«Субъекты гражданского права. Физические лица». Урок обществознания в 9 классе
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_9.docx | 159.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт конспекта учебного занятия
Предмет: обществознание
Класс: 9
Тема: Субъекты гражданского права. Физические лица.
Учебник: Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / под редакцией Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2014. – 208 с.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, Гражданский кодекс РФ – Глава третья (приложение 1), индивидуальные карточки с заданиями (приложение 2).
Цели учебного занятия:
- Образовательно-развивающие цели:
- Усвоение новых понятий: физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность, эмансипация.
- Применение опорных понятий: право, отрасль права, гражданское право, закон, кодекс.
- Формирование универсальных учебных действий: общеучебных (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, контроль и оценка процесса и результата деятельности); логических (анализ с целью выделения признаков, синтез, подведение под понятие, установление причинно - следственных связей, выбор оснований для классификации).
- Овладение специальными умениями: правильно употреблять правовые понятия; приводить примеры гражданских правоотношений; искать, анализировать, использовать правовую информацию; различать субъекты гражданского права.
- Воспитательная: Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских законов общее – особенное - единичное, причина - следствие.
Заявка на оценку:
«5» - 24 балла и выше
«4» 19-23 балла
«3» 14 – 18 баллов
Приложение № 1
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА)
Статья 17. Правоспособность гражданина
1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.
2. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Статья 18. Содержание правоспособности граждан
Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Статья 21. Дееспособность гражданина
1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.
При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.
Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. ////
4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами.
Статья 27. Эмансипация
1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда./////////
Статья 28. Дееспособность малолетних
1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.
Статья 29. Признание гражданина недееспособным
1. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
2. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун./////
Статья 30. Ограничение дееспособности гражданина
1. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.
Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.
Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.////
Приложение № 2
Субъекты гражданского права. Физические лица.
Задание 1. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: 1 Гражданин был принят на работу в должности механика а) Трудовое 2 Суд установил опеку над несовершеннолетним б) Семейное 3 Гражданину был предоставлен ежегодный отпуск в) Уголовное 4 Гражданин был признан виновным в краже г) Гражданское 5 Принята поправка в федеральный закон д) Конституционное 6 Гражданин вступил в права наследника е)Административное 7 Президент подписал указ о помиловании 8 За превышение скорости на гражданина наложили штраф Запишите в таблицу выбранные буквы:
| 4 балла | ||||||||||||||||
Задание 2. Найдите в приведенном списке отношения, которые относятся к гражданским правоотношениям и обведите номера, под которыми они указаны:
| 2 балла | ||||||||||||||||
Задание 3. Индивидуальная работа с Главой 3 Гражданского Кодекса РФ
3.2 Прочитайте статьи 26 и 28 и выявите общее и особенное в дееспособности малолетних и несовершеннолетних. Используя карточку №3составьте два сравнения на общее и два сравнения на особенное. | 12 баллов 3 баллов | ||||||||||||||||
Задание 4. Определите, для каких из перечисленных случаев нужно иметь гражданскую дееспособность, а для каких достаточно гражданской правоспобности: а) быть владельцем дома б) покупать мотоцикл в) быть автором художественного произведения г) заключать договор на использование художественного произведения д) брать на хранение ценные вещи е) быть квартиросъемщиком ж) иметь счет в банке з) пользоваться жилым помещением и) быть собственником имущества, доставшегося по наследству Запишите в таблицу выбранные варианты:
| 2 балла | ||||||||||||||||
Задание 5. Составьте схему «Дееспособность граждан», используя понятия: Граждане, дееспособные, недееспособные, ограниченно дееспособные, вступившие в брак до 18 лет, совершеннолетние, эмансипированные, малолетние, несовершеннолетние, ограниченные в дееспособности, дети до 6 лет, признанные недееспособными | 4 балла | ||||||||||||||||
Домашнее задание. Решите задачи 1. Решением местной администрации семнадцатилетней Васильевой было разрешено вступить в брак с Федоровым до достижения восемнадцатилетнего возраста. После регистрации брака, Васильева решила продать дом, перешедший к ней по завещанию от бабушки. Родители Васильевой возражали против этой сделки. Они обратились с иском в суд о признании заключенного договора недействительным, как совершенного их несовершеннолетней дочерью без их согласия. Решите дело 2. Двенадцатилетний Александр принимал участие в съемках художественного фильма, за что ему было выплачено вознаграждение в сумме 5 тыс. руб. На эти деньги он приобрел канцелярские принадлежности: авторучку, пенал и дорогую записную книжку. Родители Александра посчитали, что он неразумно потратил деньги, отнесли покупки обратно в магазин и потребовали от директора принять их обратно. Директор отказался удовлетворить требование родителей. Кто прав в возникшем споре? Изменится ли решение, если вознаграждение было получено отцом Александра Васильева, который передал деньги сыну со словами: «Можешь сам распорядиться своим заработком»? 3. 14-летний Алексей Синицын устроился на работу в общество с ограниченной ответственностью. Через несколько месяцев к директору Общества пришел его отец и рассказал, что Алексей неразумно расходует свой заработок: приобретает дорогие вещи, посещает кафе и т.п. В то же время семья испытывает затруднения, поскольку в семье есть еще двое малолетних детей. К тому же мать Алексея является нетрудоспособной по состоянию здоровья. Директор с пониманием отнесся к проблемам семьи и распорядился выдавать Алексею на руки только часть зарплаты, а остальную часть выдавать его родителям. Правильно ли поступил директор? | 3 балла |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках обществознания и во внеурочное время" - 2013 г.
Статья написана как итоговая работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...
презентация к уроку обществознания 9 класс "Права человека"
Данная презентация позволяет раскрыть вопрос об истории формирования прав человека, показать место, которое занимает этот вопрос в современном мире. Используя презентацию на уроке можно сформировать п...
урок обществознания 9 класс "Право"
Урок изучения нового материала на основе презентации, практической работы с Конституцией РФ...
Проверочная работа «Субъекты гражданского права. Дееспособность и правоспособность»
Проверочная работа по праву для 10 класса (профильный уровень) «Субъекты гражданского права. Дееспособность и правоспособность»...
Субъекты гражданского права
Презентацию по праву к учебнику Боголюбова Л.В.Право 11 класс( профильный уровень)Освещает тему : Субъекты гражданского праваРассматриваются вопросы, связанные с участниками гражданско-правовых отноше...
субъекты Гражданского права
презентация к уроку "Субъекты ГП"...