Проблема одиночества
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Проблема одиночества
(обществознание, 7 класс)
Цель урока: выяснить, что представляет собой проблема одиночества, и какими способами можно эту проблему решить.
Оборудование: презентация, учебник, фильм,
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Я предлагаю наш урок сегодня начать с рукопожатий. Давайте встанем в круг. Необходимо поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя ребятами одновременно. При этом отпускать одну руку можно только тогда, когда найдёшь того, кто тоже готов поздороваться. Таким образом, руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача: поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы (во время упражнения не должно быть разговоров).
После выполнения задания учитель предлагает ребятам занять свои места за партами.
II. Переход к изучению новой темы.
Учитель: Итак, прежде всего я хочу обратить ваше внимание на слайд (см. слайд №1).
Какие ассоциации у вас возникают?
Возможно, вы сможете назвать те чувства, которые испытывают эти люди?
(одиночество, обида, непонимание, злоба, нервозность, отсутствие любви)
Слайд №2. Тема урока.
Учитель: Сегодня на уроке речь пойдёт о проблеме, с которой сталкивается в своей жизни практически каждый человек – это проблема одиночества.
Мы выясним, что представляет собой одиночество, и каким способом можно выйти из этого состояния.
(Записываем в тетрадях число и тему урока)
III. Изучение новой темы
План
1. Что такое одиночество.
2. Просмотр отрывка фильма «Чучело».
3. Подростковая депрессия.
4. Тренинг «Подарок».
5. Притчи.
6. Высказывания.
1. Учитель: Для начала я предлагаю вам сделать в тетрадях кластер «Одиночество» (см. слайд №3). Выполните это задание самостоятельно. Если кто-то будет затрудняться, обратитесь за помощью к учебнику (стр.148-149)
Ребята высказываются, учитель показывает слайд №3 (сравниваем ответы).
Учитель: Как вы считаете, кто чувствует себя одиноким чаще всего?
Задание: комментированное чтение «Интересных фактов», стр.150 учебника.
Учитель: Скажите, а вы когда-нибудь чувствовали себя одинокими? И с чем это было связано?
2. Учитель: Сейчас я хочу показать вам отрывок художественного фильма «Чучело», который был снят почти 30 лет назад, но те проблемы, которые в нём подняты остаются актуальными и сегодня. После просмотра, я попрошу вас высказаться:
Какие мысли, ощущения у вас возникли?
Какие выводы мы можем сделать?
(после просмотра фильма, ребята отвечают на поставленные вопросы)
3. Учитель: Ребята, есть такое понятие, как подростковая депрессия. Если подросток на протяжении нескольких недель находится в устойчиво тоскливом (или раздражительном, плаксивом) настроении, постоянно недоволен собой, упорно не хочет общаться, перестал радоваться тому, что всегда доставляло ему удовольствие, потерял способность нормально спать, есть- это скорее всего депрессия.
Чем может быть вызвана подростковая депрессия?
(неразделённая любовь, непонимание друзей, конфликты дома или в школе)
Учитель: Каким способом можно побороть депрессию?
(ответы детей)
См. слайд №4.
- Надо научиться ценить и наслаждаться тем, что имеешь.
- Перестань неустанно думать о проблемах, отдаваясь
простым радостям сегодняшнего дня. Счастье – оно реально. Оно там, где мы
сейчас. Это природа, наши близкие и друзья.
- Почаще улыбайся.
- Носи жизнеутверждающую одежду и помни: чёрное – не носить.
- Занимайся спортом.
- Сон. Его, как и настроение, нужно беречь и охранять.
- Оптимистичные книги, фильмы, музыка.
- Питание. Уже одно слово «еда» должно вселять оптимизм.
- Домашние животные – особо эффективное ударное средство. Эти создания
наделяют жизнь особым смыслом, любовью, воспитывают ответственность,
занимают твои мысли.
- Трудотерапия.
4. Учитель: Сейчас мы будем делать подарок друг другу, каждый по очереди, средствами пантомимы изображая какой-либо предмет, и передавать его своему соседу справа.
(если у ребят будут возникать затруднения, можно воспользоваться слайдом №5)
Учитель: Я тоже приготовила вам подарок – это домашнее задание.
Параграф 21, практикум (письменно)
5. Слайд №6,7. (беседа с классом)
Притча 1.
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
– Мама, что это за птицы? – спросил он.
– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением, орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
– Ай-ай, они украли у нас еду!
– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
Учитель: Каков смысл данной притчи?
Притча 2.
В одном небольшом посёлке жила обыкновенная женщина. Правда, у неё не было детей, не было мужа, не было родственников. Но женщина была очень добрым и отзывчивым человеком. К ней многие приходили за советом, поддержкой. Всех она встречала добрым, ласковым словом.
И вот однажды к ней пришла соседка, у которой была большая семья: муж, много детей, внуков. Но женщина была печальна.
- Мне так одиноко, – сказала она. – Дети выросли, у них своя жизнь, у внуков свои интересы. Остались мы с мужем одни. И я чувствую, что нет между нами былой любви. Я знаю, что тебе меня не понять. Ты всю жизнь одинока. Мне просто больше не с кем посоветоваться и поделиться своими чувствами, вот я и пришла к тебе.
Женщина подумала немного и ответила:
- Мне, действительно, тебя не понять, потому что я никогда не чувствовала себя одинокой. Как я могу быть одинока, если вокруг меня целый мир! Мы рождаемся свободными и счастливыми. Одиночество мы создаём себе сами. Каждый день из-за непонимания, недоговорённости мы теряем своих близких и, живя с ними, становимся одинокими.
Оглянись вокруг, и ты увидишь, что рядом с тобой весь мир, нужно просто идти ему навстречу.
Учитель: Каков смысл данной притчи?
6. Задание: выбрать любое высказывание, записать его в тетрадь и написать краткий комментарий к нему.
Слайд №8.
- Одиночество – самая тяжёлая пытка, самая тяжёлая мука.
- Одиночество – порой лучшее общество.
- Тот, кто лишён искренних друзей, поистине одинок.
- Одиночество так же необходимо разуму, как воздержание в еде – телу, и точно так же губительно, если оно слишком долго тянется.
- Хочешь быть счастливым – будь им.
IV. Рефлексия.
А) Упражнение «Открытый микрофон».
Задание: закончите предложение.
- Если мне будет одиноко, то я…..
- Если рядом со мной будет одинокий человек, то я ….
Б) Упражнение «Спасибо»
Учитель: Давайте встанем все в круг. Я предлагаю вам мысленно положить на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на урок, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку, то, что получили на этом уроке нового. А теперь, все вместе, дружно, хлопнем в ладоши и крикнем «Спасибо!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Данным уроком можно начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. ...
Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
Презентация к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...
Урок по обществознанию в 7 классе на тему "Проблемы одиночества"
Урок усвоения новых знаний с использованием отдельных структур Сингапурской системы....
Проблемы одиночества
Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность о...
Конспект урока "Проблема одиночества"
Разработка урока в 7 классе, автор учебника Кравченко...
Методическая разработка "Проблема одиночества в современной русской литературе"
Целью данной работы является анализ проблемы одиночества в современной русской литературе по рассказу В. Астафьева «Людочка».Задачи работы обусловлены целью и заключаются в следующем:- про...
Проблема одиночества (презентация к уроку)
Проблема одиночества (презентация к уроку)...