ТКУ по теме "Социальная стратификация"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
ТКУ по теме "Социальная стратификация" содержит краеведческий материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots_start_8_kl_urok.docx | 61.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная стратификация.
Цели урока:
Обучающие: разъяснить учащимся сущность современного понимания социальной стратификации, показать её влияние на поведение, образ жизни;
Развивающие: развивать навыки работы текстом, схемой, формировать умение анализировать представителей различных классов, переносить полученные знания в новую ситуацию;
Воспитательные: формировать у учащихся толерантность;
Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе.
Оборудование :
- А.И. Кравченко учебник «Обществознание. 8-9 кл.» М, «Русское слово», 2010.
- Е.А. Певцова «Книга для учителя. Обществознание» М, «Русское слово», 2000
- Карточки
- Презентация
- Схемы
Ход урока
- Приветствие. Добрый день.
- Актуализация знаний:
Давайте вспомним, Какие сферы общественной жизни вы знаете? (экономическая, политическая, духовная и социальная).
Мы с вами начали изучение социальной сферы общества.
Социальная сфера - Отношения между людьми, возникающие в результате их принадлежности к разным группам – семьям, слоям, классам, народам, государствам
На предыдущем уроке мы с вами рассмотрели какую тему? Социальная структура.
Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
Социальная структура общества
социальные группы | социальные слои | социальные общности | социальные институты |
социальные отношения |
общество представляет собой систему взаимодействующих социальных общностей, групп людей место человека в обществе во многом определяется его принадлежностью к той или иной социальной группе. Они относительно устойчивые совокупности людей, имеющие собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.
Социальные группы? – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям:-пол(группа женщины),
- возраст(подростки),
- национальность(татарская диаспора)
- раса ( негры)
- профессия (учителя, строители)
- место жительство (горожане)
- доход (богатые, бедные)
-власть ( управленцы, политики)
- образование (ученые, студенты) и т.
Виды социальных групп:
- большие - сословия, классы, социальные слои, этнические общности, професс. группы
- малые- семья, школьный класс, футбольная команда
- Формальные (класс) неформальные – (компания в гостях)
РАБОТА с Документом из ГИА
Что такое статус? – социальное положение индивида в обществе или в группе
Один человек выполняет несколько статусов или социальных ролей. Какие бывают статусы: врожденные и приобретенные,
достигаемые, предписываемые и смешанные
Определите к какому из статусов относятся
- Полицейский (ДОСТИГ - Д) 2. Вождь (СМЕШ – С-), 3. Китаец (Пред – П) 4. Космонавт (Д) Женщина (П) , Студент (Д), Народный депутат ( Д) виконт (П), Граф ( П)
Скажите почему надо знать статус человека? Он объясняет почему человек поступил так, а не иначе.
Как же мы можем определить какой статус занимает конкретный человек? по статусным символам
Значит статусные символы – это одежда, язык, жесты, манеры поведения.
Скажите кто идет: - в спортивном костюме? В бальном платье? в школьной форме? – военной форме?
Определите титул следующих известных в России политических фигур.
А. Суворов _______________ А. Невский _______________
Александр I _______________ М. Кутузов _______________
И. Грозный _______________ Я Мудрый _______________
Л. Толстой _______________ Иван 3 _____________
В.В.Путин ________ Олег Вещий ____
Сперанский М.М. ______ Степан Разин _______
Радищев А.Н. _______ С.Ковалевская ____________
Нахимов ________
Какие вы социальные роли выполняете? – вы дома – чей-то сын, в школе – ученик, во время игр – член команды, или соперник, на вечеринке – друг.
Таким образом, Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей
- Создание проблемной ситуации.
Послушайте, пожалуйста, одну притчу и после попробуем определить тему и цели нашего урока.
Один богатый вельможа в скромном будничном кафтане отправился на праздник к знатному горожанину. Он оказался среди людей, блистающих великолепием нарядов из шелка и бархата, украшений. Гости с презрением смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презрительно морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый и богатый кафтан, вернулся на праздник. Гости сразу же стали заискивать перед ним, каждый стремился завязать с ним разговор, угостить его. Можно было подумать, что стол был приготовлен только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные блюда. Но вместо того, чтобы есть вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости стали спрашивать его «Почему ты не ешь того, что мы предлагаем?» А вельможа, ответил спокойно «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает!»
- И так о чем эта притча
О расслоении общества на богатых и бедных.
