Методическая разработка урока по обществознанию Залюбовская Т.А.
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ
Методическая разработка урока 
по обществознанию
предмет
10
класс
на тему:
Формирование толерантности.
  Автор:
  учитель истории
  Залюбовская Татьяна Алексеевна
  ФИО
  Кандидат исторических наук
  категория
г. Улан-Удэ

Презентация

Описательная часть

Залюбовская Т.А.

Общество 

Толерантность
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ

Методическая разработка урока

по обществознанию

предмет

10

класс

на тему:

Формирование толерантности.

Автор:

учитель истории

Залюбовская Т.А.

ФИО

к.и.н.

категория

г. Улан-Удэ


Цель урока:

- создать предпосылки для формирования у учащихся основ толерантности.

Задачи:

- подвести учащихся к важности понятия «толерантность»;

- познакомить учащихся с разными определениями толерантности, с декларацией толерантности, видами и типами толерантности, понятием «интолерантность», признаками толерантности и толерантной личности;

- сформировать у учащихся представление о толерантности;

- развивать критическое мышление, навыки работы с текстом, в парах, умение отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем; делать выводы, составить памятку о формировании толерантности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: проектор, презентация, рабочие листы с текстом декларации толерантности и вопросами к нему, рабочие листы с вопросами теста, рабочие листы с вопросами для составления памятки

Этапы урока.

I.        Введение. Притча о толерантности.

II.        Объяснение нового материала.

1. Определение толерантности. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.

2. Категории и виды толерантности в современном обществе. Тест: насколько вы толерантны?

3. Толерантность и интолерантность. Признаки толерантности и толерантной личности.

III.        Закрепление. Памятка «Формирование толерантности».

IV.        Домашнее задание. Темы для мини-сочинения.


План урока:

1.        Определение толерантности. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.

2.        Категории и виды толерантности в современном обществе. Тест: насколько вы толерантны?

3.        Толерантность и интолерантность. Признаки толерантности и толерантной личности.

I.        Введение.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И все?

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

— И мира тоже.

Вопросы к притче:

В чем секрет согласия и мира в отдельной семье и в мире в целом?

Можно ли эти слова объединить в одно? Как вы думаете какое слово получится?

II.        Объяснение нового материала.

1. Определение толерантности. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.

У понятия толерантность множество определений. Понимание толерантности в разных языках неоднозначно.

В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».

В китайском языке быть толерантным — значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

Это принятые в социальной среде нормы поведения, которые выражаются в терпимости людей друг к другу, вероисповеданиям, обычаям и чувствам. Можно сказать, что основой толерантности принято считать право на выражение мыслей и личную свободу каждого человека. Это человеческие чувства, которые выражаются в положительном отношении людей к чему-либо, но не к нарушениям моральных и общечеловеческих принципов. Это слово не так давно вошло в обиход, попробуем подробнее разобраться с этим понятием. Толерантность включает в себя такие человеческие качества, как: Сострадание и терпимость; Прощение и милосердие; Восприятие ближнего со всеми его недостатками; Уважение прав и свобод людей; Желание сотрудничать; Поддержание в среде людей духа партнерства.

В 1995 году была принята Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. Перед вами на столах текст данной декларации и вопросы к нему. Давайте прочтем его и ответим на вопросы. Работаем в парах. (Приложение 1).

2. Категории и виды толерантности в современном обществе. Тест: насколько вы толерантны?

В зависимости от сферы проявления толерантность делится на следующие категории: Политическая; Педагогическая; Врачебная; Научная; Административная и т.д. Приведите, пожалуйста, примеры проявления толерантности в данных сферах? Ответы детей.

