введение в социологию
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от __________ 2018г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «__» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А. Левицкая приказ № 275 от «__» августа 2018г. |
Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
«Введение в социологию»
для обучающихся 10 А класса
2018-2019 учебный год
Составитель: Исаева Сабина Гаджиюсуповна
Учитель истории
Нижневартовск, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Понятие «социальное образование» все более последовательно связывается с его разделением на «обществоведение» и «человековедение» при сохранении тенденции к интеграции наук о человеке и обществе.
Школьное образование – составная часть социального образования. Оно базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Формируется школьная практика социального образования, идет процесс деидеологизации учебных курсов по социальным наукам, усиливается влияние социальных технологий, а социология и психология выступает стержнем такой подготовки.
Понятие «социальное» является одной из важнейших характеристик жизнедеятельности человека и его социального здоровья. Это понятие широко применяется не только при определении одной из важнейших сфер жизни человека, но и социология – как учебная дисциплина, входит в цикл обязательных социально-гуманитарных дисциплин.
Элективный курс «Введение в социологию» составлен на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень), авторской программы по предмету «Введение в социологию» для учащихся старшей школы Н.Ерофеевой и решает ряд принципиально важных задач по завершению формирования у учащихся старших классов средней школы реалистической, целостной картины современного общества во всем его многообразии, без которой трудно ориентироваться в современной жизни:
- Во-первых, предмет является логическим развитием и продолжением курса «Обществознание» и призван обеспечить как повторение, так и более глубокое усвоение ранее пройденного материала и изучение основ новой для учащихся науки социологии.
- Во-вторых, учебный предмет ориентирован на приобщение учащихся к социальному конструированию собственной и совместно с другими жизни средствами науки и обучение их приемам самостоятельного ориентирования в социальном мире, без чего невозможна активная гражданская позиция.
- В третьих, предмет «Введение в социологию» обеспечивает интеграцию знаний по отечественной истории, истории зарубежных стран, обществознанию, экономике и другим обществоведческим дисциплинам, что создает предпосылки формирования у учащихся целостной картины современного общества и развивает интерес для дальнейшего получения профессионального образования в высших учебных заведениях социально- экономического профиля.
Цель курса
- Иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторам формирования ее социального здоровья, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и групп, видах и исходах социальных процессов;
Задачи курса
- Знать типологию массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа;
- развивать творческие способы освоения познавательной деятельности учащихся.
- воспитывать гражданскую позицию у учащихся, патриотизм, толерантность.
Курс рассчитан на учащихся 10-х классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению социологии. Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по социологии, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин социально-гуманитарного профиля; научиться решать разнообразные задачи различного уровня и применять знания на практике, способствует выработке и закреплению навыков работы со статистическим, информационным и документальным материалом.
Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к олимпиадам по обществознанию и истории, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов.
Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 34 часа лекций и практических занятий. Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы курса «Введение в социологию» учащиеся получают возможность:
- изучать социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- анализировать закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы;
- сравнивать основные социальные институты (школа, семья, государство и т.д.) и процессы;
- наблюдать различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- выделять особенности различных общественных наук, основные пути и способы гуманитарного познания.
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с т. з. общественных наук;