Проблемный вопрос темы: Какой вопрос может возникнуть на основе этого противоречия? Какую проблему нам предстоит решить? Предлагайте свои формулировки.
Примерная формулировка проблемы урока: «Почему внутри общества происходит расслоение людей? Возможен ли переход из одной страты в другую?»
мы с вами сказали, что если соц. структуру предположить в виде здания, для устойчивости необходимы вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, тесно связанные между собой. Роль горизонтальных перекрытий выполняют – статусы, роли и социальные группы,
а вертикальных опор – слои ( страты) и классы, входящие в социальную стратификацию.
Страты (от лат. stratum — слой, настил) — реальные группы людей, объединенных каким-либо общим признаком (доход, образование, профессия), который определяет их положение в структуре общества. Верхние слои населения находятся в более привилегированном отношении по сравнению с нижними.
- Изучение новой темы.
Основы теории социальной стратификации были заложены в последней трети XIX в. Максом Вебером (1864 – 1920). Немецкий ученый выявил главные компоненты неравенства (собственность, или доход, престиж, образование, власть) и ввел понятие статуса.
(Статус – положение и место человека в обществе.)Статус выступает обобщенным показателем стратификации
Понятие «социальная стратификация» используется для описания социального неравенства в конкретном обществе. Теорию социальной стратификации обосновал американский социолог П. А. Сорокин.
Работа с понятием СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ = Социальное расслоение = разделение всего общества на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных или нищих.
Социальное расслоение – процесс образования слоев населения. На латинском языке соответствуют два термина, принятых в современной науке – дифференциация (появление различий между людьми) и стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.
Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых
Термин «стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по горизонтали. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже по горизонтали. Основанием для данной схемы строения служит так называемая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения - среднюю, а богатый слой - верхнюю.
В первобытном общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось - неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, классы.
Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса - рабов.
Исторические типы стратификации:
Перед вами исторические типы стратификации определите основные признаки по алгоритму:
- Ответить на вопросы: - когда возникло?
- Где?
- Возможен ли переход из одной в другую?
Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах .
Работа с терминами
Рабство стр 181
- экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Каста стр 173
- социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Принадлежность к касте передавалась по наследству.
Всего в Индии 4 касты:
- брахманы (священники),
- кшатрии (воины),
- вайшьи (купцы),
- шудры (рабочие и крестьяне).
- Сословие стр 184
- - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Давайте вспомним сословия Российского общества 18-19 веков:
Российское общество 18–19 веках также представляло собой сословную систему, в которую входили дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство.
Принадлежность человека к сословию передавалась по наследству, однако, хотя социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, переход из одной страты в другую был в принципе возможен (принадлежность к высшему сословию можно было приобрести за деньги или получить в дар).
- Основу современной стратификации составляют классы. Стр173
- Впервые это понятие появилось в 18 веке, оно пришло на смену феодально-сословному обществу.
В историческом понимании классы – это большие социальные группы людей, у которых есть или нет средств производства. Они занимают определенное место в системе общественного разделения труда, характеризуются специфическим способом получения дохода.
По марксистско-ленинской теории разделения общества на классы:
- рабы и рабовладельцы
- феодалы и зависимые крестьяне
- буржуазия и пролетариат
-средний класс
В современном понимании классы - это любая социальная страта, которая отличается доходом, образованием, властью, престижем. К ним относятся:
_-Элита
- средний класс
-бедные
- ниже уровня бедности
Общество считается тем благополучнее и развитее, чем большую часть его составляет средний класс (Швеция, Норвегия, Германия) по сравнению с другими классами
Работа с учебником – стр.120 – составить схему критерии социальной стратификации.
Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов:
Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.
Богатство - это наличие имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных. Это главная черта всех богатых. Они могут как работать, так и не работать, что бы получить свое богатство, ведь доля зарплаты в общем состоянии их не велика. У нижнего и среднего классов как раз доход является основным источником для дальнейшего существования. Наличие богатства даёт возможность не работать, а его отсутствие вынуждает людей идти на работу ради зарплаты.
Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. В современном обществе, вся власть поддается регулировке законами и традициями. Люди, что имеют к ней доступ, могут свободно пользоваться широким числом всевозможных социальных благ, иметь право принимать решения, что на их точку зрения важны для общества, в том числе законы (что зачастую выгодны высшему классу).
Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии. На основе этих основ для разделения общества определяют совокупный социально-экономический статус. По-другому это можно назвать местом определенного человека в обществе.
Составление схемы Критерии соц.статификации:
- Доход 2.Власть 3.Образование 4.Престиж
- Вы уже увидели, что в разные времена состав социальных групп определялся по-разному. А что происходит в современном обществе? По каким признакам формируются социальные группы в наши дни?
В современном обществе выделяют большие социальные группы, которые различаются по:
- Величине дохода (богатства)
- По уровню образования
- По профессии (престижная и непристижная)
- По характеру труда (умственный и физический)
- Такие группы называют классы и социальные слои
- Следовательно, существует социальное неравенство.
В современном обществе особую роль играет так называемый средний класс — наиболее многочисленная группа населения, основа стабильности и в то же время фактор социального развития. В индустриально развитых странах средний класс 60–80 % от общей численности населения. В российском обществе средний класс начал формироваться сравнительно недавно, и его доля в общей численности населения составляет по разным оценкам от 12 до 25 %.
- В современном обществе средним классом можно считать юристов, квалифицированных служащих, преподавателей, врачей, а так же среднюю и мелкую буржуазию. Самым нижним слоем можно считать нищих, безработных и неквалифицированных рабочих. Между средним и низшим еще можно выделить один класс в состав, которого зачастую входят представители рабочего класса.
- Закрепление темы:
Решение тестовых задании сложности А и В.
А1 Одним из критериев стратификации является:
- Возраст
- Пол
- Место жительство
- Доход
А2 Верны ли следующие суждения об исторических типах стратификации:
А. Страты возникли с переходом капиталистическому обществу
Б. При феодализме основным типом стратификации были сословия.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3.Верны и А и Б 4 Оба суждения не верны.
В1. Найдите черты сходства и отличия между кастой и классом:
- Является типом стратификации
- Принадлежность к группе передается по наследству
- Принадлежность к страте определяется участием и местом в производственном процессе
- существует запрет на переход из одной группы в другую
- Предполагает возможность перехода из одной группы в другую
В2 . Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «исторические типы стратификации».
Касты, граждане, классы, сословия, рабство.
Найдите и укажите термин, 2выпадающий» из этого ряда. Ответ ________.
В.3 Установите соответствие между типами стратификации и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Типы стратификации | Определения |
А) каста |
|
Б) Сословие | 2) Группа современного общества, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. |
В) Класс | 3) Социальная группа, членом которой человек становится исключительно по своему рождению. |
Решили? Теперь вы меняетесь листами и проверяете тест своего товарища. Нашли ошибки?
А теперь посмотрите на экран на правильные ответы. Исправьте их и поставьте оценки по следующим критериям: -
5 правильных – «5»
4 правильных – «4»
3 правильных – «3»
2 или 1 правильный – «2»
Правильные ответы
А 1 - - 4
А 2 - 2
В 1- сходство – 1, отличия – 2345
В 2 – граждане
В3 – А – 3, Б- 1, В – 2
Спасибо.
Работа с документом:
Сравним два варианта социальной стратификации: американский и российский.
Американский вариант социальной стратификации.
Группа высшего статуса (высший высший класс)
Главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, крупные архитекторы.
Группа второго статуса (высший класс)
Главный управляющий средней фирмой, инженер-механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа.
Группа третьего статуса (высший средний класс)
Банковский кассир, преподаватель муниципального колледжа, управляющий среднего звена, учитель средней школы.
Группа четвертого статуса (средний средний класс)
Банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, управляющий универсама, квалифицированный плотник.
Группа пятого статуса (низший средний класс)
Автомеханик, парикмахер, бармен, продавец, квалифицированный рабочий физического труда, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика.
Группа шестого статуса (средний низший класс)
Водитель такси, среднеквалифицированный рабочий, бензозаправщик, официантка, швейцар.
Группа седьмого статуса (низший низший класс)
Судомойка, домашняя прислуга, садовник, шахтер, дворник, мусорщик, обитатели подвалов, трущоб.
Какие критерии выделения групп положены в основу данной стратификации? Сопоставьте статус наиболее известных вам профессий в нашем обществе с американским вариантом. Существует ли несоответствие? В чем причина этого?
Для изучения социальной структуры современного российского общества социолог Т. И. Заславская предлагает такую структуру.
Социальная стратификация современного российского общества.
Элитные группы в управлении, экономике, силовых структурах.