Психологи делят толерантность на четыре вида, которые основаны на межличностном общении людей:

Натуральная (естественная). Этот вид толерантности характеризуется тем, что ребенок не может противопоставить собственное «Я» окружающему миру. Для этого у него слишком мало опыта. Детским сознанием движут доброта, всепрощение, доверие. Именно эти качества позволяют маленькому человеку приспосабливаться к условиям существования. Однако эти черты характера заставляют малыша подавлять в себе желания и проявления воли. Люди с разным цветом кожи могут быть толерантны друг к другу

Моральная толерантность. Этот вид толерантности характерен для самодостаточных и мудрых людей, которые умеют сдерживать эмоции с помощью механизмов психологической защиты организма. Главным проявлением этого настроя считается проявление терпимости по отношению к окружающим. Внутри у него могут бушевать страсти возмущения и копиться негативная энергия, но внешне человек крайне спокоен. Нравственная толерантность. Многим людям будет удивительно, что два пункта с подзаголовками-синонимами идут подряд. Но между нравственной и моральной толерантностью существует значительное различие.

Нравственная толерантность отличается тем, что она определяет степень доверия к человеку. Этот вид характерен для людей, которые стараются принимать мысли, ценности, стереотипы, жизненные принципы другого человека. Таким людям легко переносить конфликтные ситуации и устоять под напором стресса.

Толерантность этническая. Обуславливает долготерпение и отсутствие осуждения к чужеродной культуре, обычаям и образу жизни. Человек, наделенный этнической толерантностью, способен долгое время прожить в среде, непривычной, а порой даже неприятной для него чужой культуры и традиций.

Ребята, а каким видом толерантности обладаете вы? Давайте проведем небольшой тест и узнаем, насколько вы толерантны. Тест. (Приложение 2)

3. Толерантность и интолерантность. Признаки толерантности и толерантной личности.

Толерантность и интолерантность. Стремясь стать толерантным, человек не задумывается над тем, что его проявления терпимости иногда носят характер насилия над собой. То есть он не обладает нравственной толерантностью, которая обусловлена приятием и всепрощением. Этот процесс происходит на уровне моральной толерантности, которая подавляет внутреннее неприятие каких-либо процессов. Толерантность и интолерантность проявляются во всех сферах человеческих взаимоотношений: профессиональной, межнациональной, межрелигиозной и других.

Как понять, что человек толерантный? Как правило, выделяют следующие признаки толерантности и толерантной личности:

Юмор. Способность посмеяться над собственными недостатками – основное отличие толерантного человека. Он адекватно реагирует на критику и шутки в его адрес.

Самореализация. Толерантный человек нацелен на самосовершенствование и реализацию своих планов. Он любознателен, открыт с людьми и самоотверженно приходит по первому же зову о помощи. Интолерантный индивидуум не умеет сопереживать и не проявляет сострадания к людям. Он не может самоопределиться, и не стремится к самосовершенствованию.

Самооценка. Толерантность – это способность человека адекватно оценивать себя и окружающих. Он четко знает собственные недостатки и стремится к их искоренению. Толерантность подразумевает гармонию людей с миром и внутри себя. Интолерантный человек привык обвинять окружающих в своих бедах. Он переносит всю вину на тех, кто находится вокруг него, на обстоятельства. При этом, интолерантные люди превозносят собственные достижения и выпячивают достоинства, которых, может быть, и не существует вовсе.

Защищенность. При всех проблемах современной действительности (разгуле преступности, терроризме и т.д.), толерантный человек чувствует себя в обществе защищенным. Однако интоллерантные люди во всем, что происходит вокруг, видят реальную угрозу собственной безопасности.

Ответственность. Толерантные люди не боятся ответственности. Во всем, что происходит вокруг, они ищут истинные причины и смысл. Им не сложно взять на себя определенные обязательства, и нести груз ответственности за свои проступки и чужие.

Демократичность. Толерантные люди никогда не станут убеждать вас в собственной правоте. Они обязательно выслушают вашу точку зрения, но останутся при своей. Интолерантные люди по своему психологическому настрою диктаторы. Им необходимо знать, что все окружающие подчиняются их понятиям и стремлениям.

III.        Закрепление. Памятка «Формирование толерантности».

Ребята, мы сегодня с вами обсудили очень важную тему «толерантность». Давайте, попытаемся на основе всего вышеперечисленного сделать выводы, составить памятку о формировании толерантности. Для этого нам нужно ответить на вопросы.

Чем должны быть обоснованы проявления толерантности к нетрадиционным взглядам на жизнь и понятиям меньшинства?

