«Основы проектной деятельности и ученического исследования»
элективный курс по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему

Пятибратова Светлана Игоревна

Элективный курс; курс внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности и ученического исследования» разработан для организации предпрофильной подготовки и внеурочной деятельности,  направлен на формирование у учащихся социальных и интеллектуальных умений универсального характера, связанных с развитием творческих способностей и исследовательской направленности. Степень новизны данной программы заключается в том, что она включает материал, не содержащийся в базовых образовательных программах.

Программа «Основы проектной деятельности и ученического исследования» нацелена на развитие общих знаний о проектной и  исследовательской работе школьников, знакомит с возможностями освоения исследовательского профиля в старшей школе. Эта программа носит ознакомительный характер и готовит учащихся к более серьезному освоению технологии школьного ученического исследования в дальнейшем.  Она знакомит с особенностями ученического исследования, его отличием от научного исследования, со способами, формами и методами его проведения, дает основы знаний, связанных с выбором темы, подготовкой, написанием, представлением и защитой самостоятельного ученического исследования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основы  проектной деятельности

и ученического исследования»

Автор Пятибратова С.И.

к.п.н., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 216 Санкт-Петербурга

Элективный курс; курс внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности и ученического исследования» разработан для организации предпрофильной подготовки и внеурочной деятельности,  направлен на формирование у учащихся социальных и интеллектуальных умений универсального характера, связанных с развитием творческих способностей и исследовательской направленности. Степень новизны данной программы заключается в том, что она включает материал, не содержащийся в базовых образовательных программах.

Программа «Основы проектной деятельности и ученического исследования» нацелена на развитие общих знаний о проектной и  исследовательской работе школьников, знакомит с возможностями освоения исследовательского профиля в старшей школе. Эта программа носит ознакомительный характер и готовит учащихся к более серьезному освоению технологии школьного ученического исследования в дальнейшем.  Она знакомит с особенностями ученического исследования, его отличием от научного исследования, со способами, формами и методами его проведения, дает основы знаний, связанных с выбором темы, подготовкой, написанием, представлением и защитой самостоятельного ученического исследования.

Мотивирующий потенциал программы связан с тем, что знания, включенные в нее и в процесс ее освоения,  должны вызывать познавательный интерес учащихся, так как помогают определиться в выборе и особенностях направленности исследовательской деятельности в школе. Развивающий потенциал программы заключен в том, что освоение ее содержания способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.  В программе учтена реализация принципа учета возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся. Поскольку данный курс рассчитан на учащихся основной школы 9 класса, то в ходе его реализации не затрагиваются фундаментальные, методологические вопросы научных исследований, а материал подается в доступной для данного возраста форме.  Предусмотрены как лекционные, так и практические занятия с использованием игровых и тренинговых методик, где каждый учащийся сможет в практической форме проявить и закрепить полученные знания, реализовать свой собственный проект, что подтверждает адекватность методов обучения типу курса.

   Программа построена в соответствии со здоровьесберегающим фактором - не создает учебных перегрузок для школьников, так как при ее реализации отсутствуют обязательные домашние задания, обеспечивается оптимальное соотношение между объемом учебного материала и времени, отводимого на его изучение.

Пояснительная записка

Элективный курс  предпрофильной подготовки; курс внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности и ученического исследования» знакомит обучающихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы исследовательского профиля в старшей школе, помогает в определении познавательных интересов, формирует образовательные потребности. В программу включен оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, что способствует развитию положительной мотивации к исследовательскому профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности.  Это служит общекультурному развитию личности школьника и его социализации.

В рамках данного курса учащимся предоставляется возможность самостоятельной деятельности, результатом которой должна стать реализация разработанного ими конкретного учебного проекта.

«Основы проектной деятельности и ученического исследования» - это межпредметный ориентационный курс, который выходит за рамки одного предмета и направлен на создание базы для ориентации в мире современных профессий, ознакомление на практике со спецификой научной деятельности. Программа данного курса призвана познакомить учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных научных сферах.

Педагог, реализующий данную программу должен обладать теоретическим и практическим опытом по подготовке и написанию научной работы.

Цели обучения

  •  Ознакомление с особенностями и возможностями ученического исследования.
  • Освоение алгоритма подготовки, написания и публичной защиты ученической исследовательской работы.
  • Помощь в развитии  творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания, работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Основная задача данной программы – способствовать приобретению учащимися навыка познания мира с помощью исследования, творческое развитие юных исследователей.  

Обоснование целей

Важность поставленных целей и возможность их реализации основывается на необходимости формирования способов деятельности для решения важных практических и интеллектуальных задач в процессе введения предпрофильного и профильного образования средней школы.  

