«Основы проектной деятельности и ученического исследования»
элективный курс по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему
Элективный курс; курс внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности и ученического исследования» разработан для организации предпрофильной подготовки и внеурочной деятельности, направлен на формирование у учащихся социальных и интеллектуальных умений универсального характера, связанных с развитием творческих способностей и исследовательской направленности. Степень новизны данной программы заключается в том, что она включает материал, не содержащийся в базовых образовательных программах.
Программа «Основы проектной деятельности и ученического исследования» нацелена на развитие общих знаний о проектной и исследовательской работе школьников, знакомит с возможностями освоения исследовательского профиля в старшей школе. Эта программа носит ознакомительный характер и готовит учащихся к более серьезному освоению технологии школьного ученического исследования в дальнейшем. Она знакомит с особенностями ученического исследования, его отличием от научного исследования, со способами, формами и методами его проведения, дает основы знаний, связанных с выбором темы, подготовкой, написанием, представлением и защитой самостоятельного ученического исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основы проектной деятельности и ученического исследования (Элективный курс) | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы проектной деятельности
и ученического исследования»
Автор Пятибратова С.И.
к.п.н., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 216 Санкт-Петербурга
Элективный курс; курс внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности и ученического исследования» разработан для организации предпрофильной подготовки и внеурочной деятельности, направлен на формирование у учащихся социальных и интеллектуальных умений универсального характера, связанных с развитием творческих способностей и исследовательской направленности. Степень новизны данной программы заключается в том, что она включает материал, не содержащийся в базовых образовательных программах.
Программа «Основы проектной деятельности и ученического исследования» нацелена на развитие общих знаний о проектной и исследовательской работе школьников, знакомит с возможностями освоения исследовательского профиля в старшей школе. Эта программа носит ознакомительный характер и готовит учащихся к более серьезному освоению технологии школьного ученического исследования в дальнейшем. Она знакомит с особенностями ученического исследования, его отличием от научного исследования, со способами, формами и методами его проведения, дает основы знаний, связанных с выбором темы, подготовкой, написанием, представлением и защитой самостоятельного ученического исследования.
Мотивирующий потенциал программы связан с тем, что знания, включенные в нее и в процесс ее освоения, должны вызывать познавательный интерес учащихся, так как помогают определиться в выборе и особенностях направленности исследовательской деятельности в школе. Развивающий потенциал программы заключен в том, что освоение ее содержания способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. В программе учтена реализация принципа учета возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся. Поскольку данный курс рассчитан на учащихся основной школы 9 класса, то в ходе его реализации не затрагиваются фундаментальные, методологические вопросы научных исследований, а материал подается в доступной для данного возраста форме. Предусмотрены как лекционные, так и практические занятия с использованием игровых и тренинговых методик, где каждый учащийся сможет в практической форме проявить и закрепить полученные знания, реализовать свой собственный проект, что подтверждает адекватность методов обучения типу курса.
Программа построена в соответствии со здоровьесберегающим фактором - не создает учебных перегрузок для школьников, так как при ее реализации отсутствуют обязательные домашние задания, обеспечивается оптимальное соотношение между объемом учебного материала и времени, отводимого на его изучение.
Пояснительная записка
Элективный курс предпрофильной подготовки; курс внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности и ученического исследования» знакомит обучающихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы исследовательского профиля в старшей школе, помогает в определении познавательных интересов, формирует образовательные потребности. В программу включен оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, что способствует развитию положительной мотивации к исследовательскому профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности. Это служит общекультурному развитию личности школьника и его социализации.
В рамках данного курса учащимся предоставляется возможность самостоятельной деятельности, результатом которой должна стать реализация разработанного ими конкретного учебного проекта.
«Основы проектной деятельности и ученического исследования» - это межпредметный ориентационный курс, который выходит за рамки одного предмета и направлен на создание базы для ориентации в мире современных профессий, ознакомление на практике со спецификой научной деятельности. Программа данного курса призвана познакомить учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных научных сферах.
Педагог, реализующий данную программу должен обладать теоретическим и практическим опытом по подготовке и написанию научной работы.
Цели обучения
- Ознакомление с особенностями и возможностями ученического исследования.
- Освоение алгоритма подготовки, написания и публичной защиты ученической исследовательской работы.
- Помощь в развитии творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания, работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Основная задача данной программы – способствовать приобретению учащимися навыка познания мира с помощью исследования, творческое развитие юных исследователей.
Обоснование целей
Важность поставленных целей и возможность их реализации основывается на необходимости формирования способов деятельности для решения важных практических и интеллектуальных задач в процессе введения предпрофильного и профильного образования средней школы.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: выдвигать гипотезы; отбирать необходимые методы работы; делать выводы; участвовать в дискуссии.
Основные условия реализации цели
Реализация поставленных целей возможна при следующей организации учебного процесса:
Количество часов курса – 10 часов.
В зависимости от подготовки, интереса учеников количество часов на прохождение программы может увеличиваться до 16 часов за счет увеличения добавления времени на подготовку и защиту индивидуальных проектов учащихся, дополнительные практические семинарские занятия и индивидуальные консультации.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими. Программа включает все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей, адекватных общему количеству часов, оптимальное соотношение между теоретическими и практическими компонентами содержания.
Поурочно-тематический план курса
«Основы проектной деятельности и ученического исследования»
Тема | Кол-во часов | Содержание |
Особенности ученического исследования | 2 |
|
Подготовка ученического проекта- исследования | 2 |
|
Проведение ученической проектной исследовательской работы | 2 |
|
Написание и оформление ученической исследовательской работы | 2 |
|
Представление и защита проектной ученической исследовательской работы | 2 |
|
Итого | 10 |
Ожидаемые результаты прохождения курса
«Основы проектной деятельности и ученического исследования»
и их оценивание
По завершению данного курса «Основы проектной деятельности и ученического исследования» учащиеся ознакомятся с особенностями и возможностями ученического исследования, освоят алгоритм подготовки, написания и публичной защиты ученической исследовательской работы, смогут развить творческие способности, умения самостоятельно приобретать и применять знания, работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Приобретенные знания и навыки помогут осуществить более осознанный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа «Основы проектной деятельности и ученического исследования» не предполагает по завершению обязательной аттестации учащихся, однако в процессе изучения курса осуществляется самостоятельная проектная деятельность учащихся, которая происходит в ходе активных форм, применяемых на занятиях, участия в дискуссиях, а так же в разработке конкретного учебного проекта.
Разработка учебного проекта осуществляется на протяжении всех занятий во время выполнения их практической части. Практическая часть программы включает в себя следующие формы и виды работ: практическое тестирование, выполнение творческих заданий по определению различий учебного исследования и научной работы, тренинг по формулировке тем исследований, практикум по выдвижению различных гипотез в учебном исследовании, практическая работа по составлению библиографии. Результаты выполнения практической части программы будут в совокупности представлять готовый учебный проект каждого учащегося по теме курса «Основы проектной деятельности и ученического исследования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ученическое исследование как метод развития самостоятельной познавательной активности школьников.
Доклад на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла....
Ученические исследования по краеведению как один из путей гражданско-патриотического воспитания
Гражданско-патриотическое воспитание связано с необходимостью научить ребёнка думать о себе как о гражданине государства и о государстве как о Родине, перед которой у гражданина ес...
Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях.
Образовательный процесс не ограничивается только рамками урока, значительную роль играет дополнительное образование учащихся....
Роль руководителя ученических исследований в условиях современной системы образования
Никогда нельзя знать наверняка, что предназначено тому или иному человеку, и в многообразии выборов каждый из нас может запутаться и «встать на месте». Особенно, этому подвержены дети, так как их пред...
Статья «Ученическое исследование – путь к успеху. Разработка индивидуальных исследовательских маршрутов по биологии»
Статья рассказывает об актуальном, современном направлении учебной деятельности - ученическом исследовании. Разработка индивидуальных исследовательских маршрутов облегчит и активизир...
Технологическая карта «ПЛАН-ПРОГРАММА ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Тема: «Сравнение давления на опору в трех состояниях пребывания человека в общественных местах» Физика 7 класс ...
Основы проектной деятельности и ученического исследования (Конспекты к урокам-занятиям по курсу)
Представлены конспекты занятиий - уроков к элективному курсу ; курсу внеурочной деятельности для учащихся 8-11 классов.Элективный курс; курс внеурочной деятельности «Основы проектной деяте...