Разработка урока "Виноват - отвечай"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Беляева Евгения Николаевна

Обществознание 7 класс "Виноват - отвечай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vinoven-otvechay.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по обществознанию

Учитель: Беляева Е.Н. 

Тема урока: «Виновен – отвечай»,  раздел II  «Человек и закон».

Класс: 7

Дидактическая цель:  создать условия для формирования новой учебной информации.

Цели по содержанию: подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления, подвести учащихся к пониманию понятия «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей.

обучающие: подвести к пониманию понятий «закон», «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»;

развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание

воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

Планируемые результаты:

- личностные: в овладении  навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), в  умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,   определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

-  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с письменными источниками для исследования;

- предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,  установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:  

- личностные: осознать необходимость правовых норм для общества.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательные технологии, используемые на уроке - создание проблемной ситуации, мозговой  штурм, индивидуальная и фронтальная работа.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, дискуссия;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: Учебник: Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.: ил., карт. ,мультимедийная презентация,  рабочие листы (Приложения 1, 2).

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Послушайте высказывание ЕкатериныII. «Лучше оправдать десять виновных, чем обвинить одного виновного». Сл 1

Проблемная ситуация

Послушайте письмо ученика к классному руководителю.

Ребята, вам предлагается посмотреть видео о судьбе одного подростка. Сл 2

Что произошло с подростком? Почему? О чем сегодня будем говорить? 

Тема урока – «Виновен - отвечай». Сл. 3

Почему в курсе обществознания 7 класса есть такой раздел «Человек и закон»? Противоправного поведения в современной  жизни много, бывает, что и подростки совершают проступки и преступления.

 Как сделать так, чтобы никто не оказался на месте подростка?

Какая цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы узнаем (Слайд 4):

Знать закон смолоду. Каковы причины попадания несовершеннолетних на учет?

  1. Законопослушный человек.
  2. Противозаконное поведение.
  3. Чем проступок отличается от преступления?

Выделяют проблему высказывания.

Смотрят видеоролик

Формулируют тему урока

Записывают тему урока в тетрадь

Мы – подростки, с 14 лет за некоторые преступления можно понести наказание.

Необходимо знать законы, чтобы не повторялись такие ситуации.

Узнать что такое «законопослушное поведение», «ответственность за свои поступки»

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: определения смешанного числа

- Почему важно соблюдать законы? (Рассказ учителя)

По статистике несовершеннолетними за год совершается более 145 тыс. преступлений. Каждый пятый из них отправляется в воспитательные колонии.

-  Почему дети нарушают закон? Обсудите в группах

Причины совершения преступлений несовершеннолетними.

(Слайд 5)

  • 1. Не знают закон.
  • 2. Влияние старших по возрасту.
  • 3. Недостатки воспитания.
  • 4. Слабость характера.
  • 5. Чувство безнаказанности, т.к. не были наказаны после первого преступления.

Какого человека можно назвать законопослушным?

Запишем в тетради определение «Законопослушное  поведение – это …(Слайд 6)

Противозаконное поведение

А как называется поведение, противоположное законопослушному

Обсудите в группах перед кем или чем дети несут ответственность несовершеннолетние

Слайд 7

- Перед своей совестью

- Перед родителями и лицами их заменяющими

- Перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования

- Ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий. Ребенок которому исполнилось 11 лет может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

Виды правонарушений   

Прочитайте в учебнике на стр. 49  «Путешествие в прошлое».

Как в древности люди относились к нарушителям установленных правил?

Юристы разделяют все нарушения на две группы в зависимости от степени вреда. (Слайд 8)

К одной группе относят преступления – наиболее вредные нарушения.

Другая группа – проступки.

Сл 9

 Перечислите характеристики проступка и преступления

- Противоправность

- Виновность

- Наказуемость

- Антиобщественная направленность.

Сл 10

С 14 лет наступает

- Административная ответственность

- Дисциплинарная

- Ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неадекватные нарушения устава школы – исключение из школы

 - Ответственность за нарушение трудовой дисциплины

- гражданско-правовая ответственность (за совершения сделок)

С 16 наспупает:

Административная и полная уголовная ответственность

 Какие виды юридической ответственности Вы знаете?  Сл 11

1. Уголовная ответственность

2. Административная ответственность

3. Дисциплинарная ответственность

4. Гражданско-правовая ответственность.  

Предлагают различные варианты ответа

Вырабатывают в группах причины нарушения закона несовершеннолетними?

Законопослушный человек уважает закон, не совершает действий, наносящих вред другим людям и обществу.

Законопослушное поведение полезно для общества.

Записывают определение

Противозаконное поведение – это поведение, которое запрещено законом; оно наносит  вред обществу, людям. (записывают в тетрадь)

Читают самостоятельно.

Добиваясь справедливости, провинившегося наказывали.

В зависимости от степени тяжести содеянного.

Записывают схему в тетрадь

Перечисляют.

Записывают в тетрадь.

Работают в парах.

Приводят примеры.

Варианты ответов могут быть разные

Записывают в тетрадь

Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Самостоятельная работа

А сейчас возьмите листочки на краю стола и в них же выполните небольшую самостоятельную работу.(Приложение 1)

Ребята, давайте сверимся с доской (решение записано на слайде).