Предприниматели (кроме крупных), управляющие среднего звена, старшие офицеры, высококвалифицированные специалисты.
Часть интеллигенции, технический персонал, работники массовых профессий, торговли и сервиса.
Неработающие пенсионеры, безработные, беженцы.
Преступники, пьяницы, наркоманы, бродяги, бомжи.
Андеркласс – слой общества, образуемый деклассированными элементами, потерявшими человеческий облик, социальное дно общества.
Выводы :
- Современное общество социально стратифицировано.
- Выделяют высший, средний и низший классы.
- Кроме устойчивых групп социологи выделяют так называемое социальное дно или андеркласс. На “дне” социальной жизни находятся преступники, а также опустившиеся люди: пьяницы, наркоманы, бродяги, бомжи.
Приведите положения, доказывающие что структура современного общества несправедлива и справедлива:
, структура современного общества несправедлива, так как:
• у разных социальных групп разные возможности;
• у разных социальных групп неравный доступ к благам;
• положение человека в обществе зависит не только от его трудолюбия, но и от удачи.
– С другой стороны, структура современного общества справедлива, так как:
• каждый человек имеет возможность изменить свой социальный статус, получив образование, сменив место жительства, добросовестно работая;
• в современном обществе господствует идея равноправия; общество даёт всем людям примерно равные стартовые возможности, а уже от человека, его способностей, трудолюбия зависит его будущее, следовательно, возможен переход из одной социальной группы в другую группу.
Работа с высказываниями:
– Объясни, как ты понимаешь высказывание Августа Бебеля: «Не может быть оправдано никакое неравенство, кроме того, которое создано природой в виде различия между отдельными людьми». | – Неравенство между людьми заложено природой, и в этом смысле мы все различаемся. Только такое неравенство может быть оправдано. |
– Объясни, как ты понимаешь высказывание Ральфа Эмерсона: «Одни всегда будут выше других. Уничтожь неравенство сегодня, и завтра оно появится снова». | – С точки зрения автора высказывания неравенство существовало и будет существовать всегда; это не подвергается сомнению. |
Ученые не пришли к единому мнению о том, сколько классов в современном обществе. Точнее сказать, число основных классов они знают, их всего три: богатые, зажиточные и бедные. Неясно сколько слоев в каждом классе. Более подробно о классе богатых и классе бедных мы с вами поговорим на следующих уроках.
А сейчас давайте подведем итог урока
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос нашего урока можно дать?
Выполняя разные жизненно важные для общества задачи, люди делятся на социальные группы. Разные социальные группы имеют неравный доступ к таким благам, как деньги, власть, престиж. Современное общество стремится реализовать идею равноправия людей: каждому должны быть созданы равные стартовые возможности. В ходе собственного развития люди разделяются по интересам, способностям, трудолюбию, удачливости.
- Домашнее задание:
1 уровень:- Знать параграф 17 – 18 для написания промежуточного тестового контроля.
2 уровень: - ответить на проблемный вопрос на стр. 125
- выполнить задания в рабочей тетради – к параграфу 18.
3 уровень: - Подготовить сообщения «Социальная мобильность», «Социальные лифты»
- написать рассуждение «Взаимосвязь классового положения, дохода и образа жизни» на основе дополнительного материала учебника на стр. 122-124,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме: Социальная стратификация
Подготовка к уроку по теме : Социальная стратификация 11 класспомощь для учителей 11 классов...
Урок по теме "Социальная стратификация"
Урок в технологии РКМЧП с использованием стратегии «эффективная лекция»,приемов "вопросительные и ключевые слова", "вводный вопрос", "резюме"....
презентация "Социальная стратификация"
Презентация содержит обучающий материал по теме "Социальная стратификация. Социальная мобильность". Продукт содержит задания для самостоятельной работы обучающихся, имеющие целью закрепление материала...
конспект урока по курсу обществознания "Социальная стратификация"
В разработке содержится раздаточный материал для организации самостоятельной работы обучающихся по теме "Социальная стратификация", предлагаются различные формы работы с разными источниками информации...
Презентация к уроку обществознания Социальная стратификация и мобильность 8 класс
Презентация к уроку обществознания Социальная стратификация и мобильность 8 класс...
тест "Социальная стратификация и мобильность"
Данный тест является дополнением к проверке домашнего задания в 8 и 10 классах по теме СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ...
Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы.
Презентация по обществознанию.Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ...