

План-конспект к уроку ОДНКНР 6 класс "Наука как источник знания о человеке и человеческом".

План-конспект к уроку ОДНКНР 6 класс "Наука как источник знания о человеке и человеческом"....