Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях.
учебно-методический материал по химии по теме
Образовательный процесс не ограничивается только рамками урока, значительную роль играет дополнительное образование учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_organizatsii_n.i.r._bazhenkovoy_n.s.docx | 28.48 КБ |
iz_opyta_organizatsii_n.i.r._bazhenkovoy_n.s.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный процесс не ограничивается только рамками урока, значительную роль играет дополнительное образование учащихся. Научно-исследовательская работа учащихся является неотъемлемой частью образовательной деятельности, их допрофессиональной подготовки, процесса развития гармоничной личности. Это наиболее сложная форма организации внеклассной работы.
Научно-исследовательская работа школьника представляет собой законченный труд, выполненный самостоятельно или под руководством учителя и содержащий полученный в ходе исследования материал, основной характеристикой которого является оригинальность.
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьника, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
Педагогическая цель научно-исследовательской работы – привитие школьнику интереса к творческой деятельности в рамках учебного предмета, формирование культуры научного исследования, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей в процессе обучения
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся направлена на:
- Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе.
- Приобретение ими опыта выступлений и защиты результатов своего интеллектуального труда.
- Консолидирование усилий педагогов, родителей, общественности в развитии исследовательской и творческой деятельности учащихся.
- Осуществлению интеграций и общественных усилий по взаимодействию «Школа – ВУЗ»
Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях.
В нашем учебном заведении существует творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, учебного предмета, развивать свои интеллект, приобретать умения научно-исследовательской деятельности – ГНОМЫ. Оно состоит из двух секций: естественнонаучной (география, химия, психология и др.) и гуманитарной (русский язык, литература, краеведение и др.). Секцию химии возглавляю я.
Результаты своих исследовательских работ учащиеся представляют:
- На гимназической конференции
- Городской научно-практической конференции
- Участвуют в зональных и всероссийский конкурсах
Тезисы докладов лучших научно-исследовательских работ публикуются в сборнике работ лауреатов городской научно-практической конференции. Ежегодно (в течение 8 лет) мои учащиеся становятся лауреатами на городских научно-практических конференциях. В 2004 году были удостоены диплома 3 степени на всероссийском конкурсе, посвященному Д. И. Менделееву.
Такие результаты достигаются в результате кропотливой работы и на уроках химии при выполнении практических работ исследовательского характера (Т.П.И.Х) уделяется большое внимание формированию экспериментальных умений учащихся.
Самостоятельное ученическое исследование по предмету возможно только при условии готовности школьника к этому сложному виду деятельности: необходимо чтобы у обучающихся были сформированы основные экспериментальные, в том числе исследовательские умения:
- наблюдение
- сравнение фактов, свойств веществ и явлений
- нахождение причинно-следственных связей
- проводить опыты и делать вывод
-обрабатывать результаты эксперимента и др.
Умения экспериментального исследования веществ в курсе химии формируются на начальном этапе школьного курса – 8 класс. При этом используются проблемные и эвристические методы:
- Освоение аналитических приемов и методов (приемы работы с веществами в разных агрегатных состояниях, способы разделения смесей: фильтрование, выпаривание)
- На следующем этапе (9 класс) это исследование амфотерных свойств некоторых гидроксидов, определение катионов и анионов в растворах и постановка эксперимента (вставка урока в 9 «фт»)
Поэтому наиболее подходящим для проведения исследовательской работы можно считать возраст 15-17 лет (9-11 класс). Естественно бывают исключения. В этом году к исследовательской работе у меня подключена ученица 7 «фт» класса Васильева Аня (ФОТО) . Тема её работы «Изучение процесса диффузии растворов неорганических солей в воде». Кстати, эта работа была заявлена на третьем всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке». Групповое выполнение работы (2-4 человека) благоприятно отражается на качестве ученического исследования.
Конечно не секрет, что более продуктивно работают учащиеся, успешно занимающиеся по предмету: им проще познакомиться с литературой по теме исследования, подобрать необходимые методики для проведения эксперимента, обработать полученные данные и сделать выводы по проделанной работе. Но тоже бывают исключения.