Чем необходимо руководствоваться при рассмотрении и принятии тех или иных позиций?

Что можно сказать о пределах терпимости?

Во что не должна перерастать толерантность?

Как нужно принимать и понимать смысл жизни, позиции и стремления других людей?

Каким понятиям должны соответствовать смысл жизни, позиции и стремления других людей?

Какого человека можно назвать толерантным?

Проявления толерантности к нетрадиционным взглядам на жизнь и понятиям меньшинства должны быть обоснованы логикой и здравым смыслом.

Рассматривать принятие тех или иных позиций необходимо руководствуясь законами и традициями, принятыми в обществе.

Необходимо четко знать и осознавать пределы терпимости.

Толерантность не должна перерасти во вседозволенность и попирание истинных ценностей.

Нужно с уважением принимать и понимать смысл жизни, позиции и стремления других людей, которые должны соответствовать таким понятиям, как «мораль», «нравственность» и «демократия».

Толерантный человек – это не тот, кто наделен каким-то одним положительным качеством, это индивидуум, обладающий всеми ними в полной мере. Он никогда не пойдет на конфликт, даже обоснованный определенными обстоятельствами, его невозможно вызвать на осуждение или резкое отвержение чужих идеалов и стремлений. Однако поистине толерантные люди должны обладают высокими моральными устоями.

IV.        Домашнее задание. Темы для мини-сочинения.

Написать мини-сочинение по одному из высказываний:

«Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества» - С. Лихачёв, советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

«Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» - Антуан де СентЭкзюпери, французский летчик, поэт, писатель.

«Поставь себя на место другого» - Е. Гениева, российский филолог, библиотечный, культурный и общественный деятель, эксперт ЮНЕСКО.

«Терпимость хороша, если она распространяется на всех – или если не распространяется ни на кого» - Герберт Уэллс, английский писатель.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» - Б. Шоу, ирландский драматург, писатель.

"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание" – Л. Толстой, русский писатель и мыслитель.

"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием" – Конфуций, древний мыслитель и философ Китая.

"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать" - Л. Толстой, русский писатель и мыслитель.

Список литературы:

https://sunmag.me/sovety/22-03-2014-tolerantnost-chto-eto-vidy-tolerantnosti.html

https://newtonew.com/culture/tolerantnost-diktat-ili-osoznannyy-vybor

https://sunmag.me/sovety/22-03-2014-tolerantnost-chto-eto-vidy-tolerantnosti.html

https://sptsarov.ru/index.php/shag-k-tolerantnosti/354-pritchi-o-tolerantnosti

http://school-sector.relarn.ru/prava/zakony/tolerance/index.htm


Приложение 1.

Декларация о принципах толерантности ЮНЕСКО Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года.

Статья 1.

ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Статья 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ

2.1 На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2 Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, “все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга” (статья 1.2).

Статья 3

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

3.1 Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2 Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4

ВОСПИТАНИЕ

4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2 Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

Вопросы к документу:

Что означает понятие «толерантность»?

Что способствует формированию толерантности?

Какие государственные меры могут способствовать поддержанию толерантности в обществе?

Какие социальные меры могут способствовать обеспечению равенства в достоинстве и правах отдельных групп и лиц?  

Что является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости?

Какие меры могут способствовать предупреждению нетерпимости?

Что использует ЮНЕСКО для поощрения толерантности и ненасилия?

Какой день ежегодно отмечается как международный день толерантности?

Приложение 2.

Тест "Насколько Вы толерантны?"

1.        Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

а) да;

б) нет.

2.        Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3.        Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

а) да;

б) нет.

4.        Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5.        Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

а) вам очень трудно было бы это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

6.        Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

7.        Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?

а) да;

б) нет.

8.        Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за нее (него).

9.        В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

Подсчет очков.

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

Ключ к тесту:

0-4 очка:

Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6-12 очков:

Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

14-18 очков:

Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Ничего страшного, если у кого-то результаты получились не такими, каких вы ожидали.

Толерантное поведение можно выработать!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование толерантности Подготовила учитель Залюбовская Т.А.