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: выдвигать гипотезы; отбирать необходимые методы работы; делать выводы; участвовать в дискуссии.

         Основные условия реализации цели

  Реализация поставленных целей возможна при следующей организации учебного процесса:

Количество часов курса – 10 часов.

В зависимости от подготовки, интереса учеников количество часов на прохождение программы может увеличиваться до 16 часов  за счет увеличения добавления времени на подготовку и защиту индивидуальных проектов учащихся, дополнительные практические семинарские занятия и индивидуальные консультации.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими. Программа включает все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей, адекватных общему количеству часов, оптимальное соотношение между теоретическими и практическими компонентами содержания.

Поурочно-тематический план курса

«Основы проектной деятельности и ученического исследования»

Тема

Кол-во часов

Содержание

Особенности ученического исследования

2

  1. Исследование – как вид человеческой деятельности.
  2. Научное исследование: его сущность и особенности.
  3. Применение логических законов и правил в научной работе.
  4. Особенности ученического исследования.

Подготовка ученического проекта- исследования

2

  1. Стадии подготовки работы
  2. Актуальность исследования и выбор темы
  3. Обоснование целей и задач исследования, гипотеза.
  4. Основные понятия научно-исследовательской работы.

Проведение ученической проектной исследовательской работы

2

  1. Основные разделы ученической исследовательской работы, план.
  2. Выбор методики и материала исследования.
  3. Систематизация материала.

Написание и оформление ученической исследовательской работы

2

  1. Выбор литературных источников и их обзор
  2. Оформление сносок и цитат в работе
  3. Составление библиографического списка

Представление и защита  проектной ученической исследовательской работы

2

  1. Формы представления исследовательских работ.
  2. Основные правила подготовки и написания доклада, тезисов.
  3. Публичное выступление и защита работы.

Итого

10

Ожидаемые результаты прохождения курса

«Основы проектной деятельности и ученического исследования» 

 и их оценивание

По завершению данного курса «Основы проектной деятельности и ученического исследования»  учащиеся ознакомятся с особенностями и возможностями ученического исследования, освоят алгоритм подготовки, написания и публичной защиты ученической исследовательской работы, смогут развить творческие способности, умения самостоятельно приобретать и применять знания, работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Приобретенные знания и навыки помогут осуществить более осознанный выбор профиля обучения в старшей школе.

Программа «Основы проектной деятельности и ученического исследования» не предполагает по завершению обязательной аттестации учащихся, однако в процессе изучения курса осуществляется самостоятельная проектная деятельность учащихся, которая происходит в  ходе активных форм, применяемых на занятиях, участия в дискуссиях, а так же в разработке конкретного учебного проекта.

 Разработка учебного проекта осуществляется на протяжении всех занятий во время выполнения их практической части. Практическая часть программы включает  в себя следующие формы и виды работ: практическое тестирование, выполнение творческих заданий по определению различий учебного исследования и научной работы, тренинг по формулировке тем исследований, практикум по выдвижению различных гипотез в учебном исследовании, практическая работа по составлению библиографии. Результаты выполнения практической части программы будут в совокупности представлять готовый учебный проект каждого учащегося по теме курса «Основы проектной деятельности и ученического исследования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученические исследования по краеведению как один из путей гражданско-патриотического воспитания

   Гражданско-патриотическое воспитание связано с необходимостью научить ребёнка думать о себе как о гражданине государства и о государстве как о Родине, перед которой у гражданина ес...

Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях.

Образовательный процесс не ограничивается только рамками урока, значительную роль играет дополнительное образование учащихся....

Роль руководителя ученических исследований в условиях современной системы образования

Никогда нельзя знать наверняка, что предназначено тому или иному человеку, и в многообразии выборов каждый из нас может запутаться и «встать на месте». Особенно, этому подвержены дети, так как их пред...

Статья «Ученическое исследование – путь к успеху. Разработка индивидуальных исследовательских маршрутов по биологии»

Статья  рассказывает об актуальном, современном направлении учебной деятельности - ученическом исследовании. Разработка индивидуальных исследовательских маршрутов  облегчит  и активизир...

Технологическая карта «ПЛАН-ПРОГРАММА ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Тема: «Сравнение давления на опору в трех состояниях пребывания человека в общественных местах» Физика 7 класс                      ...

Основы проектной деятельности и ученического исследования (Конспекты к урокам-занятиям по курсу)

Представлены конспекты занятиий - уроков к элективному курсу ; курсу внеурочной деятельности для учащихся 8-11 классов.Элективный курс; курс внеурочной деятельности «Основы проектной деяте...