Интерес учащихся к работе зависит от того, насколько актуальна тема исследования. Некоторые требования, предъявляемые к исследовательской работе:
Работа должна:
- Иметь практическую направленность
- Вызывать интерес учащихся
- Имитировать исследовательскую научную деятельность
- Легко воспроизводиться экспериментально с использованием простого оборудования, доступного для школы
- Иметь творческий характер и многогранность подходов исследования
- Иметь желательно интегрированный характер
Как происходит выбор темы? По разному:
- Предлагаю сама, с учетом её актуальности
- Предлагают ребята
Последние годы обращаюсь к менделеевской тематике. Д.И. Менделеев не случайно попал в финал проекта «Имя России». Его достижения в различных областях носят поистине национальный характер и являются гордостью нации. В нашем кабинете химии хранится основной труд Менделеева «Основы Химии» - двухтомник (тринадцатое издание. 1947 год). Его подарил нам Аркадий Семенович Гормин. Этот учебник неиссякаем для выбора тем. Например: усовершенствование прибора Д.И. Менделеева для получения сухого аммиака. Эта работа была выполнена учащимися 9го класса Солеевым Андреем и Гугниным Антоном в 2004 году. С этой работой они выступали в Москве на Всероссийском конкурсе исследовательских работ, посвященных Д.И. Менделееву в 2004 году. Работа была отмечена дипломом третьей степени. В этом году - 3 работы и все они с менделеевской тематикой, так как в этом году отмечалось 175 летие со дня рождения Менделеева и 5 лет со дня создания благотворительного, некоммерческого фонда «Наследие Менделеева» . Темы этих работ:
- Изучение процесса диффузии растворов неорганических солей в воде – 7кл. Васильева Аня
- Д.И. Менделеев на Новгородчине – 10кл. Макаров Стас и Горбачев Иван
- Сравнение взглядов Д.И. Менделеева и А.М. Бутлерова на теорию строения органических соединений – 11Кл. Олигеров Николай, Нестерова Лида
Подготовка к проведению ученического исследования. Она включает следующие этапы:
- Определение объектной области, объекта и предмета исследования. Например в моем случае объектной областью является сама учебная дисциплина химия.
- Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию (например, объектом исследования может являться изучение католитических реакций)
- Предмет исследования – это конкретная часть объекта внутри которой ведется поиск. Предмет исследования определяет тему работы. Автокатализ в лабораторных условиях. Например моими учениками было проведено исследование по теме «Автокаталитическое действие ионов марганца 2+ в реакции восстановления перманганата калия щавелевой кислотой.
- Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснования их актуальности. Очень важно с самого начала правильно сформулировать тему, ведь она является визитной карточкой исследования. Тема исследования выбирается с учетом её актуальности в современной науке. Например: «Использование информационных технологий для исследования автокатолитических реакций». Кстати, с этой работой ребята выступали в 2007 году на зональном конкурсе исследовательских работ в Северо-Западном ФО «Шаг в будущее» в городе Мурманске. Этот конкурс организуется ежегодно Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана.
Обосновать актуальность, это значит объяснить необходимость изучения данной темы. Освещение актуальности исследования – это требование к любой работе. Например: актуальность вышеназванной работы связана с тем, что при анализе скорости химической реакции в условиях автокатализа редко используется компьютер, способный существенно повысить эффективность работы, а используются расчетные методы, основанные на традиционных вычислениях при помощи калькулятора. Важным этапом работы является изучение научной литературы и уточнение темы. Знакомлю гимназистов с принципами и приемами работы с каталогами, составления библиографии. Это занятие проводится в библиотеке.
Типы чтения:
- Просмотровое
- Ознакомительное или выборочное
- Изучающее или подробное
После уточнения темы исследования можно преступить к выработке гипотезы. Она должна удовлетворять следующим требованиям:
- содержать предположение
- быть логически непротиворечивой
- быть проверяемой
- соответствовать фактам
Например: если написать компьютерную программу для исследования скорости автокатолитических реакций, это должно облегчить труд исследователя , а именно сократить время на расчеты и построение графика.
Цели исследования – это то, что должно быть достигнуто. Например: цель исследования – это разработка компьютерной программы для исследования автокаталитических реакций.
Задачи исследования – это пути достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи (для этой работы):
- Изучение научной литературы, касающейся автокатализа.
- Разработка методики, эксперимента.
- Проведение лабораторного исследования.
- Обработка данных эксперимента.
После формулировки гипотезы, цели и задачи исследования необходимо определить методы исследования.
Метод – это способ достижения цели. Все методы научного познания делятся на два вида: общие и специальные. К общим методам относятся: теоретические (моделирование, абстрагирование, анализ, синтез и другие) и эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент), математические (статистические методы).