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические, гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человек и общества;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработке собственной гражданской позиции;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в СМИ; нравственной оценки поведения людей;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Часть I . Теоретическая, 25 ч.
Тема 1. Введение, 1 ч.
Социология как наука. Предмет социологии. Функции социологии. Система научного знания по социологии.
Тема 2. Предмет социологии, 1 ч.
Определение понятия. Классификация социальных институтов и их функции. Социальные группы, составы, стратификационная теория (сравнительный анализ с классовым делением).
Тема 3. Методы исследования, 1 ч.
Сбор эмпирической информации и ее обработка. Используемые методы: интервью, наблюдение, эксперимент, анализ. Операционализация, выборочное обследование, репрезентативность.
Тема 4. Развитие общества, 4 ч.
Признаки общества.Типология общества: аграрное, индустриальное, постиндустриальное, традиционное. Эволюция общества и закон о неравномерности его развития. Социальный прогресс и факторы, способствующие его реализации. Формы прогресса: реформистский, революционный.
Тема 5. Культура, 3 ч.
Определение и состав культуры. Культурная динамика. Формы культуры: элитарная, массовая, народная, субкультура, молодежная, контркультура. Культурные нормы (привычки, традиции, манеры, этикет, обычаи, обряды, нравы, ценности, верования, законы). Кодекс чести.
Тема 6. Социализация подростка, 2 ч.
Понятие и основные функции социализации. Основные этапы социализации. Возрастная социализация (детство, юность, зрелость, взрослость, старость). Агенты первичной и вторичной социализации и их функции.
Тема 7. Социальный контроль, 2 ч.
Формы контроля и самоконтроль. Социальные нормы и санкции. Нежелательные формы общественного поведения: девиантное и делинквентное. Социальные отношения.
Тема 8. Социальная структура, 4 ч.
Понятие о совокупности статусов и ролей, осваиваемых в процессе социализации. Социальная структура – анатомический скелет общества. Специализация и кооперация труда – суть общественного разделения труда. Функциональные отношения. Права и обязанности. Мера ответственности. Элементы статуса, несовпадение статусов, личный и социальный статусы. Статус подростка. Отличительные признаки достигаемого и приписываемого статуса, их элементы.
Тема 9. Человек в социальной группе, 5 ч.
Понятие социальной группы и ее признаки. Изолированный индивид. Малая группа, диада, триада и т.д. Микромир и макромир и их характеристика. Закономерности развития малой группы. Семья как социальный институт, ее функции. Жизненный цикл семьи. Нуклеарная семья, традиционная семья и современная семья. Причины и мотивы разводов.
Понятие этноса: нация, народность, племя. Этноцентризм и культурный плюрализм. Межнациональные отношения (толерантность и национальная нетерпимость).
Итоговое занятие, 2 ч.
Часть II. Практическая часть, 9 ч.
Практическая работа №1.
1) Поставьте социальный диагноз нашему обществу: в какие периоды его истории аномия достигала наибольшего накала?
2) Установите причинно-следственные связи.
3) Оцените, как это действует на самочувствие и поведение людей.
Практическая работа №2.
Составить родословную фундаментальных научных понятий (по заданному алгоритму):
- В каких областях знания они зародились?
- В какие науки они впоследствии «мигрировали»?
- Как изменилось их содержание и значение?
Практическая работа №3.
Тренинг с применением «мозгового штурма».
Цель исследования – проблемы дедовщины в армии. Социолог опросил по выборке всех, кто когда-либо служил в армии и пришел к выводу.
Цель исследования – социальная защита населения. Социолог опросил по выборке пенсионеров.
Цель исследования – выяснить мнение подписчиков «Комсомольской правды» о своей газете. Редакция опубликовала анкету и намерена получить объективную информацию из тех писем, которые придут по почте.
Подумайте и ответьте: в каких случаях произошла ошибка; во всех ли случаях выборка служит точной копией генеральной совокупности?
Практическая работа №4.
1) Определите, к материальной или духовной культуре относятся следующие явления: дуэль, медаль, карета, теория, бокал, песня, погоны, танец, магия, амулет, диспут, револьвер, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.
2) Определите, какие из перечисленных выше культурных черт относятся к культурным комплексам. Распишите 2-3 комплекса так, как это сделано с футболом.