Слайд 2

Вопросы к притче: В чем секрет согласия и мира в отдельной семье и в мире в целом? Можно ли эти слова объединить в одно? Как вы думаете какое слово получится?

Слайд 3

План урока: Определение толерантности. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. Категории и виды толерантности в современном обществе. Тест: насколько вы толерантны? Толерантность и интолерантность . Признаки толерантности и толерантной личности.

Слайд 4

Понимание толерантности в разных языках В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным — значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

Слайд 5

Толерантность терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям .

Слайд 6

Вопросы к документу: Что означает понятие «толерантность»? Что способствует формированию толерантности? Какие государственные меры могут способствовать поддержанию толерантности в обществе? Какие социальные меры могут способствовать обеспечению равенства в достоинстве и правах отдельных групп и лиц? Что является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости? Какие меры могут способствовать предупреждению нетерпимости? Что использует ЮНЕСКО для поощрения толерантности и ненасилия? Какой день ежегодно отмечается как международный день толерантности?

Слайд 7

Категории толерантности Политическая; Педагогическая ; Врачебная ; Научная ; Административная

Слайд 8

Виды толерантности Натуральная (естественная). Моральная Нравственная Этническая

Слайд 9

Подсчет баллов: Запишите по 2 балла за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

Слайд 10

Ключ к тесту: 0-4 очка: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

Слайд 11

Ключ к тесту: 6-12 очков: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

Слайд 12

Ключ к тесту: 14-18 очков: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Слайд 13

Признаки толерантности и толерантной личности: Юмор. Самореализация . Самооценка . Защищенность. Ответственность . Демократичность .

Слайд 14

Вопросы для составления памятки: Чем должны быть обоснованы проявления толерантности к нетрадиционным взглядам на жизнь и понятиям меньшинства? Чем необходимо руководствоваться при рассмотрении и принятии тех или иных позиций? Что можно сказать о пределах терпимости? Во что не должна перерастать толерантность? Как нужно принимать и понимать смысл жизни, позиции и стремления других людей? Каким понятиям должны соответствовать смысл жизни, позиции и стремления других людей? Какого человека можно назвать толерантным?

Слайд 15

Памятка Рассматривать принятие тех или иных позиций необходимо руководствуясь законами и традициями, принятыми в обществе. Необходимо четко знать и осознавать пределы терпимости. Толерантность не должна перерасти во вседозволенность и попирание истинных ценностей. Нужно с уважением принимать и понимать смысл жизни, позиции и стремления других людей, которые должны соответствовать таким понятиям, как «мораль», «нравственность» и «демократия». Толерантный человек – это не тот, кто наделен каким-то одним положительным качеством, это индивидуум, обладающий всеми ними в полной мере. Он никогда не пойдет на конфликт, даже обоснованный определенными обстоятельствами, его невозможно вызвать на осуждение или резкое отвержение чужих идеалов и стремлений. Однако поистине толерантные люди должны обладают высокими моральными устоями.

Слайд 16

Домашнее задание: написать мини-сочинение по одному из высказываний: «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества» - С. Лихачёв. «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» - Антуан де Сент-Экзюпери. «Поставь себя на место другого» - Е. Гениева , российский филолог. «Терпимость хороша, если она распространяется на всех – или если не распространяется ни на кого» - Герберт Уэллс, английский писатель.

Слайд 17

Домашнее задание: написать мини-сочинение по одному из высказываний: Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» - Б. Шоу, драматург. " Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание" – Л. Толстой. "Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием" – Конфуций, философ. "Чтобы поверить в добро, надо начать его делать" - Л. Толстой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Методическая Разработка Урока по Обществознанию

Открытый урок по теме "Цивилизация России" с использованием методов интерактивного обучения, дискуссии...

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Политическая идеология"

Целью урока является систематизация и  осмысление знаний учащихся о политической философии, о функциях и роли политической идеологии, совершенствование умений  и навыков при выполнении...

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

методическая разработка урока по обществознанию для 6-го класса

Урок "Мы на необитаемом острове" построен в форме игры-соревнования для 6 класса...