Повторительно-обобщающий урок в 10 классе по теме "Глобальные проблемы современности"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Десятникова  Марина Александровна

Конспект повторительно-обобщающего урока в 10 классе разработан на основе реализации системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:  « ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ».

                 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.  

                                   

 

ЗАДАЧИ.

Обучающие:

          ОБОБЩИТЬ И  УГЛУБИТЬ  ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

    -     О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ»,

    -     О ПРИЧИНАХ И ВРЕМЕНИ  ИХ ПОЯВЛЕНИЯ;

    -     РАСКРЫТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМ НА КОНКРЕТНОМ  МАТЕРИАЛЕ;

    -      ПОКАЗАТЬ ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Развивающие:

        -   ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ  КОММУНИКАТИВНЫХ  НАВЫКОВ,

         - ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ,

         - НАВЫКОВ  КРИТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ТИП УРОКА: урок повторения и обобщения.

СПОСОБЫ  ОБУЧЕНИЯ:  фронтальные, групповые.       

ПЛАН УРОКА

      1. Вступительное слово учителя.

      2. Определение учащимися темы, целей урока и способов деятельности

      3. Выяснение вместе с  учащимися поставленных целей  урока.

      4. Закрепление полученных знаний через выполнение практических заданий.

      5. Рефлексия.

      6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

    1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

     

       Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы  неоднократно встречались  на уроках обществознания  в  девятом  классе, на уроках географии в  десятом, поэтому, я  думаю, тему урока, а так же  цели и способ деятельности вы определите сами.  Перед вами лежит   стихотворение  А. Макарова. (Приложение 1) прочтите его  и попытайтесь определить  тему нашего урока.

      2. Формулируем  и записываем тему урока:«Глобальные проблемы современности».

  - Какие,  вопросы, на ваш взгляд,  нам нужно выяснить?

  - Какие вопросы напрашиваются к этой теме?

Модель ответов:

- Что означает термин глобальные проблемы?

- Когда и почему они появились?

- В чём состоят эти проблемы, каково их содержание?

- Каковы пути решения глобальных проблем?

     

     3. Работа в парах по подготовке ответов (3 мин.)

 

 Обучающиеся   сравнивают свои ответы с образцом (Приложение 2)  и   определяют, какие формулировки совпали с моделью их ответов (самоанализ) .

      4.  Демонстрация презентаций с примерами глобальных проблем.

Классификация глобальных проблем

Экологические

Экономические

Социальные

Политические

Духовные

“Озоновая дыра”.

Истребление лесов.

“Парниковый” эффект (глобальное потепление).

Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.

Освоение космоса и мирового океана.

Продовольственная проблема.

Полюса развития: “С-Ю”.

Проблема пределов экономического роста.

Истощение ресурсов.

Экономический глобализм.

 

 

 

 

Демографическая проблема.

Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.

 

 

 

 

Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

           

Проверяется выполнение задания.

Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадь).

           

     5. Для закрепления   и углубления полученных знаний   о фактическом содержании проблем  группам предлагается  выполнить практическое задание по  умению соотносить  конкретные социальные факты  с глобальными проблемами  (Приложение 3)

     5.  Рефлексия:

 - Какие из этих фактов  были тебе знакомы?

 - Какие  из них  вызвали наибольший интерес?

 - О каких проблемах ты не знал?

        Для осмысления  изученного материала учащимся предлагается обсудить в группах

три  теоретических  вопроса и по желанию ответить на любой из них. (Приложение 4)

   6. Домашнее задание  предлагается   по выбору  одно их  следующих

-    Написать эссе на тему:  «Пора осознать, что человечество идёт к своему концу.  У нас нет сил и возможности спасти самих себя. Мы обречены» (углубленный уровень).

-   Подготовить сообщение по одной из глобальных проблем (базовый уровень).

Приложение 1.

«Останьтесь на Земле...»                 А.Макаров.

Останьтесь на земле осина, дуб и клен.

 Я показать хочу живую землю сыну

 Высокий мощный дуб и тонкую осину

 На полотне весны, где свет со всех сторон.

Останьтесь на земле пшеница, рожь, ячмень,

Чтоб сын счастливо жил и удивлялся миру.

 Даю ему на память молот, плуг и лиру.

На незакатный час, на безупречный день.

Приложение 2.     

  1. Что означает термин «глобальные»? Или каковы признаки этих проблем?

1 .Глобальные, т.е. а) планетарные, затрагивают всё человечество б) угрожают гибелью человеческой цивилизации в) для их решения необходимы усилия всего общества.