Практическая работа №5. Практикум.
Определите, к какой из форм культуры (народная, элитарная, массовая, субкультура, молодежная, контркультура) относятся:
- песни В. Высоцкого и Б. Окуджавы;
- оперы Дж. Верди;
- рок-опера Рыбникова А. «Юнона и Авось»;
- частушки;
- «мыльные» оперы;
- комиксы.
Практическая работа №6.
Самостоятельное исследование на тему «Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей».
1) Какие методы воспитания и наказания применялись?
2) Чему и как учат родители.
3) Сравните методы воспитания, которые употреблялись по отношению к вашим родителям, с теми методами, к которым они прибегают, воспитывая вас.
- Передается ли опыт социализации из поколения в поколение?
- Какие изменения происходят со временем, и чем они объясняются?
- Какие методы воспитания вы считаете наиболее действенными?
Практическая работа №7.
Тренинг.
Выстроить модель делового взаимодействия в бизнесе и описать:
- Какие цели преследуют партнеры;
- Какова их мотивация;
- Кто является прямым и косвенным участником сделки;
- Какова технология самого действия;
- Какие нормы регулируют деловые операции;
- Какие наказания следуют за их нарушение.
В качестве примера можете взять сделку о поставке крупной партии импортного оборудования на текстильную фабрику.
Практическая работа №8.
1) Определите свой главный статус, а также главные статусы родителей и 2-3 знакомых.
2) Определите, к какому из 3-х типов статуса – приписываемому, достигаемому или смешанному, относятся следующие позиции: полицейский, вождь, кочегар, китаец американского происхождения, космонавт, женщина, граф, ребенок, студент, профессор, народный депутат, падчерица, виконт, паж, адмирал.
Практическая работа №9.
Проанализируйте свой класс с позиций концепции малых групп.
- Выделите в них диады и триады.
- Постройте схему межличностной структуры класса.
- Проанализируйте характер межличностных отношений в классе.
- Выявите причины конфликтных отношений.
- Найдите решение этой проблемы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата урока | Тема урока | Примечания | |
По плану | По факту | |||
Введение | ||||
Предмет социологии | ||||
Методы исследования | ||||
Развитие общества | ||||
Развитие общества | ||||
Развитие общества | ||||
Развитие общества | ||||
Практическая работа №1. | ||||
Культура | ||||
Культура | ||||
Культура | ||||
Практическая работа №2. | ||||
Социализация подростка | ||||
Социализация подростка | ||||
Практическая работа №3. | ||||
Практическая работа №4. | ||||
Практическая работа №5. | ||||
Социальный контроль | ||||
Социальный контроль | ||||
Практическая работа №6 | ||||
Социальная структура | ||||
Социальная структура | ||||
Социальная структура | ||||
Социальная структура | ||||
Человек в социальной группе | ||||
Человек в социальной группе | ||||
Человек в социальной группе | ||||
Человек в социальной группе | ||||
Человек в социальной группе | ||||
Практическая работа №7. | ||||
Практическая работа №8. | ||||
Практическая работа № 9 | ||||
Итоговое занятие | ||||
|
| Итоговое занятие | ||
|
| Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
презентация к уроку "Введение в социологию"
Материал к уроку обществознания в 10 классе "Введение в социологию"...

Учебно-методическое обеспечение курса "Основы социологии и политологии"
Методическая разработка курса содержит:лекции по каждой теме, раскрывающие основные вопросы курса, содержащие как теоретический, так и личностно-ориентированный материал;схемы и таблицы, иллюстрирующи...

Программа курса по выбору для 10-11–х классов «Введение в социологию»
Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по социологии, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин социально-гуманитарного профиля; на...

Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа спецкурса «Введение в социологию» для обучающихся 10-11-х классов
Программа курса «Введение в социологию» является авторской педагогической разработкой адаптационного типа, разработана на основе Программы учебного курса «Социология» Васильевой Л.В., утверж...

Программа элективного курса "Введение в социологию"
Элективный курс «Введение в социологию» рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Данный курс направлен на углубление и расширение знаний в сфере социальных наук.Программа курс...

Рабочая программа элективного курса "Введение в практическую социологию"
Рабочая программа элективного курса "Введение в практическую социологию" для 10-11 классов...