Правовое государство в действии. Презентация
презентация к уроку по обществознанию (9 класс) на тему

Прощина Юлия Васильевна

В работе раскрыты принципы и механизмы функционирования правового государства на примере деятельности профсоюзных организаций. В приложении есть инструкция по составлению интеллект-карты. Предложены два варианта проведения урока. Дана ссылка на фильм "Три стороны" о конфликтной ситуации в Пикалево в 2008-2009 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pravovoe_gosudarstvo_v_deystvii.zip2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект к уроку обществознания

 в 9 классе по теме:

        Правовое государство в действии. (На примере профсоюзов).        

Предполагаемые результаты:

предметные – учащиеся научатся отличать правовое государство от неправового; узнают признаки правового государства; узнают о роли общественных организаций в жизни правового государства на примере деятельности профсоюзных организаций;

метапредметные – учащиеся продолжат развивать навыки работы по составлению интеллект карты; закрепляют умения целеполагания; отрабатывают навыки поиска нужной информации в предлагаемом источнике (правовом документе); получают возможность развивать коммуникативные навыки;

личностные – формирование активной гражданской позиции, основ правовой и политической культуры; воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: интерактивная беседа с элементами лекции и частично-поисковой деятельности учащихся.

Ход урока.

Организационный этап.

Взаимное приветствие. Раздача необходимых документов и интеллект карт.

Этап актуализации и мотивации.

 - Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с новыми для нас понятиями: правовое государство. Но, прежде этого, давайте вспомним, чем мы на прошлом занятии занимались?

  - Решали правовые задачи, которые были связаны с правонарушениями, совершаемыми гражданами. А бывает такая ситуация, когда правонарушение совершается не человеком, а государством? Или предприятием каким-то? А примеры, какие вы можете привести?

- То есть, и государство, и различные учреждения тоже должны нести правовую ответственность. Это и есть один из признаков правового государства – верховенство закона, закон распространяется на всех.

Этап обретения нового знания.

Учитель излагает дальнейший теоретический материал посредством составления интеллект карты на доске. У учащихся на партах инструкции о том, как грамотно создавать интеллект карту.

Интеллект карта содержит информацию о признаках правового государства: верховенстве закона;

незыблемости прав и свобод человека и гражданина; взаимной ответственности государства и гражданина; наличие общественных добровольных организаций граждан, созданных с целью защиты своих прав и интересов.

Рефлексивное задание: найти в Конституции РФ статьи, в которых закреплены принципы правового государства. Учащиеся пользуются заранее подготовленным извлечением из Конституции РФ. Подписывают номера статей в интеллект карту.

Учащимся предлагается видео ряд.  По стрелке можно перейти по гиперссылке и посмотреть отрывок из фильма о противостоянии властей и трудящихся в Пикалево в 2008-2009 гг. Либо далее идут 4 слайда с изображением демонстраций и митингов. Посмотрев его, им задается вопрос о том, что они увидели (борьба за права, митинги и др.) и происходит ли это в правовом государстве?

Учащихся необходимо подвести к выводу, что право на защиту своих прав, право на забастовку – эти права гарантирует только правовое государство. Оно создает механизм для реализации этих и других прав человека. И этими правами надо пользоваться.

 Этап обретения нового знания.

Учитель обращает внимание учащихся на статью 31 о праве граждан собираться мирно, без оружия на митинги и демонстрации; а также статью 30 о праве граждан на создание профессиональных союзов. На ст.37, на ст.45 ч.2. Делаются необходимые записи в тетрадь.

Организуется беседа:

- А как вы думаете, зачем в правовом государстве предусмотрен механизм защиты своих прав для граждан?- (Ответы учащихся)

- А почему Конституция РФ закрепляет именно создание профессиональных союзов, а не каких-либо других? (Ответы учащихся) – Да, действительно, право на труд – основное социально экономическое  право каждого человека. Ведь труд – это не только возможность самореализации, это основа для достойной жизни. А достойная жизнь каждого – этого достойная жизнь и всего общества в целом.

Вспомните Мировой экономический кризис в 1929-1932 гг.

 Что такое «локаут»? Как потеря трудовых отношений – работы – отразилась на жизни американцев? В Америке как раз в это время началась бурная жизнь профсоюзов и их эффективная работа.

- Ребята, а в какую сферу жизни общества государство вмешивается, создавая правовые основы деятельности профсоюзов? ( Экономическую).

Итак, защитить свои трудовые права нам поможет в случае необходимости профсоюз – добровольное негосударственное объединение работников по профессиональному признаку.

Рефлексивное задание. Ребята, посмотрите на эти эмблемы разных профсоюзов. Как вы думаете, что их объединяет? Какие символы или изображения повторяются? Какой вывод можно из этого сделать? ( Единство, человеческие руки – всё в наших руках, в единстве – сила)

Этап обретения нового знания. Сейчас вам предстоит самостоятельно поработать с документом – Уставом Федерации независимых профсоюзов России. Ваша учебная задача: найти в тексте основные направления деятельности профсоюзов и заполнить, доделать до конца интеллект карту по теме: Направления деятельности профсоюза? Время на выполнение учебной задачи 15 минут. Работа в группах по два человека. Выполненные карты вешаются на доску.

Если позволяет время, то целесообразно зайти на любой сайт какого-либо профсоюза. Например, на сайт профсоюза работников здравоохранения. Там обратить внимание на текущую деятельность и на реализацию тех направлений деятельности профсоюза, которые учащиеся отобразили в своей интеллект карте.

Рефлексивное задание. Занятие подходит к концу. Необходимо подвести итог.

Правовое государство гарантирует нам __________________- (возможность реализации и защиты наших прав). Главное социально-экономическое право человека это ___________ (право на труд). Потому что труд – это основа жизни не только каждого человека, но и всего общества в целом. Кроме права на труд, есть ещё право на отдых, на достойную оплату труда, на защиту своих трудовых прав, на создание профсоюзов. Профсоюз – это негосударственное объединение граждан с целью защиты своих профессиональных прав и интересов. Таким образом, деятельность профсоюза возможна только в  _________________ (правовом государстве).

А что же такое «правовое государство в действии»? ________________________

_____________________________________________________________________

Заключительный этап.

Выставление оценок.

Домашнее задание: п.31 «Правовое государство» и подготовить сообщение о любой другой общественной негосударственной организации или объединении.

 Другой вариант домашнего задания: интеллект карты о деятельности профсоюзов дополнить рисунками, иллюстрациями, соответствующими изображениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...

Презентация "Правовое государство"

ПРезентация по обществознанию, 9 класс...

Презентация к уроку "Правовое государство и гражданское общество" 11 класс

Презентация к уроку "Правовое государство и гражданское общество" 11 класс, Боголюбов...

Презентация к дискуссии:" Правовое государство и гражданское общество в России:идеал или действительность?" Может быть использована на уроках обществознания и во внеклассной работе.

В презентации представлен материал для проведения дискуссии " Правовое государство  и гражданское общество в России:идеал или действительность?"...

Презентация "Избирательное право как основа правового государства"

Презентация выполнялась к дню молодого избирателя , чтобы привлечь учащихся , достигших 18 лет к участию в выборах...

Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1"...

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 2"

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 2"...