Задания для групп на листах

 Определите какой вид ответственности наступит для героя ситуации.

  1. Данил и Михаил играли в мяч на перемене и разбили окно. К какой ответственности их привлекут?
  2. Подростка задержали на улице после 22-00 без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
  3. Антон попросил телефон чтобы позвонить, во время беседы ребята поссорились и Антон в отместку не вернул телефон. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность?
  4. Андрей и Сергей ехали в автобусе громко разговаривали, смеялись, не цензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания других?
  5. 14 летний Дмитрий систематически мешал проводить уроки учителям, шумел, не цензурно выражался, толкал других учащихся, игнорировал замечания учителей? Какая ответственность? Какое наказание может понести?

Помещен на срок до 30 суток в воспитательное учреждение закрытого типа. При систематическом нарушении может быть помешен в воспитательную колонию.

Выполняют задания на листах.

Выполняют задания на листах ответ.

Дисциплинарная и административная

Уголовная

Административная

Дисциплинарная

Сверяются с доской

Вторичное закрепление

Практическое выполнение заданий формата ОГЭ

Каждому ученику раздается листок с заданиями.

Задание 1. В стране Z был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задали вопрос: «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?»

Результаты опроса представлены в форме диаграммы.

 (Приложение 2)

Какой ответ выбрали больше всего опрошенных?

Какие мотивы соблюдения социальных норм также популярны среди опрошенных?

Нравственные или правовые основания удерживают большинство опрошенных от нарушения социальных норм?

Используя знания, полученные на уроке проанализировать диаграмму  «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?». Ответы записать в тетрадь

Выполняют задания

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Что изучали сегодня на уроке? Сл 12

Кто желает сформулировать определение «Законопослушный человек».

Отвечают на вопросы.

Законопослушный человек – это человек, который соблюдает законы и его поведение предполагает полезную для общества деятельность.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Читать пр 6, в классе и дома. Выписать в каких сказах совершались преступления?

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Продолжите предложения: Сл. 13

- Теперь я знаю ..

- Теперь я могу ….

- А еще я хочу сказать ….

В заключение хочу сказать. Каждый должен понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Важно помнить то, что если виноват- отвечай.

Вы должны помнить, что если Вы находитесь в тяжёлой ситуации и считаете, что ваши права нарушены, вы всегда можете обратиться к учителям, классному руководителю, администрации школы или на телефон горячей линии. Вы должны знать, что Вам помогут всегда.

 

Учащиеся выбирают любое предложение, продолжают его.

Приложение 1.

Определите какой вид ответственности наступит для героя ситуации.

  1. Данил и Михаил играли в мяч на перемене и разбили окно. К какой ответственности их привлекут?

  1. Подростка задержали на улице после 22-00 без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

  1. Антон попросил телефон чтобы позвонить, во время беседы ребята поссорились и Антон в отместку не вернул телефон. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность?

  1. Андрей и Сергей ехали в автобусе громко разговаривали, смеялись, не цензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания других?

  1. 14 летний Дмитрий систематически мешал проводить уроки учителям, шумел, не цензурно выражался, толкал других учащихся, игнорировал замечания учителей? Какая ответственность? Какое наказание может понести?

Приложение 2.

В стране Z был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задали вопрос: «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?»

Результаты опроса представлены в форме диаграммы.

Какой ответ выбрали больше всего опрошенных?

Какие мотивы соблюдения социальных норм также популярны среди опрошенных?

Нравственные или правовые основания удерживают большинство опрошенных от нарушения социальных норм?

«Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проникаю в тот день, когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством… Думал ли я о последствиях?.. Нет! Откровенно говоря , я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни… Поверьте мне как хочется на свободу…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям отвечает психолог "Что делать, если отпрыск курит?"

Обнаружив пачку сигарет в кармане сына или дочери, не впадай­те в панику. Подумайте, как отвратить его от дурной привычки. Вот несколько «работающих» способов....

Как отвечать на уроке

рекомендации для ребенка, для адаптации в новых условиях...

Практическое занятие для родителей детей стационарного отделения «Как научить ребёнка принимать решения и отвечать за сделанный выбор

Цель: развитие у родителей навыков формирования ответственного отношения у детей к последствиям собственного поведения.Задачи: 1.      Способствовать осознанию родителям...

Игра по избирательному праву "Ты сам отвечаешь за все"

Эта игра - соревнование расчитана на учащихся 9-10 классов. Она проходит между двумя командами. Жюри оценивает, насколько ребята осведомлены в области избирательного права. В ходе игры учащиеся отвеча...

План урока по обществознанию. Тема "Виновен! Отвечай!" 7 класс

План урока по обществознанию составлен по в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения....

Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"

Методическая разработка урока технологии в 10 классеРаздел №1. Технология проектирования изделий.Тема.   "Дизайн отвечает потребностям".Цель урока: ознакомить обучающихся с первичн...

Методическая разработка по работе с обучающимися образовательных организаций Московского района по профилактике правонарушений «Выбирай, но отвечай!» (второе издание)

Данное пособие предназначено для классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, преподавателей права, обществоведения, ОБЖ. Пособие состоит из 5 занятий на тему «Выбирай, но...