Эмпирические методы
Наблюдение Сравнение Эксперимент
Химия – это экспериментальная наука, поэтому, как правило, в ученических исследованиях я использую эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент. Предпочтение отдаю эксперименту, так как эксперимент имеет ряд преимуществ по сравнению с наблюдением:
- возможность изучения явления в чистом виде, то есть объективное исследование свойств объектов в определенных условиях, возможность проверки и перепроверки полученной информации.
Проведение ученического исследования.
Проведение исследования включает два этапа: собственно проведение и аналитический (рефлексивный) этап. Для более четкой организации исследования составляем рабочий план программы исследования. Рабочий план включает три блока:
- Теоретический
- Экспериментальный
- Оформление результатов
Пример подобной программы для работы «Использования информационных технологий для исследования автокаталитических реакций»
Месяц | Содержание работы |
Октябрь | принципы и приемы работы с каталогами, работа с литературными источниками (справочники, словари, журналы и т.д.), анализ прочитанного, изучение научных методов познания. (кинетика автокаталитических реакций, механизм их протекания) |
Ноябрь | выбор метода исследования (известные методики, авторские, но при этом на их основе разрабатываем свою собственную методику). Изучение методики «Исследования скорости автокаталитического действия ионов марганца 2+ в реакции восстановления перманганата калия щавелевой кислотой». Сюда входит обязательное изучение техники безопасности, приготовление растворов нормальной концентрации, подготовка оборудования. |
Декабрь, Январь | проведение эксперимента и написание компьютерной программы по данной теме. Анализ полученных данных в виде таблицы, обобщение и выводы. |
Февраль | обработка результатов исследования. Написание краткой аннотации. |
Март | оформление самой работы, презентация в своем классе, на городской научно-практической конференции, и в других конкурсов. |
Общие требования к оформлению исследовательской работы.
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение
- Обоснование выбора темы, состояние изученности темы, цели и задачи, актуальность и значимость.
- Литературный обзор (теоретические вопросы, суть изучаемого явления и новинки по данному вопросу в литературе)
- Практическая часть (методики, оборудование и т.д.)
- Заключение (краткие выводы)
- Литература (список литературы с указанием книг, статей из журналов и др.)
- Приложения. (включает вспомогательный материал, справочные таблицы, рисунки, графики и тд)
(показ презентаций ребят этого года)
Темы других выполненных работ:
- Определение содержания витамина С в яблоках разного срока хранения – Антонова Маша, Работа Кирилл – 2001 год
- Определение количественного состава белков пищевых продуктов как условие организации рационального питания – Крайнев Алексей, Филипова Алина 10 кл 2003 год.
- Усовершенствование прибора Д.И. Менделеева для получения сухого и газообразного аммиака – Солеев Андрей, Гугнин Антон 2004 год
- Экологическая оценка проб воды одного из природных источников и снеговой воды в черте Великого Новгорода – Петрова Настя, Зюрин Костя, Тимофеев Сергей -2007 год
- Определение концентрации сульфат-ионов в коре плодовых (яблони) и хвойных (ель) деревьев на Ярославовом Дворище в зависимости от их удаленности от дороги с оживленным движением – Чернышов Александр, Терпухов Сергей – 2003 год
- Определение основных характеристик качества пищевых жиров – Иванова Маша, Иванов Алексей, Петрова Н. 2004 год
- Кислотный и ферментотивный гидролиз крахмала
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Научно-исследовательская работа школьника представляет собой законченный труд, выполненный самостоятельно или под руководством учителя и содержащий полученный в ходе исследования материал, основной характеристикой которого является оригинальность. Определение
привитие школьнику интереса к творческой деятельности в рамках учебного предмета формирование культуры научного исследования создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей в процессе обучения Педагогическая цель научно-исследовательской работы:
Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе. Приобретение ими опыта выступлений и защиты результатов своего интеллектуального труда. Консолидирование усилий педагогов, родителей, общественности в развитии исследовательской и творческой деятельности учащихся. Осуществлению интеграций и общественных усилий по взаимодействию «Школа – ВУЗ» Организация научно-исследовательской деятельности учащихся направлена на:
Результаты своих научно-исследовательских работ учащиеся представляют: На гимназической конференции Городской научно-практической конференции Участвуют в зональных и всероссийский конкурсах Из опыта организации ученических научных исследований по химии на внеклассных занятиях.