 В чём состоят глобальные проблемы человечества?

  1. Экологическая проблема (в т.ч. проблема истощения ресурсов).
  2. Демографическая проблема (в т. ч. продовольственная)
  3. Проблема предотвращения мировой войны.
  4. Проблема наркомании и неизлечимых болезней.
  5. Проблема международного терроризма.
  6. Проблема «Север - ЮГ» (предотвращение отсталости развивающихся стран).

(Проблема нравственного нигилизма, непредсказуемых последствий НТР, угроза техногенных катастроф и т.д.)

2. Появились во второй половине XX века, т.к. возросли масштабы деятельности человека, возросли единство и целостность мира.

  1.    Необходима координация совместных усилий всех стран мира по их решению, создание и реализация специальных программ

Приложение 3 .

К каким глобальным проблемам относятся, на Ваш взгляд,

следующие факты?

  1. Если взорвётся хотя бы 1 %   запасов атомного оружия, то, по прогнозам учёных физиков, наступит ядерная зима, в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек.
  2. В 1960 году соотношение между развитыми и развивающимися странами было 26:1. Сейчас оно составляет 40:1. Свыше 500 млн. человек страдают в развивающихся странах от недоедания, 30-40 млн. ежегодно умирают от голода.
  3. Вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост. Земля накапливает один сантиметр чернозёма за 300 лет, а погибает один сантиметр за 3 года. Если человечество будет уничтожать биологическое разнообразие столь же интенсивно, как сегодня, то оно сократится через полвека на 30-40%.
  4. В результате американских атомных взрывов над японскими городами Хиросима и Нагасаки радиоактивное вещество рассеялось по всей планете. Изучение годовых колец деревьев показывает, что прах японцев присутствует в годовом кольце 1945 года всех деревьев, в том числе тех, что произрастают на территории нашей страны, например в Сибири.

5 . По прогнозам учёных, при современных объёмах энергопотребления разведанных запасов нефти хватит на 40 лет, газа на 50 и угля на 400 лет. (точка отсчёта 2001 год.).

  1. Сегодня всё шире распространяется электронный и кибертерроризм: хакерские атаки на телекоммуникационные, банковские, платёжные и биржевые системы. Особую опасность представляет использование террористами биологического, химического, ядерного оружия.
  2. В результате атомной катастрофы в Чернобыле дозу облучения получили 20 миллионов человек. Все, кто получил высокую дозу радиации в течение часа, умерли, (примерно 4 тысячи человек).
  3. Количество наркозависимых в РФ составляет до 5 млн. человек. С учётом их родных и близких проблема наркомании затрагивает в РФ 30 млн., т.е. каждого пятого жителя страны.

9.По прогнозам учёных при современных темпах роста население Земли составит через 40 лет 10 млрд. человек. Это приведёт к серьёзным проблемам с продовольствием и особенно с пресной водой.

  1. По заключению специалистов, в некоторых районах Земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой, которую вынуждены потреблять люди.
  2. Если человечество будет уничтожать биологическое разнообразие столь же интенсивно, как сегодня, то оно сократится через полвека на 30-40%.

Какие из этих фактов были тебе знакомы?

Какие из них показались тебе более интересными?

Приложение 4.

            На какой из  предложенных вопросов ты мог бы ответить?

1.Участники международной конференции по проблемам экологии в 1989 году вспомнили такую притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец». Сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась., сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». О чём говорит эта притча, и какой урок из неё мы можем извлечь?

2.Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества. Одни утверждают, что разрешить их не удастся и появление их предвещает близкий крах современной цивилизации. Другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы. Какова ваша точка зрения?

3. Видный философ и социолог Карл Поппер писал : «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс ... Прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от наших целей.».  Согласны ли Вы с мнением философа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока английского языка в 9 классе "Терроризм - глобальная проблема современности"

Воспитательная цель урока:Воспитание личности учащегося на основе общечеловеческих ценностей, формирование у школьников инициативности и самостоятельности, толерантности и уважения к другим наци...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

интегрированный урок урок обществознания и географии "Глобальные проблемы современности"

Глобальные проблемы современности - совокупность социоприродных проблем. от решения которых зависит каким будет будущее на нашей планете, и будет ли оно вообще... Представленный интегрированный ...

Конспект урока по географии 9 класс по теме:"Проблемы современного хозяйства России"

конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями к уроку....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...