Тезисы докладов лучших научно-исследовательских работ публикуются в гимназическом научном сборнике «Большие надежды», сборнике работ лауреатов городской научно-практической конференции. Ежегодно (в течение 8 лет) учащиеся гимназии становятся лауреатами на городских научно-практических конференциях. В 2004 году были удостоены диплома 3 степени на всероссийском конкурсе, посвященному Д. И. Менделееву.
Основные направления подготовки школьников к Н.И.Р Использование индивидуально-дифференцированного подхода при формировании практических умений. Формирование умения грамотного использования химической терминологии Использование внутрипредметных и межпредметных связей Групповые и коллективные средства обучения Познавательные задачи (от репродуктивных до творческих в системе) Исследовательский эксперимент в структуре урока
Самостоятельная научно-исследовательская деятельность школьника по предмету возможна только при условии готовности к этому сложному виду деятельности: необходимо чтобы у обучающихся были сформированы основные экспериментальные, в том числе исследовательские умения: наблюдение сравнение фактов, свойств веществ и явлений нахождение причинно-следственных связей проводить опыты и делать вывод обрабатывать результаты эксперимента и др.
Умения экспериментального исследования формируются на начальном этапе школьного курса – 8 класс. При этом используются проблемные и эвристические методы: Например: Освоение аналитических приемов и методов (приемы работы с веществами в разных агрегатных состояниях, способы разделения смесей: фильтрование, выпаривание) дается учащимся без алгоритма действий, который им предлагается разработать самостоятельно и оценить экономический эффект каждой методики разделения смеси. На следующем этапе (9 класс) - это исследование амфотерных свойств некоторых гидроксидов , определение катионов и анионов в растворах и постановка эксперимента. Данная работа проводится учащимися как самостоятельное исследование, целью которого является формулирование понятия «амфотерность». При определении катионов и анионов в растворе учащиеся самостоятельно подбирают реактивы, обеспечивающие оптимальный путь определения.
Иметь практическую направленность Вызывать интерес учащихся Имитировать исследовательскую научную деятельность Легко воспроизводиться экспериментально с использованием простого оборудования, доступного для школы Иметь творческий характер и многогранность подходов исследования Иметь желательно интегрированный характер Наряду с научно-исследовательскими работами проводятся исследовательские работы. Исследовательская работа отличается от научно-исследовательской тем, что она содержит субъективную новизну ( новизну для исследователя). Некоторые требования, предъявляемые к исследовательской работе. Исследовательская работа должна:
1. Введение 1.1 Актуальность исследования 1.2.Цель исследования 1.3.Задачи исследования 1.4.Объект исследования 1.5.Предмет исследования 1.6.Гиптеза исследования 1.7.Методы исследования 2.Основное содержание работы Главы Параграфы 3.Заключение и выводы исследования 4.Использованная литература 5.Приложения Структура научно-исследовательской и исследовательской работы:
Обосновать актуальность, это значит объяснить необходимость изучения данной темы. Освещение актуальности исследования – это требование к любой работе. Например: актуальность темы «Использование информационных технологий для изучения скорости автокаталитической реакции» состоит в том, что в условиях автокатализа редко используется компьютер, способный существенно повысить эффективность работы, а используются расчетные методы, основанные на традиционных вычислениях при помощи калькулятора. Понятие актуальности исследования
Цель исследования – это то, что должно быть достигнуто. Например: цель работы – это разработка компьютерной программы для исследования автокаталитических реакций.
Задачи исследования – это пути достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи (для этой работы): Изучение научной литературы, касающейся автокатализа. Разработка методики эксперимента. Проведение лабораторного исследования. Обработка данных эксперимента и т.д.
Под объектом исследования понимается то, что подлежит исследованию в качестве целостной структуры Под предметом исследования понимается та часть объекта, в отношении которой используются методы исследования Например: Объект – каталитические реакции. Предмет – автокатализ в лабораторных условиях. Понятие объекта и предмета исследования
- быть логически непротиворечивой - быть проверяемой - соответствовать фактам Гипотеза исследования – это предположение, которое подтверждается или опровергается результатами исследования. Она должна удовлетворять следующим требованиям: Например: если написать компьютерную программу для исследования скорости автокаталитических реакций, это должно облегчить труд исследователя , а именно сократить время на расчеты и построение графика.
Метод – это способ достижения цели. Все методы научного познания делятся на два вида: общие и специальные. К общим методам относятся: теоретические (моделирование, абстрагирование, анализ, синтез и другие) и эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент), математические (статистические методы). Эмпирические методы Наблюдение Сравнение Эксперимент В химии чаще всего используются эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент. Предпочтение отдается эксперименту, так как эксперимент имеет ряд преимуществ по сравнению с наблюдением:
Теоретический Экспериментальный Оформление результатов Проведение ученического исследования. Проведение исследования включает три этапа: Постановка цели исследования Собственно проведение Аналитический (рефлексивный) этап. Оформление исследовательской работы в соответствии с вышеперечисленными требованиями. Для более четкой организации исследования составляем рабочий план программы исследования, включающий три блока:
Месяц Описание работы Октябрь принципы и приемы работы с каталогами, работа с литературными источниками (справочники, словари, журналы и т.д.), анализ прочитанного, изучение научных методов познания. (кинетика автокаталитических реакций, механизм их протекания) Ноябрь выбор метода исследования (известные методики, авторские, но при этом на их основе разрабатываем свою собственную методику). Изучение методики «Исследования скорости автокаталитического действия ионов марганца 2+ в реакции восстановления перманганата калия щавелевой кислотой». Сюда входит обязательное изучение техники безопасности, приготовление растворов нормальной концентрации, подготовка оборудования. Декабрь, Январь проведение эксперимента и написание компьютерной программы по данной теме. Анализ полученных данных в виде таблицы, обобщение и выводы. Февраль обработка результатов исследования. Написание краткой аннотации. Март оформление самой работы, презентация в своем классе, на городской научно-практической конференции, и в других конкурсов. Пример подобной программы для работы «Использования информационных технологий для исследования автокаталитических реакций»
Определение содержания витамина С в яблоках разного срока хранения – Антонова Маша, Работа Кирилл – 2001 год Определение количественного состава белков пищевых продуктов как условие организации рационального питания – Крайнев Алексей, Филипова Алина 10 кл 2003 год. Определение концентрации сульфат-ионов в коре плодовых (яблони) и хвойных (ель) деревьев на Ярославовом Дворище в зависимости от их удаленности от дороги с оживленным движением – Чернышов Александр, Терпухов Сергей – 2003 год Определение основных характеристик качества пищевых жиров – Иванова Маша, Иванов Алексей, Петрова Н. 2004 год Кислотный и ферментотивный гидролиз крахмалаУсовершенствование прибора Д.И. Менделеева для получения сухого и газообразного аммиака – Солеев Андрей, Гугнин Антон 2004 год Экологическая оценка проб воды одного из природных источников и снеговой воды в черте Великого Новгорода – Петрова Настя, Зюрин Костя, Тимофеев Сергей -2007 год Примеры тем работ, выполненных под моим руководством:
Изучение процесса диффузии растворов неорганических солей в воде – 7кл. Васильева Аня Д.И. Менделеев на Новгородчине – 10кл. Макаров Стас и Горбачев Иван Сравнение взглядов Д.И. Менделеева и А.М. Бутлерова на теорию строения органических соединений – 11Кл. Олигеров Николай, Нестерова Лида Исследование пищевой безопасности различных видов посуды – 9кл., 2010г. Васильева Аня.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация ученического самоуправления в 6 "А" классе (из опыта работы)
Презентация и выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя....
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности
В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен план групповой ...
Отзыв родителей о внеклассном мероприятии «Турнир: мои первые исследования в химии» учитель: Тесник Юлия Валерьевна класс: 2 «Б» Кружок «Мои первые исследования»
Отзыв родителей о внеклассном мероприятии«Турнир: мои первые исследования в химии»учитель: Тесник Юлия Валерьевна кл...
«Из опыта организации совместной деятельности по обучению исследованию в старшей школе»
Представляю вашему вниманию экспериментальную разработку, в которой я описываю опыт совместной деятельности по обучению учащихся исследованию. В разработке я описала этапы и формы работы, предста...
Основы проектной деятельности и ученического исследования (Конспекты к урокам-занятиям по курсу)
Представлены конспекты занятиий - уроков к элективному курсу ; курсу внеурочной деятельности для учащихся 8-11 классов.Элективный курс; курс внеурочной деятельности «Основы проектной деяте...
Доклад на педагогический совет. Тема: « Организация повышения мотивации у обучающихся на внеклассных занятиях».
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы...
Доклад на педагогический совет. Тема: « Организация повышения мотивации у обучающихся на внеклассных занятиях».
В начальной школе дети очень любят играть, разгадывать загадки и кроссворды. Однообразная и длительная работа быстро их утомляет, пропадает желание работать дальше....